Историко-патриотический, исследовательский, творческий проект "Русь сильна богатырями"
материал по теме
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед ребятами на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и стать участниками тех давних событий. Ребята сопереживают былинным и реальным героям, знакомятся с защитниками Отечества с давних времен до сегодняшнего дня.
Так дети приобщаются к истории родной страны, начинают любить свою Родину.
Об этом наш проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_proekt_sokrashchennyy.doc | 945 КБ |
Предварительный просмотр:
образовательное учреждение г. Новосибирска
«Детский сад № 498 комбинированного вида»
Историко – патриотический, исследовательский,
творческий проект
«Русь сильна богатырями»
Авторы проекта:
Переманова Н.И.- воспитатель
высшей квалификационной категории
Новосибирск 2012
Сегодня, в соответствии с ФГТ, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.
Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.
Патриотические чувства, правильно и вовремя сформированные, способны повлиять на мотивацию дальнейших поступков ребенка уже во взрослой жизни, такой человек не будет называться «Иваном, не помнящем родства», человеком «без рода, без племени» и будущее России наверняка будет в надёжных руках.
Именно этим мы руководствовались, начиная проект.
1. Полное название проекта: «Русь сильна богатырями»;
2. Автор проекта:
- Переманова Надежда Ивановна;
-
3. Участники проекта:
- воспитатели,
- дети,
- родители подготовительной к школе группе «Пингвин».
4. Вид, тип проекта:
- групповой, долгосрочный, историко - патриотический, исследовательский, творческий;
5. Цель:
- воспитание патриотических чувств: чувства сопричастности к истории, культуре своей страны.
6. Задачи проекта:
- формирование основ базовой культуры личности;
- приобщение детей к культуре своего народа;
- знакомство с отдельными эпизодами истории защиты Отечества от истоков до современности через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы;
- формирование и уточнение понятия «Родина»;
- формирование навыков поисковой деятельности самостоятельной и совместной со взрослыми и детьми;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие познавательных способностей;
- развитие интереса к окружающему миру, любознательности;
- реализация возможностей детей в области художественного творчества на основе материалов проекта;
- использование возможностей всех видов деятельности, способствующих реализации проекта: игр, совместных видов деятельности, праздников и т.д.
7.Содержание проекта:
Проект предусматривает решение задач через использование всех форм работы с детьми:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности;
- образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействий с семьями детей.
Основным содержанием является:
- сбор информационных материалов всеми участниками проекта;
- ознакомление с ними, исследование через разнообразие видов деятельности;
- поддерживание постоянного интереса к теме;
- формирование личностного отношения к теме, личностных качеств;
- обеспечение реализации продуктивной деятельности детей;
- презентация, обеспечивающая уважительное отношение к результатам детского поиска и творчества, распространение его опыта.
8.Ожидаемый результат:
- воспитание чувства гордости за свою страну, ее защитников, чувства сопричастности к ее истории;
- расширение кругозора детей в области истории страны;
- развитие интереса к поисковой деятельности;
- вовлечение родителей в педагогический процесс, оказание помощи в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом;
- развитие художественного творчества, эстетического восприятия;
- выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.
I этап
Что знаем?
Дети увидели картину В. Васнецова «Три богатыря», обступили, заинтересовались, рассматривали, обсуждали, а затем спросили: «Кто это?». Егор ответил – три богатыря и назвал по имени всех троих. Детям очень понравилась картина, необычный, как будто сказочный вид богатырей, их сила, смелость, мужество, облик, доспехи. Дети определили – они защитники.
Но при этом у них возникло много вопросов.
Что хотим узнать?
Исходя из поставленных детьми вопросов, была составлена
перспективная паутинка
Богатыри
Кого защищали?
Какими были?
Какое оружие было?
Что такое Родина?
С кем сражались?
Есть ли они сейчас?
Откуда сила бралась?
Откуда
они?
Учитывая области интересов ребят определили
содержательные направления поисковой деятельности,
возможные проекты.
Содержательные направления
- Богатыри – воины древней Руси.
- Продолжатели богатырской славы.
- Что и зачем защищали богатыри. Наше Отечество.
- В чем сила богатырская.
- Современные богатыри.
- Как стать богатырем.
Возможные проекты
- Создание информационного альбома «Русь сильна богатырями».
- Выставка рисунков «Сила богатырская».
- Коллективная работа «Богатырская дружина». Конструирование из бумаги.
- Коллективная работа «Град Муром». Бумажная пластика.
- Аппликация «Богатыри».
- Создание боевых листков «Наши защитники» о военной службе членов семей.
Вместе с дошкольниками определили источники информации:
- взрослые: родители, воспитатели;
- книги;
- кино, мультфильмы;
- интернет;
- музей.
II этап
На данном этапе создали условия для реализации познавательной деятельности через:
привнесение соответствующей литературы художественного, познавательного содержания для совместного чтения;
привнесение репродукций для совместного и индивидуального рассматривания;
привнесение в группу соответствующих предметов и материалов для организации продуктивной деятельности;
привнесение оружия, доспехов богатырей (реконструированных, в виде игрушек, сувениров);
организацию игровой деятельности;
организацию экскурсии;
проведение родительского собрания.
Дети получили возможность, обращаясь к различным источникам информации, собрать интересующие их сведения, подготовить их к использованию в проектах.
Была создана развивающая среда, постоянно поддерживался интерес к теме, началась поисковая деятельность.
III этап
Совместно с детьми выбрали проект для реализации:
«Русь сильна богатырями»
(информационная подборка о богатырях всех времен)
IV этап
Педагогическое мероприятие
в форме совместной деятельности
«Богатыри»
Ручной труд
Программное содержание:
-формировать умение изготавливать поделку из цилиндра, накручивать полоску бумаги на карандаш, соединять детали изделия воедино;
- развивать технические навыки вырезывания, склеивания, работы с выкройкой, воображение, творчество;
- воспитывать патриотические чувства, интерес к истории защиты Отечества.
Педагогическое мероприятие
в форме совместной деятельности
«Град Муром»
Ручной труд
Программное содержание:
-формировать умение создавать коллективную работу, умение сворачивать полоски бумаги в «трубочку» и создавать из них образ строений, формировать представления об образе древнерусского града Мурома – родины Ильи Муромца;
- развивать технические навыки вырезывания, склеивания, развивать композиционные навыки, воображение, творчество;
- воспитывать патриотические чувства, интерес к древнерусской архитектуре.
Педагогическое мероприятие
в форме совместной деятельности
«Русские богатыри»
Аппликация
Программное содержание:
- формировать умение создавать образ богатыря, вырезать силуэт из цельного листа бумаги и из сложенного пополам;
- развивать технические навыки вырезании по контуру, сложенного «гармошкой», композиционные навыки, навыки аккуратного приклеивания;
- воспитывать уважение к членам семьи – защитникам Отечества, трудолюбие, аккуратность.
Педагогическое мероприятие
в форме совместной деятельности
«Экскурсия в музей.
Покорение Сибири Ермаком»
Формирование целостной картины мира.
Программное содержание:
-Знакомить с историей Сибири, с деятельностью освободителя Сибири – Ермака;
- развивать познавательные способности, любознательность, интерес к истории родного края;
- воспитывать патриотические чувства.
Педагогическое мероприятие
в форме совместной деятельности
«Сила – богатырская, могущество - Российское»
Социализация
Художественное творчество
Музыка
Программное содержание:
- углублять и уточнять представления о Родине – России;
- закреплять знания об истории защиты Родины, её первых защитниках – богатырях;
- продолжать формировать умение иллюстрировать художественные произведения, способствовать созданию образа Ильи Муромца из произведения «Илья Муромец и соловей разбойник»;
- совершенствовать речь как средство общения, развивать умение излагать свои мысли, чувства понятно для окружающих;
- развивать эстетическое восприятие и художественное творчество;
- развивать интерес детей к художественной литературе, желание иллюстрировать произведение, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;
- формировать патриотические чувства;
- воспитывать чувства уважения, гордости к защитникам Отечества.
Педагогическое мероприятие
в форме совместной деятельности
«Моё Отечество - Россия»
Социализация
Программное содержание:
- формировать интерес к получению знаний о России;
- формировать умение рассказывать об истории и культуре своего народа.
- развивать навыки коммуникации;
- воспитывать чувство принадлежности к определенно культуре, уважение к культурам других народов.
Педагогическое мероприятие
в форме совместной деятельности
«Защитники Родины»
Социализация
Программное содержание:
- расширять знания детей о Российской Армии, об истории защиты Отечества, воспитывать уважение к защитникам Родины;
- развивать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев;
- воспитывать уважение к защитникам Отечества всех времен, стремление быть похожими на них.
Педагогическое мероприятие
в форме совместной деятельности
«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»
«Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
«Чтение былины «Садко»
Чтение художественной литературы
Программное содержание:
- знакомить детей с былинами, с необычным складом речи, с образами былинных героев, пополнять знания о былинных персонажах;
- развивать чуткость к художественному слову, умение ощущать красоту и выразительность языка былин;
- воспитывать интерес к художественной литературе, к преданиям старины.
Организованная образовательная деятельность
Дидактические игра «Было – не было»
Дидактические игра «Да - нет»
Дидактические игра «Узнай по описанию»
Организованная образовательная деятельность
Просмотр мультфильмов
Совместная с родителями деятельность
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
Утренняя гимнастика
«В здоровом теле здоровый дух»
Самостоятельная деятельность детей.
- знакомство и исследование собранных в совместном поиске материалов;
- самостоятельно-организованные игры;
-самостоятельное художественное изобразительное творчество;
- и т.д.
V этап
дети стали подлинными субъектами образовательной деятельности;
у дошкольников появился интерес и навыки получения знаний путем поиска;
уровень знаний в области истории защиты Отечества повысился на 79%;
расширился кругозор детей;
получили активное развитие коммуникативные навыки;
повысился уровень художественного творчества детей, умений и навыков продуктивной деятельности, эстетического восприятия;
в ходе поисковой деятельности у детей появился эмоциональный отклик на получаемую информацию, стали формироваться патриотические чувства;
родители стали активными участниками педагогического процесса.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.
- И.В.Богачева «Мое Отечество – Россия».
- Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России».
- Р.И.Жуковская «Родной край».
- В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе».
- Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир».
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество
дошкольников».
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество».
- К.Е.Герасимов, А.И.Калмыкова, С.М.Оберемок, Т.Ю. Федорова «Питание и здоровье: Образовательный проект для дошкольников и младших школьников».
уровня развития детей в ходе реализации проекта
Критерии:
- Кто такие богатыри?
- Что такое Родина?
- Имена первых богатырей и их продолжателей.
- Знание сказок и былин о богатырях.
- Знание пословиц о воинской чести и доблести.
- Есть ли в вашей семье защитники Отечества?
Показатели:
Высокий уровень - знания присутствуют в необходимом объеме;
Средний уровень – знания присутствуют, но в недостаточном объеме;
Низкий уровень – знания отсутствуют.
Высокий уровень – 5%; Средний уровень – 10% Низкий уровень – 85% | Высокий уровень – 84%; Средний уровень – 10% Низкий уровень – 85% | ||
Констатирующая диагностика | Итоговая диагностика |
Вывод:
В ходе реализации проекта: | высокий уровень знаний вырос на 79%; |
средний уровень знаний вырос на 3%; | |
низкий уровень знаний понизился на 2%. | |
Форты и методы, выбранные для реализации проекта верны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий историко - патриотического и спортивно - театрализованного праздника "Защитники Отечества". (Для подготовительных кшколе групп).
В сценарии, посвященного Дню защитника Отечества, собран материал, отображающий развитие Российской армии от былинных богатырей до настоящего времени.Одной из ключевых задач данного сценария, является...
Нравственно-патриотический творческий проект «Русь сильна богатырями»
Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываю...
историко-патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста "Славься, моя Родина"
Цель. Формирование исторических знаний о своей стране и формирования интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.Задачи.1. Познакомить детей с фактами и экспонатами исторической памя...
Познавательно-творческий проект «Сильны и могучи богатыри русские».
Данный проект был реализован в старшей группе,и приурочен ко Дню защитника Отечества....
" Малая Родина."- историко- патриотическое воспитание
Историю своего края, своей страны должен знать каждый. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты- всё это необходимо дать детям. Это очень важно для воспитания нравственных и...
Круглый стол "ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА" - историко-патриотическое наследие Отечественной войны 1812 года в образовательной и культурно-просветительской деятельности.
для работников библиотек, педагогов, методистов и доп. образования...
Проект по историко-патриотическому воспитанию "Народная игрушка - Матрёшка"
Проект по историко-патриотическому воспитанию "Народная игрушка - Матрёшка"...