Исследовательско-творческий проект "Дизайн открыток"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Швейкина Елена Анатольевна

Создание открыток дает широкий простор детскому творчеству. Они разнообразны по форме, материалу, по дизайну. Создавать открытки могут взрослые и дети.Это увлекательно, и способствует развитию инициативности, фантазии, воображения, самостоятельности, развитию замысла, умению планировать результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с.Кабанск»

Исследовательско - творческий проект

«Дизайн открыток»

 Подготовила:

 Швейкина Е.А. воспитатель

по изобразительной деятельности

 

Кабанск - 2018 год

Пояснительная записка.

Актуальность:

В преддверии разных праздников, принято дарить подарки для близких людей. Но как это сделать ребенку, чьи возможности ограничены технически, недостаточно развито воображение,  ребенок не имеет необходимого опыта. Купить подарок – самый простой вариант, но у него нет своего бюджета. А сделанный своими руками подарок – наиболее ценен для родных.

Поздравление открыткой – наиболее простой способ оказания внимания. Это популярная, любимая, востребованная, доступная по материалам тема для детского, взрослого и совместного творчества!  Одна из привлекательных черт открыток – разнообразие дизайна, форм и материалов. В детском саду создание красивой открытки может служить разным целям – это и украшение интерьера,  и возможность порадовать близкого человека,  использование в игровой деятельности дошкольника, оформление альбомов, вывесок  для разных уголков группы.  

Создание открыток  дает широкий простор детскому творчеству.  В этом дизайне важны не только воображение, развитие замысла,  но и самостоятельность, инициативность,  планирование результата.  

Проблема.

Старшие дошкольники уже имеют опыт изобразительной деятельности, облегчающий их приобщение к дизайну открыток.     Но  к сожалению открытки, приготовленные детьми к праздникам,  чаще всего похожи на образец, данный воспитателем.  Нестандартно мыслить,  проявлять инициативу, самостоятельно планировать свою предстоящую работу, следовать единой стилистике, могут далеко не все.

Гипотеза.

Если познакомить детей с разными приемами оформления открыток и создать условия для творческой деятельности,  то  работа над  созданием открыток, послужит  развитию   инициативности, изобретательности,   способности  работать творчески, самостоятельно. Дети приобретут опыт  в планировании своей деятельности и смогут самостоятельно создавать оригинальные открытки для близких и родных.

Цель проекта:

Создать условия, благоприятствующие появлению новых идей, которые могут  вдохновлять ребенка на дизайнерскую работу, вселять уверенность, развивать творческие способности, умение планировать будущий дизайн открыток.

Задачи проекта:

Образовательные: 

  • Расширить представления детей о видах открыток, способах оформления открыток, использовании различных по качеству материалов.  
  • Формировать у детей первоначальные умения дизайнерской деятельности.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Совершенствовать аналитическое восприятие средств выразительности в дизайне готовых открыток, и  переносе их в собственное творчество оформительской деятельности.
  • Совершенствовать умения  в различных изобразительных техниках.
  • Развивать умение планировать свою деятельность и следовать намеченному плану. 
  • Развивать  творческие возможности, инициативу каждого ребёнка.

Воспитательные: 

  • Воспитывать в детях желание оказывать знаки внимания близким людям.
  • Воспитывать  аккуратность,  самостоятельность, желание добиваться  хорошего  результата.

Сроки: 1 месяц.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели группы, воспитатель по изобразительной деятельности. Помощь родителей в создании коллекции.

Методы и формы:

Создание  коллекции открыток.

Презентация.

Моделирование  « Конструктор открыток».

Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Проблемная ситуация.

Интегрированные занятия:

Изобразительная деятельность – экспериментирование.

Рисование – аппликация.  

Ожидаемые результаты:

  • Дети расширят представления о видах, назначении открыток и их дизайне из разнообразных материалов.
  • Детская творческая деятельность обогатится новым содержанием.
  • Получат опыт  работы с разно - фактурными материалами.
  • Получат возможность проявить инициативу, творчество, нестандартность мышления.
  • Получат опыт  планирования  деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Мониторинг, изучение литературы, сбор коллекции открыток, создание презентации, «Конструктора открыток», разработка конспектов.

2 этап:  Пополнение  предметно-развивающей среды коллекцией открыток,  материалом для аппликации (ленты, цветная бумага, пуговицы, салфетки). Рассматривание коллекции.  Презентация «История открытки». Интегрированные занятия.

3 этап: Выставка  коллекции открыток.  Подарить открытки работникам детского сада.

   

Дата

Мероприятия

           (по задачам)

Исполнители

Результат

1 этап

1 неделя

Мониторинг.

Воспитатель по изо.деят.

Проблемная ситуация «Как поздравить с праздником»

Заинтересовать работой дизайнера. Привлечь к поисковой деятельности дома с родителями - найти интересные открытки, рассмотреть их, узнать из чего они сделаны.    

Воспитатели группы, дети

Желание детей узнать какие бывают открытки, самим придумать и создать интересную открытку.

Обращение к родителям за помощью в создании коллекции  открыток.  

Приобщать родителей к совместной поисковой деятельности с детьми.  Обогатить представления детей о поздравительной открытке.

Воспитатели группы, родители, дети

Создание коллекции открыток

Выставка коллекции открыток. 

Дать представление о дизайне открыток,  назначении. Побуждать детей рассказывать о принесенной открытке, активизировать речь, расширять словарь, побуждать высказывать свое впечатление о увиденном и услышанном.

Воспитатели группы, воспитатель по изо. деят., дети

Дети получат представление о разнообразии открыток, способах их оформления.

Создание конструктора открыток.

Создать набор-конструктор для упражнения детей в создании эскизов будущих открыток.

Воспитатель по изо.деят.

«Конструктор открыток»

2 неделя

Презентация «История открытки»

Познакомить детей с историей  возникновения открыток,  способах доставки. Дать представление о изменениях декора от первых открыток, до современных дизайнерских. Воспитывать интерес к творчеству профессионалов, желание проявить свои творческие способности.

Воспитатель по изо.деят., дети

Дети проследят как открытка менялась, узнают историю ее возникновения, какие бывают открытки.

  Моделирование  с конструктором открыток.

Развивать умение создавать оригинальные композиции из разнообразного материала: цветной бумаги, картона, вырезанных готовых силуэтов, лент, пуговиц и т.д. Воспитывать эстетический вкус, цветовосприятие, чувство единой композиции.

Воспитатель по изо.деят., дети

Дети получат опыт экспериментирования с различным материалом.

Рисование – экспериментирование.

Побуждать детей к самостоятельному поиску нетрадиционных способов оформления фона будущей открытки.

Развивать творческое мышление, фантазию. Воспитывать  художественный вкус.

Воспитатель по изо.деят., дети

Фоны для будущих открыток

3 неделя

Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Активизировать интерес к дизайну открыток. Развивать внимательность к украшающим деталям, качеству материалов, цвету, эстетике оформления.

Воспитатели группы, дети

Уточнят дизайнерские приемы украшения открыток.

Игра с конструктором открыток и готовым фоном (приготовленный на предыдущем занятии-экспериментировании).

Упражнять детей в составлении единой гармоничной композиции. Стимулировать детей на поиск нестандартного оформления открытки, подбору аксессуаров из разных материалов.

Воспитатель по изо.деят., дети

Дети получат опыт экспериментирования с различным материалом и фоном, который создали сами.

Рисование-аппликация «Открытка для друга»

Развивать умения разрабатывать образ, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники. Упражнять в создании уникальной открытки, используя ранее приготовленный фон. Воспитывать художественный вкус.

Воспитатель по изо.деят., дети

Дети создадут свою дизайнерскую открытку по заранее намеченному плану.

4 неделя

Рисование – аппликация «Открытка для работника детского сада»

Побуждать детей к самостоятельному поиску способов украшения открытки, в соответствии с темой, используя приемы нетрадиционного рисования, аппликации. Развивать нестандартное мышление, творчество, умение следовать намеченному плану. Воспитывать уважение к работникам детского сада, желание преподнести сюрприз.

Воспитатель по изо.деят., дети

Дети самостоятельно придумают и создадут открытку.

Рассматривание готовых открыток, доработка недочетов.

Развивать внимательность, умение замечать несовершенства в своей работе и желание улучшить результат. Воспитывать настойчивость в достижении хороших результатов.

Воспитатель по изо.деят., дети

Получат возможность критически рассмотреть свою работу, исправить несовершенства.

 

 

Итоговое мероприятие.

Выставка коллекции открыток.

Вручение открыток работникам детского сада.

Развивать монологическую речь детей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, коммуникативные навыки взаимодействия с взрослыми людьми.

Приложение. 

Анализ диагностических данных сформированности творческих умений, выявленных в ходе мониторинга по диагностической методике определения уровня развития творческих умений детей, разработанной Комаровой Т.С.

Ф.И.

 

Уровень развития творческих умений  

Композиция

Передача цвета

Уровень самостоятельности

Оригинальность изобр.

Обогащение замысла

Использование изо. техник

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Мультимедиа. Презентация «История открыток».  Конструктор открыток. Изобразительный материал для традиционного и нетрадиционного рисования, ножницы, клей, цветная бумага, ленты, пуговицы, салфетки, ткань.  Образцы готовых открыток, выполненные в разных техниках.

Конспекты.

Проблемная ситуация «Как поздравить с праздником?»

Цель: Заинтересовать работой дизайнера. Привлечь к поисковой деятельности.

Создание проблемной ситуации: нужно поздравить именинника. Как мы можем это сделать? Как поздравляют с днем рождения, с праздниками своих родных и близких дети? Что можно подарить? Можем ли мы подарить подарок без денег? Какой подарок мы можем сделать своими руками? Что нужно знать и уметь, что бы получилась красивая открытка.

Предложить детям дома с родителями  найти интересные открытки, рассмотреть их, узнать, из чего они сделаны, для поздравления с каким праздником предназначены?  Открытки принести в детский сад и рассказать о них сверстникам.  

Выставка коллекции открыток. 

Цель: Дать представление о дизайне открыток,  назначении. Побуждать детей рассказывать о принесенной открытке, активизировать речь, расширять словарь, побуждать высказывать свое впечатление о увиденном и услышанном. Способствовать развитию коммуникативных навыков и  создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения  детей друг с другом в исследовательской деятельности.

Дети показывают и рассказывают о принесенных открытках. Остальные дети задают вопросы, рассматривают открытки. Стимулировать детей на исследование открыток, обобщение полученной информации.

Презентация «История открытки»

Задачи.

 Образовательные:

  • Познакомить детей с историей  возникновения открыток,  способах доставки.
  • Дать представление о изменениях декора от первых открыток, до современных дизайнерских.

Развивающие:

  • Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
  • Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к творчеству профессионалов, желание проявить свои творческие способности.

 

Беседа.

Слайд 1. Что такое открытка?

Открытка - специальный вид почтового отправления изготовленного на плотной бумаге, картоне, и т.п. предназначенного для  короткого, открытого  письма. Изначально открытка называлась открытым письмом.

Почему люди поздравляют друг друга?

Главная функция открытки дарить людям радость!

 С  открытки  начинается любой  праздник.  Ведь открытки появляются раньше других символов главного торжества в году, и даже беглое их рассматривание в магазине вызывает приятные эмоции,  радостные чувства, нежность, заботу.

            Когда мы думаем о людях, которых хотели бы поздравить, выбираем для каждого подходящие сюжеты, подбираем слова, думаем, как выразить чувства  и  вспоминаем добрые  пожелания, представляем, как будут читать наши пожелания. 

Слайд 2. 

Первыми в истории появились поздравительные открытки. Самой ранней является открытка «С новым годом».  Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована ХV .

Слайд 3.

В России открытка появилась в1872г. В первые годы открытка закупалась за границей, а в России на них допечатывались надписи на русском языке и иногда добавляли российскую символику.

 Слайд 4.

 Первые открытки изготавливались в ручную. Для них оформления использовались любые материалы, на которые хватало фантазии. Это бархат, бисер, шелк, сушеные цветы, кожа, резина. Поэтому открытки выглядели по-разному, оригинально и необычно.

Слайд 5.

Технический прогресс привел к тому, что открытки все меньше и меньше делались в ручную с применением оригинальных технологий, а стали печататься на фабриках.

Слайд 6.

Чаще всего открытки выпускались к знаменательным датам. Открытка стала отражать новую жизнь народа. На них изображали достижения советских людей, победы в труде.

Слайд 7.

В тяжелые годы Великой Отечественной  Войны  открытка служила мостиком между жизнью и смертью. Она приносила весточки с фронта. Открытка подбадривала солдат и сообщала им новости из далекого, но такого родного дома.

Слайд 8.

В послевоенные годы открытки стали еще более яркими и праздничными.

Слайд 9.

По старинным открыткам можно узнать,  как изменялась мода прошлого века, как жили и праздновали праздники люди разных слоев населения.   

С помощью открытки  можно проследить историю страны, семьи.

  Слайд 10.

 По открыткам можно узнать, как изменялась  военная мода, военная техника.

 По открыткам с видами природы можно узнать природу других краев.

 По открыткам с видами  городов можно  познакомиться достопримечательностями  разных городов, узнать много интересного и полезного.

Слайд 11.

 Большой популярностью пользуются  шуточные открытки ( с приколами), а также быстро входят в моду фото открытки.

Деловая открытка, является новым направлением в разработке открыток.

Слайд 12.

Сегодня открытки  все реже   высылают почтой, но они по-прежнему остаются неизменными спутницами  любого праздника.

Открытки часто дарят лично, поэтому большое распространение     получили открытки, сделанные своими руками.

Слайд 12.

Мы узнали о существовании разных видов открыток.

Игра «Назови открытку»:

Это открытки старинные и современные.

 Авторские и отпечатанные в типографии.

Музыкальные,  деловые и электронные.

Большие и маленькие, открытки разной формы.

Праздничные: Новогодние, Рождественские, Пасхальные.

К знаменательным датам,  связанные с историей нашей страны.

К празднику 8-е марта,  ко дню защитника Отечества, 1-е мая, ко дню Победы

С днем рождения, юбилейные.

С днем ангела.  С днем свадьбы.

 Шуточные.  Именные.

 Открытки для любимых папы и мамы, дорогих дедушки и бабушки, для дочки и сыночка, внука и внучки.

 

Моделирование  с конструктором открыток.

Цель: Развивать умение создавать оригинальные композиции из разнообразного материала: цветной бумаги, картона, вырезанных готовых силуэтов, лент, пуговиц и т.д. Воспитывать эстетический вкус, цветовосприятие, чувство единой композиции.

Дидактический материал: бумага разного цвета,  вырезанные фигуры цветов, предметов, кусочки лент, ткани, салфетки, пуговицы.

Правила: Внимательно рассмотреть материал. Подобрать детали в соответствии  сочетания цвета, в едином стиле, в единой тематике.

НОД. Рисование – экспериментирование.

Задачи:

  • Побуждать детей к самостоятельному поиску нетрадиционных способов оформления фона будущей открытки.
  • Развивать творческое мышление, фантазию.
  • Воспитывать  художественный вкус.

Материал: по 3 листа бумаги на каждого ребенка. Разный изобразительный материал.

Этап

Задача этапа

Содержание деятельности

Вводно- организационный

Формировать интерес к содержанию НОД.

Показ открыток.    Предложить приготовить основу  будущих открыток для своих родных. Рассказы детей: для кого они хотят изготовить открытку.

Актуализации

Активизирует процесс мышления. Стимулирует интерес. Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний.

Рассматривание бумаги, из которой они изготовлены. Предложить подумать - какими приемами бумага окрашена.  С помощью каких инструментов, предметов можно добиться интересной фактуры.

расширение имеющихся представлений

расширение представлений детей о приемах окраски бумаги.

Дети предлагают  свои варианты окраски бумаги. Можно применять несколько приемов и разный изобразительный материал.

Практическая часть

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при  окраске бумаги.

Самостоятельный выбор изобразительного материала, нетрадиционных техник рисования, экспериментирование. Дети пробуют разные варианты рисования. Помочь затрудняющимся детям.  

Динамическая  часть

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Игра «Разноцветные ладошки»

Рефлексия

Слушают рассказы сверстников,  рассказывают о своих открытках.   Делятся впечатлением о работах сверстников.

Рассматривание работ, рассказы детей о своих экспериментах, что и как они делали, какой фон получился, для какой открытки он подойдет?

 Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Дидактическая задача: Активизировать интерес к дизайну открыток. Развивать внимательность к украшающим деталям, качеству материалов, цвету, эстетике оформления. Упражнять в умении описывать открытку, находить сходство и отличие между ними.

Материал: открытки.

Игровые правила: Открытки разделены на пары. Дети рассматривают каждую пару, находят сходство и отличие. За правильный ответ получают фишку.

НОД. Рисование – аппликация «Открытка для близкого человека»

 Задачи.

Образовательные: Развивать умения разрабатывать образ, предлагать варианты образа, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники.

Развивающие: Упражнять в создании уникальной открытки, используя ранее приготовленный фон.

Воспитательные: Воспитывать художественный вкус.

Этап

Задача этапа

Содержание деятельности

Вводно- организационный

Формировать интерес к содержанию НОД.

Рассматривание готовых фонов для будущей открытки. Предложить подумать, для кого она предназначена.

Актуализации

Активизирует процесс мышления.   Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний.

Рассказы детей о том, что они хотят сказать своей открыткой, какие чувства передать. С помощью чего можно передать любовь, нежность, дружбу, пожелания?

расширение имеющихся представлений

Закрепление, расширение представлений детей .

Вспомнить приемы украшения открыток, рассмотреть материалы. Высказывания детей о том, как и для чего они планируют дальнейшее украшение открытки. Показать детям красивые сочетания цветов и оттенков.

Практическая часть

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при рисовании элементов бурятского орнамента. о последовательности выполнения рисунка.

Составление эскиза открытки детьми. Аппликация, дорисовка по необходимости. Помочь детям придерживаться намеченного плана, цветовой гаммы, тематике открытки.

Динамическая  часть

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Игра «Веселый гном»

Рефлексия

Слушают рассказы сверстников,  рассказывают о своих работах.   Делятся впечатлением о работах сверстников.

Рассматривание открыток. Предложить угадать настроение открыток.

Рисование – аппликация «Открытка для работника детского сада»

Задачи.

Образовательные: Формировать умения  самостоятельно искать способы украшения открытки, в соответствии с темой, используя знакомые приемы нетрадиционного рисования, аппликации.

Развивающие: Развивать нестандартное мышление, творчество, умение следовать намеченному плану.

Воспитательные: Воспитывать уважение к работникам детского сада, желание преподнести сюрприз.

Этап

Задача этапа

Содержание деятельности

Вводно- организационный

Формировать интерес к содержанию НОД.

Игра «Кто работает в саду?»

Актуализации

Активизирует процесс мышления.   Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний.

Что для нас делают прачки, повара, медицинские сестры, заведующая и т.д. Как мы можем поблагодарить работников детского сада?

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

Закрепление, расширение объема знаний и представлений детей о орнаментальном искусстве бурят.

Какие открытки должны быть? Какой тематике необходимо придерживаться? В каком стиле можно создать открытки? Чем украсить?

Показ приема изготовления цветов из готовой раскрашенной бумаги.

Практическая часть

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при  конструировании открытки.

Предложить детям сконструировать открытку из готового фона и дополнительного материала. Дорисовать необходимые элементы. Помочь детям найти интересные идеи и воплотить их в работах. Стимулировать к поиску нестандартных решений.

Динамическая  часть

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Игра «Составляем мы узор»

Рефлексия

Слушают рассказы сверстников,  рассказывают о своих открытках.   Делятся впечатлением о работах сверстников.

Рассматривание открыток, выбрать яркие, нежные, веселые. Придумать пожелания, которые можно сказать взрослым.

Литература:

  •  Пантелеева Л.В. О детском дизайне.// Дошкольное воспитание. – 1977. - № 11 – с. 46-49.
  • Белобрыкина О. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск – 1993
  • Г.Н.Давыдова «Детский дизайн»
  • Ярыгина А.  «Графический дизайн»./ Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2, с. 35-41.
  • Афанасьева С., Кондратьева Н. Кляксы и дизайн.// Обруч.- 2006.- №3.
  •  Котлякова Т.А Художественные проекты по развитию навыков дизайна у старших дошкольников: методическое пособие/  г. Ульяновск, 2013г. - 96 стр.
  • Дизайн и дети: Методические рекомендации.// Авт.-сост. Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"

Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Исследовательско - творческий проект "КЕМ БЫТЬ?"

 Исследовательско - творческий проект позволил создать условия для автоматизации звуков и развития связной речи детей логопатов посредством обогащения и активизации социальных знаний....

Исследовательско-творческий проект "Огород на окне"

хочу предлжить вниманию коллег небольшой исследовательский проект "Огород на окне". Может быть для кого то это уже хорошо знакомая тема, а для кого то подсказка для будущей работы.Надеюсь , что данный...

Историко-патриотический, исследовательский, творческий проект "Русь сильна богатырями"

«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед ребятами на  понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «был...

Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница »

Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...