Дополнительное образование детей. Программа художественно-эстетической направленности «МАСТЕРИЛКИ».
консультация (старшая группа)
В системе дополнительного образования основным стержнем является также развитие ребенка. Дополнительное образование детей – это сформированные действия, направленные на развитие ребенка. Вспомогательное образование детей реализуется с помощью разнонаправленных дополнительных занятий, которые помогают удовлетворить требования подрастающих поколений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование детей.
Программа художественно-эстетической направленности «МАСТЕРИЛКИ».
Деятельность педагогов в настоящее время – один из наиболее ответственных, жизненно важных видов деятельности, связанных с воспитанием и обучением детей. Однако помимо обязательного освоения программы, существует внедрение знаний на добровольных началах. Взаимосвязь между основным и дополнительным обучением велика. Но существуют и отличия, которые и разграничивают эти понятия.
В системе дополнительного образования основным стержнем является также развитие ребенка. Дополнительное образование детей – это сформированные действия, направленные на развитие ребенка. Вспомогательное образование детей реализуется с помощью разнонаправленных дополнительных занятий, которые помогают удовлетворить требования подрастающих поколений.
Была разработана и успешна внедрена в практику программа дополнительного образования «Мастерилки».
Цель данной программы состоит в раскрытии творческих способностей ребёнка для формирования его личностных качеств, умений и навыков конструирования и моделирования из бумаги, воспитания эстетического отношения к окружающему миру, духовного и творческого развития.
Необходимость данной программы обусловлена развитием творческих способностей ребенка и развитием мелкой моторики.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерилки» даёт возможность ребенку получить дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей и образовательных потребностей. Программа «Мастерилки» имеет техническую направленность, так как направлена на формирование умений моделирования и конструирования дошкольников. В то же время ребенок приобретает системные, адаптированные к возрасту знания и практические умения в различных областях, учиться общаться, трудиться совместно со взрослым и сверстниками.
Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.
Комплекс мероприятий данной программы позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества у детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности. Все задания соответствуют по сложности детям дошкольного возраста. Выполнение творческих заданий служит развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.
Данная образовательная программа представляет детям возможность
обучаться по следующим видам декоративно-прикладного творчества:
❖ работа с бумагой и картоном;
❖ работа с солёным тестом.
Солёное тесто – это хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Создание ребенком даже самых простых скульптур– это творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Также дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста (5-7 лет) формируются обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.
В ходе обучения по программе, ребёнок знакомится с такими приёмами работы как:
1.Работа с бумагой. («Бумажные чудеса») Работа в технике «Оригами». В процессе складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую.
2.Работа с мятой бумагой.
Технология изготовления игрушек, композиций из бумаги, салфеток.
3.Бумагопластик.
Работа строится на имеющихся у детей навыках, полученных на занятиях аппликацией, оригами.
4.Изготовление объёмных картинок. («Красота украсит мир») Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя технику бумагокручения и бумагопластики.
5.Работа с бросовым материалом («Остров ненужных вещей»).
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования. При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей.
- Лепка из солёного теста «Тестопластика».
Тестопластика – это лепка из соленого теста. Соленое тесто состоит из натуральных компонентов (соль, мука).
Занятие осуществляются через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ребёнок получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1) эскиз,
2) воплощение в материале,
3) выявление формы с помощью декоративных фактур.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
В результате обучения по данной программе дошкольники:
– научатся различным приемам работы с бумагой, солёным тестом, природным материалом;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
В конце обучения по данной программе проводиться мониторинг по выявлению уровня развития творчества у дошкольников в продуктивной деятельности.
По мнению Лыковой И.А. - эстетическое отношение к окружающему миру может быть не только выявлено, но и сформировано в творческой художественно-продуктивной деятельности дошкольников.
Педагогическая диагностика проводиться по программе Лыковой И.А., где выявляется уровень развития творческих способностей дошкольников в продуктивной деятельности. Где смотрятся технические умения и навыки ребёнка, отношение к деятельности ребёнка и само творчество ребёнка - как ребёнок справляется с итоговым заданием.
Таким образом в ходе реализации данной программы ребёнок развивает творческие способности и мелкую моторику, что обуславливает один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для конкурса дополнительное образование 2012 года «Художественно-эстетическое развитие дошкольников ДОУ»
Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна...
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию «Красочный мир» 4-7 лет
Дошкольный возраст – чудесный, сказочный мир детства, яркая и неповторимая страница в жизни человека. Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не тольк...
Программа дополнительного образования «Радуга» по художественно-эстетическому развитию детей
Программа дополнительного образования«Радуга» По художественно-эстетическому развитию детей ...
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Весёлые пальчики» (художественно-эстетической направленности).
Программа по дополнительному образованию«Весёлые пальчики»(художественно-эстетической направленности)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 5 лет разраб...
Программа дополнительного образования «Волшебный квиллинг» Художественно-эстетической направленности
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по художественно –эстетической направленности «Мастерилка» в группах дошкольного возраста от 4 до 6 лет
Цель программы: создать условие для развития творческих способностей детей в художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник, нетрадиционного материа...