Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).
проект (средняя группа)
Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snv-proekt_1_isprav.docx | 73.01 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования
Итоговая аттестационная работа
(в форме педагогического проекта)
«Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ».
Выполнила:
слушатель КПК по программе «Профессиональная компетентность воспитателя образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов»
Селиванова Надежда Валериановна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Силантьева С.Н.
Чебоксары- 2016
Содержание
- Паспорт проекта…………………………………………………………….3
- Актуальность (проблема)…………………………………………………..5
- Анализ внешней и внутренней среды………………………………….7-10
- Цель и задач проекта……...……………………………………………......13
- Участники и их роль в реализации проекта…………………………........13
- Ресурсы проекта……………………………………………………………14
- Механизм реализации проекта……………………………………………16
- План реализации проекта…………………………………………………17
- Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……………25
- Перспектива дальнейшего развития проекта……………………….........26
- Список литературы………………………………………………………..27
Паспорт проекта
Название проекта | «Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ». |
Автор проекта | Селиванова Надежда Валериановна. Слушатель курсов по программе: «Профессиональная компетентность воспитателя образовательной организации для обучающихся с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС» |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида, Чувашской Республики, г. Ядрин, группа № 5 «Радуга». |
Проблема, на решение которой направлен проект | Следует выделить несколько взаимосвязных проблем: слабое развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, слабо развито умение ориентироваться на плоскости и слабо развита зрительно - моторная координация |
Цель проекта | Развивать интерес к творческому процессу, к необычным методикам рисования, стремлению достигать лучших результатов. Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию используя нетрадиционную технику рисования. |
Задачи проекта |
|
Участники проекта | Дети гр. № 5, родители воспитанников, педагоги МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида |
Сроки реализации проекта | с 1сентября 2015г. по 31 мая 2016 г. |
Ожидаемый результат |
|
Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский).
«Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)). Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) испытывают затруднения в процессе развития мелкой моторики рук. У таких детей медленнее, чем у других детей, происходит усвоение общеобразовательной программы. В младшем дошкольном возрасте еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Одной из эффективных форм сенсорно-моторного развития является нетрадиционная техника рисования. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Занятие изобразительной деятельностью является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка, способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, наглядно –образное мышление).
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость).
- Познавательно-коммуникативных навыков.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря. Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии. Оно интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными и привлекает детей своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Анализ внешней и внутренней среды
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте я делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. Изучила научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с дошкольниками. (Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (часть1 и 2), И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», « Цветные ладошки», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду» и др.).
Подобрала и провела диагностику детей по развитию мелкой моторики по методике Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3–7 лет через нетрадиционные техники рисования».
С учетом полученных результатов разработала перспективный план.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей с ОВЗ начала с самого простого способа получения рисунка - рисование пальчиками. Это изображения, который вызывает эмоциональный отклик у дошкольников. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, а потом давала два - три цвета.
Воспитанники освоили различные техники рисования такие как:
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- ватными палочками
- оттиск пробкой
- оттиск мятой бумагой
- рисование восковыми мелками и акварелью
И чтобы развитие мелкой моторики рук стало увлекательной игрой, использовала разнообразные игровые приемы, такие, как пальчиковые игры, массаж рук пальцев и др. Главная задача на тот период была – познакомить детей нетрадиционными техниками рисования и желание экспериментировать с ними.
Закрепляя полученные знания и умения, продолжала знакомить новыми техниками нетрадиционного рисования такими как:
- печатание листьев
- оттиск поролоном
- тычок жесткой кистью
- печать по трафарету
- рисование по мокрой бумаге
- кляксография
- монотипия
Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности. Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей, с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: разные « штампики» для печати (пробки, крышки и т.д.), разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, , ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера и т. д . Весь материал находится в доступном для детей месте. Учитывая возможности детей с ОВЗ: сниженную активность познавательной деятельности, неточность несоразмерность движений рук, я провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. Такой подход наиболее приемлемо для детей с ОВЗ. А когда один из приемов освоен, привлекаю всю группу к рисованию. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и уровень сформированности изобразительных навыков. Результат данной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторим.
Анализ внутренней среды.
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ««Пукане» комбинированного вида».
Адрес: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Советская, д. 33
Предметом деятельности дошкольного образовательного учреждения является всестороннее развитие психических и физических качеств личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Количество возрастных групп 5, из них 1группа компенсирующего вида с ОВЗ. 1 группа детей младшего дошкольного возраста.
Списочный состав контингента детей в группах составляет: 96человек.
Программы, реализуемые в детском саду:
МБДОУ «Детский сад «Пукане» работает по программе Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд.,/ Рук. Л. А. Парамонова. Ведущие цели программы – обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация общеобразовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтение.
Организация учебного процесса, в том числе планирование недельной учебной нагрузки, осуществляется в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10 п.12.18. в разновозрастных группах продолжительность учебных занятий дифференцируется в зависимости от возраста ребенка. Годовой план МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида, составлен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 3049-13).
Условия, предметно-развивающая среда.
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития различных сферах жизни. ФГОС дошкольного образования придает ведущее значение воспитанию личности в каждом ребенке, чему способствует комфортная развивающая предметно- пространственная среда дошкольного образовательного учреждения.
Средой развития ребенка является комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья.
Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Благодаря открытым стеллажным системам, групповые помещения делятся на центры (зоны). В группе создана предметно-развивающая среда в виде изобразительного уголка, где представлены материалы и оборудования в соответствии с возрастом детей. Это хорошо освещенное место со столиком и стульями. На полке устроена тематическая выставка по темам, изучаемым в данный период. В уголок вошли альбомы с репродукциями художественных произведений ,изображением отечественных и зарубежных художников. Так же имеются: картотека пальчиковых игр, пособия для развития мелкой моторики, наглядно-иллюстративный материал, папка с образцами рисования, выполненных в нетрадиционной технике рисования.
Анализ литературных источников позволил выделить условия, соблюдение которых будет способствовать формированию интереса к рисованию у детей с ОВЗ дошкольного возраста. Не нужно забывать об особенностях обучения таких детей это: многократность повторения, опора на предметно-наглядную основу, учет возрастных особенностей развития ребенка, организация ежедневного рисования в свободной форме. Создание уголков для рисования в домашних условиях и в условиях ДОУ.
Цель проекта:
Развивать интерес к творческому процессу, к необычным методикам рисования, стремлению достигать лучших результатов. Развивать творческие способности у детей с ОВЗ, воображение, фантазию, используя нетрадиционную технику рисования.
Задачи проекта:
- Знакомить детей с ОВЗ дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать детей с ОВЗ самостоятельно применять знакомые нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками, ладошкой, печатание листьями, «тычкование»(сухой кисью и т.д), и познакомить новыми: монотипия (предметная), «кляксография», «набрызг», «рисование по мокрому», оттиск смятой бумагой.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Участники и их роль в реализации проекта:
- Дети гр. № 5, в количестве – 10, возраст: 5 – 7лет.
- Родители воспитанников.
- Педагоги МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида.
Ресурсы проекта.
Нормативно-правовые ресурсы
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989г.)
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 г. N 1155 г.
- СанПин 2.4.1. 3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Устав МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрин, ЧР от 08.10.2015, № 679.
Программно-методические ресурсы
- Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Пукане», г. Ядрин, ЧР, Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд., Рук. Л. А. Парамонова, в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Парциальные программы
- Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество) и Программа «Умелые ручки» (художественный труд) под ред. И.А. Лыковой
- Приобщение детей 2-3 лет к народному творческому искусству родного края, - Чеб.: ЗАО ЦСП «Типоград Брындиных» 2015-с. 92, под ред. Л.Г.Васильевой
Кадровые ресурсы
Селиванова Надежда Валериановна, воспитатель, 1 квалификационная категория, педагогический стаж работы 29 года, в данном д/с- 3 года;
Петрова Галина Николаевна, воспитатель, 1 квалификационная категория, педагогический стаж работы 29 лет.
Информационные ресурсы
- Официальный сайт МБДОУ «Детский сад «Пукане», E-Mail: pukane-33 @ mail. Ru
- Стендовая информация
- Презентации на тему «Я - художник!» для педагогов, Выставка детских рисунков для родителей, по творчеству художника - иллюстратора Ю. Васнецова для детей.
Материально-технические ресурсы
- Создание картотеки дидактических игр
- Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры.
- Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
С педагогами: Постановка целей, определение актуальности проекта; Изучение нормативно-правовых документов; Подбор наглядно-дидактического материала; Анкетирование педагогов. С родителями: Анкетирование родителей; Оформление стенда для родителей. С детьми: Игра-путешествие. | С детьми: Ознакомление с художественной литературой; Проведение бесед, образовательная деятельность по речевому развитию, по рисованию, лепке, конструированию; Драматизация сказок, рассматривание картин, иллюстраций. Проведение подвижных и дидактических игр; Оказание детьми посильной помощи в ручном труде. С родителями: Проведение консультаций, бесед, родительских собраний. С педагогами: консультация, мастер- класс. | С детьми: Выставка детских работ «Очумелые ручки». С родителями и детьми: Совместное открытое занятие. С педагогами: Обобщение результатов работы над данным проектом. Презентация для педагогов. |
План реализации проекта | ||||||
Период | Мероприятия | Задачи | ||||
Подготовительный этап сентябрь |
1неделя | Игра «Путешествие в страну «Рисовандию». | Определить место хранения в группе необычных инструментов | |||
2 неделя | Разработка содержания проекта «Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» | Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | ||||
3 неделя | Анкетирование педагогов «Влияние художественного творчества на развитие личности ребенка». | Определить объем и содержание работы по проекту. | ||||
4 неделя | Анкетирование родителей на тему: «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. | ||||
Основной этап | ||||||
Октябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Компоты и варенье» | Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – печатание фруктами (оттиск).Обобщить знания о фруктах и ягодах. | |||
2 неделя | Непосредственно образовательная деятельность | Закреплять технику рисования – рисуем пальчиком. Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать в детях любовь к природе | ||||
3 неделя | Памятка для родителей: «Наши руки не для скуки» | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности. | ||||
4 неделя | Индивидуальная форма работы «Осенний букет». | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу. | ||||
Ноябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Бабочки». | Познакомить детей с техникой монотипия. Развивать образное мышление, аккуратность. Развивать мелкую моторику. | |||
2 неделя |
| Продолжать знакомить родителей с основами рисования в нетрадиционной технике | ||||
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей (коллективная работа) «Волшебный лес». | Освоение техники печатания растениями. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук. | ||||
4 неделя | Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности и использование нетрадиционных техник рисования | ||||
Декабрь | 1 неделя | НОД «Мишка и Мышка» | Формировать умение рисовать гуашью, используя прием «тычок» (жесткой полусухой кистью). Расширять знания детей о жизни животных в природе. Помочь усвоению и применению данной методики в собственном творчестве. | |||
2 неделя | «Письмо для Деда мороза». Самостоятельная работа детей. | Создать предпраздничное настроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике. | ||||
3 неделя | Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку | Стимулировать на совместное творчество с детьми. | ||||
4 неделя | Индивидуальная форма работы «Как красива наша ёлка» | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования –оттиск смятой бумагой; | ||||
Январь | 1 неделя | НОД «Плюшевые игрушки» | Познакомить с новым способом нетрадиционной техники рисования с помощью поролоновой губки. Продолжать учить детей закрашивать контур рисунка «тычками». Закреплять части тела, цвета: оранжевый, коричневый, белый. | |||
2 неделя | Индивидуальная форма работы «Волшебница зима». | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение технике рисования набрызг. | ||||
3 неделя | Памятка для родителей «Стоит ли учить детей рисованию?» | Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности. | ||||
4 неделя | Оформление художественной выставки «Зимушка зима» | Познакомить детей с понятием «выставка»; побуждать детей принимать активное участие и | ||||
Февраль | 1 неделя | Мастер-класс педагогами «Соленое море» | Показать способ рисования по мокрому, оформляя изображение: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения . | |||
2 неделя | Индивидуальная форма работы «Зимние напевы» | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами; активизировать словарь детей, развивать мелкую моторику. | ||||
3 неделя | Индивидуальная форма работы Д/игра «Собери гусеницу » | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | ||||
4 неделя | Индивидуальная форма работы «Зимний лес» | Прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом.Каждый пальчик – ствол дерева Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | ||||
Март | 1 неделя | НОД «Ветка мимозы» | Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм). Развивать мелкую моторику. | |||
2 неделя | НОД «Космические дали» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг, техники коллаж . Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызвать эмоциональное отношение к образу. | ||||
3 неделя | Индивидуальная форма работы «Желтые одуванчики» | Уметь использовать разный материал для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук. | ||||
4 неделя | НОД «Волшебный дождик» | Познакомить детей способом рисования: восковые мелки + акварель(волшебный дождик).Аккуратно закрашивать лист краской, чтобы увидеть волшебные капли. Воспитать у детей художественный вкус. | ||||
Апрель | 1 неделя | НОД « Белая черемуха» | Продолжать закреплять знакомые детям техники рисования -рисование ватными палочками и пальчиками . Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |||
2 неделя | НОД «Ранняя весна» | Закреплять навык складывать лист пополам: на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере путем складывания . Половину листа протирать влажной губкой. | ||||
3 неделя | Фотовыставка «Уголок изодеятельности в семье» | |||||
4 неделя | «Грачи прилетели» | Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали | ||||
Завершающий этап | ||||||
май | 1неделя | Оформление выставки «Очумелые ручки». | Продолжать знакомить детей с понятием «выставка» и её значением | |||
2 неделя | Совместное открытое занятие | Праздник рисования с участием родителей. Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом. | ||||
3 неделя | Презентация для педагогов «Я - художник» | Обобщение результатов работы над данным проектом |
Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности
- Формирование у детей с ОВЗ дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
- Овладение детьми с ОВЗ простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Умение детей с ОВЗ самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
- .Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционной техники рисования.
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Опираясь на данные обследования детей с ОВЗ средней группы, можно смело говорить о том, что работа по данному проекту заметно улучшает показатели, как по каждому ребенку, так и по группе в целом. У большинства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию и к освоению новых техник. Низкий уровень знаний детей в начале года объясняется тем, что дети недостаточно владели техническими навыками и умениями. Восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном участии взрослого. Низкий показатель знаний еще обусловлен особенностями развития и ограниченными возможностями детей. В ходе работы по проекту можно сделать вывод, что совместная работа объединяет родителей, детей с ОВЗ и педагогов общими интересами, впечатлениями, эмоциями, способствует формированию интереса к рисованию. Родители приняли активное участие в родительских собраниях, беседах, консультациях. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями. Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Необходимо определить цель и задачи проекта «Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ», ориентированного на детей с ОВЗ старшей возрастной группы. Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество». Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности каждого участника проекта. Данный проект может быть реализован в любом ДОУ.
Литература
- Вдовиченко С.А. «Дети светлой краской красят мир» - М, Чистые пруды, 2009 г.
- Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» - М, Издательство «Мозаика – Синтез», 2008г.
- Золотарева А. «Форма работы с детьми на занятиях по рисованию» // Дошкольное воспитание, 2007, №11.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2007г.
- Марецкая Н.И. «Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005, № 9,10.
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
- Розова С. «Чудесный мир красок» // Ребенок в детском саду, 2002, № 3,4,5.
- Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» - М, 2007г.
- Фукалова Н.Н. «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания» // Раздел с дошкольниками, 2009г.
- Хархан Г.В. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» // Логопед, 2004, № 5.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
- Акуненок Т.С.Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. -2010 - №18- с.23.
- Анциферова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика. -2011 - №7 –с.72.
- Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». - М., Педагогическое общество, Россия, 2005.
- http://mmam/ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования (влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей).
Мастер-класс по рисованию для воспитателей....
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя С каждым ...
"Использование техник рисование без кисточки в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья об использовании техник рисования пальчиками, ладошкой,поролоном, ватной палочкой, оттиск печатками, отпечатки листьями....
«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей»
Мастер - класс для педагогов....
Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Цель: повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Чтобы научить малыша говорить, нужно не только развивать его артикуляционный аппарат (дыхание, губы, язык), но и развивать мелкую моторику. Развитие мелкой моторики тесно связано с познавательной, вол...
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья».
В статье рассмотрена роль развития мелкой моторики – как одно из наиболее эффективных средств речевого, интеллектуального, психического развития детей с особыми возможностями здоровья...