Конспект занятия по рисованию «Украсим салфетку мордовским орнаментом»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Е.И. Николаева

Конспект занятия по рисованию

«Украсим салфетку мордовским орнаментом»

 

Программное содержание:  формировать умение работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску согнутую  пополам, закреплять приемы аккуратного наклеивания, развивать чувство ритма и чувство цвета; вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Задачи:

-учить украшать изделия мордовским орнаментом;

-  закрепить умение располагать узор на салфетке;

-  учить делать квадрат из полоски бумаги  путём разрезания по  линиям сгиба.

-  продолжить учить детей работе с ножницами, клеем и кисточкой.

-  воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей.

-познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю;

-воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Предварительная работа: беседы о обычаях и традициях мордовского народа; чтение колыбельных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок, загадок; рассматривание предметов быта, украшенных мордовским орнаментом.

Материалы и оборудование: кукла в мордовском национальном костюме, стол сервированный для чаепития, самовар, скатерть с мордовским орнаментом, грамзапись с мордовскиммотивом, образцы салфеток, кисти, салфетки, клеенки, клей, ножницы, шаблоны салфеток на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети заходят в зал, встают полукругом.

Воспитатель: Ребятамы с вами пришли в гости к кукле Алдуне. Она нас не просто так пригласила, у нее сегодня день рождения.

Воспитатель:Беру в руки  куклу Алдуню: низкий вам поклон люди добрые!

Шумбратадо!

Воспитатель:Ребята Алдуня – мордовочка, и с нами она поздоровалась на мордовском языке. Давайте с вами поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А теперь  поздороваемся на мордовском языке.

Дети: Шумбратадо!

Воспитатель: Посмотрите какая она нарядная, а одета она в национальный мордовский костюм.

Воспитатель: Какой  яркий, фартук, красивая рубаха вышитая мордовскими  узорами.

Воспитатель:Алдуня рассказала мне, что к ней придетмного гостей, а красивых салфеток для сервировки стола нет.

Воспитатель: Чем мы ребята можем Алдуне помочь?

Дети: Подарить ей красивые салфетки.

Воспитатель: Конечно.  Давайте сделаем и подарим  Алдунекрасивыесалфетки.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.Посмотрите какие у меня салфетки с мордовскими узорами.

Воспитатель: Какие элементы мордовского узора вы видите?

Дети: Квадрат, крест.

Воспитатель:Какие цвета используются в этом узоре?

Дети:  Черный крест и красный квадрат.

Воспитатель:Где расположен узор на салфетке?

Дети: В центре салфетки.

Воспитатель: Правильно.  Посмотрите сколько расположено квадратов на  этой салфетке?

Дети: Два квадрата.

Воспитатель: Посмотрите, где располагаются квадраты на этой салфетке?

Дети:Сверху и снизу.

Воспитатель: А на другой салфетке?

Дети: Справа и слева.

Воспитатель:Молодцы.

Воспитатель: А сколько расположено квадратов  на этой салфетке?

Дети:Четыре.

Воспитатель:Где располагаются квадраты?

Дети:Сверху, снизу, справа и слева.

Воспитатель: Правильно, на этой салфетке все квадраты сгруппировались.

Воспитатель:А теперь посмотрите как нужно правильно вырезать и раскладывать узор.

Воспитатель: У меня в тарелочке лежат заготовки для вырезания.

Воспитатель: Чтобы у нас получились квадраты,  нужно полоску сложить пополам,  уголок к уголку, разгладить пальчиком по сгибу, потом развернуть и аккуратно по сгибу разрезать.

Воспитатель: Вот у нас получилось два квадрата. Нам нужно еще два квадрата. Мы берем еще одну полоску складываем ее  пополам,  уголок к уголку, разглаживаем  пальчиком по сгибу, потом разворачиваем  и аккуратно по сгибу разрезаем.

Воспитатель: Вот у меня получилось четыре квадрата. Я их раскладываю на салфетку. Каждый квадрат выкладываю на свое место. Затем беру по одному квадрату,  беру кисточку, набираю клей и аккуратно промазываю всю деталь. Затем приклеиваю на тоже место. И так наклеиваю остальные детали.

Воспитатель:Вот какая  красивая получилась салфетка. Прежде чем мы начнем  работу,  немного поиграем. Подойдите ко мне, сделаем красивый круг.

Пальчиковая гимнастика«Идем в гости»

Дети в гости прибежали. (дети бегут по кругу)

Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Лиза! (указательные пальцы соединяются подушечками)

Здравствуй, Даша! (соединяются подушечки средних пальцев)

Рад и Саша (соединяем в приветствии безымянные пальчики)

И Наташа! (приветствуют друг друга пальчики и мизинчики)

Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)

Кренделек? (соединим большие и указательные пальцы на обеих руках)

С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)

И захлопали в ладошки…

Воспитатель:А сейчас возьмите  стульчики и пройдем в нашу мастерскую.Сядьте правильно. Спинки прямые. Ребята вы можете сделать любую салфетку, которая вам понравилась.Незабываем, с ножницами работаем аккуратно.

Дети под музыку приступают к работе.Воспитатель по мере надобности помогает.

Воспитатель: Во время работы я беру куклу Алдуню и  она любуется и хвалит детей.

Воспитатель: Дети закончили работу и оставили салфетки. Ребята, пока наши салфетки подсохнут, мы споем кукле Алдуне каравай. Воспитатель с куклой в руках стоит в центре круга.Как спели каравай Алдуня приглашает в центр круга по одному ребенку и танцует с ним. Игра повторяется 3 раза.

« Каравай»

Нашей кукле в день рожденья, испекли мы каравай, Вот такой вышины, вот такой нижины, Вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! (выполняем движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: А сейчас мы  возьмем наши красивые  салфетки и подарим Алдуне.Дети несут свои салфетки  Алдуне.

Воспитатель:Алдуня благодарит вас за такие прекрасные подарки. Теперь ты можешь накрывать стол для всех своих друзей.

Воспитатель:Ребята,Алдуня и нам приготовила угощения.  Угостимся мы с вами позже. На подносе лежат пирожные.

Воспитатель:Наша встреча с Алдуней подходит к концу, ей пора встречать гостей. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке.

Дети:Вастомазонок!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию

«Украсим салфетку мордовским орнаментом»

Программное содержание:  формировать умение работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску согнутую  пополам, закреплять приемы аккуратного наклеивания, развивать чувство ритма и чувство цвета; вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

 Задачи:

-  учить украшать изделия мордовским орнаментом;

-  закрепить умение располагать узор на салфетке;

    -  учить делать квадрат из полоски бумаги  путём разрезания по  линиям сгиба.

     -  продолжить учить детей работе с ножницами, клеем и кисточкой.

-  воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей.

-познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю;

-воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Предварительная работа: беседы о обычаях и традициях мордовского народа; чтение колыбельных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок, загадок; рассматривание предметов быта, украшенных мордовским орнаментом.

Материалы и оборудование: кукла в мордовском национальном костюме, стол сервированный для чаепития, самовар, скатерть с мордовским орнаментом, грамзапись с мордовским мотивом, образцы салфеток, кисти, салфетки, клеенки, клей, ножницы, шаблоны салфеток на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети заходят в зал, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята мы с вами пришли в гости к кукле Алдуне. Она нас не просто так пригласила, у нее сегодня день рождения.

Воспитатель: Беру в руки  куклу Алдуню: низкий вам поклон люди добрые!

Шумбратадо!

Воспитатель: Ребята Алдуня – мордовочка, и с нами она поздоровалась на мордовском языке. Давайте с вами поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А теперь  поздороваемся на мордовском языке.

Дети: Шумбратадо!

Воспитатель: Посмотрите какая она нарядная, а одета она в национальный мордовский костюм.

Воспитатель: Какой  яркий, фартук, красивая рубаха вышитая мордовскими  узорами.

Воспитатель: Алдуня рассказала мне, что к ней придет  много гостей, а красивых салфеток для сервировки стола нет.

 Воспитатель: Чем мы ребята можем Алдуне помочь?

Дети: Подарить ей красивые салфетки.

Воспитатель: Конечно.  Давайте сделаем и подарим  Алдуне красивые салфетки.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите какие у меня салфетки с мордовскими узорами.

Воспитатель: Какие элементы мордовского   узора вы видите?

Дети: Квадрат, крест.

Воспитатель: Какие цвета используются в этом узоре?

Дети:  Черный крест и красный квадрат.

Воспитатель: Где расположен узор на салфетке?

Дети: В центре салфетки.

Воспитатель: Правильно.  Посмотрите сколько расположено квадратов на  этой салфетке?

Дети: Два квадрата.

Воспитатель: Посмотрите, где располагаются квадраты на этой салфетке?

Дети: Сверху и снизу.

Воспитатель: А на другой салфетке?

Дети: Справа и слева.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: А сколько расположено квадратов  на этой салфетке?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Где располагаются квадраты?

Дети: Сверху, снизу, справа и слева.

Воспитатель: Правильно, на этой салфетке все квадраты сгруппировались.

Воспитатель: А теперь посмотрите как нужно правильно  вырезать и раскладывать узор.

Воспитатель: У меня в тарелочке лежат заготовки для вырезания.

Воспитатель: Чтобы у нас получились квадраты,  нужно полоску сложить пополам,  уголок к уголку, разгладить пальчиком по сгибу, потом развернуть и аккуратно по сгибу разрезать.

Воспитатель: Вот у нас получилось два квадрата. Нам нужно еще два квадрата. Мы берем еще одну  полоску складываем ее  пополам,  уголок к уголку, разглаживаем  пальчиком по сгибу, потом разворачиваем  и аккуратно по сгибу разрезаем.

Воспитатель: Вот у меня получилось четыре квадрата. Я их раскладываю на салфетку. Каждый квадрат выкладываю на свое место. Затем беру по одному квадрату,  беру кисточку, набираю клей и аккуратно промазываю всю деталь. Затем приклеиваю на тоже место. И так наклеиваю остальные детали.

Воспитатель: Вот какая  красивая получилась салфетка. Прежде чем мы начнем  работу,  немного поиграем. Подойдите ко мне, сделаем красивый круг.

 Пальчиковая гимнастика«Идем в гости»

Дети в гости прибежали. (дети бегут по кругу)

Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Лиза! (указательные пальцы соединяются подушечками)

Здравствуй, Даша! (соединяются подушечки средних пальцев)

Рад и Саша (соединяем в приветствии безымянные пальчики) 

И   Наташа! (приветствуют друг друга пальчики и мизинчики)

Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)

Кренделек? (соединим большие и указательные пальцы на обеих руках)

С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)

И захлопали в ладошки…

   Воспитатель: А сейчас возьмите  стульчики и пройдем в нашу мастерскую. Сядьте правильно. Спинки прямые. Ребята вы можете сделать любую салфетку, которая вам понравилась. Незабываем, с ножницами работаем аккуратно.

Дети под музыку приступают к работе. Воспитатель по мере надобности помогает.

Воспитатель: Во время работы я беру куклу Алдуню и  она любуется и хвалит детей.

Воспитатель: Дети закончили работу и оставили салфетки. Ребята, пока наши салфетки подсохнут, мы споем кукле Алдуне  каравай. Воспитатель с куклой в руках стоит в центре круга.Как спели каравай Алдуня приглашает в центр круга по одному ребенку и танцует с ним. Игра повторяется 3 раза.

« Каравай»

Нашей кукле в день рожденья, испекли мы каравай, Вот такой вышины, вот такой нижины, Вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! (выполняем движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: А сейчас мы  возьмем наши красивые  салфетки и подарим Алдуне.  Дети несут свои салфетки   Алдуне.

Воспитатель: Алдуня благодарит вас за такие прекрасные подарки.  Теперь ты можешь накрывать стол для всех своих друзей.

Воспитатель: Ребята, Алдуня и нам приготовила угощения.  Угостимся мы с вами позже. На подносе лежат пирожные.

Воспитатель: Наша встреча с Алдуней подходит к концу, ей пора встречать гостей. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке.

Дети:  Вастомазонок!

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Украсим платочек для матрешки"

Занятие предназначено для детей младшей группы....

Конспект занятия по рисованию "Украсим кукле Кати платье".

Конспект занятия 1 младшая группа (по рисованию) «Украсим кукле Кате  платье».Цель: закрепить умение детей пользоваться кистью.Задачи:• Формировать умение детей правильно держать кист...

Конспект занятия по рисованию "Украсим тарелку"

Рисование нетрадиционным методом - ватной палочкой на круглой основе....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «УКРАСИМ РУКАВИЧКУ-ДОМИК»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «УКРАСИМ РУКАВИЧКУ-ДОМИК»Цель: развивать художественные способности в процессе рисования.Задачи:-Учить рисовать узоры из прямых  линий, создавать ритмиче...

Конспект занятия по рисованию "Украсим кукле Кати платье"

В работе представлен конспект занятия по изобразительной деятельности для детей второй младшей группы....

Конспект занятия по рисованию «Украсим рукавичку» во 2 младшей группе

Продолжать знакомить воспитанников с техникой нетрадиционного рисования с целью развития креативных способностей в процессе изобразительной деятельности....

Конспект занятия на тему: «Украшаем валенки мордовским орнаментом для Деда Мороза».

Конспект занятия в старшей логопедической группе по аппликации (художественно-эстетическое развитие) на тему: «Украшаем валенки мордовским орнаментом для Деда Мороза»....