Конспект ОДД по художественно - эстетическому развитию ( декоративное рисование) «Игрушка не простая - глиняная, расписная»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДС № 67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Материал для
семинара - практикума (практическая часть)
Конспект ОДД
по художественно - эстетическому развитию
( декоративное рисование)
«Игрушка не простая - глиняная, расписная»
Подготовила:
Смотрова Г.В., воспитатель
2016
«Игрушка не простая - глиняная, расписная»
Цель: продолжение знакомства детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства. Обратить на образную выразительность предметов искусства.
Задачи:
- Познакомить с многообразием игрушек и спецификой декора.
- Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок.
- Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия.
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая, её со всех сторон.
- Воспитывать интерес и эстетическое отношение, как к игрушке, так и к народному искусству.
Материалы, инструменты, оборудование: образцы дымковских игрушек, вылепленные из глины лошадки, гуашевые краски, кисточки, ватные палочки, таблицы с элементами дымковской росписи и характерные цветосочетания. Орнаменты – варианты узоров на лошадках.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.
Ход занятия:
Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.
Слайд 1. С высокого берега реки Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топили печи и летом, когда туман, село это будто дымкой окутано, всё в дыму. Вот и прозвали то село Дымково.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Здесь в далёкую старину и зародила игрушка, которую так и назвали дымковская. В начале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Небольшой шарик глины превращался, то в уточку, то в петушка, то в конька.
Слайд 2. И вот на лотках весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Приходит новая зима и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много лет. Бабушки учат своих внучек, внучки своих внучек.
Слайд 3. В наше время в городе, который сейчас называется Киров находится мастерская знаменитой дымковской игрушки.
Слайд 4-9 . И я предлагаю Вам посмотреть на весёлые Дымковские игрушки, созданные волшебными руками мастеров.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительное чудо!
Слайд 10 . Когда наблюдаешь за работой мастеров, кажется всё очень просто. Но когда приступаешь к самостоятельной работе, испытываешь трудности. Вот я вам сегодня превратится в мастеров росписи дымковской игрушки. Сейчас мы с вами будем расписывать лошадок, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шеи волной…»
Слайд 11 . Сейчас я вам покажу, какими узорами мастера расписывали игрушки, как получалась такая красота. Предлагает рассмотреть дымковские узоры и сказать какими красками мастерицы расписывают игрушки. Отмечается, что все цвета яркие, нарядные, праздничные – жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, есть немного чёрного, он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки, копытца, хвостик, грива.
Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные «много – много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями (пояснение сопровождается показом элементов). Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочерей, внучек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как делали их бабушки и прабабушки.
Воспитатель показывает детям роспись лошадок так, как делают мастерицы дымковской игрушки. ( Воспитатель показывает варианты оформления лошадок по мотивам дымковской игрушки, а затем показывает роспись лошадки с пояснением последовательности работы:
- сначала нужно взять кисточку и чёрную краску очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву и очень аккуратно – кончиком кисточки нарисовать глаза. Затем нужно очень хорошо промыть кисточку и придумать узор и кругов и точек. Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (рассмотреть рисунки) Узор на лошадке идёт рядами сверху вниз по ногам и туловищу
Ребята, а вы хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушку? Давайте станем настоящими мастерами – умельцами по росписи дымковской игрушки.
А теперь я вам предлагаю вам подготовить наши руки и пальцы к предстоящей работе.
Физминутка
Привезли мы глину с дальнего бугра
( руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
(руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь!
(лепят «ладошками»)
А потом распишем
(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь»,
(лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет.
(кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки,
(машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки!
(руки вперед)
- А теперь приступим к рисованию. Начнем с кругов, затем точки, затем полоски, и т.д. Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы и предлагает детям приступить к работе. Не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех сторон.( на А-3 схема, показывающая последовательность работы)
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь помогает советами, индивидуальным показом. Включает негромкую народную музыку.
У вас получились замечательные кони расписанные… какой росписью? Пусть ваши работы пока подсыхают, потом мы из выполненных работ оформим выставку «Весёлая дымковская ярмарка». Дети устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.
Воспитатель вместе с детьми подводит итог занятия:
- Отметить в игрушке то, что лучше всего удалось;
- Что понравилось?;
- Что запомнилось?;
- Что наиболее лучше всего удалось?;
_ Что не получилось?;
А теперь ребята я раздам вам картинки со смайликами, а вы, подумав определитесь, понравилось вам занятие, или нет. Если понравилось, то поднимаете картинку с улыбающимся смайликом, а если нет то с грустным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод в младшей группе. «Художественно-эстетическое развитие» (Декоративное рисование). «Чудо игрушка».
Расширять представление детей о народных промыслах, одним из которых является дымковская роспись....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) «Красивые платья для кукол» для детей 4-5 лет.
Способствоать формированию у детей умения составлять ритмичный рисунок из знакомых элементов...
Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» декоративное рисованию по теме: «Очень любим мы матрешки - разноцветные одежки» в подготовительной группе с использованием игровой технологии и ИКТ
Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Приобщать к истокам родного истинного русского народного творчества. Знак...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) на тему: «Великоустюжский изразец: чудо на керамике» (для подготовительной к школе группы)
Ознакомление детей с атрибутами северной национальной культуры (изразцовая роспись) и развитие практических умений использования элементов росписи великоустюжских изразцов в самостоятельной творч...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Декоративное рисование «Завиток»
Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной логопедической группеДекоративное рисование «Завиток»Программное содержание. Учить детей украшать лист бума...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в старшей группе «Сказочное путешествие в страну Гжели»
Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров....