Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2_mlad_gruppa.docx | 651.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. «Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая»
Срок реализации: 1 год
Разработала
Д.Р. Бурханова
воспитатель,
высшая категория
МУРАВЛЕНКО 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта | ||
Введение | ||
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка (актуальность, новизна) | |
1.2. | Цели и задачи реализации проекта | |
1.3 | Ожидаемые результаты реализации проекта | |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Участники Проекта | |
2.2. | Сроки и этапы реализации проекты | |
2.3 | Виды деятельности, формы, способы реализации проекта | |
2.4. | План мероприятий по реализации проекта | |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Материально-технические условия реализации Проекта | |
3.2. | Программно-методическое обеспечение | |
3.3 | Список использованной литературы | |
4 | ПРИЛОЖЕНИЕ |
Паспорт проекта
Название проекта | «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. «Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая» |
Вид проекта |
|
Участники проекта | воспитанники I I младшей группы, родители, педагоги ДОУ |
Сроки реализации | сентябрь - август |
Цели и задачи проекта | Развитие познавательного интереса и формирование познавательной деятельности детей через экспериментирование.
|
Задачи проекта для родителей |
|
Задачи проекта для педагогов ДОУ |
|
Этапы реализации проекта |
|
Результаты проекта |
|
Представление результатов проекта | Отчёт на Совете педагогов по результатам деятельности: анализ достижений, обозначение проблем. |
Введение
- Целевой
1.1 Актуальность
Современное общество претерпело большие изменения. Наступило время всеобщей информатизации, компьютеризации. Цифровые технологии пронизывают все стороны жизни современного человека. Современное общество предъявляет новые требования к образованию и его результатам. Новая жизнь требует новых знаний, а так же современных способов их получения. Сегодня дети не должны получать уже готовые знания, они должны научиться добывать эти знания сами, оперировать ими, должны мыслить творчески, самостоятельно. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Учёные выделяют экспериментирование как ведущую деятельность дошкольника. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: занятия, прогулки, игру, режимные моменты. Дошкольник проявляет интерес к различным рода исследованиям, являясь тем самым самим исследователем. Опыты помогают ребёнку развивать логическое мышление, позволяют наглядно показать связь между живой и неживой природой. Исследования позволяют малышам ответить на вопросы «Как?» и «Почему?». Элементарные опыты помогают детям приобрести новые знания о том или ином предмете, явлении. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запомнятся ребёнку надолго. Дети с удовольствием «превращаются в учёных» и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие их вопросы.
- Цели и задачи проекта
Цель: Развитие познавательного интереса и формирование познавательной деятельности детей через экспериментирование.
Задачи:
- формировать первичные представления о свойствах объектов неживой и живой природы
- учить проводить элементарные опыты
- учить основам взаимодействия с природой
- стимулировать любознательность
1.3 Ожидаемые результаты
- Дети будут: проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
- У детей сформируются основы взаимодействия с природой.
- У детей сформируются представления о свойствах живой и неживой природы.
- Организация образовательного пространства обеспечит познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными детям материалами.
- Родители станут активными участниками образовательного процесса
2. Содержательный раздел
2.1 Участники Проекта
- воспитанники I I младшей группы
- родители
- педагоги ДОУ
2.2 Сроки и этапы реализации проекты
Этапы реализации проекта:
I этап Подготовительный
Содержание работы | Сроки | ||
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала | Август | ||
Разработка содержания проекта | Сентябрь | ||
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | Сентябрь |
III этап Итоговый
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
Презентация проекта на Совете педагогов | Май |
2.3 Формы работы с детьми
Физическое развитие:
- утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
- подвижные игры
Познавательное и Речевое развитие:
- чтение потешек, сказок, стихотворений
- загадывание загадок
- рассматривание иллюстраций
- экспериментирование
- наблюдения
- НОД
- беседы
Художественно-эстетическое развитие:
- рассматривание картинок, иллюстраций
Социально-коммуникативное:
- создание игровых ситуации
- трудовая деятельность в уголке природы, на прогулке
Формы работы с родителями:
- Консультация
- Беседы
- Организация РППС
- Оформление фотостенда
Формы работы с педагогами:
- Мастер-класс
- Презентация в педагогической гостиной
2.4 Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности
Месяц | Раздел/Объект | Тема/Цели | Литература/ Источник |
Сентябрь | Неживая природа. Вода | Вода льется из крана. Познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с. 49 |
Неживая природа. Песок | Свойства песка. Изготовление куличиков. Познакомить детей со свойствами песка. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с. 34 | |
Неживая природа. Вода | Вода жидкая – она может течь. Познакомить со свойствами воды – текучестью. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с. 51 | |
Октябрь | Неживая природа. Вода | Свойства воды. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплая, горячая, холодная. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с. 52, 55. |
Неживая природа. Вода | Вода – прозрачная. Познакомить со свойствами воды-прозрачностью. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.57. | |
Неживая природа. Вода | Вода не имеет формы. Дать детям представление о том, что вода не имеет формы. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.58. | |
Неживая природа. Вода | Как вода гулять отправилась. Дать представление о там, что воду можно собирать различными предметами: губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Ноябрь | Неживая природа. Вода | Растворимость веществ в воде. Раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.59. |
Неживая природа. Вода | Разноцветная вода. Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.60. Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Неживая природа. Вода | Как вытолкнуть воду? Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Неживая природа. Воздух | Что в пакете? Игры с соломинкой. Игры с султанчиками. Обнаружить воздух в окружающем пространстве; познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его; Познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха - это ветер. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Декабрь | Неживая природа. Воздух | Надувание мыльных пузырей. Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойствами мыльной воды; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
| Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.60. Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. |
Неживая природа. Воздух | Ветер по морю гуляет. Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.66. | |
Неживая природа. Вода | Откуда берется вода? Познакомить детей с процессом конденсации. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.99. | |
Неживая природа. Вода | Пар – это тоже вода. Познакомить детей с одним из состояний воды-паром. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.100. | |
Январь | Неживая природа. Вода | Времена года. Тает льдинка. Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять; познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. |
Рукотворный мир. Бумага | Бумага, ее качества и свойства. Научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Рукотворный мир. Древесина | Древесина, ее качества и свойства. Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Февраль | Рукотворный мир. Ткань | Ткань, ее качества и свойства. Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. |
Физическое явление. Вес, притяжение | Волшебная рукавичка. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Волшебный театр. Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Физическое явление. Вес, притяжение | Мы — фокусники. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.145. Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Физическое явление. Вес, притяжение | Сказка о камешке. На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
| Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Март | Человек. Органы чувств. Язычок | Наши помощники-органы чувств. Язычок-помощник. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.120, 124.
|
Человек. Нос | Умный нос. Познакомить с функцией носа, его строением. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.122.
| |
Человек. Глаза | Глаза – орган зрения. Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.126. | |
Человек. Ухо | Ухо – орган слуха. Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.128. | |
Апрель | Физическое явление. Теплота | Чудесный мешочек. Научить определять температуру веществ и предметов. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. |
Физическое явление. Вес, притяжение | Легкий – тяжелый. Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Физическое явление. Свет | Что-то в коробке? Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Неживая природа. Солнце | Солнечный зайчик. Познакомить с естественным источником света – солнцем. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. | |
Май | Живая природа. Растения
| Посадка лука. Познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду. Благоприятные условия. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Е.М. Мартынова, И.М. Сучкова, с.74, 108 – 115.
|
Физическое явление. Звук | Что звучит. Научить определять по издаваемому звуку предмет; научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста.
| |
Физическое явление. Цвет | Волшебная кисточка. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных. | Картотека игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. |
Совместная деятельность с родителями
№ | Форма проведения мероприятия | Тема | Сроки проведения |
Консультация | «Нам водичка добрый друг» | Октябрь | |
Родительское собрание | «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста» | Ноябрь | |
Консультация | «Домашняя лаборатория» | Декабрь | |
Конкурс игрушек из цветного льда | «Чудо на новогодней ёлке» | Декабрь | |
Консультация | «Значение экспериментальной деятельности для детей» | Февраль | |
Консультация | «Экспериментируем играя» | Март | |
Изготовление сборника для мам и пап | «Весёлые опыты в домашних условиях» | Апрель | |
Фоторепортаж | «Мои первые опыты» | Май |
Совместная деятельность с педагогами
№ | Форма проведения мероприятия | Тема | Сроки проведения |
Презентация | Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия» для развития познавательного интереса у старших дошкольников. | Ноябрь | |
Мастер-класс | «Занимательная лаборатория дома» | Апрель |
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Центры развития | Содержание работы | Сроки реализации |
Природы и экспериментирования | Оформление календаря погоды Оформление календаря природы | Октябрь |
Библиотека | Наполнение познавательной литературой | В течение года |
Поиграй-ка | Изготовление дидактических игр для развития познавательных, сенсорных способностей детей, расширения представлений об окружающем мире | В течение года |
Уголок дежурных | Лопаточки, грабли, палочки, губки для ухода за растениями, фартуки | Октябрь |
Огород на окне | Посадка лука Посадка гороха, рассады цветов | Осень, зима, весна |
Групповая, приёмная | Оформление в соответствии с временем года, праздниками | В течение года |
III этап Итоговый
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1. | Презентация проекта на Совете педагогов | Май |
Продукты проектной деятельности: выставка дидактических игр, «огород на окне», фотостенд.
3. Организационный раздел
3.1 Материально-технические условия реализации Проекта
Центр экспериментирования «Познай-ка»
- Оборудование для исследования воздуха: султанчики, вертушки, бумажные кораблики, мыльные пузыри, шарики
- Оборудование для исследования воды: стаканчики, трубочки, чаши, цветные стеклянные шарики, формочки для льда
- Оборудование для исследования свойств материалов: камни, деревянные кубики, резиновые мячи, ткань, бумага, картон, песок, металлические предметы
- Оборудование для огорода на подоконнике: лопаточки, грабли, ведёрки, лейки, опрыскиватель, губки.
- Дополнительное оборудование: фартуки, салфетки, скатерти
Центр природы
- Фотографии с пейзажами различных времён года
- Календарь погоды
- Календарь времён года
- Художественная, научно-популярная литература
- Программно-методическое обеспечение
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Учитель», Волгоград, 2015
- Образовательный процесс. Планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Учитель», Волгоград, 2015
- Использованная литература и электронные ресурсы
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 3-е издание, 2012 г.
- О.В. Дыбина, Н.П. Разманова, В.В. Щетинина. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольноков». Москва, 2005 г.
- Экологическое образование в детском саду, Н.А. Рыжова Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2006
- Наш дом-природа, Н.А. Рыжова, ООО «Карапуз-дидактика», 2006
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Е.А. Мартынова, «Учитель», Волгоград, 2015
- Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола, Ж-П. Дюпре, Айрис-пресс, Москва, 200
- http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.
- http://detsad-kitty.ru/ ДЕТ сад.
- http://www.maam.ru/ МААМ.ру
- http://dohcolonoc.ru/ Дошкольник.
- http://pochemu4ka.ru/ Почемучка - детский развивающий портал.
4 Приложение
ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ
(консультация)
На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений!
Вашему малышу чуть больше трех? Покажите ему, как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и больше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды, - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту, раствор снова обесцветится.
Сильное впечатление на маленьких детей производит и такой простенький опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем при изготовлении теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться).
Для большего эффекта можно вылепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху, разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана», такое зрелище малыш запомнит надолго.
А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на проволочке появятся кристаллы.
Наверняка понравятся ребенку и опыты с желатином. Для начала приготовьте коллоидный раствор: в четверть стакана холодной воды добавьте 10 г сухого желатина и дайте ему хорошо набухнуть. Нагрейте воду до 50 градусов на водяной бане и проследите, чтобы желатин полностью растворился. Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовую пленку и дайте высохнуть на воздухе. Из получившегося тонкого листика можно вырезать силуэт рыбки. Положите рыбку на фильтровальную бумагу (можно взять промокашку или туалетную бумагу) и подышите на нее. Дыхание увлажнит студень с одной стороны, он увеличится в объеме, и рыбка начнет изгибаться
На таком студне можно сохранить ледяные узоры. Приготовьте раствор, как описано выше, но желатина возьмите в 2-3 раза меньше. Еще теплый раствор вылейте на кусок стекла и сразу поставьте в морозилку. Вода будет кристаллизоваться, как на окнах зимой. Дня через три достаньте застывший раствор и дайте оттаять желатину. На нем останется четкий рисунок ледяных кристаллов.
Если ваш малыш постарше, он, скорее всего, захочет сам принять участие в проведении опытов. Дайте ему полоску универсальной индикаторной бумаги (продается в магазинах, торгующих химическими реактивами или предметами садоводчества) и предложите смочить ее любой жидкостью: чаем, супом, водой. Увлажненное место окрасится, и по шкале на коробке можно будет определить, кислотную или щелочную среду вы исследовали. Эта интересная и веселая игра может увлечь ребенка на несколько дней. А сколько времени освободится у мамы, пока малыш носится по дому, исследуя все подряд: от компота до огуречного рассола!
Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:
Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте «чернилам» высохнуть. Прочесть такое письмо можно подержав его над паром (не обожгитесь) или прогладив утюгом.
2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты.
Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.
Консультация для родителей
«Экспериментируем играя»
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.
Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?
Другой пример - кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности:
Уборка комнаты
– Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?
Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.
Поливка цветов
– Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?
Ремонт в комнате
– Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше повесить твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик?
Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
Ребёнок рисует (если у него кончилась зелёная краска)
- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?
Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.
Чем больше вы с малышом будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.
Опыт «Цветы лотоса»
Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт «Подводная лодка»
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Опыт «Домашние леденцы «Сладкие кристаллы»
Поиграйте с вашими детьми в кулинаров – это очень увлекательное занятие! Предложите ребенку приготовить домашние конфеты «Сладкие кристаллы». Растворите в стакане теплой воды пол стакана сахара. Возьмите ложку или вилку и привяжите к ней чистую нитку с большим узелком на конце. Положите эту ложку сверху стакана, поперек, а конец ниточки опустите в сахарный раствор. Важно! Нитка не должна касаться стенок стакана! Наберитесь терпения и ждите пока вода испариться! Весь процесс займет несколько дней, сколько точно сказать трудно, так как это зависит от температуры и влажности воздуха в вашем доме. Когда вода из стакана испариться, сахар налипнет на нить, принимая причудливые формы. Все! Сладкие кристаллы можно пробовать. «Сладкие кристаллы» – замечательные экологически чистые конфеты!
Консультация для родителей
«Как организовать наблюдения
на прогулке»
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
В детском саду дети ежедневно на прогулках наблюдают за явлениями природы, животными, птицами, явлениями общественной жизни (транспортом, прохожими), это происходит в системе, во всех группах. И вы, уважаемые родители, как главные помощники, наставники своих детей должны взять за правило приобщать, обогащать знания своих детей о природе и окружающем их мире.
И в этом вам помогут следующие приемы:
Зимой обращайте внимание на состояние дороги, деревьев, на красоту снега, как он хрустит под ногами, блестит на солнце и при свете фонарей. Какое небо зимой. Как утром и вечером темно.
В выходные дни посещайте горки, катайтесь на санках, лыжах. И в то же время не забывайте обращать внимание на зимнюю красоту.
Весной обращайте внимание детей на первые признаки весны: солнышко ярко светит и греет, тает снег и снежные постройки, появляются ручейки. Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни.
Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.
Большую радость доставляют детям весенние цветы. Малыши рассматривают одуванчики, определяют, какого они цвета.
Вызывает у малышей интерес и появление насекомых. На прогулке познакомьте их с бабочкой, жуками, кузнечиком; с особенностями их внешнего вида, движениями.
Летом, отдыхая на речке, наблюдайте за водой, обращайте внимание на ее цвет, теплая или холодная. Наблюдайте за течением реки. Большую радость малышам приносят игры с песком. И где же, как не на пляже, поиграть со своим малышом, построить замки из песка и рассказать о его свойствах. Говорите ребенку, что лето зеленая пора. Летом жарко, ярко светит солнце, все вокруг цветет. Очень полезно посещать луга, поля, наблюдать за цветами: ромашками, васильками, колокольчиками.
Осенью обращайте внимание на то, что природа изменяется. Листья желтеют, краснеют и опадают. Трава тоже желтеет. Становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры, небо покрыто серыми тучами. Птицы улетают на юг. Дни становятся короче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательски-творческий проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Вода в доме»
Исследовательски - творческий проэкт...
Познавательный проект «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»
Проектная деятельность...
Исследовательско-творческий проект «Познаем мир с Лего»
Современное развитие общества и технических средств способствует разработке и успешному внедрению в педагогическую практику общих и специальных образовательных учреждений ин...
Проект. Вид исследовательски-творческий. Тема "Познаем мир флоры родного края"
Данный проект предназначен для формирования целостного представления о природе родного края и воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, предусматривает...
Консультация «Играя, экспериментируем, познаем»
Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых....
Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая».
Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»....
Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Мы познаем мир»
1.Вид проекта: исследовательско – творческий.2.Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя3.Автор проекта: воспитатель4. Участники проекта: дети второй младшей группыАктуальность темы:Дети очень ...