Рабочая программа художественно-эстетической направленности: «Мастерилка!»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Цели рабочей программы
- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
- Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования, лепки, аппликации для воплощения замыслов в своих рисунках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterilka.docx | 484.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
художественно-эстетической направленности:
«Мастерилка!»
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи.
3. Формы и методы реализации программы
- принципы организации
- методическое обеспечение
- предполагаемый результат
4. Работа с детьми.
5. Работа с родителями.
6. Работа с педагогами.
7. Список литературы.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций
- Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», - Лыковой И.А. «Цветные ладошки», - Комаровой Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии «Обучение детей технике рисования».
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети 2 младшей группы (3 - 4года).
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 2 занятия непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного занятия во 2 младшей группе 10 – 15 мин., согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
1-Пояснительная записка
…Это правда, это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, дети любят,
Очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!...
Э. Успенский.
Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и , ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию ,что и он может оставлять след на бумаге, и не только…
Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.
При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
2-Цели рабочей программы
- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
- Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.
Задачи рабочей программы
Рисование:
- образовательные:
1. Совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей.
2. Вырабатывать навыки рисования различными изобразительными материалами (оттиск печатками из овощей, оттиск поролоном, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, отпечатки листьев, волшебные веревочки, кляксография)
3. Систематизировать знания детей с принципами выбора цветовой гаммы для создания конкретного образа.
- развивающие:
1. Вырабатывать у детей художественно-творческие способности: художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Побуждать любознательность, познать мир рисунка, путем экспериментирования.
3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- воспитательные:
1. Прививать ребенку навык аккуратности, трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.
2. Воспитывать умение и желание организовывать свое рабочее место и убирать его.
3. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
Аппликация:
- образовательные:
1. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.
2. Ознакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания.
3. Учить владеть различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов (вырезание разными приемами, обрывание, плетение, …)
- развивающие:
1. Совершенствовать композиционные умения: располагать предметы в сюжетной аппликации.
2. Расширить и усвоить основные приемы наклеивания: пользование кистью, клеем; умение последовательно наклеивать формы.
3. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.
- воспитательные:
1. Воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам.
2. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
3. Воспитывать художественный вкус.
Лепка:
- образовательные:
1. Побуждать у детей устойчивый интерес к элементарным изобразительным навыкам и умениям в лепке.
2. Совершенствовать умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами.
3. Привить правильные приемы лепки и умения наблюдать, выделять главное, существенное, отбрасывая лишнее, второстепенное.
- развивающие:
1. Специализация воображения как основы творческой деятельности детей.
2. Раскрыть интеллектуальные и творческие способности через развитие памяти, внимания, мышления.
3. Улучшить координацию движений обеих рук и развитие мелкой моторики.
- воспитательные:
1. Совершенствовать умение бережно и экономно использовать материал; воспитание аккуратности, самостоятельности детей.
2. Воспитать активное эстетическое отношение к действительности и искусству.
3. Приобщить к уважению выполненных работ, самоуважению за результат деятельности.
3-Формы и методы реализации программы
-беседы;
-занятия;
-групповая и индивидуальная работа;
-коллективно-творческая работа;
-работа с родителями, мастер-классы;
-игры, развлечения;
-оформление выставок;
-наглядный;
-практический,
-объяснительно-иллюстративный,
-публикация информации на сайте ДОУ, группы.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
-Социально-коммуникативное-развитие
-Познавательное-развитие
-Речевое-развитие
-Художественно-эстетическое-развитие
-Физическое развитие
4- Работа с детьми:
Тематический план занятий с детьми 3 – 4 лет
Сентябрь | |||
№ | Тема | Задачи | Вид деятельности |
1 | Светит солнышко | Учить передавать в рисунке образ солнышка округлой формы. | Рисование |
2 | Яблоко для ежика | Научить детей выполнять плоскостную аппликацию, аккуратно наносить клей на детали. | Аппликация |
3 | Орехи для белочки | Формировать у детей умение отрывать небольшие комочки от целого куска; раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями. | Лепка |
4 | Веточка рябины | Знакомство с новым приёмом рисования – тычком. Закрепить технику рисования – набирать краску на ватную палочку наносить тычкообразными движениями отпечатки. | Рисование |
5 | Нарядный мухоморчик | Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги. | Аппликация |
6 | Нарядный мухоморчик в травке | Обучить приемам выполнения в новой технике (пластилинография). Развивать мелкую моторику рук и глазомер. | Лепка |
7 | Мой любимый дождик | Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень). | Рисование |
8 | Весёлый зонтик | Познакомить детей с одним из приемов работы с бумагой – складыванием; совершенствовать мелкую моторику рук. | Аппликация |
Октябрь | |||
1 | Осеннее деревце | Учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью; отделять от целого куска пластилина части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета. | Лепка |
2 | Листопад | Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). | Рисование |
3 | Подсолнух | Научить различать элементы, их форму, расположение , цветовую гамму. | Аппликация |
4 | Осенний листочек | Упражнять в лепке приемом раскатывания круговыми движениями ладони, использовать приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание. | Лепка |
5 | Большие и маленькие шары | Учить рисовать предметы округлой формы, правильно держать кисть в руке. | Рисование |
6 | Привяжем к шарикам цветные ниточки | Учить различать красный, желтый и синий цвета, наклеивать полоски аккуратно. | Аппликация |
7 | Ягоды на блюдечке | Показать возможность преобразования (сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и поднимания (загибания) бортиков, чтобы «ягодки не выкатились». | Лепка |
8 | Страус | Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его. | Рисование |
Ноябрь | |||
1 | Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться | Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшения. | Аппликация |
2 | Красивый полосатый коврик | Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Лепка |
3 | Пушистые котята играют на ковре | Знакомить с техникой тычка полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). | Рисование |
4 | Полюбуйся на герань | Продолжать учить детей работать с цветной бумагой; | Аппликация |
5 | Цветы в подарок маме и бабушке | Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам | Лепка |
6 | Попугайчики | Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его. | Рисование |
7 | Вишнёвый компот | Учить детей располагать предметы согласно образцу. Совершенствовать знание детей о форме, цвете ягод. | Аппликация |
8 | Гусеница | Моделирование гусениц в форме прямого закручивания. Поиск способов «оживления» - изготовление глаз и усиков из мелких бытовых предметов. | Лепка |
9 | Грибочки | Вызвать у детей интерес к рисованию осенних даров леса - грибов; учить рассматривать их части, цвет; закрепить знания детей о том, что есть грибы съедобные и несъедобные. | Рисование |
10 | Дельфинчик | Обучение детей созданию образа дельфина аппликативным способом при помощи трафарета. | Аппликация |
Декабрь | |||
1 | Красивая шапочка | Освоение приёмов лепки: раскатывание комка между ладонями, сплющивание комка. | Лепка |
2 | Зима пришла | Упражнять в рисовании ватными палочками, Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Рисование |
3 | Первые снежинки | Создание аппликации из бумаги путем вырезания фигуры по контуру с последующим наклеиванием ее на бумажную основу. | Аппликация |
4 | Беленький зайчонок | Учить детей лепить животное, передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. | Лепка |
5 | Деревья в снегу | Упражнять в рисовании ватными палочками, Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Рисование |
6 | Ёлочка для дедушки Мороза | Учить наклеивать готовые формы на лист бумаги. | Аппликация |
7 | Ёлочные игрушки | Обучить приемам выполнения в новой технике (пластилинография). Развивать мелкую моторику рук и глазомер. | Лепка |
8 | Мои рукавички | Учить рисовать контур с помощью контура; правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его. | Рисование |
Январь | |||
1 | Снежный ком | Учить выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток. | Аппликация |
2 | Снеговичок веселый | Продолжать формировать умение детей работать с соленым тестом, соблюдая технику безопасности; закреплять умение раскатывать соленое тесто между ладонями, делать шарики круговыми движениями. | Лепка |
3 | Зимние узоры на окне | Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. | Рисование |
4 | Зимний лес | Изготовление объёмной аппликации своими руками из бумаги и ваты. | Аппликация |
5 | Снежинки | Знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами изображения. | Лепка |
6 | Пингвины на льдине | Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его. | Рисование |
Февраль | |||
1 | Светофорик | Сформировать наглядное представление о светофоре с помощью аппликаций. | Аппликация |
2 | Мишка – неваляшка | Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней и лепить предмет из нескольких частей и планировать свою работу. | Лепка |
3 | Красивая птичка – пальвин | Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его. | Рисование |
4 | Скворечник | Учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму частей предмета (прямоугольная, круглая, треугольная). | Аппликация |
5 | Матрешка | Обучить приемам выполнения в новой технике (пластилинография) – раскатывание мелких шариков. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. | Лепка |
6 | Украсим чашку для папы | Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма. | Рисование |
7 | Открытка папе | Учить изготавливать открытку для папы. | Аппликация |
8 | Барашек | Учить моделировать кудри в форме прямого закручивания, создавая изображение. | Лепка |
Март | |||
1 | Смотрит солнышко в окно | Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков. | Рисование |
2 | Капают сосульки | Знакомить детей с первыми признаками весны. Рассказать детям о том, что такое капель. Учить детей наклеивать готовые формы на лист бумаги, развивать умение правильно располагать их на листе. | Аппликация |
3 | Красивые бусы для мамы | Учить вдавливать пластилин в определенном порядке создавая изображение, формировать интерес к работе. | Лепка |
4 | Мимозы для мамочки | Закрепить навык нанесения краски близко к веточке, рядом, густо, но четко, чтобы каждый цветок был виден. | Рисование |
5 | Стеклянный шар (аквариум) | Развивать умение располагать детали на всем листе (аквариуме). Продолжать закреплять навыки аккуратного пользования клеем, салфеткой. | Аппликация |
6 | Разноцветные рыбки | Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с соленым тестом. | Лепка |
7 | Совушка – сова | Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни. Учить создавать композицию, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью. | Рисование |
8 | Разноцветная стайка | Учить передавать форму предмета (птиц), учить детей составлять аппликацию в виде стаи. | Аппликация |
9 | Крокодильчик | Развивать навыки лепки крокодила из отдельных частей (туловище, голова, ноги, передавая характерные особенности частей тела, пропорций). | Лепка |
10 | Радуга | Обучить умению рисовать нетрадиционной техникой рисования (рисование вилкой). | Рисование |
Апрель | |||
1 | Космос | Формирование у дошкольников первичных представлений о Вселенной, галактиках, звёздах, созвездиях. | Аппликация |
2 | Ракета | Совершенствовать умение лепить палочки, приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов. | Лепка |
3 | Звездное небо | Обучение детей нетрадиционной технике рисования. Учить комкать бумагу. Познакомить с приемом рисования мятой бумагой. | Рисование |
4 | Пасхальный кулич | Учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету, величине. | Аппликация |
5 | Цветущая веточка | Учить делать круглую двухцветную форму из пластилина и резать ее с помощью стеки. | Лепка |
6 | Божьи коровки на лужайке | Упражнять детей в технике рисования пальчиком. | Рисование |
7 | Костюм для клоуна | Научить создавать образ клоуна, используя конструирование из бумаги. | Аппликация |
8 | Клоун с мячами | Познакомить с основами изготовления поделки клоун из солёного теста и его последовательностью. | Лепка |
Май | |||
1 | Салют на нашей улице | Учить рисовать нетрадиционной техникой: выдувание. | Рисование |
2 | Гвоздики на День Победы | Продолжать учить детей создавать в аппликации изображение предмета, состоящего из двух частей; правильно располагать предмет на листе бумаги, различать и правильно называть цвета. | Аппликация |
3 | Одуванчики | Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, круговыми движениями, сплющивание, прижимание, работа со стекой. | Лепка |
4 | Дождик, радуга и солнышко | Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью. Развивать эстетическое восприятие. | Рисование |
5 | Травка зеленеет | Научить ребенка пользоваться ножницами и вырезать детали по контуру, пояснить понятия «выше», «ниже». | Аппликация |
6 | Бабочки на листике | Развивать умение лепить насекомое (бабочка) по представлению; закрепить умение лепить комбинированными способами; формировать умение украшать поделку симметрично. | Лепка |
7 | Цветут сады | Закреплять навыки изображения пейзажа. | Рисование |
8 | Обезьянки | Развивать композиционные умения: строить изображение в зависимости от формы листа -на прямоугольнике. Составлять изображение предмета из отдельных частей. | Аппликация |
5- Работа с родителями:
Сентябрь | Адаптация детей к детскому саду. (родительское собрание) |
Октябрь | Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей) |
Ноябрь | Как часто рисует ваш ребёнок (анкета для родителей). Порисуйте вместе (рисование на стекле) - Портрет мамы. |
Декабрь | Рисуем солью. (семинар-практикум для родителей) |
Январь | Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста. (публикация на нашем сайте) |
Февраль | Рисование без препятствий самыми необычными вещами. (мастер-класс) |
Март | Все маленькие дети – художники. (папка-передвижка) |
Апрель | Развитие мелкой моторики рук. (консультация для родителей) |
Май | Полезные советы по развитию творческих способностей детей. (памятки для родителей) |
6- Работа с педагогами:
6 - Список литературы:
1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет» 2011г.
2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до
порога школы» 2010г.
3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и
познавательной деятельности дошкольников» 2010г.
4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Москва
2007г.
5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки» 2004г.
6. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»
1992г.
7. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду» 2008г.
8. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г.
9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»)
Эта программа великолепно подходит для того, чтобы сформировать у детей чувство патриотизма....
Рабочая программа дополнительного образования «МАСТЕРИЛКА»
Для детей средней группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 5 лет разраб...
Дополнительное образование детей. Программа художественно-эстетической направленности «МАСТЕРИЛКИ».
В системе дополнительного образования основным стержнем является также развитие ребенка. Дополнительное образование детей – это сформированные действия, направленные на развитие ребенка. Вспомог...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Мастерилка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Мастерилка» Возраст обучающихся: 3 - 5 летСрок реализации: 2 учебных го...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 6 лет
Цель программы: создать условие для развития творческих способностей детей в художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник, нетрадиционного материа...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Мастерилка"
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...