Рабочая программа «Играем в математику»
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
Программа по математике для дополнительного образования дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_matematike.docx | 57.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 1645
Программа утверждена
на педагогическом совете
Протокол №___от________
Заведующий ГБОУ ЦРР- д/с №1645
________./Коваленко О.В.
Дополнительные платные образовательные услуги
Рабочая программа
«Играем в математику»
Составители: педагоги
дополнительного образования
Ражева Л.Р.
Москва 2014 г.
Разделы рабочей программы
- Введение
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание программы
- Условия реализации программы.
- Прогнозируемый результат реализации программы.
- Библиография
- Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современное обновление содержания образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении продиктовано введением в практику работы дошкольного образовательного учреждения Федеральных государственных требований к структуре основной
Для успешного воплощения в жизнь целей и задач Федеральных государственных требований важно отобрать лучший опыт общеобразовательной программы дошкольного образования в организации психолого-педагогической развивающей работы с ребенком и обогатить его современными инновационными подходами, в том числе в развитии логической сферы дошкольника.
На современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, переживает трудные времена. Меняется жизнь: претерпевают изменения ее социальная и нравственная сферы. В связи с этим возникает много проблем, какая должна быть экономика, политика, как обеспечить достойный уровень жизни всех граждан государства. Общество не может стоять на месте, оно развивается, и для прогресса нужны люди свободные, высокообразованные, творческие, обладающие высоким уровнем развития разных видов мышления.
Решение этих непростых задач предполагает, в том числе, и обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализирует внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Основными показателями умственного развития дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Ведь большая часть содержания образования в 1-4 классах построена на использовании таких логических приемов, как выполнение простейших видов анализа и синтеза, сравнения, установления связи между рядовыми и видовыми понятиями. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.
Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.
Исследования таких ученых как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков [8,17,25,48] убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с пяти до одиннадцати лет. Эти данные подчеркивают важность старшего дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.
Важно отметить, что в исследованиях Н.Н. Поддьякова [48, с. 76] было выявлено, что дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация.
Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, Е. Агаевой, И.Л. Матасовой [40,1,36]. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения.
В настоящее время отечественная психология и педагогическая практика, учитывая эту закономерность, сделали большой шаг в направлении умственного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
В результате глубоких теоретических исследований появились программы, ориентированные на развитие мышления ребенка, его умственных способностей. Таковыми являются программы развивающего обучения «Развитие» [44], «Детство»[45].
Реализация этих программ в дошкольной практике доказывает, что, когда развитие мышления становится предметом специального педагогического руководства, происходит резкое повышение уровня умственного развития всех детей, значительное продвижение в развитии логических приемов мышления.
Широкие возможности для развития логических приемов мышления дошкольников предоставляет обучение основам математики в детском саду.
2.Пояснительная записка
По целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников важно использовать возможности игровых заданий, всевозможных игровых пособий, дополнительных разработок и методик, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления.
Цели программы:
- развитие интеллектуальных личностных качеств,
- умение анализировать сравнивать, делать обобщающие выводы.
- коммуникативных умений и познавательных способностей у детей дошкольного возраста в решении учебных задач.
Задачи программы:
- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
- развитие мыслительных операций, фантазии, воображения, творческих способностей.;
- формировать умение понимать правила игры и следовать им;
- развитие вариативного мышления;
- развития речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.;
- развитие памяти, мышления, внимания;
- Формирование произвольности поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- расширение кругозора детей;
- Формирования общеучебных умений и навыков(умение обдумывать планировать свои действия,осущесвлять решение в соответствиями с заданными правилами.
- обеспечение преемственности данной программы и программы начальной школы; - взаимодействие с родителями , непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй.
Срок реализации программы 2 года.
Возраст детей: 1-й год - 3 - 5 лет;
2-й год - 5 - 7 лет;
Обучение проводится по подгруппам (8-9 человек), во второй половине дня.
Каждый день обучения состоит из комплекса мероприятий, осуществляемых воспитателями группы. Ведущей деятельностью дошкольников является игривая деятельность поэтому занятия по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются делают открытия В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах ,группах. Дети не замечают ,что идёт обучение, они перемещаются по комнате , работают с игрушками, мячами, кубиками ЛЕГО… Вся система организации занятий воспринимается ребёнкфм как естественное продолжение его игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями определила названия курса «Играем в математику»;
- организация различных видов деятельности, способствующих развитию
мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
- индивидуальную работу с одним ребенком или с небольшой подгруппой детей ;
- проведение открытых занятий для детей совместно с родителями.
Ведут программу «Играем в математику» Воспитатели Ражева Л.Р.,Шершнева Н.А. Имеющие стаж работы в дошкольном учереждении более 20-ти лет. Работающие по программе школа 2000 пройденого курсы дошкольной подготовки Л.Г. Петерсон Е.Е. Качемасова. «практический курс математики для дошкольников».
Программа «Играем в математику» составлена на основе программы:
- “школа 2000..”, разработанной Л.Г.Петерсон и Е.Е. Качемасовой. А так-же использовались методические рекомендации по программе «От рождения до школы».Пиаже Ж. роль дейсвия в фрмированияи мышления// вопросы психологии – 1965-№6. Веракса Н.Е. ВераксаА.Н. «Позновательное развитие в дошкольном детсве.; учебное пособие – М.,2012г..
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели, составлены в соответствии с инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, а также Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13
- Тематический план
- .
Содержание программы.
Месяц | № п/п | Наименование темы | Программное содержание | Виды деятельности | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 | Цвет | Сформировать умение распределять предметы по цвету, расширять спектр цветов известных детям. Дать представление о цвете как о признаке, умение сравнивать предметы по цвету.
| Для 3-4 лет Игра “Hello!” Для 4-5 лет Игра«Веселый мячик» /вопрос-ответ/ | 2 |
2 | форма | Сформировать представление о форме предметов и сравнивать предметы по форме и по цвету. | Для 3 – 4 лет Игра «Мы знакомы»-рисо- вание. Для 4 – 5 лет Играем с ге- роями сказок /“Where are you from?”/ | 2 | |
Октябрь | 3 4 | Один много Большой маленкий | . Уточнить представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где много предметов, а где один предмет; Умение называть размеры предметов- большой ,поменьше, маленький. | Для 3 – 4 лет Играем с Фа- Фалей-радуга- лепка. Подвижная игра «Разно- цветный мячик». Игра «Поло- cочки для 3-х поросят»-конструирование. Цветик-семицве- тик-аппликация. Для 4 – 5 лет Игра«Светофор». Игра с правилами «Домино». Игра «Мир вокруг нас» | 4 |
Ноябрь | 5 | Обогащение словаря детей названиями домашних животных. Закрепление лексики предыдущих занятий. | Для 3 – 4 лет Сюжетно-роле- вая игра «Едем на ферму с Фафалей». Игра с карточ- ками “Yes or No” Для 4 – 5 лет Игра с правилами « Лото». Игра “Old MacDonald had a farm.” Подвижная игра «Кошка и мышка». | 4 | |
Декабрь | 5 | Зима. Новый год | Познакомить детей с традициями празднования Нового года в Великобритании. Ввести лексические единицы, соответствующие данной теме. | Для 3 – 4 лет Игра «Наря- жаем елку» Для 4 – 5 лет Игра «Что пропало?» Игра «Наря- жаем елку»-изго- товление игрушек. | 4 |
Январь | 6 | Глаголы движения | Ввести в лексику детей глаголы движения, отрабатывая их употребление в разных вариантах занятий. Разучивание зарядки. | Для 3 – 4 лет Подвижная игра “Up and down” Для 4 – 5 лет Игра “Simon Says.” Подвиж- ная игра «Hop». | 4 |
Февраль | 7 | Числительные | Ознакомить детей с названиями числительных. | Для 3 – 4 лет Играем с Фафалей. Для 4 – 5 лет Игра с правилами «Лото». Игра «Телефон». Конструирование из кубиков. | 4 |
Март | 8 | Семья | Используя игровые ситуации, обогатить словарь детей новыми лексическими единицами по теме. | Для 3 – 4 лет Куклы на пальчиках. Для 4 – 5 лет Игра «Дома и во дворе». Игра «Моя семья и семья мишки»- рисование. | 4 |
Апрель | 9 | Дикие животные | Ввести в лексику детей новые названия. | Для 3 – 4 лет Игра «Что пропало?» Для 4 – 5 лет В зоопарке-лепка Отгадай загадку. Делаем аппли- кацию. | 4 |
Май | 10 | Игрушки | Название разных игрушек. | Для 3 – 4 лет Игра «Домино». Для 4 – 5 лет Игра «Чудес- ный мешочек» | 3 |
11 | Разыгрывание сказки | Используя полученные знания, разыгрываем сказку. | Для 3 – 4 лет Сказка «Репка» Для 4 – 5 лет Сказка «Колобок» | 1 | |
Итого: | 36 |
2-й год обучения
Месяц | № п/п | Наименование темы | Программное содержание | Виды деятельности | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 | Здравствуйте, Здравствуйте! Из какой страны герой? | Даем детям страноведческие знания, расширяя их кругозор. | 5 – 6 лет Сюжетно-ролевая игра “Where are you from?” 6 – 7 лет Подвижная игра «Путешествие по разным странам»- /на прогулке/ | 2 |
2 | Времена года. Осень. | Закрепить употребление слов и фраз по теме, используя разные сценарии. | Для 5 -6 лет Рисование на тему «Осень». Игра «Что про- пало?» Для 6 – 7 лет Рисование на тему «Мое любимое время года». Игра «Кто лишний?» Компьютерная программа «Английский для малышей» | 2 | |
Октябрь | 3
4 | Погода. Фрукты. Овощи. | Использовать прогулку для проведения занятий. Ввести новую лексику, новые речевые обороты. Развивать диалогическую и монологическую речь. Ознакомить детей с новой лексикой, закрепить знание новых слов, используя разные игровые ситуации. Путешествие в мир звуков. | Для 5 – 6 лет Рисование на тему «Погода сегодня». Для 6 – 7 лет Рисование на тему «Погода, которую я люблю больше всего». Для 5 – 6 лет Игра «Наш разноцветный сад»- лепка. Для 6 – 7 лет Игра «Что про- пало и что появилось?» | 1
3 |
Ноябрь | 5 6 | Множественное число Одежда | Обобщаем случаи употребления множественного числа имен существительных. Закрепляем лексику предыдущих тем. Играем со звуками. Ввести новые лексические единицы, речевые образцы, используя их в диалогической и монологической речи. Способствовать активному включению детей в процесс общения. | Для 5 – 6 лет Игра «Змейка приползла»-кон- струирование. Для 6 – 7 лет Игра «Змейка – помощница»- конструирование. Для 5 – 6 лет Игра «Что лишнее?» Игра «Наряжаем куклу» Для 6 – 7 лет Игра «Испорчен- ный телефон.» Игра «Я готов». Игра «Что лиш- нее?» | 2 2 |
Декабрь | 7 | Зима. Новый год | Расширять кругозор детей по теме. Вводить новую лексику, стихи, песенки. Готовиться к празднику, закрепляя лексику предыдущих тем. | Для 5 – 6 лет Игра «Что про- пало?» Игра-фантазия «Наряжаем Елку» Для 6 – 7 лет Игра «Что появилось?» Сюжетно-ролевая игра «Новогодний праздник». | 4 |
Январь | 8 | Продукты | Используя наглядный материал, ввести новую лексику; закрепить ее с помощью различных игровых ситуаций; ввести новые речевые обороты, используя их в диалогический и монологической речи. | Для 5 – 6 лет Игра «Что про- пало?» Компьют.прогр. «Дома и во дворе» Для 6 – 7 лет Игра «Что появилось?» Игра «Съедоб- ное-несъедобное Компьют. прогр. «Дома и во дворе» | 4 |
Февраль | 9 | Мой дом | Ознакомить детей с лексикой по теме, используя различные наглядные пособия. Вводя новые речевые образцы, развивать диалогическую и монологическую речь детей. | Для 5 -6 лет Игра «Что в ком- нате моей?» Для 6 – 7 лет Игра с правилами «Сервируем стол». Игра «Хорошие манеры за столом.» | 4 |
Март | 10 | Части лица и тела. | Познакомить детей с новой лексикой по теме через стихотворение и другие виды деятельности. | Для 5 – 6 лет Игра «Посмотри в зеркало». Игра «Притвор- щик»-конструиро- вание. Для 6 – 7 лет Игра «Фруктово- овощные лица»- лепка. Игра «Притвор- щик»-конструирование. Игра «Создай фоторобот» | 4 |
Апрель | 11 | Цирк | Введение новой лексики по теме и новых структур, связанных с глаголами движения. Аудирование глаголов движения через физкультминутку. Развитие диалогической и монологической речи. | Для 5 – 6 лет Игра «Эхо». Подвижная гра «Волшебники» Для 6 – 7 лет Рисуем клоуна для афиши. Подвижная игра «Будь клоуном» | 4 |
Май | 12 | Мой город | Развивать познавательную активность детей, вводя новую лексику. Активизировать умение отвечать на вопросы и задавать их. | Для 5 – 6 лет Подвижная игра «Светофор» Для 6 – 7 лет Виды транспор- та – игра с правилами «Домино. | 3 |
13 | Разыгрывание сказки | Даем детям возможность проявить себя в роли сказочного персонажа. | Для 5 – 6 лет Сказка «Прянич- ный человечек» Для 6 – 7 лет Сказка«Теремок» | 1 | |
Итого: | 36 |
5.Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы: помещение площадью не менее 20кв.м.; -методические пособия, включающие в себя наличие видео и аудиокассет, литературу со стихами, рифмовками, песнями на английском языке, наличие и использование книжек с картинками, наличие на занятиях наглядных пособий, организация уголков на английском языке, настольные игры на английском языке, игрушки, кукольный театр, пальчиковый театр, мультимедийные установки, компьютер ресурсы интернета.
Одним из условий реализации данной программы является участие родителей в проведении математических праздников, совместных с детьми играх дома.
Материал представлен по следующим принципам:
- соответствие программным требованиям для детей дошкольного возраста;
- материал должен быть интересен и превращен в доступный детям
вид деятельности.
6.Прогнозируемый результат реализации программы
Оценка результатов. Выполнение детьми диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе следующих показателей:
- умение ребенка вычленять основание для сравнения, этот показатель характеризует осознанность приема сравнения;
- умение видеть признаки сходства;
- умение видеть признаки различия;
- самостоятельность выполнения задания;
- присутствие речевых формулировок признаков сходства и различия.
Изучение процесса классификации
Цель исследования: выявление уровня сформированности приема классификации наглядно представленных объектов на основе выделения существенного признака.
Оборудование: набор из 18 карточек с изображением геометрических фигур (квадратов) трех цветов (красный, желтый, синий) двух величин (большие и маленькие) и разным количеством изображенных фигур (по 3, по 4 и по 5).
Методика проведения. Воспитатель дает ребенку стопку карточек и говорит: «Разложи карточки так, чтобы они подходили друг другу. Раскладывай и объясняй, почему ты так делаешь». Необходимо, чтобы ребенок объяснял свои действия по мере раскладывания. Затем взрослый спрашивает: «Каким словом можно назвать все карточки в каждой группе и почему». О карточках, которые ребенок не отнес ни к одной из групп, спрашивают: «Почему ты эти карточки никуда не положил?»
После того как ребенок выложит карточки по одному признаку, назовет каждую группу обобщающим словом, воспитатель смешивает все карточки и спрашивает ребенка: «Подумай, а как можно еще по-другому разложить карточки». Побуждают ребенка, чтобы он произвел классификацию по всем трем признакам.
Выполнение старшими дошкольниками данного диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе таких показателей, как:
- взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации;
- выполнение классификации на основе всех трех признаков;
- самостоятельность выполнения задания;
- присутствие речи-рассуждения.
Изучение процесса сериации
Цель: выявить уровень сформированности приема сериации изображенных предметов.
Оборудование: 6 карточек одинаковой длины и ширины с нарисованными геометрическими фигурами (круг) с разным количеством: от 1 до 6.
Методика проведения. Детям предлагается разложить 6 карточек по порядку, при этом не указывается признак составления сериационного ряда.
Оценка результатов. Выполнение детьми заданий оценивается по следующим показателям:
- умение вычленять признак составления сериационного ряда, что характеризует осознанность действия упорядочивания;
- владение алгоритмом действия упорядочивания;
- самостоятельность выполнения задания;
- аргументация своих действий и точность называния признака сериации.
В ходе выполнения заданий экспериментатором ведется протокол, куда подробно записывается действия и речевые высказывания детей в соответствие с выделенными показателями.
Затем протоколы исследования обрабатывались в соответствии с бальными оценками. Бальные оценки позволяют определить уровень сформированности логических приемов мышления по критериям:
- высокий уровень – 3 балла;
- средний уровень - 2 балла;
- низкий уровень – 1 балл;
- не справился с заданием – 0 баллов.
Результаты исследования были обработаны в соответствии с бальными оценками и в окончательном варианте оформлены в таблицу (см. Приложение 3, Таблица 2) и представлены на диаграмме 1.
Изучение процесса классификации
Цель исследования: выявление уровня сформированности приема классификации наглядно представленных объектов на основе выделения количественного признака.
Методика "Раздели на группы"
Этот вариант методики, предназначенный для диагностики образно-логического мышления. Рассчитана эта методика на детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Ребенку показывают картинку, изображенную ниже (Рисунок 3.1), и предлагают следующее задание:
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».
На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Мониторинг усвоения программы в конце года ориентирует педагога на анализ характера овладения «материалом» как отдельными детьми, так и группой в целом.
Мониторинг лучше проводить в виде различных конкурсов, соревнований и концертов, на которые можно приглашать детей из параллельных групп детского сада, родителей. Задания, предлагаемые в качестве контрольных, должны быть хорошо знакомы детям. Результаты можно оценивать по следующей системе:
- полностью усвоил - 3 балла;
- частично усвоил - 2 балла;
- не усвоил - 1 балл.
1-й год, 3 – 4 года
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Ребенок только выполняет действия, сопровожд. речью педагога | Проговарива-ние слов вместе с педагогом | Проговаривание фраз вместе с педагогом | Знание стишков. песенок |
1-й год, 4 – 5 лет
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Прогова- ривание слов и фраз вместе с педагогом | Лексика по теме | Способность ребенка произнести фразу по образцу | Усвоение стишков, песенок |
2-й год, 5 – 6 лет
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Понимание и выполне- ние указаний педагога | Лексика по теме | Способность ребенка построить фразу по образцу | Усвоение стишков, песенок |
2-й год, 6 – 7 лет
№ п/ п | Фамилия, имя ребенка | Способность ребенка выбрать из предлож. вариантов нужный для ответа | Лексика по теме | Способность ребенка самостоятельно построить фразу | Усвоение стишков, песенок |
7.Библиография
- Агаева, Е. А. Формирование элементов логического мышления [Текст] /Е. А. Агаева. //Дошкольное воспитание.1999. - № 1. - . С. 15 – 18.
- Абдрашитов, Б.М. Учитесь мыслить нестандартно [Текст] / Б.М. Абдрашитов, В.Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004. – 128 с.
- Асанин, С. Смекалка для малышей [Текст] /С. Асанин. - М.: Омега, 2007. - стр 255.
- Белошистая, А.В. Готовимся к математике [Текст]: методические рекомендации для организации занятий с детьми 5 - 6 лет /А.В. Белошистая. - М.: Ювента, 2006. - стр45.
- Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет [Текст]: конспекты занятий /А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2004. - стр62.
- Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет [Текст] /А.В. Белошистая. – М.: Айрис-Дидактика, 2007.
- Беженова, М.А. Веселая математика [Текст] /М.А. Беженова. – Ярославль: Сталкер, 2005. - стр. 102.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. [Текст]: Т.2 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.
- Веракса, Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников [Текст]: автореф. докт. дис. /Н.Е. Веракса. - М. [б.и.], 1991.
- Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе [Текст] /Л.А. Венгер, А.Л. Венгер А.Л. – М.: Союз, 2004. - стр.216.
- Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей [Текст] /М. Доналдсон. – М.: Наука, 1995.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] /В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1992.
- Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст]: учебник / В.В. Данилова В.В., Т.Д. Рихтерман. – М.: Академия, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...