Проект дизайн-студии «Радуга»
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Проект дизайн-студия «Радуга» работает в направлении художественно-эстетического воспитания детей. Влияет на развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной аппликации. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом.
Коллективная аппликация с элементами дизайна имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий коллективной аппликацией с элементами дизайна дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, развивает детскую фантазию и инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект дизайн-студии «Радуга» в рамках темы по самообразованию «Развит | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - Детский № 81» ул.Декабристов 4\2, 31-48-03
Проект дизайн-студии «Радуга» в рамках темы по самообразованию
«Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной аппликации»
Составитель:
Филина Галина Алексеевна
Воспитатель
МБДОУ «ЦРР - детский сад № 81»
г. Бийск
2013 год
Пояснительная записка
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов у дошкольников и нахождения путей их оптимизации.
Проект дизайн-студия «Радуга» работает в направлении художественно-эстетического воспитания детей. Влияет на развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной аппликации. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом.
Коллективная аппликация с элементами дизайна имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий коллективной аппликацией с элементами дизайна дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, развивает детскую фантазию и инициативу.
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) по коллективной аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
Выбор темы позволяет детям самим определить количество персонажей, их позы, взаимосвязь друг с другом, место действия, композиционный и цветовой строй аппликации. Постановку и решение задач на занятиях воспитатель должен тесно связывать с уровнем развития изобразительных и технических умений каждого ребенка, кругом его интересов, общими задачами воспитания и развития детей данного возраста. Исходя из этого, определяется объем аппликации, ее техническое и художественное совершенство.
В ходе НОД детям предлагается возможность сообща, самостоятельно определить предмет дизайна работы. Они могут сами выбрать, чем и как дополнят готовую работу: блестками, красками, ватой, листьями и многими другими декоративными предметами.
Программа рассчитана для детей 5-6 лет.
Цель программы: создание условий для развития воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной аппликации с элементами дизайна.
Задачи:
- приобщать детей к художественно-эстетическому творчеству в условиях работы в дизайн-студии;
- знакомить с разными видами аппликации (предметная, декоративная, сюжетно-тематическая, силуэтная, симметричная, целыми силуэтами, асимметричная, геометрическая, резаная, рваная, плоская, объемная, раздробленная, мозаика, однослойная, многослойная);
- формировать умение использовать нетрадиционные техники аппликации;
- приобщать детей работать в коллективе;
- развивать эстетическое восприятие;
- развивать творческие способности детей;
- развивать самостоятельность в подборе материала;
- воспитывать уважительное отношение к работам других детей.
Предполагаемый результат:
- проявляет интерес к работам коллективного характера;
- выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
- использует особенности изобразительных материалов;
- использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использует разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства;
- использует разнообразные виды аппликаций в самостоятельной художественной деятельности;
- проявляет интерес к различным видам художественно-эстетической деятельности;
- активно включаться в коллективную деятельность в разных видах воспитательно-образовательной деятельности;
- проявляет инициативу в решении поставленных задач;
- самостоятельно и творчески применяет умения и навыки, полученные на занятиях.
При проведении НОД большое значение отводилось программным задачам по разделу аппликация в старшей группе и интеграции образовательных областей. На НОД использовались различные методы и приемы: наглядный метод (рассмотрение изображения показ частей тела и предмета на картинки, показ способов выполнения работы, выставка детских работ); словесный метод (объяснение, беседа, вопросы направленные на активизацию произвольного воображения, художественное слово, поощрение самостоятельности, повторение способов действий, анализ детских рисунков); практический метод (выполнение задания, выполнение по образцу, самостоятельная деятельность пальчиковые гимнастики, игры). НОД осуществлялась в рамках дизайн-студии «Радуга», которая проходил во вторую половину дня.
Особенность данной программы заключается в том, что работа осуществляется в коллективе. В коллективной аппликации большое место занимают совместные действия детей, то есть выполнение таких элементов, которые направлены на решение достаточно простых текущих задач. Особое внимание отводилось окончанию работы, в проявлении у детей самостоятельности при подборе дизайнерского штриха в завершении продукта их деятельности.
Содержание работы:
Работа, направленная на развитие воображения и творческих способностей, осуществлялась на основе работы дизайн-студии «Радуга». Использовалась серия НОД по коллективной аппликации с элементами дизайна. На протяжении шести месяцев шла работа с группой. За один месяц с подгруппой проводилось две НОД по коллективной аппликации.
Этапы работы:
Практический этап
Задачи:
1) разработать серию НОД по коллективной аппликации для проведения дизайн-студии «Радуга», способствующих развитию воображения детей старшего дошкольного возраста;
2) создать комфортные условия для проведения НОД:
- организация наблюдений за явлениями окружающего мира, проведение предварительной работы;
- материальное обеспечение для проведения НОД;
- организация атмосферы творчества и мотивация процесса работы;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
3) провести НОД, направленную на развитие воображения детей 5-6 лет.
Работа с родителями:
- беседы, рекомендации;
- папки, раскладки,
- выставка детских работ.
Теоретической основой рабочей программы для ее разработки использовались следующие нормативные документы:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 23 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. «Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства . 2008 год. № 1662-р.
4. Федеральная программа развития образования на 2011-2015 годы.
5. Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011-2015 годы»
6. Федеральные Государственные Требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования №655 от 23 ноября 2009 года.
7. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования .№2151 от 20 июля 2011 года.
8. Краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2010-2015 годы.
9. Образовательная программа МБДОУ
10.СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"от 22 июля 2010 г. N 91
Методическое обеспечение
- Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] : книга для воспитателей детского сада / З. А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
- Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : пособие для педагогов и воспитателей / М. А. Васильева. – М.: Мозаика Синтез, 2007. – 240с.
- Веракса, Е. Н. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] : методическая литература по дошкольному воспитании / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 – 224с.
- Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников [Текст]: конспекты занятий / А. А. Грибовская. – М.: Сфера, 2004. – 192 с.
- Жарова, Т. Развивающий эффект аппликации [Текст] / Т. Жарова // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1 – с. 57-65.
- Зачесова, Е. В.Развивающий эффект аппликации [Текст] / Е. В. Зачесова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 57
- Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. [Текст] :методическое пособие / В. И. Колякина - М.: Просвещение. 2002. - С. 9.
- Римашевская, Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников [Текст] :учебно-методическое пособие / Л. С Римашевская. - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.
- Саллинен, Е. В. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми от 3 до 7 лет [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Е. В. Саллинен. – М.: КАРО, 2011. 88 с.
- Смирнова, Т. В. Детское коллективное творчество. Конспекты занятий по рисованию, аппликации, лепке [Текст] / Т. В. Смирнова. // Ребенок в детском саду. – 2006 № 1 – с. 44-47.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема НОД | Цель НОД | Оборудование |
1 | 6. 12. 12. | «Деревья в снегу» | создание коллективной симметричной аппликации с элементами объемной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения путем вырезания дерева на глаз и его размещении на основу; закрепление умения детей работать в коллективе. | ватман с изображение сугробов снега - основа для коллективной аппликации; прямоугольники из цветной бумаги (коричневой) (1шт. на половину подгруппы детей; вата на вторую подгруппу детей; клей ПВА; салфетка бумажная на каждого ребенка; ножницы, бисер для дизайна работы. |
2 | 20. 12. 12. | «Наряжаем ёлку» | создание коллективной аппликации из бумаги в технике вырезания из бумаги сложенной гармошкой, направленной на развитие произвольного воображения путем подбора игрушек для украшения елки. | ватман для основы коллективной аппликации, прямоугольники из цветной бумаги (2шт. на каждого ребенка); клей; салфетка тканевая; ножницы; конфетти и блестки для украшения игрушки; магнитофон с записью песни о новогодней ёлочке; ватман с изображением ёлочки, фольга для дизайна работы. |
3 | 17. 01. 13. | «Смешные рожицы» | создание коллективной аппликации – коллаж, направленной на развитие произвольного воображения, поддерживая проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов, творческого подхода к работе. | ватман для основы коллективной аппликации, рисунки смешных рожиц; красочные журналы; бумажные тарелочки; шерстяная пряжа; тесьма; ножницы; клей ПВА; салфетки на каждого ребенка; двухсторонний скотч; веселая шуточная музыка, восковые мелки. |
4 | 31. 01. 13. | «Жираф» | создание коллективной аппликации вида мозаика из крашеного песка, направленной на развитие произвольного воображения с помощь знакомства с использованием нетрадиционного материала. | ватман для фона с изображением жирафа выполненного простым карандашом; два вида крашенного песка на две подгруппы оранжевого и коричневого цвета; кисти для нанесения клея на каждого ребенка; клей ПВА; тарелочки для клея; салфетки; различные изображения жирафа, гуашь для дизайна работы. |
5 | 14. 02. 13 | «Рыбки в аквариуме» | создание плоскостной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения детей через прием самостоятельного подбора цветовой гаммы для создания аппликации; формирование стойкого интереса и творческого подхода к аппликации как к виду изобразительной деятельности. | ватман для фона бледно-голубого цвета; по одному набору цветной бумаги на стол для вырезывания; ножницы для каждого ребенка. |
6 | 28. 02. 13. | «Витаминная корзина» | создание плоскостной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения. | «Корзина для витаминных продуктов» - основа коллективной аппликации. Заготовки цветной бумаги для вырезания овощей и фруктов; клей; ножницы; салфетка; дощечка для труда на каждого ребенка; кусочки нарезанных овощей и фруктов, ткань для дизайна работы |
7 | 13. 03. 13. | «Весеннее солнышко» | создание плоскостной коллективной аппликации с элементами рисования, направленной на развитие произвольного воображения при использовании нетрадиционного приема выполнения аппликации путем рисования детали по трафарету. | изображение солнца на картинке, ½ листа А4 на каждого ребенка, гуашь желтого цвета на каждого ребенка, кисти для рисования на каждого ребенка, кисти для клея на каждого ребенка, клей ПВА, салфетки бумажные, стаканчики с водой, ножницы для каждого ребенка, клеёнка для работы на каждого ребенка, желтые пуговицы для дизайна работы. |
8 | 20. 03. 13. | «Расцветает яблоня» | создание объемной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения. | ватман для основы коллективной аппликации, модели с признаками времён года, картинки с изображением цветов, конверты с разрезными картинками птиц, большая картина с изображением яблони с листиками, фланелеграф. По 3 круга из пергаментной бумаги, готовые тычинки, клей, ножницы, салфетки, клеёнка. |
9 | 27. 03. 13. | «Паровозик» | создание сюжетной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения с помощью использования вопросов продуктивного и репродуктивного характера. | ватман для основы коллективной аппликации с изображением полотна железной дороги. Мордочки героев произведения «друзья» для демонстрации и дальнейшего приклеивания на аппликацию. На каждого ребенка - квадраты из цветной бумаги по 2 штуки размером 3×3, прямоугольники размером 5×7 по одному на каждого ребенка, по два круга из цветной бумаги диаметром 3 см. Клей ПВА, кисти для клея, посуда для клея, салфетки. |
10 | 10. 04. 13. | «Полет в космос» | создание сюжетной коллективной аппликации, направленной на развитие произвольного воображения с помощью самостоятельного выбора детьми объекта вырезания и наклеивания. | основа для аппликации затонированая синим цветом, цветная бумага на каждый стол, ножницы на каждого ребенка, клей ПВА, кисти для клея, салфетки на каждого ребенка, фольга, пластмассовые звездочки для дизайна работы. |
11 | 17. 04. 13. | «Ромашки в корзине» | создание объемной коллективной аппликации букета ромашек в корзине, направленной на развитие произвольного воображения с помощью использования вопросов продуктивного и репродуктивного характер. | ватман для основы коллективной аппликации, цветной картон или тонированный ватман формата А2; вырезанный из картона силуэт корзины с прорезями для переплетения; бумага коричневого и оранжевого цвета (1/4 листа формата А4) - на двоих детей; клей, ножницы, бумага зеленого (1/4 листа формата А4), желтого (квадрат 7x7 см) и белого цвета (1/2 листа формата А4) на каждого ребенка; картинка с изображением цветов ромашек, бабочки для дизайна работы. |
12 | 24. 04. 13. | «Тридцать три богатыря» | созданиеколлективную аппликацию по мотивам литературного произведения, направленной на развитие произвольного воображения через использование вопросов продуктивного и репродуктивного характера. | ватман для основы коллективной аппликации, бумага цветная; фольга на бумажной основе; ножницы; простые карандаши для прорисовки образа; коробочки для обрезков; цветные карандаши или фломастеры для прорисовки кольчуги и черт лица; салфетки бумажные и матерчатые; клей. Композиционная основа «Море вздуется бурливо»; варианты шлемов и мечей; вырезанные из фольги и фактурной бумаги. |
13 | 15. 05. 13. | «Бабочки» | создание объемной коллективной аппликации из глянцевых листов бумаги, направленную на развитие произвольного воображения детей, через использование техники складывание бумаги гармошкой и предоставление детям возможности выбора любой формы вырезания детали. | ватман с основой коллективной аппликации, цветной песок - желтого, розового, синего и коричневого цветов, клей ПВА, кисти для клея, салфетки. |
14 | 22. 05. 13. | «Цыплята на лугу» | создание коллективной аппликацией в технике обрывание, направленной на развитие произвольного воображения через создание проблемной ситуации и использование вопросов продуктивного и репродуктивного характера. | посылка; ватман с изображением курицы как основа для общей работы; картон с силуэтом цыпленка; клей; карандаши, цветная бумага (желтая, красная); салфетки, книга, игрушка цыпленок. |
15 | 29. 05. 13. | «Цветочная поляна» | создание коллективной объемной аппликации из ватных дисков, направленной на развитие воображения детей путем самостоятельного выбора способов вырезания деталей аппликации. | образцы цветов сделанных из ватных дисков, ватман зеленого цвета, клей ПВА, кисточки на каждого ребенка, цветные ватные диски, салфетки, клеёнки, письмо, сухие листья для дизайна работы. |
Методические рекомендации к проекту дизайн-студии «Радуга»
Под коллективной аппликацией следует понимать - аппликации выполнены коллективом детей на общей основе. Культура дизайна в детском творчестве – это красивые, аккуратно выполненные композиции и изделия. Это работа с различными материалами, техниками и способами изображения (зернотворчество, пластилинография, бумаготворчество, тканетворчество, ниткотворчество, флористика и др.)
Для улучшения внешнего вида коллективной аппликации рекомендуется использовать элементы дизайна в процессе работы.
Выделяет три основные формы коллективной деятельности детей: «совместно – индивидуальная», «совместно - последовательная» и «совместно – взаимодействующая».
Для проведения коллективной НОД требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка.
Средства, используемые для проявления познавательной и творческой активности во время проведения коллективной аппликации с элементами дизайна:
- Использование разнообразных форм и методов организации деятельности.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
- Стимулирование детей к использованию различных способов выполнения задания.
- Использование различного дидактического материала.
- Поощрение стремления ребенка находить свой способ работы.
Так же при проведении подобных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его желание и отношение к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейная дизайн студия!
Рекомендация для родителей по организации творческого уголка для развития ребенка дома....
План работы дизайн-студии «Рукодельница» на 2013-2014 учебный год
План работы дизайн-студии «Рукодельница» на 2013-2014 учебный год...
"Дизайн- студия"
Образовательная деятельность по организации труда детей в уголке природы «Дизайн студия»....
Дизайн- студия « Весенние цветы».
Дизайн- студия « Весенние цветы»....
Профессия - архитектор "Мастерская архитектора". Профессия - фитодизайнер "Дизайн-студия "
Продолжать формирование у детей представлений о профессии архитектора. Развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение. Формировать навыки общения, речевой и поведенческий э...
Проект "Дизайн - студия "Маленькие волшебники"
Проблема развития детского творчества является одной из актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже ...
Перспективный план на 2016 – 2018 учебный год дизайн - студии
Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду....