Коллаж и художественная аппликация
статья по аппликации, лепке на тему
Предварительный просмотр:
Аппликация один из древнейших, уникальнейших и богатейших видов искусства, прошедший сквозь эпохи и вобравший в себя культурный опыт, традиции и новые направления на каждом очередном витке своего развития. Искусство не существует отдельно, оно неразрывно связано с нашей жизнью, как бы вплетено в её контекст, и всё, что происходит в мире творчества, непременно влияет на человека, его мироощущение, мировосприятие и на личность в целом.
Методика «Коллаж и Художественная аппликация» обладает уникальными возможностями побуждения познавательной, творческой и коммуникативной активности ребенка, обогащения его эмоционального опыта и личностного развития.
В процессе занятий эффективно развивается мелкая моторика руки, координация руки и глаза, устойчивость и концентрация внимания, воображение, эстетическое чувство. Формируются такие качества как, усидчивость, терпеливость, аккуратность, умение довести работу до конца и др.
Одно из главных преимуществ методики это осуществление различных форм коммуникации (ребенок – взрослый, ребенок – ребенок, ребенок – творческий продукт, ребенок – собственный внутренний мир через творческий продукт, творческий продукт - зритель) и возможность приобретения конкретных навыков общения. Для этого на занятии организована совместно-распределенная деятельность ребенка и взрослого, и детей друг с другом. А именно, дети работают в паре, мини-группе и коллективно (в различных вариантах). В процессе работы дети приобретают конкретные навыки общения, учатся договариваться, находить компромиссы, разрешать конфликтные ситуации, а также работать в условиях конкуренции.
Особенно эффективна работа с ножницами при снятии агрессивных состояний, повышенной импульсивности, расторможенности, негативизме, эмоциональном напряжении, робости, замкнутости и др.
По данным экспериментального исследования выявлена эффективность методики «Коллаж и Художественная аппликация» при работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой речевого развития (ЗРР) (проводились занятия в логопедическом детском саду) после цикла занятий отмечены положительная динамика в речевом развитии и в коррекции речевых нарушений; при вспомогательной работе с детьми с ЗПР, ММД, СДВГ (проводились индивидуальные занятия в психологической студии мастерской).
Данная методика разработана на базе лаборатории познавательных и творческих способностей Л.А. Венгера, ИРДО РАО, апробирована в детских садах и школах г. Москвы и внедрена в детских садах, школах и психологических центрах г. Москвы, г. Беслана, г. Владикавказа, г. Нью-Йорка.
Представленная методика является новой формой деятельности с чертами самоорганизации. Если раньше аппликация и особенно коллаж – как её разновидность, рассматривались как художественно-изобразительная техника, то мы, учитывая, что она строится на основе принципов использования универсальных художественно-выразительных средств, сложившихся в культуре, и включает все структурные составляющие деятельности (мотив, условия, способ, средства и продукт (цель) деятельности), рассматриваем художественную аппликацию как самостоятельную целостную деятельность, целью которой является создание художественного образа, выражающего внутренний мир человека, его эмоционально-личностное отношение к изображаемому.
Основные задачи методики:
1. Введение ребенка в изобразительное искусство, мир аппликации – разнообразия цвета, формы, размера элементов, пространственного расположения.
2. Овладение модельной формой опосредствования, посредством построения графического плана-эскиза (замысла) будущей работы.
3. Освоение детьми языковых средств аппликации: компоновкой, подбором цветов, формообразующей линией.
4. Развитие способностей к использованию символической формы опосредствования - выработка ребенком собственных символических средств передачи состояний, настроений, переживаний и авторского личностного мироощущения.
5. Целенаправленное формирование развитой авторской позиции художника (дизайнера), создающего свои произведения.
6. Развитие способности к созданию и оформлению замысла, использованию авторской символизации и их «сонастройке» (согласованию, взаимовлиянию друг на друга, трансформации во взаимодействии).
Специфические задачи методики:
а) Развитие способности к использованию наглядного моделирования в аппликации - овладение действиями моделирования структуры предметов и пространственных отношений между ними.
б) Введение в авторскую позицию «дизайнера» в процессе совместно-распределенной деятельности.
в) Освоение особенностей композиции через воплощение общего замысла в совместно-распределенной деятельности.
Основные психологические условия, способствующие становлению и развитию творческой деятельности ребёнка:
1.Осуществление разных возможностей коммуникации в творческой деятельности: организация совместно-распределённой деятельности ребёнка и взрослого, и детей друг с другом; налаживание смысловых взаимосвязей между оппозиционными героями - символами внутри общего композиционного пространства; создание возможности перехода от конвенциональных символов к «авторским» и наоборот.
2.Создание развивающих ситуаций, которые обеспечивают последовательность возникновения, развития и оформления художественного образа в творческом продукте (на каждом этапе методики, без предъявления образца). Взрослый обращает внимание детей на важность выделения структурных характеристик изображаемых предметов и объектов (уточнение размеров, форм, составных частей структуры, их пространственного расположения на листе); выделения выразительных возможностей формообразующей линии (толщина, длина, фактурный ритм и т.п.), способствующих возникновению авторского замысла. .
4. Преодоление стереотипных проявлений и появления авторского символа в детских работах - специальный подбор постепенно усложняющихся тем сказочного, волшебного не реалистичного характера («Несуществующее животное», «Реклама волшебной палочки», «Тридевятое царство»).
5. Освоение и использование детьми выразительных средств языка художественной аппликации, передающих:
а) структуру объекта, отражаемую в аппликации;
б) определённое эмоциональное содержание;
в) композицию как авторский способ передачи структуры объекта и эмоционального содержания работы.
Занятия.
Занятия проходят в волшебной атмосфере творческой мастерской, где каждый ребенок превращается в настоящего автора-художника (мастера аппликации). В данный момент он волшебник, творец, ведь только от него зависит, какого цвета будет солнце и сколько лап будет у красной собаки (а может синей?) и какие у нее будут уши?!
На занятии (в творческом плане) можно все, т. к. нет стереотипных ограничений изображаемого, в сказочной стране все может быть любых цветов, форм, размеров (даже не таких как в реальной жизни!).
Во время работы можно общаться и передвигаться в творческом пространстве, обмениваясь идеями и материалами, можно работать стоя (кому как удобно).
Общую форму организации занятия можно представить следующим образом:
а) введение в пространство изобразительного искусства;
б) эмоциональное введение в тему и формулирование изобразительной задачи;
в) самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку;
г) обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога;
д) обсуждение всех работ, выполненных на занятии, обязательная похвала и благодарность за совместную творческую работу.
Научно-практические основания разработки метода.
За одно из основных теоретических оснований разработки методики, принято положение концепции Л.А. Венгера о том, что общая способность к модельному опосредствованию (овладение условно-символическими средствами решения познавательных и творческих задач в дошкольном детстве) порождает общую познавательную способность.
В исследованиях Шапкиной Т.А., Жаровой Т.В под руководством Брофман В.В., доказано, что способность к символическому опосредствованию порождает общую эмоционально-творческую способность. Под символом мы понимаем выражение эмоциональных состояний, настроений и переживаний. Символ - универсальное средство психологической работы с эмоциональными переживаниями в художественно-творческом пространстве.
Разработанный Л.А. Венгером подход к развитию способностей на основе овладения дошкольниками модельными и условно-символическими средствами решения задач, распространённый В.В. Брофман на изобразительное искусство, был взят нами за основу подхода к разработке «развивающих ситуаций» и заданий по художественной аппликации и коллажу. «Коллаж - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании произведений путём наклеивания на основу объемных и плоскостных материалов, различных по цвету, форме, размеру и фактур, предполагает возможность сочетания разнообразных техник». Авторское композиционно-символическое решение «открытых творческих задач» (В.В.Брофман) без ограничения вариантов «правильных» ответов, особенно в коллаже, соединяет в себе авторский замысел (эскиз-модель) и символизацию, которые упорядочивают изначальное множество (избыточность возможностей элементов) и хаотичность. Самоорганизующий характер такой творческой деятельности (создание коллажа) может не только способствовать развитию познавательных и творческих способностей, но и эмоционально-личностному обогащению ребёнка. Такая самоорганизация в коллаже представляет собой «технологию» творческого саморазвития.
Особенности творческого подхода к развитию познавательных и творческих способностей дошкольников.
Наши занятия, по форме проведения, отличаются от обычных занятий по аппликации, разработанных для ДОУ и включённых в программы воспитания и обучения детей, и носят специфический характер.
1. 10 принципов организации занятий.
-Каждое занятие начинается всегда одинаковым образом, своеобразным ‘’ритуалом’’ введения в художественно-творческое пространство. Это нужно для того, чтобы создать определенный настрой, обозначить переход в мир фантазии и вымысла, чувств и переживаний.
Для этого мы используем волшебный колокольчик, с помощью звука которого дети перемещаются в воображаемое творческое пространство, туда, где живут и работают художники и мастера, где сказка и вымысел становятся реальными произведениями искусства. Заканчивается занятие таким же особым образом, где звук колокольчика говорит о ‘’выходе из мира сказок’’. (Принцип «Ритуала»).
-Как правило, когда в начале занятия задается тема, необходимо эмоциональное введение ребенка в художественно-изобразительную задачу. Для этого используются и эмоционально насыщенный рассказ, и обращение к воображаемому опыту ребенка. Возможен очень короткий, не самодовлеющий элемент игры, пластического движения, проигрывания действия, походки или характерных особенностей изображаемого персонажа. Можно использовать имитацию голоса, уподобление движению, повадкам, изгибу тела, передачу мимики и экспрессии и т. д. (Принцип «эмоциональной вовлеченности взрослого»).
-Индивидуальный характер общения с ребенком означает отсутствие давления со стороны взрослого не только в голосе, но и пространственно. Поскольку предполагается индивидуальная работа с ребенком по поводу данного конкретного изображения, можно присесть или наклониться, так чтобы равенство участников диалога - их партнерство имело и пространственное выражение. (Принцип «личностного общения»).
-Ребенку никогда не предлагаются образцы, по которым можно что-либо вырезать и наклеить, он работает, используя в качестве натуры только
окружающий его мир или собственную фантазию. При этом взрослый ведет его в работе к изменениям и развитию, детализованной проработке и обогащению собственной работы. Техника всегда вторична по отношению к творческой задаче. А творческая задача - это такая задача, которая не имеет одного единственного варианта решения, и поэтому возможны разные равноценно правильные и интересные варианты ее решения. (Принцип «отсутствия образца»).
-В процессе работы ребёнок допускает ошибки – это совершенно естественное и закономерное явление. Важно найти правильный образ для их определения и развития аппликации в нужном направлении, и еще правильный тон по отношению к художнику. Например, одна из наиболее распространённых ошибок, когда ребенок подбирает бумагу одинакового или близкого цвета для фона аппликации и для самого изображения. В таком случае мы хвалим ребенка, за то какого хорошего невидимку он сделал – стоит отойти от работы на один шаг, и герой растворяется в воздухе. А потом спрашиваем, хотел ли ребенок, чтобы его герой был невидимкой.
Анализ изображенного ребенком в аппликации и соотнесение с реальностью требует и от взрослого умения видеть и узнавать в хаотичном расположении фигур уши слона или лапы кота, умения использовать фантазию для понимания того, почему слон розовый, а заяц зелёный, с разноцветными лапами. (Принцип «невидимки»).
-Мы считаем, что хвалить детей необходимо за каждое достижение и даже за то, что они просто очень старались. (Принцип «если не похвалишь ты, то кто?»).
Не ошибается только тот, кто ничего не делает, страх ошибки /или неудачи/ - главное препятствие в творческой работе. Право на ошибку есть и у взрослого, и у ребенка. Если его признать, то удастся избежать главной ошибки - нарушения свободы творческого и личностного самовыражения
каждого ребенка, удастся относиться к его внутреннему эмоциональному миру максимально бережно и трепетно. (Принцип «права на ошибку»).
-Сначала ребенок выражает цветом, формой и пространственным расположением отношение к своему внутреннему миру, эмоционально-
рефлексивное отношение выражено в его работе. А затем в ходе обсуждения и диалога с взрослым, он снова выражает собственное отношение к готовой работе через ответы на вопросы взрослого формулируемые в виде
оппозиционных пар, соотнесение значений слов предлагаемых в вопросе с цветовым пространством и выбор субъективного ответа. При этом не обязательно, чтобы ребенок развернуто отвечал на вопросы или объяснял свой выбор, вполне достаточно если он просто покажет то место в работе, которое соответствует по его чувству предлагаемой оппозиционным определениям. (Принцип «диалогического обсуждения»).
-На каждой работе ставится как авторская подпись ‘’имя художника’’ так и данное им название своей картины. Таким образом, формируется авторская позиция ребенка и его личностная включенность в творческий процесс. (Принцип «авторства»).
-После каждого занятия аппликации вывешиваются в сменной экспозиции, а после завершения большого раздела устраивается выставка детских работ, на которую отбираются лучшие из них. При этом работы отбираются так, чтобы все художники и все направления были представлены. (Принцип «вернисажа»).
2. Включение в тематику занятий «бинарных оппозиций» (н-р грустный и радостный день), которые внутри методики выстроены в порядке «усложнения», оппозиционные отношения, заданные в теме находят отклик во внутреннем мире ребенка, побуждают маленького автора вырабатывать собственные символические средства для выражения темы.
3. Развитие «эмоциональной рефлексии» (процесс соотнесения эмоционального отношения ребенка к теме с его работой)
4. включение детей в «рефлексивный диалог», когда взрослый, задает ребенку вопросы (в работе с использованием оппозиционных пар) о том, где в аппликации получилось самое теплое место, а где самое холодное, и т.п.
5. формирование авторской позиции (авторская подпись под каждым произведением и его название, придуманное автором).
Такой творческий подход к развитию способностей ребенка реализует не только экспрессивные возможности методики, но и
- развитие механизмов осмысления собственного внутреннего мира, через творческий продукт;
- продуктивность и сбалансированность отношения к собственным эмоциям;
- готовность «равнотворчески» применять как позитивный, так и негативный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях выбора;
- достижение ощущения гармонии и ценности себя как «автора-творца»
Данные положения раскрывают не только структуру проводимых занятий, они показывают необходимость специфической позиции взрослого. Позиции «Мэри Попинс» (Т.В. Лаврентьева) – человека, признающего равные возможности в творчестве для себя и для ребенка. Не только взрослый может быть носителем замысла, не только он может ошибаться и не любить критику. «Взрослый должен представлять пределы своего вмешательства в творческую жизнь ребенка: не только то, чему учить и к чему вести, но и то, как это лучше делать» (В.В. Брофман). Только человек, принявший позицию «равных возможностей», сможет создать на занятии эмоциональную атмосферу праздника фантазии, ввести ребенка в область настроения и чувств, сказки и вымысла. И, что намного важнее, сможет так построить свои отношения с ребенком, так вести творческий диалог, что ребенок поверит в свои силы, сможет адекватно реагировать на допущенные ошибки, он использует весь творческий потенциал и найдет оригинальные художественно-выразительные символы для передачи собственных настроений, эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию и аппликации »Звёздный коллаж»
Конспект занятия по рисованию и аппликации "Звёздный коллаж"....
Методическая разработка на тему "Аппликация (коллаж) как средство развития творческих способностей, воображения детей"
Методическая разработка по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра средствами аппликации....
Конспект НОД по аппликации коллаж "Полезные продукты"
Составление коллажа "Полезные продукты" способствует формированию представлений детей о пользе и вреде еды для организма....
Немного о коллажах и аппликации из ткани.
Можно изготовить объемные картины из ткани своими руками вместе с детьми. Воплотить можно любую идею, все зависит от вашей фантазии. Ткань натягивается на рамку, на ней намечается контур будущег...
Рабочая программа кружка «Художественная аппликация».
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Коллективная аппликация «Зимние забавы» с элементами рисования в технике коллаж.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Зимние забавы". Коллективная аппликация с элементами рисования в технике коллаж....