Исследовательско-творческий проект "Дизайн открыток"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Создание открыток дает широкий простор детскому творчеству. Они разнообразны по форме, материалу, по дизайну. Создавать открытки могут взрослые и дети.Это увлекательно, и способствует развитию инициативности, фантазии, воображения, самостоятельности, развитию замысла, умению планировать результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по созданию открыток с детьми подготовительной к школе группе. и родителями. | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с.Кабанск»
Исследовательско - творческий проект
«Дизайн открыток»
Подготовила:
Швейкина Е.А. воспитатель
по изобразительной деятельности
Кабанск - 2018 год
Пояснительная записка.
Актуальность:
В преддверии разных праздников, принято дарить подарки для близких людей. Но как это сделать ребенку, чьи возможности ограничены технически, недостаточно развито воображение, ребенок не имеет необходимого опыта. Купить подарок – самый простой вариант, но у него нет своего бюджета. А сделанный своими руками подарок – наиболее ценен для родных.
Поздравление открыткой – наиболее простой способ оказания внимания. Это популярная, любимая, востребованная, доступная по материалам тема для детского, взрослого и совместного творчества! Одна из привлекательных черт открыток – разнообразие дизайна, форм и материалов. В детском саду создание красивой открытки может служить разным целям – это и украшение интерьера, и возможность порадовать близкого человека, использование в игровой деятельности дошкольника, оформление альбомов, вывесок для разных уголков группы.
Создание открыток дает широкий простор детскому творчеству. В этом дизайне важны не только воображение, развитие замысла, но и самостоятельность, инициативность, планирование результата.
Проблема.
Старшие дошкольники уже имеют опыт изобразительной деятельности, облегчающий их приобщение к дизайну открыток. Но к сожалению открытки, приготовленные детьми к праздникам, чаще всего похожи на образец, данный воспитателем. Нестандартно мыслить, проявлять инициативу, самостоятельно планировать свою предстоящую работу, следовать единой стилистике, могут далеко не все.
Гипотеза.
Если познакомить детей с разными приемами оформления открыток и создать условия для творческой деятельности, то работа над созданием открыток, послужит развитию инициативности, изобретательности, способности работать творчески, самостоятельно. Дети приобретут опыт в планировании своей деятельности и смогут самостоятельно создавать оригинальные открытки для близких и родных.
Цель проекта:
Создать условия, благоприятствующие появлению новых идей, которые могут вдохновлять ребенка на дизайнерскую работу, вселять уверенность, развивать творческие способности, умение планировать будущий дизайн открыток.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширить представления детей о видах открыток, способах оформления открыток, использовании различных по качеству материалов.
- Формировать у детей первоначальные умения дизайнерской деятельности.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Совершенствовать аналитическое восприятие средств выразительности в дизайне готовых открыток, и переносе их в собственное творчество оформительской деятельности.
- Совершенствовать умения в различных изобразительных техниках.
- Развивать умение планировать свою деятельность и следовать намеченному плану.
- Развивать творческие возможности, инициативу каждого ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях желание оказывать знаки внимания близким людям.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание добиваться хорошего результата.
Сроки: 1 месяц.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели группы, воспитатель по изобразительной деятельности. Помощь родителей в создании коллекции.
Методы и формы:
Создание коллекции открыток.
Презентация.
Моделирование « Конструктор открыток».
Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Проблемная ситуация.
Интегрированные занятия:
Изобразительная деятельность – экспериментирование.
Рисование – аппликация.
Ожидаемые результаты:
- Дети расширят представления о видах, назначении открыток и их дизайне из разнообразных материалов.
- Детская творческая деятельность обогатится новым содержанием.
- Получат опыт работы с разно - фактурными материалами.
- Получат возможность проявить инициативу, творчество, нестандартность мышления.
- Получат опыт планирования деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Мониторинг, изучение литературы, сбор коллекции открыток, создание презентации, «Конструктора открыток», разработка конспектов.
2 этап: Пополнение предметно-развивающей среды коллекцией открыток, материалом для аппликации (ленты, цветная бумага, пуговицы, салфетки). Рассматривание коллекции. Презентация «История открытки». Интегрированные занятия.
3 этап: Выставка коллекции открыток. Подарить открытки работникам детского сада.
Дата | Мероприятия (по задачам) | Исполнители | Результат |
1 этап | |||
1 неделя | Мониторинг. | Воспитатель по изо.деят. | |
Проблемная ситуация «Как поздравить с праздником» Заинтересовать работой дизайнера. Привлечь к поисковой деятельности дома с родителями - найти интересные открытки, рассмотреть их, узнать из чего они сделаны. | Воспитатели группы, дети | Желание детей узнать какие бывают открытки, самим придумать и создать интересную открытку. | |
Обращение к родителям за помощью в создании коллекции открыток. Приобщать родителей к совместной поисковой деятельности с детьми. Обогатить представления детей о поздравительной открытке. | Воспитатели группы, родители, дети | Создание коллекции открыток | |
Выставка коллекции открыток. Дать представление о дизайне открыток, назначении. Побуждать детей рассказывать о принесенной открытке, активизировать речь, расширять словарь, побуждать высказывать свое впечатление о увиденном и услышанном. | Воспитатели группы, воспитатель по изо. деят., дети | Дети получат представление о разнообразии открыток, способах их оформления. | |
Создание конструктора открыток. Создать набор-конструктор для упражнения детей в создании эскизов будущих открыток. | Воспитатель по изо.деят. | «Конструктор открыток» | |
2 неделя | Презентация «История открытки» Познакомить детей с историей возникновения открыток, способах доставки. Дать представление о изменениях декора от первых открыток, до современных дизайнерских. Воспитывать интерес к творчеству профессионалов, желание проявить свои творческие способности. | Воспитатель по изо.деят., дети | Дети проследят как открытка менялась, узнают историю ее возникновения, какие бывают открытки. |
Моделирование с конструктором открыток. Развивать умение создавать оригинальные композиции из разнообразного материала: цветной бумаги, картона, вырезанных готовых силуэтов, лент, пуговиц и т.д. Воспитывать эстетический вкус, цветовосприятие, чувство единой композиции. | Воспитатель по изо.деят., дети | Дети получат опыт экспериментирования с различным материалом. | |
Рисование – экспериментирование. Побуждать детей к самостоятельному поиску нетрадиционных способов оформления фона будущей открытки. Развивать творческое мышление, фантазию. Воспитывать художественный вкус. | Воспитатель по изо.деят., дети | Фоны для будущих открыток | |
3 неделя | Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?» Активизировать интерес к дизайну открыток. Развивать внимательность к украшающим деталям, качеству материалов, цвету, эстетике оформления. | Воспитатели группы, дети | Уточнят дизайнерские приемы украшения открыток. |
Игра с конструктором открыток и готовым фоном (приготовленный на предыдущем занятии-экспериментировании). Упражнять детей в составлении единой гармоничной композиции. Стимулировать детей на поиск нестандартного оформления открытки, подбору аксессуаров из разных материалов. | Воспитатель по изо.деят., дети | Дети получат опыт экспериментирования с различным материалом и фоном, который создали сами. | |
Рисование-аппликация «Открытка для друга» Развивать умения разрабатывать образ, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники. Упражнять в создании уникальной открытки, используя ранее приготовленный фон. Воспитывать художественный вкус. | Воспитатель по изо.деят., дети | Дети создадут свою дизайнерскую открытку по заранее намеченному плану. | |
4 неделя | Рисование – аппликация «Открытка для работника детского сада» Побуждать детей к самостоятельному поиску способов украшения открытки, в соответствии с темой, используя приемы нетрадиционного рисования, аппликации. Развивать нестандартное мышление, творчество, умение следовать намеченному плану. Воспитывать уважение к работникам детского сада, желание преподнести сюрприз. | Воспитатель по изо.деят., дети | Дети самостоятельно придумают и создадут открытку. |
Рассматривание готовых открыток, доработка недочетов. Развивать внимательность, умение замечать несовершенства в своей работе и желание улучшить результат. Воспитывать настойчивость в достижении хороших результатов. | Воспитатель по изо.деят., дети | Получат возможность критически рассмотреть свою работу, исправить несовершенства. | |
|
|
Итоговое мероприятие.
Выставка коллекции открыток.
Вручение открыток работникам детского сада.
Развивать монологическую речь детей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, коммуникативные навыки взаимодействия с взрослыми людьми.
Приложение.
Анализ диагностических данных сформированности творческих умений, выявленных в ходе мониторинга по диагностической методике определения уровня развития творческих умений детей, разработанной Комаровой Т.С.
Ф.И. |
| ||||||||||||||||||||||||
Уровень развития творческих умений | |||||||||||||||||||||||||
Композиция | |||||||||||||||||||||||||
Передача цвета | |||||||||||||||||||||||||
Уровень самостоятельности | |||||||||||||||||||||||||
Оригинальность изобр. | |||||||||||||||||||||||||
Обогащение замысла | |||||||||||||||||||||||||
Использование изо. техник |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Мультимедиа. Презентация «История открыток». Конструктор открыток. Изобразительный материал для традиционного и нетрадиционного рисования, ножницы, клей, цветная бумага, ленты, пуговицы, салфетки, ткань. Образцы готовых открыток, выполненные в разных техниках.
Конспекты.
Проблемная ситуация «Как поздравить с праздником?»
Цель: Заинтересовать работой дизайнера. Привлечь к поисковой деятельности.
Создание проблемной ситуации: нужно поздравить именинника. Как мы можем это сделать? Как поздравляют с днем рождения, с праздниками своих родных и близких дети? Что можно подарить? Можем ли мы подарить подарок без денег? Какой подарок мы можем сделать своими руками? Что нужно знать и уметь, что бы получилась красивая открытка.
Предложить детям дома с родителями найти интересные открытки, рассмотреть их, узнать, из чего они сделаны, для поздравления с каким праздником предназначены? Открытки принести в детский сад и рассказать о них сверстникам.
Выставка коллекции открыток.
Цель: Дать представление о дизайне открыток, назначении. Побуждать детей рассказывать о принесенной открытке, активизировать речь, расширять словарь, побуждать высказывать свое впечатление о увиденном и услышанном. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в исследовательской деятельности.
Дети показывают и рассказывают о принесенных открытках. Остальные дети задают вопросы, рассматривают открытки. Стимулировать детей на исследование открыток, обобщение полученной информации.
Презентация «История открытки»
Задачи.
Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения открыток, способах доставки.
- Дать представление о изменениях декора от первых открыток, до современных дизайнерских.
Развивающие:
- Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
- Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к творчеству профессионалов, желание проявить свои творческие способности.
Беседа.
Слайд 1. Что такое открытка?
Открытка - специальный вид почтового отправления изготовленного на плотной бумаге, картоне, и т.п. предназначенного для короткого, открытого письма. Изначально открытка называлась открытым письмом.
Почему люди поздравляют друг друга?
Главная функция открытки дарить людям радость!
С открытки начинается любой праздник. Ведь открытки появляются раньше других символов главного торжества в году, и даже беглое их рассматривание в магазине вызывает приятные эмоции, радостные чувства, нежность, заботу.
Когда мы думаем о людях, которых хотели бы поздравить, выбираем для каждого подходящие сюжеты, подбираем слова, думаем, как выразить чувства и вспоминаем добрые пожелания, представляем, как будут читать наши пожелания.
Слайд 2.
Первыми в истории появились поздравительные открытки. Самой ранней является открытка «С новым годом». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована ХV .
Слайд 3.
В России открытка появилась в1872г. В первые годы открытка закупалась за границей, а в России на них допечатывались надписи на русском языке и иногда добавляли российскую символику.
Слайд 4.
Первые открытки изготавливались в ручную. Для них оформления использовались любые материалы, на которые хватало фантазии. Это бархат, бисер, шелк, сушеные цветы, кожа, резина. Поэтому открытки выглядели по-разному, оригинально и необычно.
Слайд 5.
Технический прогресс привел к тому, что открытки все меньше и меньше делались в ручную с применением оригинальных технологий, а стали печататься на фабриках.
Слайд 6.
Чаще всего открытки выпускались к знаменательным датам. Открытка стала отражать новую жизнь народа. На них изображали достижения советских людей, победы в труде.
Слайд 7.
В тяжелые годы Великой Отечественной Войны открытка служила мостиком между жизнью и смертью. Она приносила весточки с фронта. Открытка подбадривала солдат и сообщала им новости из далекого, но такого родного дома.
Слайд 8.
В послевоенные годы открытки стали еще более яркими и праздничными.
Слайд 9.
По старинным открыткам можно узнать, как изменялась мода прошлого века, как жили и праздновали праздники люди разных слоев населения.
С помощью открытки можно проследить историю страны, семьи.
Слайд 10.
По открыткам можно узнать, как изменялась военная мода, военная техника.
По открыткам с видами природы можно узнать природу других краев.
По открыткам с видами городов можно познакомиться достопримечательностями разных городов, узнать много интересного и полезного.
Слайд 11.
Большой популярностью пользуются шуточные открытки ( с приколами), а также быстро входят в моду фото открытки.
Деловая открытка, является новым направлением в разработке открыток.
Слайд 12.
Сегодня открытки все реже высылают почтой, но они по-прежнему остаются неизменными спутницами любого праздника.
Открытки часто дарят лично, поэтому большое распространение получили открытки, сделанные своими руками.
Слайд 12.
Мы узнали о существовании разных видов открыток.
Игра «Назови открытку»:
Это открытки старинные и современные.
Авторские и отпечатанные в типографии.
Музыкальные, деловые и электронные.
Большие и маленькие, открытки разной формы.
Праздничные: Новогодние, Рождественские, Пасхальные.
К знаменательным датам, связанные с историей нашей страны.
К празднику 8-е марта, ко дню защитника Отечества, 1-е мая, ко дню Победы
С днем рождения, юбилейные.
С днем ангела. С днем свадьбы.
Шуточные. Именные.
Открытки для любимых папы и мамы, дорогих дедушки и бабушки, для дочки и сыночка, внука и внучки.
Моделирование с конструктором открыток.
Цель: Развивать умение создавать оригинальные композиции из разнообразного материала: цветной бумаги, картона, вырезанных готовых силуэтов, лент, пуговиц и т.д. Воспитывать эстетический вкус, цветовосприятие, чувство единой композиции.
Дидактический материал: бумага разного цвета, вырезанные фигуры цветов, предметов, кусочки лент, ткани, салфетки, пуговицы.
Правила: Внимательно рассмотреть материал. Подобрать детали в соответствии сочетания цвета, в едином стиле, в единой тематике.
НОД. Рисование – экспериментирование.
Задачи:
- Побуждать детей к самостоятельному поиску нетрадиционных способов оформления фона будущей открытки.
- Развивать творческое мышление, фантазию.
- Воспитывать художественный вкус.
Материал: по 3 листа бумаги на каждого ребенка. Разный изобразительный материал.
Этап | Задача этапа | Содержание деятельности |
Вводно- организационный | Формировать интерес к содержанию НОД. | Показ открыток. Предложить приготовить основу будущих открыток для своих родных. Рассказы детей: для кого они хотят изготовить открытку. |
Актуализации | Активизирует процесс мышления. Стимулирует интерес. Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний. | Рассматривание бумаги, из которой они изготовлены. Предложить подумать - какими приемами бумага окрашена. С помощью каких инструментов, предметов можно добиться интересной фактуры. |
расширение имеющихся представлений | расширение представлений детей о приемах окраски бумаги. | Дети предлагают свои варианты окраски бумаги. Можно применять несколько приемов и разный изобразительный материал. |
Практическая часть | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при окраске бумаги. | Самостоятельный выбор изобразительного материала, нетрадиционных техник рисования, экспериментирование. Дети пробуют разные варианты рисования. Помочь затрудняющимся детям. |
Динамическая часть | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. | Игра «Разноцветные ладошки» |
Рефлексия | Слушают рассказы сверстников, рассказывают о своих открытках. Делятся впечатлением о работах сверстников. | Рассматривание работ, рассказы детей о своих экспериментах, что и как они делали, какой фон получился, для какой открытки он подойдет? |
Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Дидактическая задача: Активизировать интерес к дизайну открыток. Развивать внимательность к украшающим деталям, качеству материалов, цвету, эстетике оформления. Упражнять в умении описывать открытку, находить сходство и отличие между ними.
Материал: открытки.
Игровые правила: Открытки разделены на пары. Дети рассматривают каждую пару, находят сходство и отличие. За правильный ответ получают фишку.
НОД. Рисование – аппликация «Открытка для близкого человека»
Задачи.
Образовательные: Развивать умения разрабатывать образ, предлагать варианты образа, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники.
Развивающие: Упражнять в создании уникальной открытки, используя ранее приготовленный фон.
Воспитательные: Воспитывать художественный вкус.
Этап | Задача этапа | Содержание деятельности |
Вводно- организационный | Формировать интерес к содержанию НОД. | Рассматривание готовых фонов для будущей открытки. Предложить подумать, для кого она предназначена. |
Актуализации | Активизирует процесс мышления. Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний. | Рассказы детей о том, что они хотят сказать своей открыткой, какие чувства передать. С помощью чего можно передать любовь, нежность, дружбу, пожелания? |
расширение имеющихся представлений | Закрепление, расширение представлений детей . | Вспомнить приемы украшения открыток, рассмотреть материалы. Высказывания детей о том, как и для чего они планируют дальнейшее украшение открытки. Показать детям красивые сочетания цветов и оттенков. |
Практическая часть | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при рисовании элементов бурятского орнамента. о последовательности выполнения рисунка. | Составление эскиза открытки детьми. Аппликация, дорисовка по необходимости. Помочь детям придерживаться намеченного плана, цветовой гаммы, тематике открытки. |
Динамическая часть | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. | Игра «Веселый гном» |
Рефлексия | Слушают рассказы сверстников, рассказывают о своих работах. Делятся впечатлением о работах сверстников. | Рассматривание открыток. Предложить угадать настроение открыток. |
Рисование – аппликация «Открытка для работника детского сада»
Задачи.
Образовательные: Формировать умения самостоятельно искать способы украшения открытки, в соответствии с темой, используя знакомые приемы нетрадиционного рисования, аппликации.
Развивающие: Развивать нестандартное мышление, творчество, умение следовать намеченному плану.
Воспитательные: Воспитывать уважение к работникам детского сада, желание преподнести сюрприз.
Этап | Задача этапа | Содержание деятельности |
Вводно- организационный | Формировать интерес к содержанию НОД. | Игра «Кто работает в саду?» |
Актуализации | Активизирует процесс мышления. Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний. | Что для нас делают прачки, повара, медицинские сестры, заведующая и т.д. Как мы можем поблагодарить работников детского сада? |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) | Закрепление, расширение объема знаний и представлений детей о орнаментальном искусстве бурят. | Какие открытки должны быть? Какой тематике необходимо придерживаться? В каком стиле можно создать открытки? Чем украсить? Показ приема изготовления цветов из готовой раскрашенной бумаги. |
Практическая часть | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при конструировании открытки. | Предложить детям сконструировать открытку из готового фона и дополнительного материала. Дорисовать необходимые элементы. Помочь детям найти интересные идеи и воплотить их в работах. Стимулировать к поиску нестандартных решений. |
Динамическая часть | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. | Игра «Составляем мы узор» |
Рефлексия | Слушают рассказы сверстников, рассказывают о своих открытках. Делятся впечатлением о работах сверстников. | Рассматривание открыток, выбрать яркие, нежные, веселые. Придумать пожелания, которые можно сказать взрослым. |
Литература:
- Пантелеева Л.В. О детском дизайне.// Дошкольное воспитание. – 1977. - № 11 – с. 46-49.
- Белобрыкина О. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск – 1993
- Г.Н.Давыдова «Детский дизайн»
- Ярыгина А. «Графический дизайн»./ Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2, с. 35-41.
- Афанасьева С., Кондратьева Н. Кляксы и дизайн.// Обруч.- 2006.- №3.
- Котлякова Т.А Художественные проекты по развитию навыков дизайна у старших дошкольников: методическое пособие/ г. Ульяновск, 2013г. - 96 стр.
- Дизайн и дети: Методические рекомендации.// Авт.-сост. Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"
Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...
Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...
Исследовательско - творческий проект "КЕМ БЫТЬ?"
Исследовательско - творческий проект позволил создать условия для автоматизации звуков и развития связной речи детей логопатов посредством обогащения и активизации социальных знаний....
Исследовательско-творческий проект "Огород на окне"
хочу предлжить вниманию коллег небольшой исследовательский проект "Огород на окне". Может быть для кого то это уже хорошо знакомая тема, а для кого то подсказка для будущей работы.Надеюсь , что данный...
Историко-патриотический, исследовательский, творческий проект "Русь сильна богатырями"
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед ребятами на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «был...
Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница »
Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...