Путешествие в музей Старооскольской игрушки
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей подготовительной группы с достопримечательностями родного города, с историей возникновения Старооскольской игрушки, ее мастерами. Учить детей изготавливать игрушку из глины, гордиться историей своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_muzey_starooskolskoy_igrushki.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
«Путешествие в музей Старооскольской игрушки».
Автор: Каратеева О.П
МБДОУ детский сад №32
Цель. Расширять представление о разнообразии народного творчества. Знакомить с достопримечательностями своего региона - Старооскольской глиняной игрушкой. Воспитывать умение объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом , создать мини- музей .
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с народно- прикладным творчеством- Старооскольской игрушкой. Совершенствовать связную речь: умение самостоятельно рассказывать о ней, вырабатывать четкую дикцию речи, используя потешки, загадки, заклички., развивать речевое дыхание. Развивающие: развивать умение создавать узоры по мотивам Старооскольской игрушки, выделять цветовую гамму глиняной игрушки, подражая творчеству народных умельцев.
Воспитательные: воспитывать у детей радость , интерес к искусству родного края, уважение к творчеству мастеров родного города.
Коррекционная задача. Обучать приемам обследования предметов. Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа. Посещение музея Старооскольской игрушки в школе №6, лепка утушки, медведя, барышни, барашка из глины, создание мини-музея в группе.
Формы работы: мотивация к деятельности, беседа, отгадывание загадок игра, пальчиковая гимнастика, расписывание игрушек, рефлексия
Оборудование.
. Староооскольские свистульки, игрушки, слепленные детьми, гуашь, кисти, вода, салфетки, музыка, презентация- слайды.
Познавательные области. «Художественно –эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель в народном костюме входит в групповую комнату. Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень рада приветствовать вас в нашем городе Гончаров – Cтаром Осколе. Я , хозяйка города – мастерица Варвара.Воспитатель приглашает детей.
День добрый , детушки, касатушки!
Проходите, не стесняйтесь.
Поудобнее располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Послушайте, что я вам расскажу.
Рассказ воспитателя. В нашем городе случилось несчастье. Давно это было .Славилось наше Приосколье своими мастерами, своими поделками, изделиями, ремеслом. Делали мастера звонкие горшки да крынки, а детям игрушки – свистульки. Злой, ленивый и завистливый волшебник заколдовал все ремесла, сделал их тусклыми, стер узоры с игрушек.
Воспитатель. Ребята, помогите мне расколдовать наш город и снова возродить наши ремесла. Сначала попробуем вспомнить историю поэтапно, а я вам помогу. Воспитатель задает вопросы детям.
1. Как называются эти игрушки, из чего они сделаны? (Старооскольские глиняные игрушки). Дети называют все игрушки.
2. Кто лепил эти игрушки? (Дети рассказывают о сестрах Гончаровых по презентации). Давайте вместе с вами вспомним последовательность лепки игрушки.
Дети. Игрушку лепили из целого куска глины, которую добывали на Казацких буграх , называлась она «Пескуша», затем обжигали в печи при очень высокой температуре – 900 градусов.
Воспитатель. Молодцы, ребята, историю нашего Старооскольского промысла знаете хорошо, а загадки любите отгадывать? ( да)
- Я вам загадку загадаю, а вы поищите отгадку среди игрушек.
-Пестрая крякушка
Ловит лягушек
Ходит вразвалочку
Спотыкалочку.( Утушка)
Ребенок находит утушку и рассказывает о ней.
Дети. Утушка- символ чистой силы воды. Утушка плавает в воде и люди считали, что игрушка очищает воду,придает ей целебную силу. Воспитатель показывает слайды.
2 загадка. Хозяин лесной
Просыпается весной,
а зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой ( медведь).
Сева берет медведя и рассказывает о нем.
Дети.Медведь – символ пробуждения природы и могущества. Древние люди считали медведя большим и сильным зверем.
Ребенок берет барышню и рассказывает о ней
Дети..Женский образ представлен в виде «бабы» и «барышни». Баба с ребенком – это хранительница домашнего очага, хорошая хозяйка, мама. Такую игрушку в качестве оберега должна иметь каждая семья. Другой тип женщины- барыня ( руки в бока)-это легкая, беспечная жизнь.
Варвара. Ребята, а древние мастера не только работали, но и умели отдыхать, пели песни во время работы, играли в народные игры.
Вот и мы с вами поиграем.
Игра «Как у дядюшки Трифона было семеро детей».
Воспитатель. Дети, давайте вместе рассмотрим узоры, которыми украшали глиняные Старооскольские игрушки.
На доске развешены символы украшений. Дети вместе с воспитателем вспоминают , какие узоры и краски наносили мастера.
1.зеленая полоса- небесная и земная твердь.
2. волна голубая –вода
3. древо в виде стрелы
4. круг – солнышко
5. капельки синие – дождь.
6. крест с точками –огонь
7. крест двойной – благополучие на все 4 стороны.
Пальчиковая гимнастика.
Вот что только захотим, мы из глины смастерим, (растирают руки)
Кусочек глины разомнем. Лепить игрушку мы начнем – (сжимают, разжимают ладошки)
Слепим, пригладим, на полочку посадим.( гладят поочередно руки)
Чтоб игрушка подсыхала, чтоб игрушка оживала.( машут ладонями )
А чтоб игрушка была рада, нам ее украсить надо. ( хлопают в ладоши).
Дети берут любые игрушки и раскрашивают их, наносят узоры.
Когда дети заканчивают работу, ставят расписанные игрушки к другим. Звучит музыка- Старооскольские свистульки.
Варвара. Ой, да спасибо вам ребята, ожил город мастеров, разрушены злые чары колдуна, а вы стали достойной сменой нашим мастерам. Вот у нас большая коллекция Старооскольских игрушек, часть из них мы сделали сами!
Мы создали в группе мини-музей Старооскольской глиняной игрушки.
Воспитатель. Ребята, а какие игрушки, вы хотели бы иметь дома? Почему?
Дети еще раз называют целительную силу игрушки, подчеркивают ее достоинства.
Список использованной литературы.
- Ананьев, Б.Г,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей:/ Б.Г Ананьев, Е.Ф Рыбалко. – М., 1964, 57 с.
- Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях//Дошкольное воспитание: З.А Богатеева-2007.-№ 10,124 с
- Сушкова , И.Н. «Игрушка- небалушка» Сборник статей: / И.Н Сушкова- Старый оскол., ООТ НТ- 2007, 240с.
- Штепа, Т.Ф Путешествие в мир изобразительного искусства родного края: / Т.Ф Штепа – Нальчик, 2006, 87с.
- Халезова, Н.Б . Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: / Н.Б халезова – М, 1984, 254с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспет НОД по развитию речи «Путешествие в «музей Дымковской игрушки»
Развивать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, знакомя детей с Дымковской игрушкой, закреплять характерные особенности росписи. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлен...
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в музей и мастерскую дымковской игрушки»
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в музей и мастерскую дымковской игрушки»...
Экскурсия в краеведческий музей Старооскольского городского округа
рассказ экскурсавода о событиях в годы Великой Отечественной войны на Старооскольской земле...
Путешествие в музей "Старооскольской игрушки"
Продолжать знакомить детй с народными промыслами родной Белгородчины....
«Увлекательное путешествие в музей Дымковской игрушки»
Конспект ООД средний дошкольный возраст...
Занятие для детей старшей группы На тему: «Увлекательное путешествие в музей Дымковской игрушки».
С использованием технологий: поисково- исследовательская деятельность...