Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).
проект (средняя группа)

Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snv-proekt_1_isprav.docx73.01 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования

Итоговая аттестационная работа

(в форме педагогического проекта)

«Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ».

Выполнила:

слушатель КПК по программе «Профессиональная компетентность воспитателя образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения и реализации федеральных государственных  образовательных стандартов»

Селиванова Надежда Валериановна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Силантьева С.Н.

Чебоксары- 2016

Содержание

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………….3
  2. Актуальность (проблема)…………………………………………………..5
  3. Анализ внешней и внутренней среды………………………………….7-10
  4. Цель и задач проекта……...……………………………………………......13
  5. Участники и их роль в реализации проекта…………………………........13
  6. Ресурсы проекта……………………………………………………………14
  7. Механизм реализации проекта……………………………………………16
  8. План  реализации проекта…………………………………………………17
  9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……………25
  10. Перспектива дальнейшего развития проекта……………………….........26
  11.  Список литературы………………………………………………………..27

Паспорт проекта

Название проекта

«Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ».

Автор

 проекта

Селиванова Надежда Валериановна. Слушатель курсов по программе: «Профессиональная компетентность воспитателя  образовательной организации для обучающихся с ОВЗ  в условиях введения и реализации ФГОС»

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида, Чувашской Республики, г. Ядрин, группа № 5 «Радуга».

Проблема, на решение которой направлен проект

Следует выделить несколько взаимосвязных проблем: слабое развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, слабо развито умение ориентироваться на плоскости и  слабо развита зрительно - моторная координация

Цель проекта

Развивать интерес к творческому процессу, к необычным методикам рисования, стремлению достигать лучших результатов. Развивать творческие способности  детей, воображение, фантазию используя нетрадиционную технику рисования.

Задачи

 проекта

  • 1.Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования;
  • 2.Формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • 3.Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • 4.Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками, ладошкой,  монотипия, печатание листьями, «тычкование» и т.д.);
  • 5.Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Участники

проекта

Дети гр. № 5, родители воспитанников, педагоги МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида

Сроки реализации проекта

с 1сентября 2015г. по 31 мая 2016 г.

Ожидаемый

результат

  • 1.Формирование у детей  дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
  • 2Овладение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  • 3.Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования.
  • 4.Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей  дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционной техники рисования.
  • 5.Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Актуальность

 «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (
В. А. Сухомлинский). 

«Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)). Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) испытывают затруднения в процессе развития мелкой моторики рук. У таких детей медленнее, чем у других детей, происходит усвоение общеобразовательной программы. В младшем дошкольном возрасте еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать. Одной из эффективных форм сенсорно-моторного развития является  нетрадиционная техника рисования. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деятельность детей в детском саду. Занятие изобразительной деятельностью является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка, способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

 Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования (смешивание  краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, наглядно –образное мышление).
  • Тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость).
  • Познавательно-коммуникативных навыков.

 Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря. Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии. Оно интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными и привлекает детей своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Анализ внешней и внутренней среды

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте  я делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. Изучила научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с дошкольниками. (Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»,  А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (часть1 и 2), И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», « Цветные ладошки», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду» и др.).

Подобрала и провела диагностику детей по развитию мелкой моторики  по методике Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3–7 лет через нетрадиционные техники рисования».

С учетом полученных результатов разработала перспективный план.

Знакомство с  нетрадиционными техниками рисования для детей с ОВЗ начала с самого простого способа получения рисунка -  рисование пальчиками. Это изображения, который вызывает эмоциональный отклик у дошкольников.  Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, а потом давала два - три цвета.

Воспитанники освоили различные техники рисования такие как:

  • рисование пальчиками
  • рисование ладошками
  • ватными палочками
  • оттиск пробкой
  • оттиск мятой бумагой
  • рисование восковыми мелками и акварелью

И чтобы развитие мелкой моторики рук стало увлекательной игрой, использовала разнообразные игровые приемы, такие, как пальчиковые игры, массаж рук пальцев и др. Главная задача на тот период была – познакомить детей нетрадиционными техниками рисования и желание экспериментировать с ними.

Закрепляя  полученные знания и умения, продолжала знакомить новыми техниками нетрадиционного рисования такими как:

  • печатание листьев
  • оттиск поролоном
  • тычок жесткой кистью
  • печать по трафарету
  • рисование по мокрой бумаге
  • кляксография
  • монотипия

Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности. Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей, с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: разные « штампики» для печати (пробки, крышки и т.д.), разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, , ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера и т. д . Весь материал находится в доступном для детей месте. Учитывая возможности детей с ОВЗ: сниженную активность познавательной деятельности, неточность несоразмерность движений рук, я  провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. Такой подход наиболее приемлемо для детей с ОВЗ. А когда один из приемов освоен, привлекаю всю группу к  рисованию. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и   уровень сформированности изобразительных навыков. Результат данной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторим.

Анализ внутренней среды.

Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ««Пукане» комбинированного вида».

Адрес: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Советская, д. 33

Предметом деятельности дошкольного образовательного учреждения является всестороннее развитие психических и физических качеств личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

   Количество возрастных групп 5, из них 1группа компенсирующего вида с ОВЗ. 1 группа детей младшего дошкольного возраста.

   Списочный состав контингента детей в группах составляет: 96человек.

       Программы, реализуемые в детском саду:

      МБДОУ «Детский сад «Пукане» работает по программе Истоки: Примерная  образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд.,/ Рук. Л. А. Парамонова.  Ведущие цели программы – обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация общеобразовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтение.      

 Организация учебного процесса, в том числе планирование недельной учебной нагрузки, осуществляется в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10 п.12.18. в разновозрастных группах продолжительность учебных занятий дифференцируется в зависимости от возраста ребенка.  Годовой план МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида, составлен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года   № 273-ФЗ), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).   Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 3049-13).

Условия, предметно-развивающая среда.

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития различных сферах жизни. ФГОС дошкольного образования придает ведущее значение воспитанию личности в каждом ребенке, чему способствует комфортная развивающая предметно- пространственная среда дошкольного образовательного учреждения.
Средой развития ребенка является комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья.
Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования  позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Благодаря открытым стеллажным системам, групповые помещения делятся на центры (зоны). В группе создана предметно-развивающая среда в виде изобразительного уголка, где представлены материалы и оборудования в соответствии с возрастом детей. Это хорошо освещенное место со столиком и стульями. На полке устроена тематическая выставка по темам, изучаемым в данный период. В уголок вошли альбомы с репродукциями художественных произведений ,изображением отечественных и зарубежных художников. Так же имеются: картотека пальчиковых игр, пособия для развития мелкой моторики, наглядно-иллюстративный материал, папка с образцами рисования, выполненных в нетрадиционной технике рисования.

Анализ литературных источников позволил выделить условия, соблюдение которых будет способствовать формированию интереса к рисованию у детей   с ОВЗ дошкольного возраста. Не нужно забывать об особенностях обучения таких детей это: многократность повторения, опора на предметно-наглядную основу, учет возрастных особенностей развития ребенка, организация ежедневного рисования в свободной форме. Создание  уголков для  рисования в домашних условиях и в условиях ДОУ.

Цель проекта:

Развивать интерес к творческому процессу, к необычным методикам рисования, стремлению достигать лучших результатов. Развивать творческие способности у детей с ОВЗ, воображение, фантазию, используя нетрадиционную технику рисования.

Задачи проекта:

  • Знакомить детей с ОВЗ  дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению  простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • Побуждать детей с ОВЗ  самостоятельно  применять знакомые нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками, ладошкой,  печатание листьями, «тычкование»(сухой кисью и т.д), и познакомить новыми: монотипия (предметная), «кляксография», «набрызг», «рисование  по мокрому», оттиск смятой бумагой.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Участники и их роль в реализации проекта:

  • Дети гр. № 5, в количестве – 10, возраст: 5 – 7лет.
  • Родители воспитанников.
  • Педагоги МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида.

Ресурсы проекта.

Нормативно-правовые ресурсы

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989г.)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 г. N 1155 г.
  • СанПин 2.4.1. 3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Устав МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида  г. Ядрин, ЧР от 08.10.2015, № 679.

Программно-методические ресурсы

  • Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Пукане», г. Ядрин, ЧР, Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд., Рук. Л. А. Парамонова, в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Парциальные программы

  • Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество) и Программа «Умелые ручки» (художественный труд) под ред. И.А. Лыковой
  • Приобщение детей 2-3 лет к народному творческому искусству родного края, - Чеб.: ЗАО ЦСП «Типоград Брындиных» 2015-с. 92, под ред. Л.Г.Васильевой

Кадровые ресурсы

Селиванова Надежда Валериановна, воспитатель, 1 квалификационная категория, педагогический стаж работы 29 года, в данном д/с- 3 года;

Петрова Галина Николаевна, воспитатель, 1 квалификационная категория, педагогический стаж работы 29 лет.

Информационные ресурсы

  • Официальный сайт МБДОУ «Детский сад «Пукане», E-Mail: pukane-33 @ mail. Ru
  • Стендовая информация
  •  Презентации на тему «Я - художник!» для педагогов, Выставка детских рисунков для родителей, по творчеству художника - иллюстратора Ю. Васнецова для детей.

Материально-технические ресурсы

  • Создание картотеки дидактических игр
  • Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры.
  • Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования.

Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

         С педагогами:

 Постановка целей, определение актуальности проекта; Изучение нормативно-правовых документов;

Подбор наглядно-дидактического материала;

Анкетирование педагогов.

С родителями:

 Анкетирование родителей;

 Оформление стенда для родителей.

С детьми:

Игра-путешествие.

С детьми:

Ознакомление с художественной литературой;

 Проведение бесед, образовательная деятельность по речевому развитию, по рисованию, лепке, конструированию;

Драматизация сказок,

 рассматривание картин, иллюстраций.

Проведение подвижных и дидактических игр; Оказание детьми посильной помощи в ручном труде.

С родителями:

Проведение консультаций, бесед, родительских собраний. С педагогами: консультация, мастер- класс.

С детьми:

 Выставка детских работ «Очумелые ручки».

С родителями и детьми:

Совместное открытое занятие.

С педагогами:

Обобщение результатов работы над данным проектом.

 Презентация для педагогов.

План реализации проекта

Период

  Мероприятия

Задачи

Подготовительный этап  

 сентябрь

   

1неделя

Игра «Путешествие в страну «Рисовандию».

Определить место хранения  в группе необычных инструментов

2 неделя

Разработка содержания проекта «Использование нетрадиционной техники   рисования для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

3 неделя

Анкетирование педагогов «Влияние художественного творчества на развитие личности ребенка».

Определить объем и содержание работы по проекту.

4 неделя

Анкетирование родителей на тему: «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

Основной этап

Октябрь

1 неделя

Непосредственно образовательная

 деятельность «Компоты и варенье»

Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – печатание фруктами (оттиск).Обобщить знания о фруктах и ягодах.

2 неделя

 Непосредственно образовательная

 деятельность
« Ветка рябины»

Закреплять технику рисования – рисуем пальчиком.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать  в детях любовь к природе

3 неделя

Памятка

для родителей:

«Наши руки не для скуки»

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности.

4 неделя

Индивидуальная форма работы «Осенний букет».


Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу.

Ноябрь

1 неделя

Непосредственно образовательная деятельность «Бабочки».

Познакомить детей с техникой монотипия. Развивать образное мышление, аккуратность. Развивать мелкую моторику.

2 неделя

  • Консультация для родителей:
  •  «Значение рисования в жизни ребенка»

Продолжать знакомить родителей  с основами  рисования в нетрадиционной технике

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей (коллективная работа)

«Волшебный лес».


Освоение техники печатания растениями. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Мастер – класс для родителей  по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми  дошкольного возраста».

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности и  использование нетрадиционных техник рисования

Декабрь

1 неделя

  НОД

«Мишка и Мышка»

Формировать умение рисовать гуашью, используя прием «тычок» (жесткой полусухой кистью). Расширять знания детей о жизни животных  в природе. Помочь  усвоению и применению данной методики в собственном творчестве.

2 неделя

«Письмо для

Деда мороза».

Самостоятельная работа детей.

Создать предпраздничное настроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.

3 неделя

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

Стимулировать на совместное творчество с детьми.

4 неделя

Индивидуальная форма работы 

 «Как красива

наша ёлка»

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования –оттиск смятой бумагой;
развивать творческое воображение;
мелкую моторику пальцев рук.

Январь

1 неделя

НОД

«Плюшевые

игрушки»

Познакомить с новым способом нетрадиционной техники рисования с помощью поролоновой губки. Продолжать учить детей закрашивать контур рисунка «тычками». Закреплять части тела, цвета: оранжевый, коричневый, белый.

2 неделя

Индивидуальная форма работы 

«Волшебница зима».

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение технике рисования набрызг.

3 неделя

 Памятка

для родителей

«Стоит ли учить

детей рисованию?»

Продолжать знакомить родителей  с основами изобразительной деятельности.

4 неделя

Оформление художественной выставки

«Зимушка зима»

Познакомить детей с понятием «выставка»; побуждать детей принимать активное участие и
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности.

Февраль

1 неделя

Мастер-класс  педагогами

«Соленое море»

Показать способ рисования по мокрому,  оформляя изображение: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения .

2 неделя

Индивидуальная форма работы «Зимние

напевы»

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами;  активизировать словарь детей, развивать мелкую моторику.

3 неделя

 Индивидуальная форма работы 

Д/игра

«Собери

 гусеницу »

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Индивидуальная форма работы 

 «Зимний лес»

Прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом.Каждый пальчик – ствол дерева Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

Март

1 неделя

НОД  

«Ветка мимозы»

Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм). Развивать мелкую моторику.

2 неделя

  НОД

«Космические

дали»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг,  техники коллаж . Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызвать эмоциональное отношение к образу.

3 неделя

Индивидуальная форма работы 

«Желтые

одуванчики»

Уметь использовать разный материал  для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. Развивать творческое воображение,  мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

 НОД

«Волшебный

дождик»

Познакомить детей  способом рисования: восковые мелки + акварель(волшебный дождик).Аккуратно закрашивать лист краской, чтобы увидеть волшебные капли. Воспитать у детей  художественный вкус.

Апрель

1 неделя

НОД

« Белая черемуха»

Продолжать закреплять знакомые детям  техники рисования -рисование ватными палочками и  пальчиками . Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 

2 неделя

 НОД

«Ранняя весна»

Закреплять  навык складывать лист пополам: на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере путем складывания . Половину листа протирать влажной  губкой.

3 неделя

Фотовыставка

«Уголок

изодеятельности в семье»

4 неделя

 «Грачи прилетели»

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали

Завершающий этап

май

1неделя

Оформление выставки

«Очумелые

ручки».

Продолжать знакомить детей с

 понятием  «выставка» и её значением

2 неделя

Совместное

открытое занятие

Праздник рисования с участием родителей. Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

3 неделя

Презентация для педагогов

«Я - художник»

Обобщение результатов работы над данным проектом

Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности

  1. Формирование у детей с ОВЗ дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
  2. Овладение детьми с ОВЗ простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  3. Умение детей с ОВЗ самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования.
  4. .Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционной техники рисования.
  5. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Опираясь на данные обследования детей с ОВЗ средней группы, можно смело говорить о том, что работа по данному проекту заметно улучшает показатели, как по каждому ребенку, так и по группе в целом. У большинства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию и к освоению новых техник. Низкий уровень знаний детей в начале года объясняется тем, что дети недостаточно владели техническими навыками и умениями. Восприятие особенностей использования  нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном участии взрослого. Низкий показатель знаний еще обусловлен особенностями  развития и ограниченными возможностями детей. В ходе работы по проекту можно сделать вывод, что совместная работа объединяет родителей, детей с ОВЗ  и педагогов общими интересами, впечатлениями, эмоциями, способствует формированию интереса к рисованию. Родители приняли активное участие в родительских собраниях, беседах, консультациях. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями. Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей с ОВЗ  дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Необходимо определить цель и задачи проекта  «Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ», ориентированного на детей с ОВЗ  старшей возрастной группы. Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество». Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности каждого участника проекта. Данный проект может быть реализован в любом ДОУ.

Литература

  1. Вдовиченко С.А. «Дети светлой краской красят мир» - М, Чистые пруды, 2009 г.
  2. Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» - М, Издательство «Мозаика – Синтез», 2008г.
  3. Золотарева А. «Форма работы с детьми на занятиях по рисованию» // Дошкольное воспитание, 2007, №11.
  4. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,
  5. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2007г.
  6. Марецкая Н.И. «Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005, № 9,10.
  7. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
  8. Розова С. «Чудесный мир красок» // Ребенок в детском саду, 2002, № 3,4,5.
  9. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
  10. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» - М, 2007г.
  11.  Фукалова Н.Н. «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания» // Раздел с дошкольниками, 2009г.
  12.  Хархан Г.В. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» // Логопед, 2004, № 5.
  13.  Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
  14.  Акуненок Т.С.Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. -2010 - №18- с.23.
  15.  Анциферова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика. -2011 - №7 –с.72.
  16.  Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». - М., Педагогическое общество, Россия, 2005.
  17.  http://mmam/ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя             С каждым ...

"Использование техник рисование без кисточки в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья об использовании техник рисования пальчиками, ладошкой,поролоном, ватной палочкой, оттиск печатками, отпечатки листьями....

Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чтобы научить малыша говорить, нужно не только развивать его артикуляционный аппарат (дыхание, губы, язык), но и развивать мелкую моторику. Развитие мелкой моторики тесно связано с познавательной, вол...

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья».

В статье рассмотрена  роль развития мелкой моторики – как одно из наиболее эффективных средств речевого, интеллектуального, психического развития детей с особыми возможностями здоровья...