Конспект ОДД по художественно - эстетическому развитию ( декоративное рисование) «Игрушка не простая - глиняная, расписная»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Смотрова Галина Викторовна

Роспись Дымковской игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-izo.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

ДС № 67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

         Материал  для

        семинара - практикума (практическая часть)

Конспект ОДД

по художественно - эстетическому развитию

( декоративное рисование)

«Игрушка не простая  -  глиняная,  расписная»

                                                                         

                                                                     

                                                                                                        Подготовила:

Смотрова Г.В.,  воспитатель

2016

 «Игрушка не простая  -  глиняная,  расписная»

Цель: продолжение  знакомства детей с дымковской игрушкой как видом  народного декоративно – прикладного искусства. Обратить на образную выразительность  предметов искусства.

Задачи:

  1. Познакомить с многообразием игрушек и спецификой декора. 
  2. Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок.
  3.  Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия.
  4. Совершенствовать технику рисования  гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая, её со всех сторон.
  5. Воспитывать интерес и эстетическое отношение, как к игрушке, так и к  народному искусству.

 Материалы, инструменты, оборудование:  образцы дымковских игрушек, вылепленные из глины лошадки, гуашевые краски, кисточки, ватные палочки, таблицы с элементами дымковской росписи и характерные цветосочетания. Орнаменты – варианты узоров на лошадках.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.

Ход занятия:

Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.

Слайд 1. С высокого берега реки Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину  - и зимой, когда топили печи и летом, когда туман, село это будто дымкой окутано, всё в дыму.  Вот и прозвали то село Дымково.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

 Здесь в далёкую старину и зародила  игрушка, которую так и назвали дымковская. В начале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Небольшой  шарик  глины  превращался, то в уточку, то в петушка, то в конька. 

Слайд 2.  И вот на лотках весенней ярмарки торгуют  весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Приходит новая зима и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много лет. Бабушки учат своих внучек, внучки своих внучек.

 Слайд 3.  В наше время в городе, который сейчас называется Киров находится мастерская знаменитой дымковской игрушки.

 Слайд 4-9 .  И я предлагаю Вам посмотреть на весёлые Дымковские игрушки, созданные волшебными руками мастеров.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительное чудо!

Слайд 10 .  Когда наблюдаешь за работой мастеров, кажется всё очень просто. Но когда приступаешь  к самостоятельной работе,  испытываешь трудности.  Вот я вам сегодня превратится в мастеров росписи дымковской игрушки. Сейчас мы с вами будем расписывать лошадок, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой,  грива по шеи волной…»        

Слайд 11 . Сейчас я вам покажу, какими узорами мастера расписывали игрушки, как получалась такая красота. Предлагает рассмотреть дымковские узоры и сказать какими красками мастерицы расписывают игрушки. Отмечается, что все цвета яркие, нарядные, праздничные – жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, есть немного чёрного, он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки, копытца, хвостик, грива.

         Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные «много – много лет назад мастерицы  стали расписывать  свои игрушки кругами точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями (пояснение сопровождается показом элементов). Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочерей, внучек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как делали их бабушки и прабабушки.

        Воспитатель показывает детям роспись лошадок так, как делают мастерицы дымковской игрушки. ( Воспитатель показывает варианты оформления лошадок по мотивам дымковской игрушки, а затем показывает роспись лошадки с пояснением последовательности работы:  

- сначала нужно взять  кисточку и чёрную краску очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву и очень аккуратно – кончиком кисточки нарисовать глаза. Затем нужно очень хорошо промыть кисточку и придумать узор и кругов и точек. Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (рассмотреть рисунки) Узор на лошадке идёт рядами сверху вниз по ногам и туловищу

Ребята, а вы хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушку? Давайте станем настоящими мастерами – умельцами по росписи дымковской игрушки. 

А теперь я вам предлагаю вам  подготовить наши руки и пальцы к предстоящей работе.

Физминутка

Привезли мы глину с дальнего бугра

( руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

(лепят «ладошками»)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(руки вперед)

        - А теперь приступим к рисованию. Начнем с кругов, затем точки, затем полоски, и т.д.  Воспитатель выставляет схему, показывающую  последовательность работы и предлагает детям приступить к работе. Не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех сторон.( на  А-3 схема, показывающая  последовательность работы)

 В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь помогает советами, индивидуальным  показом. Включает негромкую народную музыку.

У вас получились замечательные кони расписанные… какой росписью? Пусть ваши работы пока подсыхают, потом мы из выполненных работ оформим  выставку «Весёлая дымковская ярмарка».  Дети  устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.

       Воспитатель  вместе с детьми подводит итог занятия:

- Отметить в игрушке то, что лучше всего удалось;

- Что понравилось?;

- Что запомнилось?;

- Что наиболее   лучше всего удалось?;

_ Что не получилось?;

               А теперь ребята я раздам вам картинки со смайликами, а вы, подумав определитесь, понравилось вам занятие, или нет. Если понравилось, то поднимаете картинку с     улыбающимся смайликом, а если нет то с грустным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод в младшей группе. «Художественно-эстетическое развитие» (Декоративное рисование). «Чудо игрушка».

Расширять представление детей о народных промыслах, одним из которых является дымковская роспись....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) «Красивые платья для кукол» для детей 4-5 лет.

Способствоать формированию у детей умения составлять ритмичный рисунок из знакомых элементов...

Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» декоративное рисованию по теме: «Очень любим мы матрешки - разноцветные одежки» в подготовительной группе с использованием игровой технологии и ИКТ

          Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Приобщать к истокам родного истинного русского народного творчества. Знак...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) на тему: «Великоустюжский изразец: чудо на керамике» (для подготовительной к школе группы)

Ознакомление детей с атрибутами северной национальной культуры (изразцовая роспись) и развитие практических умений использования элементов росписи великоустюжских изразцов в самостоятельной творч...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Декоративное рисование «Завиток»

Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной логопедической  группеДекоративное рисование «Завиток»Программное содержание. Учить детей украшать лист бума...