Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) на тему: «Великоустюжский изразец: чудо на керамике» (для подготовительной к школе группы)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Ознакомление детей с атрибутами северной национальной культуры (изразцовая роспись) и развитие практических умений использования элементов росписи великоустюжских изразцов в самостоятельной творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-модель НОД по худ-эст.развитию детей 5-7 лет | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
(декоративное рисование)
на тему: «Великоустюжский изразец: чудо на керамике»
(для подготовительной к школе группы)
Цель: ознакомление детей с атрибутами северной национальной культуры (изразцовая роспись) и развитие практических умений использования элементов росписи великоустюжских изразцов в самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные
- формировать у детей представления о новом виде декоративно-прикладного искусства, народном промысле – великоустюжском изразце;
- формировать умения выделять особенности изразцовой росписи; различать и изображать геометрические, растительные и зооморфные узоры великоустюжского изразцового промысла;
- формировать умение самостоятельно создавать узоры по мотивам великоустюжской изразцовой художественной росписи.
Развивающие
- развивать умение рисовать по образцу;
- развивать представление о выразительных возможностях цвета, формы, композиции на примере великоустюжской изразцовой росписи;
Воспитательные
- воспитывать в детях желание обращаться в своей дальнейшей самостоятельной творческой деятельности к традициям мастеров-художников северо-западной части России.
Материалы: демонстрационный – образцы изразцовой росписи (геометрический, растительный, зооморфный узоры - на бумажной основе), несколько видов кафельной плитки, пособие – печь с изразцовыми росписями, свиток с указом, изображение царя Петра 1; раздаточный – листы 12х12 с прорисью изразцового рисунка (бумага для черчения); кисти синтетика круглые №3, №5; краски акварельные, влажные салфетки, стаканчики для воды, палитры; скотч двусторонний; карандаши цветные, фломастеры, восковые мелки (на выбор); шкатулка с камнями-самоцветами.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход НОД:
Этап деятельности | Содержание |
Мотивация | Воспитатель (Печных и изразцовых дел мастер в фартуке, очелье, с ведерком, где лежит мастерок, малярные и художественные кисти): - Ох-ох-ой! Беда-то какая! Что же делать-то?! (ходит, хватаясь за голову) При появлении детей: - Ребятушки, здравствуйте! Как хорошо, что я вас встретила! Давайте познакомимся, меня зовут Екатерина Тагировна, а как вы думаете, кто я по профессии? Я печных дел мастер, а точнее, мастерица, да не только печки кладу, а ещё и расписываю их, красиво разрисовываю, так что я ещё и художница. Родом я из города Великий Устюг, что находится севернее Петербурга. Слышали про такой город? Чем он известен? Говорят, именно в нашем городе живёт сам Дед Мороз! А вы из какой группы? А зовут вас как? Очень хорошо, значит, вы почти уже большие девочки и мальчики! Ну, была не была, расскажу вам, что у меня случилось, что со мной приключилось! Вызвали меня в Петербург по одному срочному делу: починить-поправить печь к приезду нашего государя-батюшки, императора, который город-то наш основал. Как зовут-то его, позабыла я, напомните, кто Санкт-Петербург заложил, приказал построить? (Если дети не помнят, воспитатель загадывает загадку-подсказку: Жил давно в России царь, Очень мудрый государь. Он на троне не сидел, Делал за день по сто дел. Одержал побед немало, Мореходом был бывалым; Он и плотник, и кузнец. Кто был царь тот, удалец?) - Так вот, к приезду Петра 1 надо печь починить, а то никак она не растапливается, сломалась. Приехала я, глянула на печку-то, а там работы невпроворот, одной ввек не управиться! |
Постановка цели | Сижу-горюю, а вы - тут как тут! Вот и решила я к вам обратиться за помощью: вдруг, думаю, пойдут ребята ко мне в помощники-подмастерья, и если я покажу им что как делать-то надо, то и помогут они мне беду-то одолеть! Подсобите – поможете, ребятки, а? Пойдёмте, посмотрим вместе, что с печкой-то стало? Как же её починить, что сделать нужно? (закрыть/замазать трещины, нарисовать новые изразцы) |
Совместная работа | Посмотрите-ка в окно, что за время года такое сейчас на дворе? Верно, на улице осень, холодно. А у нас в помещении – как, тоже холодно? Нет, тепло, а почему, кто знает? Давайте, найдём, откуда исходит тепло, что обогревает наше помещение (дети находят батареи центрального отопления). Почему батареи горячие? - А раньше как отапливались дома? Печи стояли в каждом доме, а чем их топили, кто скажет? О печках и в сказках рассказывалось. Кто вспомнит сказки, где говорилось про печь? (воспитатель показывает иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью», «Колобок», «Волк и семеро козлят»). - Посмотрите на эту печь, чем она отличается от тех, что вы видели сейчас на картинках книг? Она украшена специальными плитками с рисунками, это изразцы. Они бывают разной формы и разных размеров. Сейчас такие плитки есть почти в каждом доме, но они не всегда украшены рисунками. Вспомните, вы видели у себя дома похожие плитки на стенах или на полу? (воспитатель показывает образцы современных кафельных плиток, спрашивает, какой формы данные плитки (квадратные, прямоугольные)) Яркие, цветные |
Совместная работа: открытие нового материала | Воспитатель показывает детям поочерёдно образцы разных видов изразцов: с геометрическим, растительным и зооморфным рисунком. - Какие узоры вы видите на этих изразцах? Что на них изображено? На какие фигуры похожи рисунки на этом изразце? (геометрические: круг, квадрат, ромб) На что похожи рисунки на этих изразцах? (цветы, травы, ягоды – растения) А кого вы узнаете на данных изразцах? Это животные, а изразцы с животными называются зооморфные (ЗОО – значит «животные», какие слова, которые начинаются с ЗОО вы ещё знаете?) |
Самостоятельная работа | Проводится игра «Разложи изразцы по видам» Цель игры: закрепление новых знаний о разных видах изразцов (геометрический, растительный, зооморфный). Игровое правило: из представленных изразцов разных видов дети должны за отведённое время (2-3 мин) отобрать относящиеся к геометрическим, растительным и зооморфным. Воспитатель предлагает детям выбрать себе пару, чтобы вместе выполнять одно задание. Воспитатель перемешивает различные изразцы и разъясняет детям, что 1-я пара должна выбрать и отложить все изразцы с геометрическим рисунком, 2-я – с растительным, а 3-я – с зооморфным. |
Динамическая пауза | Воспитатель: - Вы славно потрудились, а теперь вспомните, пожалуйста, сказку, где главный герой появлялся прямо из печки (его испекли). Встанем в кружок, разомнёмся немного: Проводится динамическая пауза по мотивам русской народной сказки «Колобок»: Непоседа – Колобок |
Самостоятельная работа | Воспитатель: - Мы с вами рассмотрели плитки изразцы, на каждой из которых изображен свой отдельный рисунок, но есть ещё и такие изразцы, на которых можно увидеть рисунок только в том случае, если правильно их составить вместе, как пазлы или как мозаику. Но чтобы найти такие изразцы, нам понадобится вспомнить сказку «Колобок», всех героев по порядку. Как начинается эта сказка, кто скажет? (Жили были дед да баба…) Значит, с какого героя мы начнём наши поиски? Проводится квест-игра «Собери рисунок по частям» Цель игры: ознакомление детей с разнообразием возможностей изразцовой росписи, развитие умения ориентироваться в пространстве. Игровое правило: найти по указанным воспитателем условным обозначениям (герои сказки «Колобок» последовательно, в соответствии с сюжетом сказки) 6 моделей-изразцов и сложить из них целостное изображение. |
Совместная работа | Воспитатель: - Вы, ребята, теперь настоящие подмастерья печных и изразцовых дел мастера! Пора и за главное наше дело приниматься! Можем мы с вами посчитать, сколько изразцов тут не хватает? Давайте посчитаем (6 шт). А вас сколько? Значит, по сколько каждому из вас нужно нарисовать изразцов, чтобы закрыть все пустые места на печке? Тогда, за дело! Ты ещё не видел чудо? Никогда не видел чудо? Посиди и посмотри. В старину умельцы были. Чудеса они творили, Создавали изразцы. Так попробуем и мы. |
Самостоятельная работа | Из множества заготовок изразцов воспитатель предлагает детям выбрать по 1 заготовке, соответствующей недостающим на печке. На каждой заготовке не хватает нескольких элементов, детям предлагается их дорисовать и раскрасить любыми художественными материалами на выбор (мелки восковые, цветные карандаши, фломастеры). Дети выполняют задание, имея возможность подойти к печке-пособию, приложить изразец, проверить, совпадает ли узор, подходит ли выбранный цвет карандаша и т. п. |
Рефлексия | - Вы все закончили украшать свои изразцы? Какие у вас получились изразцы по виду? (с геометрическим, растительным или зооморфным рисунком) Давайте приклеим их к печке на пустые места. - Скажите, удалось нам закрыть трещину? Починили мы печку? Ну как, нужное это дело – изразцы мастерить? А как вы думаете, чем оно нужно и полезно? - Сейчас вы узнаете, что же было дальше с нашей печкой. Давайте все вместе закроем глазки и вместе со мной досчитаем до пяти. (воспитатель прикрепляет поленья к печи). - Открывайте глазки. Печка наша растопилась, Пётр 1 приехал, отогрелся на ней с мороза и на радостях написал такой указ: (воспитатель достает свиток и читает «Указ»): «Я, Царь Всероссийский, Пётр 1, повелеваю: подмастерьев, помогавших мастеру починить мою печь, наградить грамотами похвальными и каменьями самоцветными, каждому по три камня-самоцвета раздать и поблагодарить за службу!» Воспитатель раздаёт детям грамоты и (из шкатулочки) камни-самоцветы (прозрачные кристаллы из разноцветного пластика). - А ещё, подмастерья мои умелые, я хочу поблагодарить вас за помощь и подарить вам самый главный инструмент мастера-художника по изразцовой росписи – кисть. (дарит каждому ребёнку по худож. кисти) До свиданья! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности с использованием различных современных технологий для детей подготовительной к школе группы.
Занятие в соответствии с современными требованиями ФГОС...
Художественно эстетическое развитие Изготовление книжки малышки по подгруппам: «Книжка –малышка в подарок младшим детишкам» (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Черлакский детский сад № 7 »Художественно эстетическое развитиеИзготовление книжки малышки по подгруппам:«Книжка –малыш...
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в страну Математики» для детей подготовительной к школе группы
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП на тему: "Путешествие в страну Математики" для детей подготовительной к школе группы...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация из ажурных салфеток) «Открытка для мамы к 8 марта» в подготовительной к школе группе
Конспект НОД "Открытка для мамы": аппликация из ажурных салфеток...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционная техника рисования (Граттаж)) для детей подготовительной к школе группе Тема: «Букет для мамы»
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию(нетрадиционная техника рисования (Граттаж))для детей подготовительной к школе группе Тема: «Букет для мамы»...
Конспект НОД по рисованию на тему «Кем ты хочешь быть» с детьми подготовительной к школе группе
Образовательная область: Познавательное развитие.Тема: «Кем ты хочешь быть»Задачи:1. Обучающие: Закрепить умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигу...
Конспект занятия по художественно эстетическому развитию «Нетрадиционная техника рисования» на тему: «Бусы для куклы Кати»,
Цель: создание условий для формирования умения рисовать нетрадиционным способом – пальчиковое рисование, используя основные цвета.Задачи:Образовательные:Продолжать формировать умение детей рисов...