Программа кружка по ДПИ "Страна рукоделия"
рабочая программа по аппликации, лепке на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первыхэтапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в создании условий для развития и воспитания обучающихся через их практическую творческо-прикладную деятельность.
Актуальность дополнительной образовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:
• общих способностей (способность к обучению и труду);
• творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).
Развивающий характер обучения ориентирован на:
• развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;
В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Цель программы: создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
- воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- Развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Формы проведения итогов реализации программы
- выставки работ детей в детском саду;
-дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
-творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
Техническое оснащение:
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
7.Нитки мулине.
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
11. Бисер
12. Ткань цветная
13. Клей
14. Игольницы
15. Наперстки
16. Бросовый материал.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке дети должны овладевать:
- элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
- приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «тамбурный», «стебельчатый»;
- приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
- определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
- навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
- умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- умением заинтересовать и научить других технике вышивания.
- правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки материалов;
- самостоятельно изготавливать изделие по образцу, схеме;
- делать аппликацию из бисера;
- составлять различные композиции из ракушек;
- делать цветы из гофрированной бумаги;
- изготавливать лоскутные аппликации из ткани.
- изготавливать модульное оригами
- изготавливать кукол
Учебно-тематический план
Сентябрь
1 | Знакомство с кружком «Страна рукоделия» (компьютерная презентация) | Цель: познакомить детей с кружком «Страна рукоделия», рассмотреть поделки детей старших групп, иллюстрации с работами детей, обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки. |
2 | Техника безопасность | Цель: закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой, ножницами, клеем. |
3 | «Грибы» | Цель: учить детей изготавливать объёмные композиции из цветной бумаги и картона, воспитывать аккуратность и эстетический вкус. |
4 | Коллективная работа «Солнышко» | Цель: учить детей выполнять композицию из сухих листьев, развивать интерес к работе с природным материалом, фантазию и эстетический вкус. |
5 | «Старичок-лесовичок» | Цель: учить детей изготавливать игрушки из природного материала (шишек, сухих веточек, листьев), развивать фантазию и эстетический вкус. |
6 | «Рыбка» | Цель: учить детей изготавливать поделку из яичной скорлупы и разноцветных бумажных полосок; развивать у детей интерес новым материалам, воспитывать усидчивость и кропотливость. |
7 | «Аквариум» (коллективная работа) | Цель: учить детей изготавливать объёмные композиции из бросового материала; продолжать знакомить с новыми материалами; развивать фантазию, интерес к работе в коллективе. |
8 | «Листопад» (обрывная аппликация) | Цель: продолжать учить детей работать в технике обрывной аппликации. Развивать эстетический вкус, творческое воображение, закрепить навыки работы с клеем. |
Октябрь
1 | История бисера и его использование (компьютерная презентация) | Цель: познакомить с историей стекла и изготовления бисера. Знакомство с разными направлениями работы с бисером, демонстрация образцов. |
2 | Традиционные виды плетения | Цель: учить нанизывать бисер в одну нитку, в две нитки. Дотачивание, закрепление нити. Простая цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка «змейка». Цепочка «в цветочек». Ажурные цепочки-сеточки. |
3 | Виды подвесок | Цель: познакомить с технологией изготовления подвесок и их использование в различных изделиях. |
4 | Изготовление украшений из бисера | Цель: закрепить изучение методов плетения, объединение разных видов плетения, украшение изделий подвесками. |
Метод параллельного низания на проволоке | Цель: познакомить с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных этим методом. | |
Цветы из бисера | Цель: учить нанизывать цветы на длинном прямостоящем стебле. Изготовление листьев, лепестков. Завершение работы над цветком. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой. | |
Веночек для куклы | Цель: учить изготавливать цветы и листья на тонкой проволоке. Коллективная работа – изготовление веночка для куклы. | |
Коллективная работа-коллаж «На дне морском» | Цель: | |
Экскурсия в краеведческий музей | Цель: |
Ноябрь
1 | Лепка из соленого теста | Цель: развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук. Развивать творчество и фантазию, образное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Воспитывать аккуратность, уважение к труду товарищей. |
2 | «Яблоки и груши» | Цель: формировать умение лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин». Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки. |
3 | Раскрашивание красками яблок и груш. | Цель: учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. |
4 | Декоративная тарелка «Роза». | Цель: учить ,из отдельных частей , лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат. |
5 | Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы». | Цель: продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке. |
6 | «Колючий ёжик». | Цель: учить лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками. |
7 | Раскрашивание красками ёжика. | Цель: учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам. |
8 | «Пингвины на льдине». | Цель: учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность. |
9 | Раскрашивание красками «Пингвин на льдине». | Цель: продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. |
Декабрь
1 | « Две подружки – ниточка и иголочка» | Цель: учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы; познакомить детей с новыми материалами, развивать интерес к работе с нитками и пуговицами. |
2 | «Цветочек из пуговиц» | Цель: учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, составлять композицию из пуговиц, пришивать пуговицы согласно заданной композиции. |
3 | «Цветочек из пуговиц» | Цель: учить детей вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы; воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
4 | «Игольница» | Цель: учить детей изготавливать подарки для мам из картона и поролона; продолжать знакомить с новыми материалами; воспитывать у детей желание делать подарки близким. |
5 | «Знакомство с тканью». | Цель: познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. |
6 | «Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. | Цель: учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. |
7 | «Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. | Цель: учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу. |
8 | «Новогодние игрушки». | Цель: продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» игрушки. |
Январь
1 | «Силуэты». Вышивка по контуру | Цель: продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. |
2 | «Геометрические фигуры». | Цель: учить обводить на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. |
3 | «Натюрморт из овощей и фруктов». | Цель: учить обводить на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. |
4 | «Рыбки в аквариуме». | Цель: продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. |
5 | «Салфетка». | Цель: учить украшать салфетку цветными нитками, швом «Вперёд иголку», развивать творческое воображение, аккуратность в работе. |
6 | «Ночное небо». | Цель: продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику. |
7 | Вышивание по замыслу. | Цель: продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук. |
Февраль
1 | Узелковая кукла. | Цель: познакомить детей с простейшим видом работы с тканью, научить видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали. |
2 | Сибирячка. | Цель: учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу. |
3 | Кукла — мальчик. | Цель: закрепить умение детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами мужского русского костюма, учить создавать из ткани образ мальчика. Упражнять в изготовлении шнура для пояса из двух нитей. |
4 | Бессоница. | Цель: познакомить детей с колыбельной магической куклой Бессонницей, учить создавать образ куклы при помощи узелков из двух лоскутов ткани. |
5 | Кувадки. | Цель: познакомить детей с куклой Кувадкой, учить создавать образ куклы при помощи нитей. Упражнять в изготовлении двойного шнура. |
6 | Вепсская кукла. | Цель: познакомить детей с вепсской куклой, учить создавать образ женской фигурки при помощи нескольких лоскутов ткани, одевать куклу в национальный костюм. Активизировать в речи детей слова: «Рубашка», «сарафан», «пояс», «передник», «косынка», «платок». Рассказать, какой смысл раньше придавали одежде. |
7 | Бабушкина кукла. | Цель: познакомить детей с символом березы, рассмотреть бересту. Познакомить с бабушкиной куклой, учить создавать образ куклы из бересты, наряжать ее в тканевый костюм. |
8 | Крупеничка. | Цель: познакомить детей со сказкой о Крупеничке, учить создавать куклу из детского носочка, заполненного гречихой или другой крупой, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей. |
Март
1 | Солнечный символ. | Цель: познакомить детей с древнейшим магическим символом – крестом, с солярным знаком, со старинным зимним обрядом сплавления Солнца. Учить изготавливать солнечный символ из перекрещенных палочек и ниток. |
2 | Пеленашка. | Цель: познакомить детей с куклой Пеленашкой, с обрядами, связанными с рождением младенца, учить пеленать скатку, придавать заготовке целостный образ младенца. |
3 | Крестец. | Цель: познакомить детей с образом куклы – мужчины, с обрядом ряжения, учить создавать яркий образ, используя минимум изобразительных средств. |
4 | Курская столбушка. | Цель: познакомить детей со свадебным обрядом. Учить изготавливать фигурку куклы – невесты, украшать куклу, развивать чувство цвета, эстетическое восприятие. |
5 | Лихоманки. | Цель: познакомить детей с назначением кукол – лихоманок, закреплять умение пеленать куклу, учить создавать образ куклы с помощью ткани различных оттенков. |
6 | Мартинички. | Цель: познакомить детей с обрядом «заклинания» весны, учить изготавливать кукол из ниток, создавать образы мальчика и девочки, украшать кукол дополнительными деталями, упражнять в использовании шаблона. |
7 | Кубышка — травница. | Цель: познакомить детей с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей. |
8 | Птички | Цель: познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности. |
9 | Моя любимая кукла. | Цель: закрепить знания детей о народных куклах, о способах их изготовления, упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество. |
Апрель
1 | «Стрекоза» (поделка из семян клена и пластилина) | Цель: учить детей делать игрушки по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Формировать интерес к данному виду труда, развивать воображение. Соблюдать правила работы с пластилином и аккуратно обращаться с природным материалом. |
2 | «Летающая тарелка» (поделка из CD-дисков и контейнера от «Киндер-сюрприза») | Цель: формировать у детей навыки работы с бросовым материалом. Развивать творческое воображение. |
3 | «Веточка вербы» | Цель: закреплять навыки работы с природным и бросовым материалом, развивать эстетический вкус. |
4 | «Динозаврики» (поделка из шишек и пластилина) | Цель: продолжать закреплять навыки работы с природным материалом. Развивать фантазию детей. |
5 | «Превращение ложечки» (лилия) | Цель: научить детей изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятия окружающего мира, развивать навыки конструирования из бросового материала. |
6 | «Превращение ложечки» (лилия) | Цель: продолжать учить детей изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки. |
7 | «Волшебные зайчики» (оригами) | Цель: учить детей складывать из квадрата зайчика, проглаживая линии сгиба; учить ориентироваться на квадрате. |
8 | «Сказка «Колобок» (изготовление кукол из стаканчиков от йогурта кукол для настольного театра) | Цель: развивать фантазию детей, формировать умение работать в коллективе. Прививать интерес к художественной литературе. |
Май (закрепление)
1 | «Мак». | Пластилинография. |
2 | «Эксперименты из бумажных цилиндров» - «Бумажные человечки». | Изделия из бумажных цилиндров. |
3 | « Фигурка бабочки». | Конструирование из цветной бумаги в технике « Оригами». |
4 | « Пчела». | Объёмная аппликация. |
5 | « Игрушка из обрезков ниток». | |
6 | «Декоративная подставка для карандашей». | Конструирование из бросового материала. |
7 | « Сказочные герои». (макет) | Конструирование из природного материала. |
8 | « Узоры на песке». | Мозаика из природного материала на песке. |
9 | « Веночек на голову». | Конструирование из природного материала. ( из листьев). |
Литература.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова.
Программа «Шаг в искусство» С.Погодина
Программа «Истоки» Л.Парамонова
«Чудесные поделки из бумаги» З.А.Богатеева
«Объёмная аппликация» И.М.Петрова
«Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комарова
«Аппликация в детском саду» А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева
«Занятия аппликацией в детском саду» З.А.Богатеева
«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова
«Конструирование из бумаги в детском саду» И.В.Новикова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Программа кружка «Миллионы идей!» (творческое рукоделие).
Развитие самостоятельного детского творчества, поддержка инициативы детей -одна из основных задач кружковой работы с детьми дошкольного возраста. В результате продуктивных видов деятельности у ребенка...
Дополнительная образовательная программа по кружковой работе «Рукоделие».
Детский кружок «Переплёточки» создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. Работа кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Прави...
Программа кружка «Страна Рукоделия»
Ахматзянова Эльвира АльфировнаПрограмма кружка «Страна Рукоделия»Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому с...