Рабочая программа "Дидактические игры в ИЗО"
рабочая программа по аппликации, лепке на тему

Рабочая программа "Дидактические игры в ИЗО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_regina.docx89.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 37»НМР РТ

Выполнила:

воспитатель 11 группы

Симанкина Р.О.

Город Нижнекамск, 2018 г.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………

3

II. Принципы построения программы………………………………………

6

III. Формы работы……………………………………………………………

6

IV. Виды деятельности по программе……………………………………...

7

V. Средства, используемые в программе…………………………………..

7

VI. Задачи…………………………………………………………………….

8

VII. Основные методы и приемы…………………………………………...

8

VIII. Комплексно-тематическое планирование по программе

9

IX. Диагностика……………………………………………………………...  

19

X. Список использованной литературы.……………………………………

26

Приложение

I. Введение

Одним из эффективных методов является использование дидактических игр на занятиях по ИЗО деятельности. Дидактические игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. Важнейшим условием творчества является развитие восприятия у детей. Работая с детьми подготовительной группы, особое значение на формирование у них технических навыков необходимо придавать дидактическим играм, направленным на сенсорное развитие, а также на развитие мелкой моторики и координации рук и пальцев. Дидактические игры в подготовительной группе важны для дошкольников. Благодаря им, дети легко обучаются. Игры помогают развиваться, фантазировать и запоминать материал. Есть разнообразные виды дидактических игр. Каждая из них нужна для определённой цели. Когда подбираются игры, воспитатель должен помнить, что они должны всесторонне развивать дошкольников. Дидактические игры помогают детям развивать познавательные способности, пополнять словарный запас, развивать всесторонние способности: клеить, лепить, вырезать и т. д.

Педагог А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность. 

Дидактические игры интересны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Поэтому, цель программы: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования, конструирования и лепки через дидактические игры.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. На 7-ом году жизни активно развиваются организаторские способности, потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими в действиях. Дети умеют организоваться в группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить ведущего, распределиться на роли, произвести несколько раз пробное разыгрывание).

Ребенок подготовительной группы может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в жизнь.

Программа реализуется на основании:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
  • Приказа № 1155 от 17.10.2013 г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н).
  • Устава МБДОУ «Д/с №37»

Программа спроектирована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и способностей детей и запросов родителей воспитанников. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы.

Дети научатся ориентироваться на плоскости листа;

смогут назвать несколько геометрических форм, их отличительные признаки, перечислить цвета и их оттенки в рисовании;

 самостоятельно выбрать технику раскрашивания в зависимости от предлагаемого наброска, раскрасить его;

овладеют основами образного языка рисования,

выработают и закрепят потребность в творчестве, общении с изобразительным искусством;

 будут способны эстетически воспринимать предметы и явления действительности, проявлять эмоционально-чувственное отношение к ним.

II. Принципы построения программы:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

III. Формы работы

В ходе реализации программы применяются и такие формы работы с детьми как беседа, нацеленные на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать.

Образовательная деятельность детей по данной Программе реализуется 1 раз в неделю после обеда продолжительностью 25-30 минут в форме кружкового занятия. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы. На занятиях  использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. В своей работе использую картотеку дидактических игр: «Волшебная палитра», «Поможем художнику» и т.д. (Приложение №1),

1. Сотрудничество педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.

2. Образовательная деятельность:  изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для дидактических игр, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.

3. Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, дидактическая игра сделанная своими руками, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-пространственной среды по «Художественно-эстетическому развитию».

IV. Виды деятельности по программе

Игровая (включая дидактические игры и игры с правилами);

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира);

Конструирование из разного материала (бумага, природный материал);

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

V. Средства используемые в программе

Музыкальная; двигательная. Средства ИКТ, музыкальный центр, мольберты,  средства для различных техник рисования, лепки, конструирования, альбомы для рассматривания: «Художники», «Картины художников», «Декоративно-прикладное творчество» и т.д. А так же, дидактический материал, видео и  аудио материал.

VI. Задачи программы

Образовательные: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования с использованием дидактических игр.

Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении через дидактическую игру.

Воспитательные: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству по средствам дидактических игр.

VII. Основные методы и приемы

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
  • Практические – упражнения, игры;
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение;
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

VIII. Комплексно-тематическое планирование по программе

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь 

Мониторинг

1. Дом, в котором я живу

Рисование акварелью по туши.

Дидактическая игра: «Перспектива».

Знакомство  с работой тушью, упражнять в работе с акварелью.

Материалы и оборудование: бумага, тушь, акварель, кисточки тонкая для туши и средняя для акварели.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Мой дом».

2. Клоун

Рисование цветным клейстером.

Дидактическая игра: «Угадай, какого цвета одежда».

Знакомство  с разными техниками и материалами, изображении человека.

Материалы и оборудование: бумага, простой карандаш, баночки с цветным клейстером, гуашь.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Клоун»

3. Натюрморт из фруктов

Восковые мелки и акварель.

Дидактическая игра: «Разложи фрукты по цвету».

Изображение фруктов, совершенствование работы с восковыми мелками и акварель.

Материалы и оборудование: бумага, восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Фрукты».

Октябрь

1. Осенний букет

Рисование с помощью растительных элементов.

Печать растительными элементами.

Дидактическая игра: «Собери узор»

Учить понимать красоту в сочетании форм и цвета.

Материалы и оборудование: бумага, гуашь, широкая кисть, живые листья.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Осенний букет».

2. Грибы в корзинке

Рисунки из ладошки. Рассказ о грибах,  рисование грибов  ладошкой.

Дидактическая игра: «Съедобное-несъедобное»

формировать умение изображать красками грибы, равномерно располагать их в большой корзине.

Материалы и оборудование: бумага, гуашь, кисти, картинки грибов.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Грибы».

3. Овощи на подносе

Рисование акварелью по туши.

Дидактическая игра: «Чего не стало»

Беседа о форме предметов, знакомство с работой тушью, работа с акварелью.

Материалы и оборудование: бумага, тушь, кисточки, акварель, салфетки, емкость с водой.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Овощи».

4. Морозный узор

Фотокопия – рисование свечой.

Дидактическая игра: «На что это похоже»

Интерес к зимним явлениям природы.
Помощь детям освоить метод.

Материалы и оборудование: альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года»

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Зима»

Ноябрь

1. Осенние листья (печатание листьями)

Познакомить с техникой печатания листьями.

Дидактическая игра: «Подбери узор»

Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Материалы и оборудование: листья, краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Осенние   листья»

2. Осень на опушке краски разводила

Рисование пейзажа по замыслу.

Дидактическая игра: «Чудесный лес». 

Учить рисовать осенний пейзаж, выделять в своем рисунке главное.

Материалы и оборудование: гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитры, бумага.

Музыкальный ряд: аудиозапись пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, И. Бунина об осени.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок осеннего леса.

3. Моя будущая школа

Сюжетное рисование.

Дидактическая игра: «Поможем художнику»

Развивать творческое воображение.

Материалы и оборудование: картинки и иллюстрации с изображениями первоклассников, идущих в школу; рисунки с изображениями различных зданий (дом, замок, детский сад, школа, деревянный домик и т. п.); кисти, краски, бумага (1/2 альбомного листа), салфетки.

Музыкальный ряд: аудиозапись песни «Чему учат в школе».

Литературный ряд: стихотворение А. Барто «Скоро в школу!».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Моя школа».

4. Серенькая кошечка, села у окошечка

Парное рисование.

Дидактическая игра: «Фантастическое животное».

Учить создавать парную сюжетную композицию, самостоятельно применяя ранее освоенные приемы рисования.

Материалы и оборудование: игрушка - кошка для рассматривания; заготовка в виде дома с пустыми окнами размером в лист ватмана; бумага для окон в виде квадратиков; кисти, краски, фломастеры, маркеры, грифели; фотографии кошек и котят разных пород.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Кошки»

Декабрь

1. «Снеговик»

Рисование манкой.

Дидактическая игра: «Угадай на что похоже»

Интерес  рисования, расположение изображения на листе,  работа с манкой,  мелкая моторика рук.

Материалы и оборудование: манка, листы цветного картона, клеенка, клей, кисточки, гуашь, салфетка, простой карандаш.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Снеговик».

2. «Елочка нарядная»

Оттиск поролоном, рисование пальчиками. Дидактическая игра: «Волшебная палитра»

Эстетическое восприятие природы, рисование кусочками поролона,  рисование  пальчиками;  нанесение рисунка равномерно по всей поверхности листа, цветовосприятие.

Материалы и оборудование: нарядная елочка, тонированные светлой краской листы бумаги, гуашь, кусочки поролона, салфетка.

Музыкальный ряд: песня «В лесу родилась елочка».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Елочка».

3. Наши руки - не для скуки 

Нетрадиционное рисование.

Дидактическая игра: «Веселые ладошки».

Формировать умение рисовать изображение по сложному контуру.

Материалы и оборудование: образцы с изображениями декоративных композиций, выполненных педагогом на основе «ладошек»; бумага для показа, бумага на каждого ребенка (альбомный лист), карандаши простой, кисти, краски, салфетки, мольберт.

Литературный ряд: стихотворение

А. Пляцковского «Наши руки».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Веселые ладошки».

4. Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари.

Предметное рисование.

Дидактическая игра: «Кто лишний?».

Учить изображать снегирей на ветке, передавать их строение.

Материалы и оборудование: фотографии с изображениями снегирей, гуашь, кисти, слегка затонированные листы бумаги, салфетки, палитра, технологическая карта последовательности рисования снегиря.

Музыкальный ряд: аудиозапись пения птиц. Литературный ряд: стихотворения А. Прокопьева «Снегири», Н. Томилиной «Снегири».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Ежик».

Январь

1. Волшебный мешочек

Предметное рисование.

Дидактическая игра: «Бывает – не бывает».

Учить рисовать обувь с помощью гуаши, самостоятельно применяя ранее освоенные приемы рисования.

Материалы и оборудование: игровой персонаж (кукла) мастер Башмачкин, картинки с изображениями разных фасонов обуви, мешок, несколько разнообразных пар обуви для сравнения и рассматривания, гуашь, бумага, образцы педагога.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Обувь».

2. Вот зима, кругом бело

Рисование пейзажа по замыслу.

Дидактическая игра: «Угадай, на что похоже».

Упражнять в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ней, подводить к пониманию того, что с помощью холодных цветосочетаний художник передает в картине ощущение зимы.

Материалы и оборудование: акварельные краски, бумага, кисти, палитры.

Музыкальный ряд: аудиозапись отрывка из пьесы А. Вивальди «Зима».

Литературный ряд: стихотворения о зиме А. Пушкина, И. Сурикова, И. Никитина, И. Бунина, С. Есенина.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Обувь».

Февраль

1. Шьем одежду

Предметно-декоративное рисование.

Дидактическая игра: «Назови правильно».

Учить рисовать одежду с помощью изобразительных материалов.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями одежды, несколько предметов одежды для сравнения и рассматривания, карандаши, краски, фломастеры, бумага, образцы педагога.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: выставка «Наше Ателье».

Февраль

2. Сорока-белобока

Предметное рисование.

Дидактическая игра: «Фантастическое животное».

Учить детей передавать характерные особенности сороки: пропорции тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста.

Материалы и оборудование: картинка с изображением сороки, альбомный лист бумаги, черный карандаш.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Сорока на ветке».

3. Невесомы как пушинки, с неба падают снежинки

Декоративное рисование.

Дидактическая игра: «Симметричные предметы».

Учить детей строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам.

Материалы и оборудование: несколько образцов вологодских кружев для рассматривания, бумажные квадраты одного размера  разных цветов - темно-синего, фиолетового, сиреневого, сине-зеленого, черного; гуашь белого цвета, кисти, салфетки.

Литературный ряд: стихотворение Л. Кузьминой «Невесомы как пушинки».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: композиция «Зимнее окошко».

4. Подарок для папы

Декоративное рисование.

Дидактическая игра: «Угадай, что получится?».

Учить декоративному оформлению галстука: рисовать орнаменты и узоры на заготовках разной формы.

Оборудование и материалы: заготовки в виде галстуков разной формы и величины, гуашь, кисти, стаканчики с водой, галстуки для рассматривания, образец педагога.

Литературный ряд: стихотворение Л. Разумовой «Мой папа».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Галстук для папы».

Март

1. Мы нарисуем мамочке красивые цветы.

Декоративное рисование.

Дидактическая игра: «Нарисуй теплую картинку».

Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Оборудование и материалы: листы бумаги светлых тонов размером 60x80 см, гуашь, образец педагога.

Музыкальный ряд: песни «Мама», «Сегодня мамин праздник».

Литературный ряд: стихотворения И. Мазнина «Мама», О. Высотской «Подарок маме».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: коллективный рисунок «Цветы для мамы».

2. Ничего милее нет маминой улыбки

Рисование портрета. 

Дидактическая игра: «Составь портрет».

Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств  для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

Оборудование и материалы: альбомный лист бумаги на каждого ребенка, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, акриловые краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, образец педагога, технологическая карта последовательности рисования портрета.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: портрет мамы.

3. Народные промыслы

Декоративное рисование. 

Дидактическая игра: «Подбери узор».

Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творческую фантазию.

Оборудование и материалы: аудиозапись русских народных мелодий; хохломские изделия для показа; мультимедийная презентация о хохломском промысле, созданная педагогом; оборудование для показа презентации; силуэты посуды, вырезанные из черного картона; кисти, краски, салфетки, стаканчики с водой, алгоритм хохломской росписи, образцы педагога.

Литературный ряд: стихотворение П. Синявского «Хохломская роспись».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: расписная посуда.

4. Сегодня март в календаре - весна в права вступает!

Сюжетное рисование.

Дидактическая игра: «Волшебные картинки».

Знакомить с весенним пейзажем, обратить внимание на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.

Оборудование и материалы: бумага для акварели, кисти, стаканчики с водой, салфетки, акварельные краски.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: Рисунок пейзажа.

Апрель

1. Я веселый и смешной, завожу своей игрой

Декоративное рисование.

Дидактическая игра: «Забавный клоун». 

Закреплять знания о контрастных цветах.

Материалы и оборудование: игрушка клоун, картинка с изображением клоуна на арене цирка, силуэты клоунов, вырезанные из бумаги, кисти, гуашь, палитра, баночки с водой, таблицы по цветоведению.

Музыкальный ряд: марш И. Дунаевского «Парад-алле».

Литературный ряд: стихотворение А. Зверева «Клоун».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Веселый клоун».

Апрель

2. Космос

Нетрадиционное рисование.

Дидактическая игра: «Поможем художнику».

Учить изображать звездное небо с помощью нетрадиционной техники.

Оборудование и материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти, стаканчики с водой, зубная щетка, расческа по числу детей.

Музыкальный ряд: аудиозапись с «космической» музыкой.

Литературный ряд: стихотворения Р. Сефа «Земля», В. Степанова «Космонавт».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок космического пространства.

3. Профессии

Сюжетное рисование. 

Дидактическая игра: «Симметричные предметы».

Закреплять умения рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

Оборудование и материалы: одежда, атрибуты для нескольких профессий; картинки с изображениями людей труда, изобразительные материалы: бумага, грифель, цветные карандаши.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок человека определенной профессии.

4. Подводный мир

Коллективное рисование.

Дидактическая игра: «Подводный мир».

Учить создавать выразительный и интересный сюжет с помощью красок.

Материалы и оборудование: иллюстрации, слайды, фотографии, на которых изображен подводный мир, рыбы и его обитатели; тонированный лист ватмана для коллективной работы, простые карандаши, кисти, стаканчики с водой, гуашь.

Музыкальный ряд: аудиозапись песни «Рыбка».

Литературный ряд: стихотворения «Рыба» В. Каризна, «Рыбка» Л. Трубиновой.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Подводный мир».

Май

1. День Победы

Сюжетное рисование.

Дидактическая игра: «Военная техника».

Учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуаши.

Материалы и оборудование: 1/2 альбомного листа, кисти, стаканчики с водой, гуашь, оборудование для видеопрезентации.

Музыкальный ряд: аудиозапись песен «День Победы», «Вставай, страна огромная!».

Литературный ряд: стихотворение М. Исаковского «Навек запомни».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: сюжеты, посвященные Дню Победы.

2. Насекомые на полянке

Коллективное рисование.

Дидактическая игра: «Волшебные картинки».

Материалы и оборудование: картинки с изображениями насекомых, искусственные цветы, незавершенная композиция в виде цветочного луга (лист ватмана), гуашь, кисти, салфетки, бросовый материал, картофельные печатки, поролон, зубная щетка, стаканчики с водой.

Музыкальный ряд: аудиозаписи звуков, издаваемых насекомыми.

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок «Насекомые на полянке».

3. Носит одуванчик желтый сарафанчик

Нетрадиционное рисование.

Дидактическая игра: «Придумай сам».

Учить обогащать сюжет деталями, рисовать одуванчики, пользуясь приемом набрызгивания.

Материалы и оборудование: картинка с изображением одуванчика, аудиомагнитофон, заготовка незавершенная композиция с изображением зеленого луга (размер - лист ватмана); круги, вырезанные из картона диаметром от 5 см (на каждого ребенка), зубные щетки, кисти, желтая и зеленая гуашь, салфетки.

Музыкальный ряд: произведение П. И. Чайковского «Утро».

Литературный ряд: стихотворения Л. Квитко «Одуванчик», Е. Серовой «Желтый одуванчик», Г. Утробина «Одуванчик».

Вид деятельности: продуктивный.

Продукт: рисунок одуванчика.

Мониторинг

XI. Диагностика.

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

  • первая применяется при анализе продуктов деятельности;
  • вторая – при анализе процесса деятельности.

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа )

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе;

  • по всему листу;
  • на полосе листа;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

  • движение передано достаточно чётко;
  • движение передано неопределённо, неумело;
  • изображение статичное.

7.Цвет  (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

  • слитная;
  • линия прерывистая;
  • дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

  • средний;
  • сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
  • слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

  • ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
  • ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
  • ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

   Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников  в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь).

Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю. Приложение №7.

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего числа к низшему).Приложение №8.

С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы  и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать  и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически  буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).

X. Литература

I. Нормативно-правовые материалы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

II. Специальная литература:

1.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Москва: Просвещение, 1991.

2.Виноградова Н.Ф. Придумай и расскажи. Дидактические материалы. Москва: Вентана – Граф, 2007

3.Грибовская А.А  Детям о народном искусстве. – Москва: Просвещение, 2006.

4.Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях). Москва: Развитие, 2005.

5.Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – Москва: МИПКРО, 2001.

6.Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет  с народным искусством. — Москва: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

7.Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- Москва: Просвещение, 2003.

8.Интернет ресурсы Изучение информационных ресурсов 2016.

9.Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – Изд.: Педагогическое общество России, 2005.

10.Казакова Т.Г. Рисуем натюрморт (5-8 лет). –М.: Карапуз,2003.

11.Комарова Т.С. Доктор педагогический наук. Журнал «Обруч» №1, 2007.

12.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

13. Панова Б. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж. 2007.

14. Пантелеева Л.В. Рисуем портрет (5-9 лет). – М.: Карапуз, 2008.

15.Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, Москва:  Просвещение, 2007.

Приложение

Приложение №1

Картотека дидактических игр

по ИЗО

Приложение №2

Занятие «Моя будущая школа»

(сюжетное рисование)

Задачи: расширять у детей представление о школе и детском саде; поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями; расширять представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях ребенка в группе детского сада; подводить детей к созданию сюжетных композиций на тему о жизни в школе; развивать и совершенствовать творческие способности при использовании разных изобразительных материалов в процессе образовательной художественной деятельности; совершенствовать изобразительные умения в художественной деятельности;  способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Предварительная работа: слушание песен, разучивание стихов про школу, беседа с детьми, сюжетно-ролевые и дидактические игры по теме, работа в уголке творчества, экскурсия в школу, встречи с первоклассниками, бывшими выпускниками ДОУ.

Материалы и оборудование: картинки и иллюстрации с изображениями первоклассников, идущих в школу; рисунки с изображениями различных зданий (дом, замок, детский сад, школа, деревянный домик и т. п.); кисти, краски, бумага (1/2 альбомного листа), салфетки; аудиозапись песни «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского); стихотворение А. Барто «Скоро в школу!».

Содержание занятия.

Звучит песня «Чему учат в школе».

1. Педагог читает стихотворение А. Барто «Скоро в школу!» Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть, И он читать старается,

То, значит, он (вернее, я),

То, значит, он (вернее, я),

Он в школу собирается!

2. Педагог просит рассказать детей о школе, сравнить, чем детский сад отличается от школы.

3.  Беседа с детьми. Педагог вносит картину с изображенными на ней детьми, которые идут 1 сентября в школу. Проводит беседу по картине. Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы педагога (сами придумывают вопросы и задают друг другу или педагогу). Педагог поясняет, что 1 сентября - праздник первого звонка. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Это праздник для первоклашек, которые вступают в совершенно новую жизнь, этот день для них самый волнующий и запоминающийся.

Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки с различными зданиями (дом, замок, детский сад, школа, деревянный домик и т. д.) и просит детей выбрать то здание, которое больше похоже на школу. Просит объяснить свой выбор. Дети рассматривают иллюстрации, отгадывают загадку, выбирают нужное здание, обосновывают свой выбор.

4. Дидактическая игра: «Поможем будущему художнику».

5. Практическая часть. Педагог предлагает детям создать рисунок на тему «Моя будущая школа», напоминает, как нужно расположить сюжет (перспектива), напоминает о безопасности работы с кистью, красками. Дети внимательно слушают и выполняют инструкцию педагога.

6. Пальчиковая игра «Мы сегодня рисовали».

Мы сегодня рисовали,             Поднять руки перед собой.

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,     Встряхивать кистями и притопывать.

Рисовать опять начнем.

Раз, два, Три, четыре, пять,   Загибать пальчики.

Будем пальчики считать        Сжать пальчики в кулак.

Все такие нужные,                Поменять руки.

Крепкие и дружные.

7. Педагог предлагает организовать выставку, проводит анализ, предлагает детям выбрать лучшие рисунки.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какое доброе дело мы сегодня сделали?

- А кому расскажете об этом дома?

Приложение №3

Занятие «Серенькая кошечка села на окошечко...»

(парное рисование)

Задачи: продолжать знакомить детей с домашними животными; учить изображать выразительный образ кошки и ее детенышей; учить создавать парную сюжетную композицию, самостоятельно применяя ранее освоенные приемы рисования; знакомить с искусством силуэта; воспитывать любовь и уважение к домашним животным.

Предварительная работа: беседа с детьми о кошке, чтение литературных произведений, разучивание стихотворений и пение песен на музыкальном занятии о кошке, наблюдение за кошками, игры с ними, занятие в изостудии и экологическом кружке.

Материалы и оборудование: игрушка-кошка для рассматривания; заготовка в виде дома с пустыми окнами размером в лист ватмана; бумага для окон в виде квадратиков; кисти, краски, фломастеры, маркеры, грифели; фотографии кошек и котят разных пород.

Содержание занятия.

1. Педагог вносит в группу игрушку-кошку и предлагает детям внимательно ее рассмотреть.

2.Составление описательного рассказа.

- Что это?

- С какого материала сделана игрушка-кошка?

- Из каких частей состоит игрушка-кошка?

- Что есть у игрушки-кошки?

- Для чего нужна игрушка-кошка?

3. Дидактическая игра: «Фантастическое животное».

4. Педагог. Сегодня мы создадим образ домашней кошки на общем листе-заготовке в виде многоэтажного дома. Каждый из вас нарисует в квадратике кошку любой породы, а затем мы прикрепим ваши рисунки на «окошко» в общем «доме».

5. Давайте вспомним, с чего вы начнете рисовать лежащую кошку. (С головы.)

Что потом будете изображать? {Туловище, лапы.)

Какие детали дорисуете? {Усы, хвост.)

Дети, выбрав каждый свой квадратик, приступают к изображению кошки.

6. Физкультминутка (по выбору педагога).

7. Дети показывают свои работы кошке, рассказывают, как и кого они изобразили. Исполняют песни и читают стихотворения про кошку.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какое доброе дело мы сегодня сделали?

- А кому расскажете об этом дома?

Приложение №4 

Занятие «Наши руки — не для скуки»

(нетрадиционное рисование)

Задачи: знакомить детей с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов; развивать творческое воображение, фантазию; формировать умение рисовать изображение по сложному контуру (рисунок кисти руки); вызывать интерес к собственной руке.

Предварительная работа: беседа с детьми о человеческих руках, чтение рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны», занятия аппликацией, работа в технике ладоневой живописи во время занятий в изостудии, дидактические игры и упражнения.

Материалы и оборудование: образцы с изображениями декоративных композиций, выполненных педагогом на основе «ладошек»; бумага для показа, бумага на каждого ребенка (альбомный лист), карандаши простой, кисти, краски, салфетки, мольберт; 100 000 развивающих занятий с детьми 5—6 лет/ под ред. Парамоновой Л. А. Й^М.: ОЛМА-Медиа групп, 2006.'^ С. 47; стихотворение А. Пляцковского «Наши руки».

Содержание занятия.

1. Педагог читает детям строки из стихотворения А. Пляцковского «Наши руки».

Без чего

Нельзя построить новый дом?

Без чего

Сосну не срубишь топором?

Без чего

Нельзя писать и рисовать?

Без чего

Нельзя на кузнице ковать?

Без чего

Нельзя в мартене плавить сталь?

Без чего

Не сделать токарю деталь?

Без чего

Хлеба в полях не зашумят?

Без чего

Ракеты к звездам не взлетят?

Ты запомни, ты запомни это, друг:

В каждом деле обойтись нельзя

Без рук!

2. Беседа с детьми. Педагог спрашивает детей, как они понимают выражение «Наши руки - не для скуки». Дети высказывают свои предположения. Педагог обобщает и уточняет ответы детей. Предлагает им поближе познакомиться с их руками, с возможностью использовать их форму в необычной художественной деятельности. Показывает несколько образцов с изображениями декоративных композиций, выполненных на основе ладошек.

3. Дидактическая игра: «Веселые ладошки».

4. Практическая часть. Педагог прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещенному на столе, обводит ее простым карандашом и аккуратно закрашивает яркой краской. Далее прикладывает ладонь рядом с противоположной стороны, тоже закрашивает. Предлагает детям внимательно посмотреть и сказать, на что похожи расположенные таким способом две ладошки, что они напоминают. (Солнышко, рыбку, крону дерева или кустарника, цветок, бабочку...) Затем педагог берет кисточку и дорисовывает недостающие детали (усики и голова для бабочки, плавник или хвостик для рыбки и т. д.). Ладошки «ожили» и превратились в сказочную картинку! Педагог предлагает детям составить свои композиции из ладошек на бумаге. Дети приступают к выполнению задания.

5. Физкультминутка «Раз-два, шли утята» (авт. В. Ковалько).

Раз-два — шли утята,

Три-четыре — шли домой.

Вслед за ними плелся пятый,

 Впереди бежал шестой,

А седьмой отстал от всех  

Испугался, закричал:

-Где вы, где вы?

-Не кричи, мы тут рядом, поищи!

6. Работы вывешиваются на стенд. Педагог дает оценку. Хвалит детей за проделанную работу, обращая их внимание на то, как много интересного можно изобразить с помощью ладошек.

7. Итог.

Что нового вы сегодня узнали?

- Какое доброе дело мы сегодня сделали?

- А кому расскажете об этом дома?

Приложение №5 

Занятие «Волшебный мешочек»

(предметное рисование)

Задачи: помочь детям в освоении родового понятия «обувь» на основе выделения назначения как существенного признака; развивать способность к классификации; упражнять в умении сравнивать предметы, находя признаки сходства и различия; учить рисовать обувь с помощью гуаши, самостоятельно применяя ранее освоенные приемы рисования; активизировать словарь за счет слов: голенище, каблук, носок, язык, стелька, шнурки, защищать, босой; воспитывать бережное отношение к обуви.

Предварительная работа: беседы об обуви, сюжетно-ролевые игры «Обувной магазин», «Ремонт обуви», дидактические игры по теме, аппликация в уголке творчества, игры с куклами, обучение правилам ухода за обувью дома и в детском саду.

Материалы и оборудование: игровой персонаж (кукла) мастер Башмачкин, картинки с изображениями разных фасонов обуви, мешок, несколько разнообразных пар обуви для сравнения и рассматривания, гуашь, бумага, образцы педагога. Содержание занятия.

1. К детям пришел в гости игровой персонаж - мастер Башмачкин. Он показывает большой мешок и просит детей угадать, что в нем находится.

2. Педагог загадывает загадку.

Если дождик, мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Будет солнышко сиять Нам под вешалкой стоять.

(Резиновые сапоги.)

Игровой персонаж предлагает детям на ощупь найти в его мешке резиновые сапоги. Дети достают резиновые сапоги из мешка, рассматривают.

3. Беседа педагога. Педагог от имени персонажа беседует с детьми. Педагог. Ребята, какого цвета резиновые сапоги? Зачем нужны высокие голенища? Почему подошва ребристая? (Ответы детей.)

После рассматривания резиновых сапожек, мастер Башмачкин снова предлагает угадать, что лежит в мешке. Вызывается ребенок. В процессе ощупывания он описывает предмет, чтобы он сам или другие дети угадали, что лежит в мешке.

Педагог. У него есть каблук? Какой он — высокий или низкий? Широкий или тоненький? А язычок есть? А шнурки или молнии?

4. Рассматривая с детьми по очереди каждый тип обуви, педагог задает вопросы:

Как называется обувь?

Из чего, из какого материала сшили (сделали)?

Кто носит?

В какой сезон эту обувь носят?

Мешок оказывается пустым, вся лежавшая в нем обувь выставляется полукругом. Показывая на каждый вид обуви, педагог предлагает детям его назвать.

Педагог. Ребята, скажите, как можно назвать все эти предметы одним словом? (Обувь.) Что такое обувь? Зачем она нужна человеку? (Обувь надевают на ноги, она защищает ноги, особенно стопы.) Чтобы обувь дольше носилась, за ней нужно ухаживать. Вы знаете, как нужно ухаживать за обувью? (Хранить в специальных коробках для обуви, мыть, протирать, чистить обувным кремом, натирать блеском для обуви.)

5. Дидактическая игра «Бывает - не бывает». Педагог предлагает детям картинки с изображениями разных фасонов обуви, затем задает детям вопросы. Дети отвечают.

Какие бывают каблуки? (Высокие, низкие, толстые, тонкие.)

Бывает обувь без каблуков? (Тапочки, чешки, балетки.)

Какие бывают у обуви носки? (Острые, тупые.)

Какая обувь бываем без носков? (Босоножки, сандалии.)

 Какие бывают застежки на обуви? (Шнурки, молнии, крючки, ремешки.)

Какая обувь бывает на меху? {Зимняя.)

Какая обувь бывает без меха? {Летняя, весенняя, осенняя.)

6. Педагог предлагает детям самим сделать (нарисовать) обувь с помощью гуаши. Дети выбирают необходимые цвета красок и приступают к работе.

Динамическая пауза (по выбору педагога).

7. Педагог проводит анализ готовых работ. Работы вывешиваются на стенд.

Педагог. Какие красивые и модные фасоны обуви вы нарисовали! Молодцы! Теперь мы откроем обувной магазин и будем продавать обувь куклам.

Итог.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какое доброе дело мы сегодня сделали?

- А кому расскажете об этом дома?

Приложение №6 

Занятие «Невесомы как пушинки, с неба падают снежинки»

(декоративное рисование)

Задачи: учить детей строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам; учить симметрично, располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета; учить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы; развивать умение пользоваться кистью; вызывать интерес к зимнему природному явлению снегопаду.

Предварительная работа: знакомство с кружевоплетением, наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок, пойманных на варежки, рисование в уголке творчества, работа в кружке.

Материалы и оборудование: несколько образцов вологодских кружев для рассматривания, бумажные квадраты одного размера, до разных цветов — темно-синего, фиолетового, сиреневого, сине-зеленого, черного; гуашь белого цвета, кисти, салфетки; стихотворение Л. Кузьминой «Невесомы как пушинки» Содержание занятия.

1. Педагог показывает детям вологодские кружева, укрепленные на темном фоне. Спрашивает, знают ли дети, что это такое.

2. Беседа педагога.

Педагог. Верно, ребята, это кружева. Мастерицы плетут их из тончайших белых ниток с помощью специальных инструментов — крючков, коклюшек, челноков. Как вы думаете, для чего нужны кружева? (Для украшения дома, одежды.) Эти белоснежные кружева напоминают нам морозные узоры на окне. Послушайте стихотворение Л. Кузьминой.

Невесомы как пушинки,

С неба падают снежинки,

В танце медленно кружатся,

Чтоб потом к земле прижаться...

А мороз — художник смелый

Сразу принялся за дело

 И мгновенно, без натуги,

Окна расписал в округе:

Ветки, листья. Кружева...

То ли белая трава,

То ли пальмы, то ли клены,

То ли кедр, но не зеленый?

Он — художник всем известный,

Мастер, выдумщик чудесный,

Без кистей и без холстов

 Рисовать всегда готов!

3. А мы сейчас нарисуем необычные морозные кружева - снежинки и создадим из них «Зимнее окно».

4. Дидактическая игра: «Симметричные предметы».

5. Перед детьми на столах лежат бумажные квадраты темных цветов.

Педагог. Каждый из вас выберет бумажный квадрат - синего, фиолетового, черного или другого цвета и нарисует на нем снежинку необыкновенной красоты. Рисовать будем тонкими-тонкими кисточками белой гуашью.

Педагог напоминает, что все снежинки разные, но в основе имеют общую форму - шесть лучей, расходящихся из одной точки. Показывает способы рисования.

Педагог. Посередине квадратика ставлю белую точку и провожу шесть лучей в разные стороны, соединяю лучи - рисую круги: один вокруг точки, второй - дальше... и последний круг провожу по кончикам лучиков {показывает рисунок с концентрическими кругами). Превращаю эту снежинку в волшебное кружево придумываю свой сказочный узор, который мог бы нарисовать на окне мороз.

Педагог показывает образцы, элементы узоров на стенде. Дети выбирают квадратик и начинают рисовать снежинки. Педагог показывает отдельные приемы декоративного рисования на своем квадратике.

6. Физкультминутка (по выбору педагога).

7. Готовые работы анализируются, размещаются на общей композиции в виде окна. Композиция «Зимнее окошко» выставляется на творческом стенде в холле детского сада.

Итог.


- Что нового вы сегодня узнали?

- Какое доброе дело мы сегодня сделали?

- А кому расскажете об этом дома?

Приложение №7.

Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю.

Ф.И.

ребёнка

фор-

ма

строе

ние

пропо

рции

Компози

ция

передача

движения

цвет

Общее

кол-во

баллов

Итого

бал-

лов по кри- тери-ям

возмо

жное выс-

шее число

Приложение №8.

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

                                      (от высшего числа к низшему).

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

1.

Петров Иван

18

20.

Иванов Коля

10

Наивысшее число баллов

21

Низшее число баллов

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Игра с дидактическим материалом»

Задачи:ü  Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение разли­чать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из  4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5...

Рабочая программа «Игры со строительным материалом»

Задачиü Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.ü В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная приз...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»

Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....

Рабочая программа «Играем в математику»

Программа по математике для дополнительного образования дошкольников...

Рабочая программа "Играй и развивайся"

  Создание рабочей программы психологического сопровождения личности дошкольника детерминировано внедрением  в деятельность МКДОУ  «Детский сад комбинированного вида №7&raq...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Игры-тренинги» по психолого-педагогическому развитию дошкольников (для детей 2,5 - 7 лет)

Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие...

Рабочая программа "Играя с лего, познаем и созидаем"

Программа по познавательному развитию детей 5-7 лет....