Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 299.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты)
«Челядьöс 34 №-а видзанiн «Соловушка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тел. (82151) 2-41-48, e-mail: mbdou34@rambler.ru
УТВЕРЖДЕНО
Заведующим МБДОУ
«Детский сад № 34» г. Воркуты _____________ Сайфетдинова Т.Ю.
Приказ № ______ от _____2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Цветные ладошки»
(нетрадиционная техника изобразительной деятельности)
для детей I младшей группы
в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты
на 2019-2020 учебный год
Руководитель: Федорова Е.Н.
г. Воркута
2019 г.
Паспорт программы
Наименование программы: Образовательная программа «Цветные ладошки» (программа дополнительного образования кружка по нетрадиционной техники изобразительной деятельности для детей 2-4 лет)
Руководитель программы: Воспитатель Федорова Елена Николаевна.
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты.
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Направленность программы: Художественно-эстетическое развитие детей.
Срок реализации программы: 1 года обучения
Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю (среда) II половина дня по 10-15 минут. Всего занятий – 24.
Основание для разработки программы:
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
• Закон «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
• Сан ПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26
• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Планируемый результат:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформировать у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятие рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
• Обучать основам создания художественных образов.
• Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
• Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
• Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
• Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
Учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
- Умение использовать изобразительные материалы;
- Умение работать только правой рукой;
- Быстрое выполнение задания;
- Страх плохого результата рисования;
- Уровень развития детей;
- Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.
Психологические особенности:
- Заинтересованность;
- Неуверенность при выполнении задания;
- Скованность;
- Нетерпение;
- Внимательность;
- Брезгливость и т.п.
Сложности некоторых техник нестандартного рисования:
- Поэтапное объяснение и показ техники педагогом;
- В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;
Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.
Подходы и методы их реализации:
• Систематические занятия.
• Игры, игровые приемы.
• Организация и оформление выставок детских работ.
• Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Основные методики нетрадиционных техник рисования
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Тематический план по оказанию платной услуги кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты на 2019-2020 учебный год
Месяц | Тема | Кол-во часов практики | Кол-во занятий |
Ноябрь | 1. Рисование ватными палочками «Зонтик» 2. Тычок жесткой полусухой кистью «Ежики» 3. Оттиск пробки, печатками из картофеля «Листопад» 4. «Оттиск пробки, печатками из картофеля Дары осени» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Декабрь | 1. Рисование ватными палочками «Первый снег» 2. Рисование ладошкой «Елочка» 3. Рисование пальчиками «Огоньки на елочке» 4. Рисование ладошкой Новогодний подарок «Дед Мороз» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Январь | 1. Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками «Веселый снеговик» 2. Рисование ступней «Пингвинчик» 3. Рисование ладошкой «Снегирь» 4. Рисование ватными палочками «Зимний лес» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Февраль | 1. Рисование ступней «Северный олень» 2. Рисование поролоном «Плюшевый медведь» 3. Рисование ватными палочками Подарок для папы «Машина» 4. Рисование поролоном «Котенок» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Март | 1. Рисование ладошкой «Солнышко лучистое» 2. Рисование пальчиками Подарок для мамы «Мимоза» 3. «Оттиск печатками из картофеля (штампы) Матрешка» 4. Оттиск печатками из картофеля (штампы) «Цветочный хоровод» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Апрель | 1. Рисование ватными палочками «Одуванчик» 2. Рисование ватными палочками «Птички-невелички» 3. Рисование ладошкой «Рыбки» 4. Рисование пальчиками «Божьи коровки на лужайке» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Итого: | 24 |
Перспективный план работы по оказанию платной услуги кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности)
для детей I младшей группы в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты
на 2019-2020 учебный год
Ноябрь
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
1. «Зонтик» | Рисование ватными палочками | Знакомство с нетрадиционным методом рисования; учить детей наносить ватными палочками ритмичные точки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды. | Лист А4 с нарисованным изображением зонта, ватные палочки, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя, влажные салфетки. |
2. «Ежики» | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить рисовать тычком жесткой полусухой кистью, передовая характерные особенности. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, уверенность в себе. Развивать фантазию, творческое воображение. | Лист А4 с нарисованным ежиком, жёсткая кисть, гуашевые краски, стакан-непроливайка, тряпочка. |
3. «Листопад» | Оттиск пробки, печатками из картофеля | Знакомство с нетрадиционным методом рисования; учить детей наносить оттиски пробки, печатками из картофеля на поверхность листа, продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона. Закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды. | Листья 3-4 вида, лист А4, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; набор гуашевых красок, стаканчик с водой, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, картины с осенним пейзажем. |
4. «Дары осени» | Оттиск пробки, печатками из картофеля | Продолжать знакомить с нетрадиционным методом рисования; учить детей наносить оттиски пробки, печатками из картофеля на поверхность листа, продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Лист А4 с нарисованной банкой, набор гуашевых красок, влажные салфетки, муляжи фруктов. |
Декабрь
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
1. «Первый снег» | Рисование ватными палочками | Продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования (мятая бумага, ватные палочки, пальчик). Развивать умение располагать рисунок по всему листу. Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью, воображение, внимание у детей; расширять знания детей о сезонных явлениях в природе зимой. | Тонированные листы А4 синий, голубой фон, иллюстрации с зимнем пейзажем, белая гуашь, салфетки, листочки бумаги, ватные палочки. |
2. «Елочка» | Рисование ладошкой | Упражнять в нетрадиционном способе рисования (рисование с ладошками и пальчиками). Учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги. Вызывать чувство радости от проделанной работы. | Лист А4, гуашь: зеленая, коричневая, белая, влажные салфетки, иллюстрации елок. |
3. «Огоньки на елочке» | Рисование пальчиками | Продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования. Формировать у детей умение наносить отпечатки красками на силуэт ёлочки. Вызвать у детей чувство радости, желание принять участие в украшении ёлочки огоньками. Развивать у детей восприятие цвета. | Лист А4 с нарисованным силуэтом ёлочки, гуашь трёх цветов, картина с изображением ёлочки. Игрушки: Дед Мороз и Снегурочка. |
4. Новогодний подарок «Дед Мороз» | Рисование ладошкой | Продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования. Уточнить и расширить знания детей о дедушке Морозе; создать у детей атмосферу праздничного настроения. Развивать фантазию, воображение, мышление. | Лист А4 белой бумаги, краски, баночки с водой, фломастеры или карандаши. Иллюстрации с изображением деда Мороза. |
Январь
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
1. «Веселый снеговик» | Тычок жесткой полусухой кистью | Продолжать упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Белая гуашь, жесткая кисть, красный и чёрный маркер, листы формата А4, тонированный темным цветом. Изображение снеговика. |
2.«Пингвинчик» | Рисование ступней | Познакомить с техническим приёмом рисования ступней, пальчиками, кисточкой, учить передавать форму, пропорции и цвет пингвинов; соблюдая относительную величину частей. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, речь детей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Тонированные листы А4; гуашь, кисти, подставки под кисти, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации, муз. сопровождение. |
3. «Снегирь» | Рисование ладошкой | Закреплять технические приёмы рисования ладонью, пальчиками, кисточкой, упражнять навыки рисования гуашью; учить передавать форму, пропорции и цвет оперения снегирей; развивать у детей эстетическое восприятия, любовь к птицам, желание передать её красоту; развивать творческое воображение, внимание; воспитывать интерес к художественному творчеству. | Иллюстрации картин со снегирями; лист А4, гуашь, банки с водой, салфетки на каждого ребёнка. |
4. «Зимний лес» | Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить наносить ритмично и равномерные точки на всю поверхность бумаги. Развивать фантазию, воображение, речь. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать аккуратно. | Лист А4 с нарисованным деревом, гуашь белая, голубая, синяя, салфетки. |
Февраль
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
1. «Северный олень» | Рисование ступней | Продолжать знакомить с техническим приёмом рисования ступней, пальчиками, кисточкой, учить передавать форму, пропорции и цвет оленя; соблюдая относительную величину частей. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, речь детей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Тонированные листы А4; гуашь, кисти, подставки под кисти, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации. |
2. «Плюшевый медведь» | Рисование поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребёнка художественный вкус. | Заготовка с контуром медведя. Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь. Иллюстрации. |
3. Подарок для папы «Машина» | Рисование ватными палочками | Овладеть техникой рисования ватными палочками; развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус; воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы. | Лист А4 , краски, ватные палочки, емкость с водой, рисунок машины. |
4. «Котенок» | Рисование поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребёнка художественный вкус. | Заготовка с контуром котенка. Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь. Иллюстрации. |
Март
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
1. «Солнышко лучистое» | Рисование ладошкой | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. | Листы А4 с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, жёлтого оранжевого цветов, тарелочки с краской. |
2. Подарок для мамы «Мимоза» | Рисование пальчиками | Учить детей рисовать нетрадиционным способом: пальцем. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много, качестве (пушистый) предмета. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребёнка художественный вкус. | Лист А4 с нарисованной веточкой и листьями мимозы, гуашь жёлтая, салфетки, стаканчики с водой, ветка мимозы. |
3. «Матрешки» | Оттиск печатками из картофеля (штампы) | Познакомить с нетрадиционным способом рисования штампами и оттисками печатками из картофеля, развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку. Привитие интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны. | Заготовки матрёшек из альбомного листа, краски, кисточки, стаканчики с водой, штампы, салфетки. |
4. «Цветочный хоровод» | Оттиск печатками из картофеля (штампы) | Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования штампами и оттисками печатками из картофеля, развивать умение составлять узоры, украшать полянку. | Лист А4 тонированный зеленым цветом, краски, кисточки, стаканчики с водой, штампы, салфетки. |
Апрель
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
1. «Одуванчик» | Рисование ватными палочками | Закрепить нетрадиционную технику рисования ватными палочками, учиться рисовать одуванчик в данной технике. Закрепить знания по теме «Части цветов» (цветок, стебель, листок). Развивать творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. | Лист А4 голубого цвета, гуашь белого и зеленого цвета, ватные палочки, картина с изображением одуванчиков. |
2. «Птички-невелички» | Рисование ватными палочками | Закрепить освоение техники модульного рисования - ватными палочками. Воспитание бережного отношения к окружающему миру - к птицам, желание о них заботиться. Привитие навыков аккуратной работы с красками. | Лист А4, гуашь жёлтого цвета, ватные палочки, птичка. |
3. «Рыбки» | Рисование ладошкой | Закрепить нетрадиционную технику рисования ладошками, развивать чувство композиции и цвета, закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки, развивать воображение и творчество детей. | Лист А4 голубого цвета, гуашь черного, коричневого, зеленого, желтого цвета, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации с изображением рыбок. |
4. «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками | Закрепить освоение нетрадиционной техники рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность. | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, на каждого ребёнка, черная гуашь в тарелочках (мисочках). |
Список использованной литературы
1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебный поролон [Текст] пособие для занятий с детьми /. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова - Новосибирск:, 2012. – 123 с.
2. Т. Н. Доронова, С.Г. Якобсон Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.: ил.
3. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -120с.
4. Д.Н. Колдина Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 56с.: цв. вкл.
5. И.А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа. М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: учеб. пособие / И.А.Лыкова. - М.: Москва, 2010. - 45 с.
7. О.В. Павлова Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142с.
8. Е.В. Полозова. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – Воронеж. – 2207.
9. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки" для средней группы (4-5 лет)...
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование при...
Рабочая программа кружка «Разноцветные ладошки» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
Рабочая программа кружка предназначена для детей 2-3 лет, педагогам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования.Программа кружка рассчитана на 1 год обучения . Программа предполагае...
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки" ранний и младший возраст
ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. (ранний и младший возраст)...
Проект «Разноцветные ладошки»» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы
Проект «Разноцветные ладошки»»(нетрадиционная техника изобразительной деятельности)для детей I младшей группы...
Тематическое планирование. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в первой младшей группе.
Польза пальчикового рисования в младшем возрастеРисование красками — увлекательный вид воспитывающих занятий. Родители, занимаясь подобной развивающей деятельностью вместе с малышом, устанавлива...
- Мне нравится (1)