Перспективный план кружка «Волшебный мир оригами»
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
Программа «Волшебный квадратик» разработана и реализуется в группе для детей, имеющих тяжелые речевые нарушения. Для детей с общим недоразвитием речи характерны неустойчивость внимания, неорганизованность, слабая переключаемость с одного вида деятельности на другой. А использование разнообразных видов художественной деятельности при обучении ребенка творчеству, одним из которых является оригами, способствует развитию его эмоциональной, познавательной и волевой сфер, художественного вкуса. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, память, способствует концентрации внимания и формированию самодисциплины. Оригами улучшает способность следовать устной инструкции, повышает заинтересованность в конечном результате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_podgotovitelnaya_gr.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на пед. совете приказом
№__ от «15.09.2015г» заведующей
МБДОУ ЦРР д/с
«Солнышко»
Е.Н. Бондяевой
№__от«15.09.2015г»
Перспективный план кружка
«Волшебный мир оригами»
на 2015-2016 уч. год.
Подготовительная группа.
Воспитатель:
Братчикова Т.С.
г. Сорск 2015г.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Перспективный план занятий в подготовительной к школе группе.
- Список детей.
- Список литературы.
Пояснительная записка.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
Программа «Волшебный квадратик» разработана и реализуется в группе для детей, имеющих тяжелые речевые нарушения. Для детей с общим недоразвитием речи характерны неустойчивость внимания, неорганизованность, слабая переключаемость с одного вида деятельности на другой. А использование разнообразных видов художественной деятельности при обучении ребенка творчеству, одним из которых является оригами, способствует развитию его эмоциональной, познавательной и волевой сфер, художественного вкуса. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, память, способствует концентрации внимания и формированию самодисциплины. Оригами улучшает способность следовать устной инструкции, повышает заинтересованность в конечном результате.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В коррекционной работе отмечена также психотерапевтическая роль складывания бумаги, т.к. ребенок имеет возможность поиграть продуктом своего труда, оформить игрушками уголок, подарить родителям или друзьям.
Программа «Волшебный квадратик» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: Жихаревой О.М.,. Соколовой С.В., Сержантовой Т.Б., Ступак Е.А. и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. В программе предлагается диагностическая методика: способы проверки достижений воспитанников.
Цель: Всестороннее интеллектуальное речевое и эстетическое развитие дошкольников средствами бумажной пластики и оригами, и повышение эффективности педагогического воздействия при подготовке их к школе.
Задачи:
- Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур. Развивать пространственную ориентировку.
- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам.
- Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
- Развивать произвольную регуляцию деятельности.
- Формировать эстетический вкус.
- Воспитывать трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца
Программа строится на таких принципах:
- Доступность.
- Повторяемость.
- Последовательность и систематичность.
- Активность и деятельность в процессе обучения.
- Практичность.
- Связь с окружающим миром.
- Развитие личности ребенка.
- Учет индивидуальных возрастных особенностей и способностей детей.
- Прогнозирование.
Методы и формы:
- Продуктивный метод (воспроизводящий).
- Объяснительно – иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала и способов действия).
- Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).
- Частично – поисковый метод.
Учебный план
Базовые формы | Количество занятий | Содержание занятий | |
1. | Треугольник | 4 | Вводное занятие: повторение условных знаков, изученных базовых форм. Знакомство со схемами складывания. Складывание более сложных базовых форм на основе изученных простых (работа со схемами). Изучение новых базовых форм. Оформление композиций из поделок (объемная аппликация). Индивидуальные и коллективные работы. Изготовление атрибутов к сказке «Репка». Оформление тематических выставок в художественной галерее детского сада. |
2. | Воздушный змей | 5 | |
3. | Двойной треугольник | 3 | |
4. | Двойной квадрат | 3 | |
5. | Конверт | 2 |
Оснащение: разные виды бумаги – обычная, цветная, газетная, салфетки, тетрадные листы, фломастеры, клей, ножницы, пособия с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок, детские работы, картотека пальчиковых игр.
Алгоритм проведения занятий:
- определить, что будем конструировать;
- из чего будем конструировать;
- как будем конструировать.
Алгоритм разделен на подэтапы:
Оргмомент – подготовка необходимых материалов.
Рассказ-показ: в процессе рассказа-показа из бумаги рождается определенный образ, который остается перед детьми до конца занятия.
Выполнение работы: дети выполняют свои работы, вспоминая и обсуждая рассказ-показ. Воспитатель помогает тем, кто нуждается в помощи. Выполнение работы – это наиболее сложный этап. Он состоит из нескольких частей:
- выбор фона работы;
- выбор цвета для создания своего образа, героя, композиции;
- изготовление самого героя, композиции;
- работа с деталями (дорисовка фломастерами, оформление аппликаций);
- оформление коллективной работы.
Просмотр работ, обсуждение – все работы детей по возможности объединяются общей идеей, превращаются в игру, в которую каждый может играть, или в общую коллективную работу, могут быть и индивидуальные работы.
Предполагаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети научатся различным приёмам работы с бумагой, будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, подбирать бумагу нужного цвета, пользоваться схемой, следовать устным инструкциям, способам складывания, создавать поделки в технике оригами, составлять композиции, владеть правилами техники безопасности при работе с ножницами, анализировать образец, свою работу, красиво и выразительно оформлять поделку. В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна ещё тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей: зрительно-пространственная координация; умение слушать воспитателя; принимать умственную задачу и находить способ её решения; развитие самоконтроля и самооценки; осознание собственных познавательных интересов.
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – малышек, проведения выставок для родителей, изготовления театра игрушек – оригами по сказкам, использования детьми игрушек, выполненных своими руками в технике оригами в процессе театральной и игровой деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | |
Овощи | Перелетные птицы | Домашние птицы | |
I неделя | Знакомство с оригами. Пр.сод.: учить детей конструировать, сгибать лист бумаги квадратной формы пополам, по диагонали, тщательно совмещая углы, познакомить с условными обозначениями: линией сгиба, направление сгиба. Воспитывать внимание, терпение. | «Лебедь» Учить детей графическому языку оригами, сгибать квадрат по диагонали, в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба, выполнять дополнительными деталями работу (клюв, глаза). Развивать речевую активность, мелкую моторику.(2, с. 128) | «Курица» Продолжать учить детей понимать графический язык оригами, оформлять дополнительными деталями; уточнить знания о домашних животных. Развивать речевую активность, воспитывать усердие. (2, с. 134) |
Грибы | Осень. Деревья | Человек | |
III неделя | «Гриб» Учить детей графическому языку оригами, сгибать квадрат в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба, загибать углы к центру, раскрывать карманы заготовки и загнуть углы к центру. Развивать речевую активность, воспитывать внимание, усидчивость. (2, с. 108) | «Лягушка» Учить графическому .языку, сгибать квадрат по диагонали, тщательно проглаживать линии сгиба, оформлять дополнительными деталями. Развивать речевую активность, мелкую моторику: воспитывать внимание, уверенность в своих силах | «Петух» Учить детей делать поделку, опираясь на схему, сгибать углы квадрата к центру, отгибать вершину назад, тщательно проглаживать линии сгиба, надрезать по линии сгиба, раздвигать и загибать «перья». Воспитывать внимание, уверенность. (2, с. 118) |
ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | |
Продукты питания | Зимующие птицы | Армия | |
I неделя | «Кошелек» Учить детей складывать квадрат по горизонтали и последовательно сгибать заготовку вдоль, а затем поперек, правильно проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику, речевую активность. Воспитывать конструктивные способности, внимание. | «Сова» Учить детей графическому языку оригами, делать поделку, опираясь на схему, сгибать квадратик в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба. Воспитывать внимание, сосредоточенность. (2, с.67) | «Лодка» Учить сгибать квадрат в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; загибать углы к центру, отгибать полоски вверх в разные стороны от линии сгиба. Воспитывать уверенность в своих силах. (2,с.104) |
Новогодние праздники | Домашние животные | Транспорт (водный) | |
III неделя | «Ворона» Продолжать учить детей, опираясь на схему, делать поделку, сгибать квадрат по диагонали, загибать углы к центру, надрезать углы («лапки»), перегибать заготовку пополам, заправлять вершину внутрь, оформлять дополнительными деталями (клюв, глаза).Воспитывать внимание, усидчивость. (2, с. 81) | «Собачка» Продолжать .учить детей выполнять поделку из двух деталей; сгибать квадрат разными способами, тщательно проглаживая линии сгиба. Развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание, усердие. (2, с.63) | «Пароход» Продолжать учить детей сгибать квадрат разными способами, опираясь на схему, тщательного проглаживать линии сгиба, развивать мелкую моторику, речевую активность. Воспитывать внимание, усидчивость, усердие. (2,с.148) |
МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | |
Мама | Космос | Насекомые | |
I неделя | «Тюльпан» Продолжать учить сгибать квадрат разными способами, совмещать края и углы, тщательно проглаживать линии сгиба, работать по схеме, называть условные обозначения. Воспитывать интерес, уверенность в своих силах. (2,с.22) | «Ракета» Продолжать учить детей сгибать квадрат по диагонали, загибать углы внахлест, дополнять разными деталями; умение пользоваться ножницами. Развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание, уверенность в своих силах. (2,с.174) | «Бабочка» Продолжать учить сгибать квадрат по диагонали, тщательно проглаживать линии сгиба, развивать умение пользоваться ножницами, работать по схеме, развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание, упорство. (2,с.21) |
Животные жарких стран | Хлеб | Лето | |
III неделя | «Слон» Продолжать учить детей использовать в работе схему, сгибать квадрат в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба, пользоваться ножницами. Развивать мелкую моторику, воспитывать внимание, усидчивость. (2,с.79) | «Лисичка» Учить детей конструировать по типу оригами, собирать поделку из 2-х квадратов; складывать квадрат разными способами, развивать речевую активность. Воспитывать усердие, внимание, собранность. (2,с.24) | «Рыбки» Закрепить умение конструировать по типу оригами, используя графический язык оригами. Развивать мелкую моторику, умение сгибать квадрат разными способами. (2,с.19) |
Список детей.
1. Буханов Никита
2. Фадеева Вика
3. Масанская Вика
4. Миролюбов Иван
5. Колмакова Алина
6. Савенкова Вероника
7. Амамбайев Абдуллох
8. Лаврова Ксения
Литература.
- М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду», М., «Москва – Синтез», 2005.
- О.М. Жихарева «Оригами для дошкольников», М., 2006.
- Г.И. Долженко «100 оригами», Ярославль, 1999.
- С.В. Соколова «Оригами для дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 2010.
- Н.А. Просова «Оригами для малышей от 2 до 5». М., «Эксмо», 2008.
- Е.А. Ступак «Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
- О.Н. Сухаревская «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис- пресс», 2009.
- Т.Б. Сержантова «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва – пресс», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружка "Волшебные краски" 2 младшая группа
Сентябрь.№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность1.«Разноцветный ковер»./Разработан/Рисование пальчиками.Познакомить с нетрадиционной техникой рисован...
Перспективный план кружка "Волшебные краски" средняя группа
Сентябрь.№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность 1. «Краски на занятии и на отдыхе». (разработан) Рисование кистью, по-мокрому....
Перспективный план кружка "Волшебные краски" подготовительная группа
Сентябрь. № Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность1.«Пейзаж у озера»./Г.Н. Давыдова,Нетрадиционные техники рисования в детском саду, ч. 1, стр. 37 – 4...
Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста
Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста...
рабочая программа и перспективный план кружка "Волшебная бусинка"
Рабочая программа и перспективный план кружка "Волшебная бусинка" расчитана на 2 года для детей старшей и подготовительной группы....
Перспективный план кружка «Волшебное мир оригами» в подготовительной группе.
laquo;Роль оригами в развитии конструктивного мышления как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»....