Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности на 2016 -2017 учебный год
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Рабочая программа  кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности

на 2016 -2017 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ № 15 «Звёздочка»

г. Ермолино

Рабочая программа  кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам изобразительной деятельности

на 2016 -2017 учебный год

Руководитель:

Воспитатель

Лимонтова

Татьяна Николаевна

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Новизной и отличительной особенностью программы   является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование ладошками, пластилинография); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Цель работы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи:

1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

2. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.

3. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

4. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

5. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер.

6. Развитие речевых навыков.

7. Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия.

8. Воспитание навыков аккуратной работы с различными материалами.

9. Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

При работе с детьми применяются следующие методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

Используются различные формы работы:

- беседы;

- наблюдения;

- рассматривание.

Организация занятий кружка:

Кружок «Очумелые ручки» проводится с детьми 3-4го возраста в течение учебного года (с октября по май) один раз в неделю в вечерний отрезок времени с группой из 10 детей, продолжительностью 15 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.

Список детей, посещающих кружок:

Список использованной литературы

1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.

3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.

5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.

6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.

7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.

8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства»  Н.А.Горяева - под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.

9.  «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В.


п/п

Тема занятия, техника исполнения

Программное содержание

Оборудование

Месяц

1.

 «Веточка смородины». Отпечатки листьев, рисование пальчиками

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Показать приемы получения точек.

½ листа формата А4, зеленая и красная гуашь, салфетки, блюдца, грозди смородины для игры.

Октябрь

2.

 «Осенний листик»

Пластилинография

Показать приемы размазывания пластилина на картонную основу.

Заготовка картонного листика, пластилин желтого, красного, оранжевого и зеленого цветов.

Октябрь

3.

«Листопад»

 Аппликация из сухих листьев. Коллективная работа

Учить наклеивать сухие листья на ватман, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности.

Ватман с изображением деревьев, сухие листья, клей, кисточки, салфетки.

Октябрь

4.

«Дождик, дождик – кап, кап». Обрывная аппликация.

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

1/2 белого картона с изображением зонтика, цветная бумага (оттенки синего) клей, кисти, салфетки

Октябрь

5.

«Волшебная осьминожка»

Рисование ладошками

Коллективная работа

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Ватман с изображением подводного мира, разноцветная гуашь, салфетки, блюдца.

Ноябрь

6.

«Воздушные шарики»

Аппликация из косметических дисков.

Учить наклеивать диски на лист бумаги, подкладывая под них ниточку. Развивать воображение, творческие способности.

½ картонного листа формата А4, ватные диски, нитки, разноцветная гуашь, кисти,  салфетки, блюдца.

Ноябрь

7.

«Цветы для мамы»

Поделка из полосок бумаги

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые полоски, соединять их и приклеивать на цветные картонные кружки.

Цветные полоски из бумаги, цветной картон, кружки желтого цвета.

Ноябрь

8.

«Ёжик»

Поделка из пластилина и семечек

Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму.

Пластилин черного или коричневого цвета, семечки, заготовленные глазки.

Ноябрь

9.

«Весёлые снежинки»

Ксяксография с трубочкой

Формировать умение рисовать снежинки  методом кляксография, используя трубочку. Развивать у детей чувство цвета.

Тонированные листы формата А4, трубочки, гуашь белого цвета, салфетки, блюдца

Декабрь

10.

«Зимний лес»

Отрывная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

Лист голубого цвета с изображением дерева, белые салфетки, клей, кисточки.

Декабрь

11.

«Зайчик»

Аппликация из ваты

Учить отрывать маленький кусочек ваты и наклеивать его на поверхность бумаги.

Лист бумаги с изображением зайчика, вата, клей, кисточки, салфетки.

Декабрь

12.

«Ёлочка пушистая, нарядная» Рисование тычком жесткой полусухой кистью

Учить заполнять контур елки способом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о растениях. Учить имитировать пушистую елку, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

1/4 белого картона с изображением ели, кисть, гуашь зелёного цвета, салфетки, баночки с водой.

Декабрь

13.

«Гирлянда»

Конструирование из полосок бумаги

Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать...

Разноцветные полоски бумаги, клей, кисточки.

Декабрь

14.

Рукавичка Деда Мороза

Аппликация

Учить детей красиво наклеивать пайетки, стразы, бусинки, вату, снежинки на шаблон рукавички

Шаблон рукавички из цветного картона, блестяшки, бусинки, снежинки, вата, клей, кисточки, салфетки.

Январь

15.

«А у нашего двора снеговик стоял с утра»

Аппликация из ватных дисков.

Учить наклеивать ватные диски на лист, создавать изображение снеговика. Развивать воображение, творческие способности.

½ картонного листа формата А4, ватные диски, кисти,  салфетки, клей, глазки, носик, заготовка вырезанного из картона ведра.

Январь

16.

«Цыплята»

Поделка из киндер-сюрприза и пластилина

Учить из пластилина делать шарики, расплющивать их и приклеивать на заготовку.

Киндер-сюрприз, пластилин, глазки

Январь

17.

«Кудрявый барашек»

Бумагопластика.

Упражнять в умении сминать полоски салфетки в комочки. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

Тонированная бумага с контуром барашка, нарезанные полоски из белой салфетки, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

Февраль

18.

«Лебеди на озере»

Рисование ладошками

Учить детей рисовать птиц при помощи ладони. Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.

½ листа формата А4 с изображением озера, белая и черная гуашь, салфетки, блюдца,

Февраль

19.

«Летят самолёты»

Аппликация.

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату.

1/2 тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов(прямоугольники, полоски),цветная бумага

клей, кисти, салфетки.

Февраль

20.

«В гостях у жирафа»

Рисование пальчиками

Учить равномерно, распределять пятна на предмете  краской, развивать аккуратность, четкость

¼ картонного листа с изображением  жирафа, темно-коричневая гуашь, салфетки, блюдце.

Февраль

21.

«Веточка мимозы для мамы»

Скатывание бумаги

Закреплять умение мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу.

Салфетки желтого цвета, клей ПВА, картон.

Март

22.

«Весеннее солнышко»

Коллективная аппликация из ладошек

Продолжаем учить работать в коллективе, развиваем умение обводить свою ладошку и наклеивать на шаблон.

Ватман, желтый картон, желтая бумага разных тонов, клей, кисточки, салфетки.

Март

23.

«Угощение для гостей»

Лепка из пластилина

Учить детей лепить угощение для гостей из пластилина через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Соленое тесто (крашенное), зубочистки, старые фломастеры.

Март

24.

Бусы для куклы

Моделирование из макарон и соломинок

Учить нанизывать «бусины» на нитку (проволоку), развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Разные виды макарон, крашеные макароны, нарезанные соломинки от сока, леска, нитка, проволока.

Март

25.

Платье для куклы

Аппликация из кусочков ткани

Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Шаблон платья на картоне, кусочки разноцветной ткани, клей, кисточки, салфетки.

Март

26.

«Звёздное небо»

Рисование манкой

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

Апрель

27.

«Цветы в вазе»

Коллективное рисование ладошками

Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью. Закрепить у детей знание цветов. Воспитывать радостное настроение.

Ватман формата А3 с изображением вазы, гуашь разных цветов, салфетки, блюдце.

Апрель

28.

«Пасхальное яйцо»

Аппликация крупой

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой. Учить наносить клей на рисунок и быстро засыпать его крупой.

Шаблон яйца с узором, клей, кисти, крупы (крашеный рис, горох).

Апрель

29.

«Моё любимое животное»

Рисование методом тычок

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное.

Готовые формы животных, жёсткие кисти, салфетки , гуашь разных цветов.

Апрель

30.

Салют к 9 мая

Коллективная аппликация из конфетти

Закрепить приемы приклеивания конфетти на лист, а также заполнять весь лист  бумаги.

Ватман, разноцветное конфетти, клей, кисточки, салфетки.

Май

31.

«Тётушка сова»

Конструирование из природного материала

Продолжать обучать разным приемам работы с природным материалам, пластилином.

Шишка, белый, синий и оранжевый пластилин, голубой картон, камешки для украшения.

Май

32.

«Укрась петуху хвост»

Пластилинография

Учить детей равномерно размазывать пластилин на картонную основу.

Заготовка петуха нарисованного на картонном листе бумаги, пластилин разных цветов.

Май

33.

«Божьи коровки на лужайке».

Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации и ручному труду

Цель работы: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования.  Задачи: - Развивать творческие способности.- Развивать мелкую моторику рук...

Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).

Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....

Рабочая программа воспитателя второй разновозрастной группы 4-7 лет на 2016- 2017 учебный год

Рабочая программа воспитателя второй разновозрастной группы 4-7 лет на 2016- 2017 учебный год...

План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2016 – 2017 учебный год.

План по самообразованиюна тему:«Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2016 – 2017 учебный год....

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционным техникам художественной деятельности на 2017 -2018 учебный год

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в час...

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы

   Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, зате...