«Увлекательное путешествие в музей Дымковской игрушки»
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
«Увлекательное путешествие в музей Дымковской игрушки»
(средний дошкольный возраст)
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
Обучающие
- развивать познавательные действия; представления о других людях, объектах окружающего мира. Формировать свойства и отношения объектов окружающего мира (материал, цвет, форма, размер, причинно-следственные связи и т. д.); представления о социокультурных ценностях своего народа. (ПР)
- владение речью, как средством общения и культуры; развивать связную и грамматически правильную диалогическую речь; обогащать активный словарь детей за счет новых терминов и названий; продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами детской литературы.(РР)
-учить выполнять упражнения, направленные на координацию, правильное формирование опорно – двигательной системы, крупной и мелкой моторики обеих рук.(ФР)
Развивающие
- развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства; формировать элементарные представления о видах искусства; учить воспринимать музыку, устное народное творчество, становление эстетического отношения к окружающему миру. (ХЭР)
Воспитательные
- развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. (СКР)
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал на ковролине; глиняный шарик; вывески – таблички «Дымково», «Остановка глиняная», «Музей Дымковской игрушки»; набор дымковских игрушек, посылка, дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку», прозрачный стакан с чистой водой, тряпочки, звукозапись русской народной мелодии.
Предварительная работа:
Знакомство с народным прикладным творчеством; рассматривание иллюстрационного и дидактического материала; чтение малых фольклорных жанров; прослушивание и просмотр фольклора на ЭОР; работа с мнемотаблицами.
Дети входят в групповую комнату, звучи русская народная мелодия.
Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте ее друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
Дети: дымковская игрушка
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие. В пути нам нужно сделать остановки.
Первая остановка «Дымково» (указатель «Дымково»)
Посмотрите, что у нас на столе? Эта игрушка похожа на те игрушки, в которые вы играете?
Дети: нет, не похожа.
Воспитатель: Конечно, не похожа, это необычная игрушка – дымковская игрушка.
Давным – давно, отсюда и не видно как далеко, стояла деревенька. Поначалу и названия у нее не было. Жили в той деревеньке люди добрые и веселые. Летом они в поле работали, песни пели…
А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались!
А еще в той деревеньке глина была красная. И, научились из нее игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках.
Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково. А игрушку звали – Дымковской.
Вторая остановка «Глиняная» (указатель «Глиняная»)
Воспитатель: А что это за коробочка стоит? Давайте откроем крышку и посмотрим (Воспитатель достает глиняный шарик и передает его детям).
Дети обследуют шарик.
Воспитатель приглашает сесть, посмотреть на картинки и послушать, как лепили игрушку.
- Сначала готовили глину;
- Потом лепили игрушку;
- Готовую игрушку сушили и обжигали в печи, чтобы она стала твердой;
- Игрушка становилась какого цвета? (красно – коричневая). Чтобы игрушка стала белой, ее окунали в раствор молока с мелом;
- Игрушку снова сушили;
- Затем игрушку украшали, расписывали. Игрушку снова сушили;
- Покрывали игрушку яичным желтком, чтобы блестела и снова сушили.
Игрушка готова. Она получилась сказочная и веселая.
Как вы считаете, легко и быстро изготовить дымковскую игрушку?
Дети: Трудно и долго.
Воспитатель: Значит, как нужно обращаться с игрушкой?
Дети: Бережно
Воспитатель: Ребята, мастера – умельцы приготовили нам глину, чтобы мы лучше с ней познакомились (каждый ребенок определяет свойства глины).
-Какого цвета глина? (красно – коричневая)
-Как узнать тяжелая глина или легкая?
Опыт 1. Один ребенок опускает комочек глины в стакан с водой.
Дети делают вывод: глина тяжелая, так как тонет в воде.
- Твердая или мягкая глина?
Опыт 2. Исследуют комочек глины.
Вывод: влажная, сырая глина – мягкая
Исследуют пластину сухой глины.
Вывод: сухая глина – твердая
- Хрупкая или прочная глина?
Опыт 3. Ломают пластину руками.
Вывод: глина хрупкая.
- Как нужно обращаться с глиняными игрушками?
Дети: Бережно, они хрупкие, могут сломаться.
Физкультминутка
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. Поднять руки вверх, потянуться
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. Присесть на корточки, руки опустить
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется. Хлопать в ладоши. Улыбаться
Третья остановка «Музей дымковской игрушки» (указатель)
Воспитатель: Вот и приехали мы в музей дымковской игрушки. Посмотрите на эти игрушки. Как вы считаете, как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские.
Воспитатель: Почему их так назвали? Ребята посмотрите на эти игрушки и расскажите о них. Чем они похожи? (все белые).
Как вы думаете их расписывали мастера грустные или веселые? Какими цветами расписаны игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый)
Воспитатель: Да, все игрушки расписаны яркими красками. Ребята, дымковские игрушки отличаются своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели?
Дети: Кружочки, точки, квадраты, полоски, волны.
Мастера – умельцы дали имя или название каждой своей игрушке (водоноска и т. д.)
- Ой, ребята, что это?
Достает посылку и читает:
Куда: Детский сад № 86
Кому: Детям средней группы № 7
От кого: От Мастеров – умельцев поселка Дымково
Читаем текст: «Чтобы вы научились украшать дымковские игрушки, мы дарим вам игру «Укрась дымковскую игрушку»
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из музея в детский сад. Давайте прощаться с игрушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспет НОД по развитию речи «Путешествие в «музей Дымковской игрушки»
Развивать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, знакомя детей с Дымковской игрушкой, закреплять характерные особенности росписи. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлен...
«Путешествие в музей. Дымковская барышня»
Дымковская барышня...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Музей дымковской игрушки»
Комплексное занятие на закрепление знаний детей о дымковской игрушки. Занятие построено на творческом подходе детей к передаче своих знаний....
Мини- музей "Дымковская игрушка"
Создание мини-музея своими руками....
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». «Художественно-эстетическое развитие». средняя группа Тема: «Музей дымковской игрушки» (по мотивам дымковских росписей).
Конспект занятия "Музей дымковской игрушки"....
Занятие для детей старшей группы На тему: «Увлекательное путешествие в музей Дымковской игрушки».
С использованием технологий: поисково- исследовательская деятельность...
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в мастерскую дымковской игрушки»
Продолжать учить детей самостоятельно составлять узор на изделиях новой формы из знакомых элементов дымковской росписи (кругов, колец, точек, волнистых и прямых линий), з...