Программа дополнительной образовательной деятельности проведения занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Содержание программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, повышение координации и точности движений, а так же способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 46
«КОТ В САПОГАХ»
Принят: Утверждаю:
на заседании педагогического Совета №1 Заведующий МАДОУ ДС №46
от 27.08.2015г. протокол №1 «Кот в сапогах»
_______________ Г.Н. Федотова
приказ от 27.08.2015г. №139
приказ с изменениями
от 14.10.2015г. № 234
ПРОГРАММА
дополнительной образовательной деятельности
проведения занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Воспитатель Клюшина Н.К
Нижневартовск, 2015-2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Цели и задачи Программы
- Планируемые результаты
- Объем образовательной нагрузки
- Содержание Программы
- Организационно-педагогические условия
- Учебный план
- Расписание занятий
- Календарный учебный график
- Программно-методическое обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Мониторинг
Список литературы
Приложения
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование дополнительной платной услуги | Программа дополнительной образовательной деятельности художественно-эстетической направленности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста |
Основание для разработки Программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; ФГОС ДО «учрежден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155; - Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой; Адаптированная образовательная программа дошкольного образования. |
Заказчик Программы | МАДОУ г.Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах», родители (законные представители) воспитанников |
Разработчик Программы | Клюшина Н.К., воспитатель высшей квалификационной категории |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет) |
Цель Программы | Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики. |
Задачи программы | формировать правильное восприятие формы, величины, цвета предметов окружающего мира используя нетрадиционную технику изображения (тестопластика) - развивать зрительно- моторную координацию, воображение, фантазию - воспитывать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, реализации замысла. |
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МБДОУ ДСКВ №46 и родительской общественностью. Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:
|
Механизм реализации Программы | Администрация ДОУ: - анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы, - вносит предложения по ее корректировке, - осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы. |
Краткая характеристика Программы | Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Обучение проводится один раз в неделю, во второй половине дня. На занятиях осуществляется дифференцированный подход, построенный с учетом качества восприятия, с уровнем развития технических умений и навыков детей. Содержание программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, повышение координации и точности движений, а также способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса. |
1. Пояснительная записка
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словестно-логического мышления. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.
Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.
Поэтому создан кружок по тестопластике «Мукасолька». Тестопластика имеет массу возможностей для развития детей: разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений. Техника лепки из соленого теста доступна детям дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии.
1.1. Цели и задачи
Целью Программы является развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики.
Задачи Программы:
- Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета предметов окружающего мира используя нетрадиционную технику изображения (тестопластика).
- Развивать зрительно- моторную координацию, воображение, фантазию.
- Воспитывать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, реализации замысла.
1.2. Планируемые результаты
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
- у детей повысится уровень навыков и практических умений в лепке предметов из соленого теста
- разовьется зрительно- моторная координация, творческие способности.
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме вставок детских работ, участия в творческих конкурсах различного уровня. Сроки реализации Программы – 1 год.
1.3. Объем образовательной нагрузки
Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май месяц) детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 1раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Количество детей в группе – 19 человек.
- Содержание Программы
№ п/п | Тема | Задачи | Метод приемы | |
Сентябрь | ||||
1 неделя | Вводная диагностика | Выявить уровень развития мелкой моторики на начало года | Задания и упражненияпо методике Н.О Озерецкого, Н.НГуревич | |
2неделя | Бусы. | Упражнять детей в лепке округлых форм круговыми движениями ладоней. Закреплять навыки окрашивания теста способом неполного смешивания разных по цвету кусков теста в одном комке; развивать стремление к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. Предвидеть результат и достигать его. | -Игровая мотивация - Рассматривание, беседа -Практические действия с тестом по смешиванию, окрашиванию. -Итог занятия | |
3 неделя | Браслеты. | Учить детей работать при помощи шаблона, дополнять изделие различными элементами (бисер). Развивать мелкую моторику и воображение. | Художественное слово -Показ образца, совместное действие педагога и детей. -Обсуждение работ | |
4 неделя | Овощи. | Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; Развивать внимание, работоспособность, мелкую моторику, самостоятельность. | Чтение загадок об овощах -Рассматривание натюрморта из све-жих овощей или муляжей -Показ способа лепки овощей -Анализ выполненных работ | |
Октябрь | ||||
5 неделя | «Листья танцуют и превращаются в деревья» | Вызвать у детей желание делать лепные картинки. Познакомить с техникой рельефной лепки. Продолжить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывания стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции | -Игровая мотивация - Рассматривание гербария -Д/и «С какого дерева листок» -Показ способа лепки и превращения осеннего листочка в дерево - Индивидуальная помощь -Оценка детских работ | |
6 неделя | Фрукты. Ягоды | Продолжать учить детей создавать образ как отгадку загадки без наглядного сопровождения Упражнять детей в умении лепить по представлению конструктивным способом. Развивать чувство композиции. Формировать умение планировать работу по реализации замысла. | Чтение загадок об овощах -Рассматривание натюрморта из свежих фруктов и ягод или муляжей -Показ способа лепки фруктов и ягод -Анализ выполненных работ | |
7неделя | Фрукты. Ягоды | Упражнять детей в умении создавать коллективную композицию. Закреплять умение раскрашивать готовые поделки, рисовать концом кисти. Развивать мелкую моторику рук. | - Худ. слово - Показ способа раскрашивания -Индивидуальная помощь -Обыгрывание детских поделок | |
8 неделя | Осенний натюрморт | Учить детей создавать объемные композиции( натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику(самостоятельно выбирать способ и приемы лепки). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. | -Игровая мотивация -Рассматривание разнообразных натюрмортов. - Показ способ лепки. -Индивидуальна помощь детям. - Итог занятия
| |
9 неделя | Божья коровка, пчёлка и жук. | Учить лепить детей комбинированным способом, который позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Развивать познавательный интерес. | Игровая мотивация -Рассматривание насекомых. - Показ способ лепки. -Индивидуальна помощь детям. - Итог занятия | |
Ноябрь | ||||
10 неделя | Булочная. (хлебобулочные изделия) | Продолжать учить детей создавать образы по представлению, совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять, художественно оформлять дополнительным материалом. Развивать любознательность. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца, | - Художественное слово -Рассматривании хлеб. бул. изделий. -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Итог. | |
11 неделя | Булочная. ( кондитерские изделия | Продолжать учить детей создавать образы по представлению, совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять, художественно оформлять дополнительным материалом. Развивать любознательность. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца, | Художественное слово -Рассматривании хлеб. бул. изделий. -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Итог. | |
12 неделя | Зимние забавы | Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушке – из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжить учить передавать несложные движения. Закрепить умение анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах). Развивать фантазию и творчество.
| -Показ и рассматривание иллюстраций -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Итог | |
13 неделя | Создаём картину (узор на стекле) | Продолжать закреплять умение детей раскатывать тесто продольными движениями, видоизменять его, декорировать. Развивать творческие способности.. | -Художественное слово. -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. -Индивидуальная помощь детям. -Итог | |
Декабрь | ||||
14 неделя | Новогодняя игрушка «Колокольчики» | Продолжать работу развитию умения создавать объемные полые поделки из соленого теста. Развивать умение предвидеть результат и достигать его. | Художественное слово. -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. -Индивидуальная помощь детям. -Анализ. обыгрывание детских работ | |
15 неделя | Новогодняя игрушка Дед Мороз | Учить создавать сказочный образ, проявляя самостоятельность и творчество упражнять в умении использовать декоративные элементы. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца. Развивать воображение. | -Игровая мотивация -Беседа о скульпторах и их работах - Рассматривание статуэток -Уточнение способа лепки и устойчивости вылепленных фигурок -Индивидуальная помощь - Анализ и обыгрывание детских работ | |
16 неделя | Семейство ёжиков | Учить создавать конкретные образы конструктивным и комбинированным способами, преобразовать и дополнять. Развивать воображение и чувство композиции. | Художественное слово -Рассматривание иллюстраций . -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Анализ работ
| |
17неделя | Мышки на сыре. | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменить для создания выразительности образа. Развивать творчество и умение использовать разные материалы- нить или проволоку.
| Художественное слово -Рассматривание иллюстраций . -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Анализ работ | |
Январь | ||||
18неделя | Птичка. | Совершенствовать умения создавать знакомые образы комбинированным способом. Побуждать к поиску средств выразительности для более причудливого раскрытия знакомого образа. | Художественное слово -Рассматривание иллюстраций . -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Анализ работ | |
19 неделя | Птичка | Продолжать учить детей раскрашивать готовые поделки. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику рук. характеру. Формировать обобщенные способы создания образов. | Игровая мотивация - Рассматривание статуэток -Уточнение способа раскрашивания -Индивидуальная помощь - Анализ и обыгрывание детских работ | |
20 неделя | Лошадка | Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора. Уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как кем сделана; как украшена. | Художественное слово -Рассматривание иллюстраций . -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Анализ работ | |
Февраль | ||||
21 неделя Ф Февраль | Обезьянка | Совершенствовать технику лепки овальных форм круговыми движениями ладоней; инициировать поиск способов изменения шара для более точной передачи образа. Развивать творческие способности. | Художественное слово -Рассматривание иллюстраций . -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Анализ работ | |
22неделя 3 неделя | Бегемот. | Продолжать учить детей определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить животных, передавая форму и пропорции, добиваться выразительности образа. | Художественное слово -Рассматривание иллюстраций . -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Анализ работ детских работ | |
24 неделя | Кружка для папы | Совершенствовать технику лепки конструктивным способом. Создавать выразительный образ. Развивать творчество. | Художественное слово -Рассматривание кружек . -Показ способов лепки. -Самостоятельная работа детей. - Анализ работ | |
23 неделя | Головоломки из квадрата и треугольника. | Упражнять в умении работать с шаблонами. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством тестопластики. | -Игровая ситуация -Загадывание загадок -Показ выполнения работы -Самостоятельная работа детей - Анализ и обыгрывание детских работ | |
Март | ||||
25 неделя | Головоломки из круга и сердечка. (Подарок для мамы) | Продолжать работу с шаблонами. Поддерживать интерес к поиску способов оформления поделки. Развивать творческие способности. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником подарить работу, сделанную своими руками | -Игровая ситуация -Загадывание загадок -Показ выполнения работы -Самостоятельная работа детей - Анализ и обыгрывание детских работ | |
26 неделя | Барельеф «Рыбки в аквариуме». | Осваивать рельефную лепку: создавать уплощённые фигуры, прикреплять к основе, украшать налепами. Побуждать к поиску выразительности для более причудливого раскрытия знакомых образов. Развивать воображение. | -Игровая мотивация -Рассматривание рыбок в аквариуме, открыток, картинок -Показ способов лепки -Индивидуальная помощь - Анализ детских работ | |
27неделя | Барельеф «Овцы на лугу». | Совершенствовать навыки рельефной лепки, умение создавать рисунок на пластине из теста, использовать разные инструменты. | -Игровая мотивация - Загадывание загадок -Рассматривание открыток, картинок -Показ способов лепки -Индивидуальная помощь - Анализ детских работ | |
28 неделя | Создаём картину с использованием сухоцвета. | Закреплять навыки создания несложной композиции, умение располагать предметы в пространстве, красиво подбирать по цвету. Воспитывать аккуратность. | -Игровая мотивация -Рассматривание открыток, картинок -Показ способов лепки -Индивидуальная помощь - Анализ детских работ | |
29 неделя | Панно «Репка». | Формировать умение передавать строение и характерные особенности персонажей сказки. Развивать внимание и творчество. Применять в работе свои знания и умения. | -Беседа о героях сказки -Рассматривание статуэток -Уточнение способа лепки и устойчивости вылепленных фигурок -Индивидуальная помощь - Анализ и обыгрывание детских работ | |
Апрель | ||||
30 неделя | Улитка, покажи свои рожки! | Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка теста продольными движениями для получения удлинённого цилиндра, показать возможность изменения полученной формы закручиванием. Поддерживать полученный интерес к поиску способов дополнения и оформления. | -Игровая мотивация -Худ. слово Показ способ лепки. - Индивидуальная помощь - Самостоятельная работа детей - Анализ работ | |
31 неделя | Кто под дождиком промок | Учить детей самостоятельно выбирать сюжет лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов. Продолжить освоение скульптурного способа( лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образца (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой) | Игровая мотивация -Худ. слово Показ способ лепки. - Индивидуальная помощь - Самостоятельная работа детей - Анализ работ | |
32 неделя |
Водоноски у колодца | Продолжать знакомство с дымковской игрушкой как видом декоративно- прикладного искусства . Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показать обобщенный способ лепки женской фигуры на основе юбки-колокола. Закрепить представление о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаниях. | -Игровая мотивация -Худ. слово Показ способ лепки. - Индивидуальная помощь - Самостоятельная работа детей - Анализ работ | |
33 неделя | Создание изящных цветов. | Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, продолговатых форм продольными движениями туда-обратно. Показать как можно усилить выразительность образа. | -Игровая мотивация -Худ. слово Показ способ лепки. - Индивидуальная помощь - Самостоятельная работа детей - Анализ работ | |
Май | ||||
34 неделя | Крокодил. | Продолжать совершенствовать навыки создавать изделия конструктивным способом. Развивать наблюдательность, творчество, воображение. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | -Игровая мотивация -Худ. слово Показ способ лепки. - Индивидуальная помощь - Самостоятельная работа детей - Анализ работ | |
35 неделя | Мы на луг ходили, мы лужок лепили | Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василек, одуванчик ит.д) и насекомых передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе. | -Игровая мотивация -Худ. слово Показ способ лепки. - Индивидуальная помощь - Самостоятельная работа детей - Анализ работ | |
36 неделя | Итоговая диагностика | Выявить уровень развития мелкой моторики после реализации программы |
- Организационно-педагогические условия
3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во часов в неделю/ месяц (мин) | Форма проведения |
1. | Проведения занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста | 1/4 | 30/120 | фронтальная |
Итого в год | 36 | 1080 |
- Расписание занятий
Неделя месяца | Дни недели | Время |
I- II-III-IV | четверг | 10.20-10.50 |
- . Календарный учебный график
Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Вводная диагностика. | 1 | ||||||||
Знакомство с тестопластикой | 1 | ||||||||
Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста. | 3 | 1 | 1 | ||||||
Лепка рельефным способом | 1 | 2 | |||||||
Лепка конструктивным способом | 3 | 2 | |||||||
Лепка комбинированным способом | 1 | 2 | |||||||
Лепка в стилистике народной игрушки | 1 | 1 | |||||||
Новогодняя игрушка | 2 | ||||||||
Лепка животных | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Лепка цветов. | 1 | ||||||||
Лепка скульптурным способом | 1 | ||||||||
Композиции и панно. | 1 | 2 | 1 | ||||||
Лепка птиц | 2 | ||||||||
Итоговое занятие | 1 | ||||||||
Итого: | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 |
- Программно-методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Название программы | На основании какой программы разработана |
Проведение занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста | «Мукасолька» | Разработана на основе парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой. |
- Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в Группе старшего дошкольного возраста № 12, расположенной на втором этаже здания, воспитателем высшей квалификационной категории, имеющим специальную подготовку и соответствующее образование.
Группа оснащена современным оборудованием (интерактивная доска, проектор, компьютер и др.), индивидуальными партами, методическим комплектом: И. А. Лыкова «Мы лепили, мы играли» программа художественного воспитания и развития дошкольников», А. А. Анистратова, Н.И.Гришина серия книг «Мир удивительных поделок», М. Б. Халезова-Зацепина, А. А. Грибовская «Лепка в детском саду для детей 5-7 лет», А. Фирсова «Чудеса из соленого теста»
- Мониторинг
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы выявить педагогическую эффективность реализации программы.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1-2 неделе сентября; 3-4 неделе мая
Обследование дошкольников проводится с использованием методик Н.О. Озерецкого, Н.Н. Гуревич.
Инструментарий для логопедического обследования
Задание №1
Цель: выявить уровень умения детей принять правильную позицию пальцев.
Все упражнения выполняются после показа.
«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
«Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);
«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно принимает правильную позицию пальцев
2 балла – ребенок принимает правильную позицию пальцев с помощью взрослого после повторного показа.
1 балл – Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Задание №2
Цель: выявить уровень умения детей последовательно выполнять движения руками.
Педагог показывает детям, как выполнить это упражнение. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
«Ладонь, кулак, ребро» -
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выполняет динамические движения
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет динамические движения
1 балл – ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы:
Задание №3
Цель: выявить уровень умения детей правильно держать карандаш, проводить линии.
Педагог предлагает дорисовать линии.
«Дорисуй прямую линию»
«Дорисуй волнистую линию»
«Дорисуй ломаную линию» (заборчик)
Оценка:
3 балла – ребенок правильно держит карандаш, продолжает линию карандашом: с нажимом не прерываясь.
или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая, ломаная
2 балла – ребенок правильно держит карандаш, проводит тонкую линию без нажима, требуется помощь взрослого.
1 балл – ребенок держит карандаш не правильно, линия тонкая, прерывистая , изолированная.:
Задание №4
Цель: выявить у детей уровень сформированности координации движений , содружество рук.
Вырезание ножницами
Сгибание листа бумаги пополам
Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит согнуть лист пополам и вырезать по контуру изображение.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно сгибает лист, держит ножницы и самостоятельно вырезает по контуру.
2 балла – ребенок испытывает затруднения, требуется помощь взрослого;
1 балл – ребенок не умеет сгибать лист, правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Протокол обследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
№ Имя Ребенка | Повторяет фигуры из сложенных пальцев | Повторяет движения рук | Проводит линии | Умеет работать с бумагой и ножницами | Общее количество баллов | Уровень | |||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1 | Кирилл | ||||||||||||
2 | Данил | ||||||||||||
3 | Рита | ||||||||||||
4 | Костя | ||||||||||||
5 | Рома К | ||||||||||||
6 | Рома М | ||||||||||||
7 | Дима | ||||||||||||
8 | Семен | ||||||||||||
9 | Даша | ||||||||||||
10 | Егор | ||||||||||||
11 | Максим | ||||||||||||
12 | Лиза | ||||||||||||
13 | Ибрагим | ||||||||||||
14 | Арсений | ||||||||||||
15 | Саша | ||||||||||||
16 | Филипп | ||||||||||||
17 | Варя | ||||||||||||
18 | Ильдар | ||||||||||||
19 | Айнур |
Высокий уровень: (9-12 баллов)
Средний уровень: (от 6 до 10 баллов)
Низкий уровень: (ниже 5 баллов)
Качественная характеристика уровней развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень: (от 9 до 12 баллов) ребенок самостоятельно принимает правильную позицию пальцев, правильно выполняет динамические движения, уверенно держит карандаш, продолжает линию карандашом: с нажимом не прерываясь., правильно сгибает лист, держит ножницы и самостоятельно вырезает по контуру.
Средний уровень: (от 6 до 10 баллов) ребенок после повторного показа с помощью взрослого принимает правильную позицию пальцев, испытывает затруднения при выполнении выполняет динамических движений, проводит тонкую линию без нажима, требуется помощь взрослого, при сгибании листа, вырезании по контуру.
Низкий уровень: (ниже 5 баллов) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается),не умеет плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы, держит карандаш не правильно, линия тонкая, прерывистая , изолированная, не умеет сгибать лист, правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Список литературы
- Анистратова А.А, Поделки из соленого теста. Учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2009
- Васина Н, Соленое тесто. Айрис-Пресс Москва 2010
- Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации 2003
- ЛыковаИ.А, Мы лепили, мы играли. Занятия с детьми.ООО»Карапуз-дидактика»,2007
- Лыкова И, Лепим из пластилина, глины, теста. Москва ОЛМА Медиа Групп 2009
- Рубцова е, Фантазии из соленого теста. ООО»Издательство «Эксмо», 2010
- Чаянова Г.И, Соленое тесто для начинающих. Литературно-художественное издание ООО «Дрофа», 2005
- Фирсова А, Чудеса из соленого теста. Айрис-Пресс Москва 2010
- Халезова- Зацепина М.Б, Лепка в детском саду для детей 5-7 лет, ООО «ТЦ Сфера», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу " Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа ( курс 4 месяца)...
Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста "Поможем Золушке попасть на бал"...
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи Тема: «В гостях у бабушки».
развитие мелкой моторики рук через занимательные игры и упражнения....
Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...
Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...
Аква-гимнастика: здоровье сберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Аква-гимнастика: здоровье сберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста...