Дополнительное образование
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок по дополнительному образованию | 46.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующая МДОУ №5
_________ С.Р.Музипова _______ Ю.Н. Илюхина
«____»________2016 г. приказ №____ от ______2016г.
Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
по изобразительной деятельности
«Умелые ручки»
во II младшей группе №2
на 2016-2017 учебный год
воспитатель: Гумарова В.М.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___от____2016 г.
г.Лениногорск, 2016г.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Тематическое планирование на год
- Список литературы
- Приложение
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования,поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Умелые ручки" (образовательная область «Художественное творчество»)
Такое построение занятий кружка “ Умелые ручки ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по нетрадиционной технике рисования.
В младшем возрасте происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по нетрадиционному рисованию состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе
Задачи:
1.Сформировать у детей интерес к видам труда.
2.Познакомить со свойствами материалов.
3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
4.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.
5.Способствовать развитию конструкторской деятельности.
6.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.
7.Развивать твёрдость руки, технические навыки.
8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.
Материал:
Бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы,
текстильный материал, клей, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
7.Скрепление различных деталей.
8.Скатывание ниток в клубок.
9.Нанизывание различных предметов.
10.Моделирование из природного материала семечек, гороха, веточек, камешков.
11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
12Конструирование из коробок с элементами аппликации.
13.Лепка предметов из теста.
14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
15.Барельеф.
16.Печатание штампами на пластилиновой основе.
Предполагаемый результат:
- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться конечному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети смогут самостоятельно применять приемы лепки при изготовлении поделок из пластилина.
Методы работы:
- индивидуально-дифференцированный;
- групповой;
- практический;
- наглядный;
- интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми:
- игра сюжетная и театрализованная;
- рассматривание готовых образцов;
- беседа;
- лепка, рисование под руководством воспитателя;
- самостоятельная деятельность.
Форма подведения итогов:
- выставка детских работ;
- фотоальбом детских поделок;
- участие в конкурсах.
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»
месяц | тема | цели | Вид работы | ||
0ктябрь октябрь | 2 | «Осеннее дерево» Коллективная работа | Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности. | Аппликация из сухих листьев | |
1 | «Дерево» | Цель: учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук. | Моделирование из веточек и пластилина | ||
1 | «Дорожка из камешков» | Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина. | Мозаика на пластилиновой основе | ||
1 | «Букет» | Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений. | Рисование тычками | ||
1 | «Кап-кап дождик» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | Рваная аппликация | ||
2 | «Осенние листочки» | Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. | Аппликация с использованием салфеток | ||
ноябрь | 1 | «Божья коровка» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . | Аппликация с использованием пластилина | |
1 | «Витамины» | Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | Барельеф | ||
1 | «Ягоды рябины» | Цель: продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | Барельеф | ||
1 | «Бусы для куклы» | Цель: учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. | Моделирование из бусин | ||
2 | «Ёжик» | Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию | Моделирование из семечек и пластилина | ||
2 | «Угощение» | Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу. | Тестопластика с раскрашиванием | ||
декабрь | 1 | «Первый снег» | Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге. | Рисование тычками | |
1 | «Снеговик» | Цель: учить наклеивать кусочки ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. | Аппликация из ваты | ||
1 | «Мячики» | Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. | печаткой из картофеля | ||
1 | «В гости к елочке» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . | Аппликация с использованием пластилина | ||
2 | «Гирлянда» | Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами. | Конструирование из полосок бумаги | ||
1 | «Снежинка» | Познакомить с новой техникой художественного творчества – аппликация манкой | аппликация манкой | ||
1 | «Деревья в сугробах» | Учить рисовать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. Упражнять в рисовании дерева. | Печать поролоном | ||
январь | 2 | «Цыплёнок» | Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы. | Аппликация из обрывков бумаги | |
2 | «Рыбка» | Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями. | Аппликация из обрывков бумаги | ||
2 | «Зайка беленький» | Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями. | Аппликация из обрывков бумаги | ||
1 | «Неваляшка» | Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями. | Печатание на пластилиновой основе | ||
февраль | 2 | «Открытка к 23 февраля» | Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика. | Аппликация | |
2 | «Гусеница» | Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. | Аппликация из комочков бумаги | ||
2 | «Овечка» | Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.
| Аппликация из комочков бумаги | ||
2 | «Собачка» | Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки. | Аппликация из ниток | ||
март | 2 | «Открытка для любимой мамочки» | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. | Аппликация | |
2 | «Котёнок с клубком» | Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности. | Аппликация из ниток | ||
2 | «Весенняя капель» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | Рваная аппликация | ||
2 | «Мимоза» | Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию | Аппликация из комочков бумаги | ||
май | 1 | «Весенняя веточка» | Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам ватными палочками. | Рисование ватными палочками | |
1 | «Мать- и-мачеха» | Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Рисование тычками | ||
2 | «Красивое платье» | Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | Аппликация из ткани | ||
1 | «Вот такой у нас салют» | Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта. | Рисование тампоном и бумагой, | ||
1 | Уточка с утятами» | Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. | Барельеф | ||
1 | «Чашка для бабушки» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять использование рисования пальчиками | в технике печатания | ||
1 | «Красивые цветы для пчелки» | Продолжать рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение. | рисовать ладошкой и пальчиком |
Методическая литература:
1.Абрамова Л.П. « Бушки – барашки. Пальчиковые игры» - М.:Карапуз,2003.
2. Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры»- М.:Карапуз,2004.
3. Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали.Пальчиковые игры» - М.:Карапуз,2004.
4. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.»– М.:АСТ: Астрель, 2006.
5 .Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры»- М.:Карапуз,1999.
6. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.»- М.:ТЦ Сфера,2009.
7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей.» – Скрипторий, 2003.
8. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982.
10.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»– М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
11.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.
12.Под редакцией Серебрякова Н.В. «Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста.» – СПб.:КАРО,2008
13.Шницкая И.О. «Аппликация из пластилина «Д.:Феникс, 2008.
14.Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей» – М.:Мозаик – Синтез,2006.
15. А. Никитина: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий
Список детей посещающие кружок
|
Сводная диагностическая таблица сформированности навыков по изобразительной деятельности
у детей младшего возраста: лепка, рисование, аппликация (ручная моторика)
МБДОУ №5 2 младшая группа №2.
Воспитатели ____________________________
Дата: _____________
№ | Фамилия, имя ребенка | рисование | лепка | аппликация | Знание | |
формы | цвета | |||||
Высокий уровень – навыками владеет
Средний уровень – выполняет с помощью взрослого
Низкий уровень – не владеет
Высокий уровень % | Средний уровень % | Низкий уровень % |
Выводы, коррекционная работа:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...