Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности на 2016 -2017 учебный год
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности
на 2016 -2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_netraditsionnym_tehnike_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ № 15 «Звёздочка»
г. Ермолино
Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности
на 2016 -2017 учебный год
Руководитель:
Воспитатель
Лимонтова
Татьяна Николаевна
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование ладошками, пластилинография); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).
Цель работы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи:
1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
3. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
4. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
5. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер.
6. Развитие речевых навыков.
7. Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия.
8. Воспитание навыков аккуратной работы с различными материалами.
9. Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
При работе с детьми применяются следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Используются различные формы работы:
- беседы;
- наблюдения;
- рассматривание.
Организация занятий кружка:
Кружок «Очумелые ручки» проводится с детьми 3-4го возраста в течение учебного года (с октября по май) один раз в неделю в вечерний отрезок времени с группой из 10 детей, продолжительностью 15 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.
Список детей, посещающих кружок:
Список использованной литературы
1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.
3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.
5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.
6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.
7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.
8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства» Н.А.Горяева - под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.
9. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В.
№ п/п | Тема занятия, техника исполнения | Программное содержание | Оборудование | Месяц |
1. | «Веточка смородины». Отпечатки листьев, рисование пальчиками | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Показать приемы получения точек. | ½ листа формата А4, зеленая и красная гуашь, салфетки, блюдца, грозди смородины для игры. | Октябрь |
2. | «Осенний листик» Пластилинография | Показать приемы размазывания пластилина на картонную основу. | Заготовка картонного листика, пластилин желтого, красного, оранжевого и зеленого цветов. | Октябрь |
3. | «Листопад» Аппликация из сухих листьев. Коллективная работа | Учить наклеивать сухие листья на ватман, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности. | Ватман с изображением деревьев, сухие листья, клей, кисточки, салфетки. | Октябрь |
4. | «Дождик, дождик – кап, кап». Обрывная аппликация. | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа | 1/2 белого картона с изображением зонтика, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки | Октябрь |
5. | «Волшебная осьминожка» Рисование ладошками Коллективная работа | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. | Ватман с изображением подводного мира, разноцветная гуашь, салфетки, блюдца. | Ноябрь |
6. | «Воздушные шарики» Аппликация из косметических дисков. | Учить наклеивать диски на лист бумаги, подкладывая под них ниточку. Развивать воображение, творческие способности. | ½ картонного листа формата А4, ватные диски, нитки, разноцветная гуашь, кисти, салфетки, блюдца. | Ноябрь |
7. | «Цветы для мамы» Поделка из полосок бумаги | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые полоски, соединять их и приклеивать на цветные картонные кружки. | Цветные полоски из бумаги, цветной картон, кружки желтого цвета. | Ноябрь |
8. | «Ёжик» Поделка из пластилина и семечек | Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму. | Пластилин черного или коричневого цвета, семечки, заготовленные глазки. | Ноябрь |
9. | «Весёлые снежинки» Ксяксография с трубочкой | Формировать умение рисовать снежинки методом кляксография, используя трубочку. Развивать у детей чувство цвета. | Тонированные листы формата А4, трубочки, гуашь белого цвета, салфетки, блюдца | Декабрь |
10. | «Зимний лес» Отрывная аппликация | Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. | Лист голубого цвета с изображением дерева, белые салфетки, клей, кисточки. | Декабрь |
11. | «Зайчик» Аппликация из ваты | Учить отрывать маленький кусочек ваты и наклеивать его на поверхность бумаги. | Лист бумаги с изображением зайчика, вата, клей, кисточки, салфетки. | Декабрь |
12. | «Ёлочка пушистая, нарядная» Рисование тычком жесткой полусухой кистью | Учить заполнять контур елки способом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о растениях. Учить имитировать пушистую елку, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | 1/4 белого картона с изображением ели, кисть, гуашь зелёного цвета, салфетки, баночки с водой. | Декабрь |
13. | «Гирлянда» Конструирование из полосок бумаги | Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать... | Разноцветные полоски бумаги, клей, кисточки. | Декабрь |
14. | Рукавичка Деда Мороза Аппликация | Учить детей красиво наклеивать пайетки, стразы, бусинки, вату, снежинки на шаблон рукавички | Шаблон рукавички из цветного картона, блестяшки, бусинки, снежинки, вата, клей, кисточки, салфетки. | Январь |
15. | «А у нашего двора снеговик стоял с утра» Аппликация из ватных дисков. | Учить наклеивать ватные диски на лист, создавать изображение снеговика. Развивать воображение, творческие способности. | ½ картонного листа формата А4, ватные диски, кисти, салфетки, клей, глазки, носик, заготовка вырезанного из картона ведра. | Январь |
16. | «Цыплята» Поделка из киндер-сюрприза и пластилина | Учить из пластилина делать шарики, расплющивать их и приклеивать на заготовку. | Киндер-сюрприз, пластилин, глазки | Январь |
17. | «Кудрявый барашек» Бумагопластика. | Упражнять в умении сминать полоски салфетки в комочки. Воспитывать интерес к работе с бумагой. | Тонированная бумага с контуром барашка, нарезанные полоски из белой салфетки, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки. | Февраль |
18. | «Лебеди на озере» Рисование ладошками | Учить детей рисовать птиц при помощи ладони. Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы. | ½ листа формата А4 с изображением озера, белая и черная гуашь, салфетки, блюдца, | Февраль |
19. | «Летят самолёты» Аппликация. | Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату. | 1/2 тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов(прямоугольники, полоски),цветная бумага клей, кисти, салфетки. | Февраль |
20. | «В гостях у жирафа» Рисование пальчиками | Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | ¼ картонного листа с изображением жирафа, темно-коричневая гуашь, салфетки, блюдце. | Февраль |
21. | «Веточка мимозы для мамы» Скатывание бумаги | Закреплять умение мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу. | Салфетки желтого цвета, клей ПВА, картон. | Март |
22. | «Весеннее солнышко» Коллективная аппликация из ладошек | Продолжаем учить работать в коллективе, развиваем умение обводить свою ладошку и наклеивать на шаблон. | Ватман, желтый картон, желтая бумага разных тонов, клей, кисточки, салфетки. | Март |
23. | «Угощение для гостей» Лепка из пластилина | Учить детей лепить угощение для гостей из пластилина через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). | Соленое тесто (крашенное), зубочистки, старые фломастеры. | Март |
24. | Бусы для куклы Моделирование из макарон и соломинок | Учить нанизывать «бусины» на нитку (проволоку), развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. | Разные виды макарон, крашеные макароны, нарезанные соломинки от сока, леска, нитка, проволока. | Март |
25. | Платье для куклы Аппликация из кусочков ткани | Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | Шаблон платья на картоне, кусочки разноцветной ткани, клей, кисточки, салфетки. | Март |
26. | «Звёздное небо» Рисование манкой | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки | Апрель |
27. | «Цветы в вазе» Коллективное рисование ладошками | Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью. Закрепить у детей знание цветов. Воспитывать радостное настроение. | Ватман формата А3 с изображением вазы, гуашь разных цветов, салфетки, блюдце. | Апрель |
28. | «Пасхальное яйцо» Аппликация крупой | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой. Учить наносить клей на рисунок и быстро засыпать его крупой. | Шаблон яйца с узором, клей, кисти, крупы (крашеный рис, горох). | Апрель |
29. | «Моё любимое животное» Рисование методом тычок | Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное. | Готовые формы животных, жёсткие кисти, салфетки , гуашь разных цветов. | Апрель |
30. | Салют к 9 мая Коллективная аппликация из конфетти | Закрепить приемы приклеивания конфетти на лист, а также заполнять весь лист бумаги. | Ватман, разноцветное конфетти, клей, кисточки, салфетки. | Май |
31. | «Тётушка сова» Конструирование из природного материала | Продолжать обучать разным приемам работы с природным материалам, пластилином. | Шишка, белый, синий и оранжевый пластилин, голубой картон, камешки для украшения. | Май |
32. | «Укрась петуху хвост» Пластилинография | Учить детей равномерно размазывать пластилин на картонную основу. | Заготовка петуха нарисованного на картонном листе бумаги, пластилин разных цветов. | Май |
33. | «Божьи коровки на лужайке». Рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации и ручному труду
Цель работы: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования. Задачи: - Развивать творческие способности.- Развивать мелкую моторику рук...
Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).
Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....
Рабочая программа воспитателя второй разновозрастной группы 4-7 лет на 2016- 2017 учебный год
Рабочая программа воспитателя второй разновозрастной группы 4-7 лет на 2016- 2017 учебный год...
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа воспитателя...
План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2016 – 2017 учебный год.
План по самообразованиюна тему:«Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2016 – 2017 учебный год....
Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам художественной деятельности на 2017 -2018 учебный год
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в час...
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, зате...