Развитие познавательных и творческих способностей ребёнка в художественной аппликации. //Психолог в детскомсаду.-Обнинск,2005,№4.-С.43-57.
статья по аппликации, лепке по теме
Предварительный просмотр:
Т. В. Жарова (Петрова)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АППЛИКАЦИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Каждый специалист стремится как можно интереснее и разнообразнее построить свое занятие. Ведь именно от этого будет зависеть усвоение предлагаемого материала, развитие познавательных и творческих способностей детей. Предлагаемая нами методика проведения занятий по аппликации представляет собой работу, направленную на развитие у детей умения передавать свои чувства, эмоции, свой внутренний мир, используя язык аппликации. Это происходит, когда дети овладевают модельной и символической формами опосредствования, решая художественно-творческие задачи.
Аппликация — это древнейший, уникальнейший и богатейший вид искусства, прошедший сквозь эпохи и вобравший в себя культурный опыт, традиции и новые направления на каждом очередном витке своего развития. Аппликация — «способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов» [10, с. 8].
Развитие способностей к использованию сенсорных эталонов и к наглядному моделированию в обычных условиях дошкольного возраста происходит стихийно и поэтому весьма неравномерно, со значительными индивидуальными различиями. Это развитие может быть ускорено и оптимизировано при помощи специального педагогического руководства. Л.А. Венгер разработал основное направление такого руководства - «обучение детей действиям замещения, построения и использования материальных моделей с созданием условий для последующей интериоризации усвоенных действий» [9, с. 16].
В исследованиях Л.А. Венгера было показано, что такая важная для развития творческого мышления способность, как умение выделять наиболее существенные для решения задачи стороны действительности и устанавливать между ними определенные связи и отношения, формируется в процессе овладения действиями наглядного моделирования. Наглядное моделирование является специфической формой опосредствования мыслительной деятельности ребенка. Оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении самых разных задач. Источником формирования действий наглядного моделирования является моделирующий характер различных видов деятельности (игры, рисования, конструирования, аппликации и т.д.).
Формирование действий наглядного моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построение модели и ее использование для решения познавательных задач. Овладение указанными действиями происходит при переходе от построения и использования внешних материальных моделей к построению и использованию функционально эквивалентных им модельных представлений. Дети в дошкольном возрасте способны создавать и использовать образы, отображающие не целостные предметы и ситуации, а их общее строение, соотношение их основных признаков и частей. Ребенок, благодаря этой способности, может создавать в уме план будущей игры, постройки, рисунка, аппликации.
Художественная аппликация как вид изобразительной деятельности позволяет создать оптимальные условия для овладения детьми не только эталонной, но модельной и художественно-символической формой опосредствования. Это обусловливается тем, что в развитых формах деятельности аппликации существует подобное разделение:
1) составление предварительного эскиза (модели), который способствует воплощению замысла в материале;
2) передача через символику цветовых отношений, выразительных элементов, атрибутов авторского отношения к изображаемому.
Эталонная форма опосредствования представляет собой соотнесение и замещение реальных предметов сенсорными эталонами и их комбинациями.
Простраивание эскиза, графического плана будущей работы — это и есть модельная форма опосредствования в аппликации.
Л.А. Венгер определяет модельное опосредствование как вторичное, его необходимо отличать от опосредующего характера аппликации, которая уже сама по себе является моделью окружающего мира.
Символическая форма опосредствования позволяет решить художественную творческую задачу в аппликации через передачу автором своего внутреннего мира — эмоций, чувств, отношений средствами художественно-выразительного символа. Такое значение мы вкладываем в символическую форму опосредствования в аппликации, обозначая художественно-выразительный символ, как организацию цветового и композиционного пространства в аппликации авторским образом.
В культуре постепенно сложились такие формы художественной аппликации, которые мы анализируем как развитые формы этой деятельности. Сюда входят различные виды и техники: вырезывание, обрывание, наложение, витраж, коллаж, мозаика и др.
На развитие аппликации, как особого вида художественного творчества, повлияли не только исторические, объективные факторы, приведшие к развитию от изображений элементов украшений на предметах одежды до воплощения в самостоятельных произведениях искусства авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках.
В связи с этим мы уделяем большое внимание авторской позиции, т.е. определенному отношению автора к своему произведению, признание себя как создателя. В творческом процессе такая позиция является необходимой, т.к. она способствует осознанию самоценности своей работы и повышению самооценки ребенка. В готовой работе авторская позиция проявляется в подписи автора под работой и придании ей имени — называния работы [3].
Опираясь на вышесказанное, мы считаем художественную аппликацию адекватным и благоприятным видом деятельности для целенаправленного развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста, а также предполагаем возможность ее использования в коррекции трудностей обучения детей младшего школьного возраста.
В нашей методике мы опираемся на культурный опыт, накопленный человечеством в искусстве аппликации, который состоит в многообразии техник, методов и приемов при выполнении художественной аппликации. В связи с этим, подбирая тематику занятий, мы знакомим детей с различными видами художественной аппликации в доступной для них форме, а также используем различные формы работы.
Эти занятия впервые были разработаны В.В. Брофман и В.М. Холмогоровой [1] и апробированы А.В. Климаковой [7]. Впоследствии (с 2000 г.) они были модифицированы мной (расширено количество тем и добавлены разделы А, Б, С и Д). Занятия проводились в разных возрастных группах детского сада: средней, старшей и подготовительной.
Система организации занятий.
Мы предлагаем пять вариантов организации работы.
1. Индивидуально.
2. В паре (раздел А).
Каждый ребенок работает на отдельных листах бумаги (один — для аппликации и один — для эскиза). Аппликации предшествует составление плана-эскиза, т.е. на альбомном листе бумаги простым карандашом рисуется схема будущей работы. Именно этими схемами и обмениваются дети. После чего выполняется аппликация по эскизу партнера.
3. В паре (раздел Б).
Дети работают на одном листе бумаги (формата A3). Они самостоятельно договариваются о том, что вырезать и где располагать на листе.
4. В мини-группе из 4—6 человек.
При такой организации занятия обязательно выбирается ведущий. Он составляет эскиз будущей работы и распределяет обязанности (кто что будет вырезать и приклеивать). На следующем занятии ведущий меняется.
5. Коллективно, выполняя работу на одном большом листе ватмана. Так же выбирается ведущий, однако он работает совместно с педагогом.
Общую структуру занятия можно представить следующим образом:
1. Введение в пространство изобразительного искусства.
2. Эмоциональное введение в тему и формулирование изобразительной задачи.
3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь взрослого (при необходимости) каждому ребенку.
4. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.
5. Обсуждение всех работ, выполненных на занятии и обязательная похвала и благодарность за совместную творческую работу.
Принципы построения занятий.
Наши занятия по форме проведения отличаются от обычных занятий по аппликации, разработанных для ДОУ и включенных в программы воспитания и обучения детей, и носят специфический характер. Эти принципы были разработаны В.В. Брофман [2]. В связи с этим мы акцентируем внимание на следующих аспектах нашей методики:
• Каждое наше занятие начинается всегда одинаковым образом, своеобразным ритуалом введения в художественно-творческое пространство. Это нужно для того, чтобы создать определенный настрой, обозначить переход в мир фантазии и вымысла, чувств и переживаний. Для этого мы используем «волшебный» колокольчик, с помощью звука которого дети перемещаются в воображаемое творческое пространство, туда, где живут и работают художники и мастера, где сказка и вымысел становятся реальными произведениями искусства. Заканчивается занятие таким же особым образом, где звук колокольчика говорит о «выходе из мира сказок» (принцип ритуала).
• Как правило, когда в начале занятия задается тема, необходимо эмоциональное введение ребенка в художественно-изобразительную задачу. Для этого используются и эмоционально насыщенный рассказ, и обращение к воображаемому опыту ребенка. Возможен очень короткий, не самодовлеющий элемент игры, пластического движения, проигрывания действия, походки или характерных особенностей изображаемого персонажа, имитация голоса, уподобление движению, повадкам, изгибу тела, передача мимики и экспрессии и т.д. (принцип эмоциональной вовлеченности взрослого).
•Индивидуальный характер общения с ребенком означает отсутствие давления со стороны взрослого не только в голосе, но и пространственно. Поскольку предполагается индивидуальная работа с ребенком по поводу данного конкретного изображения, можно присесть или наклониться так, чтобы равенство участников диалога, их партнерство имело и пространственное выражение (принцип личностного общения).
• Ребенку никогда не предлагаются образцы, по которым можно что-либо вырезать и наклеить, он работает, используя в качестве натуры только окружающий его мир или собственную фантазию. При этом взрослый ведет его в работе к изменениям и развитию, детализованной проработке и обогащению собственной работы. Техника всегда вторична по отношению к творческой задаче. А творческая задача — это такая задача, которая не имеет одного-единственного варианта решения, и поэтому возможны разные равноценно правильные и интересные варианты ее решения (принцип отсутствия образца).
• В процессе работы ребенок допускает ошибки — это совершенно естественное и закономерное явление. Важно найти правильный образ для их определения и развития аппликации в нужном направлении, и еще - правильный тон по отношению к художнику. Например, одна из наиболее распространенных ошибок — когда ребенок подбирает бумагу одинакового или близкого цвета для фона аппликации и для самого изображения. В таком случае мы хвалим ребенка за то, какого хорошего невидимку он сделал, но замечаем, что стоит отойти от работы на один шаг - и герой растворяется в воздухе. А потом спрашиваем: хочет ли ребенок, чтобы его герой был невидимкой?
•Анализ изображенного ребенком в аппликации и соотнесение с реальностью требует и от взрослого умения видеть и узнавать в хаотичном расположении фигур уши слона или лапы кота, умения использовать фантазию для понимания того, почему слон — розовый, а заяц -зеленый, с разноцветными лапами (принцип «невидимки»).
• Мы считаем, что хвалить детей необходимо за каждое достижение и даже за то, что они просто очень старались (принцип «если не похвалишь ты, то кто?»).
•Не ошибается только тот, кто ничего не делает, страх ошибки (или неудачи) — главное препятствие в творческой работе. Право на ошибку есть и у взрослого, и у ребенка. Если его признать, то удастся избежать главной ошибки — нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого ребенка, удастся относиться к его внутреннему эмоциональному миру максимально бережно и трепетно (принцип права на ошибку).
• Сначала ребенок выражает цветом, формой и пространственным расположением отношение к своему внутреннему миру. Эмоционально-рефлексивное отношение выражено в его работе. А затем в ходе обсуждения и диалога с взрослым он снова выражает собственное отношение к готовой работе через ответы на вопросы взрослого, формулируемые в виде оппозиционных пар, соотнесение значений слов, предлагаемых в вопросе, с цветовым пространством и выбор субъективного ответа. При этом необязательно, чтобы ребенок развернуто отвечал на вопросы или объяснял свой выбор. Вполне достаточно, если он просто покажет то место в работе, которое соответствует (по его чувству) предлагаемой оппозиционным определениям (принцип диалогического обсуждения).
• На каждой работе ставится как авторская подпись (имя художника), так и данное им название своей картины. Таким образом, формируется авторская позиция ребенка и его личностная включенность в творческий процесс (принцип авторства).
• После каждого занятия аппликации вывешиваются в сменной экспозиции, а после завершения большого раздела устраивается выставка детских работ, на которую отбираются лучшие из них. При этом работы отбираются так, чтобы все художники и все направления были представлены (принцип выставки картин).
Позиция взрослого.
Данные положения раскрывают не только структуру проводимых занятий, они показывают необходимость специфической позиции взрослого. Позиции «Мэри Поппинс» [8] — человека, признающего равные возможности в творчестве для себя и для ребенка. Не только взрослый может быть носителем замысла, не только он может ошибаться и не любить критику. «Взрослый должен представлять пределы своего вмешательства в творческую жизнь ребенка: не только то, чему учить и к чему вести, но и то, как это лучше делать» (В.В. Брофман). Только человек, принявший позицию «равных возможностей», сможет создать на занятии эмоциональную атмосферу праздника фантазии, ввести ребенка в область настроения и чувств, сказки и вымысла. И, что намного важнее, сможет так построить свои отношения с ребенком, так вести творческий диалог, что ребенок поверит в свои силы, сможет адекватно реагировать на допущенные ошибки, он использует весь творческий потенциал и найдет оригинальные художественно-выразительные символы для передачи собственных настроений, эмоций.
Структура методики.
Наша методика состоит из трех основных блоков.
Первый блок преимущественно ориентирован на развитие символической формы опосредствования. На этом этапе дети создают аппликации только из сенсорных эталонов.
Им предлагались такие темы, как «Холодный снег и теплый дождь», «Грустный и радостный день», «Плохое и хорошее настроение». В заданиях такого типа от детей не требуется предметного изображения, достаточно передать общий эмоциональный настрой изображаемого с помощью средств аппликации.
Примерный план занятия
Тема: «Холодный снег и теплый дождь».
Цель: освоение символической формы опосредствования.
Задачи:
1. Овладение способами передачи ребенком температурных категорий холода и тепла с помощью средств аппликации.
2. Преодоление страха белого листа.
Оборудование: лист белой бумаги, разделенный пополам, клей, вырезанные из цветной бумаги сенсорные эталоны (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) различного размера и цвета.
Примечание. Одежда на ведущем должна быть яркая и красивая. Можно нарядиться в костюм сказочного героя или использовать несколько атрибутов этого костюма (головной убор или накидку). Это надо для того, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, для того, чтобы переход в мир фантазии и сказок получился естественным и гармоничным.
Введение в пространство изобразительного искусства
Под звон колокольчика дети собираются на ковре. Каждый ребенок (по желанию) может дотронуться до колокольчика.
«Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали?! (В волшебную страну аппликации.) А кто знает, почему эта страна называется волшебной?» Ответы детей (из практики): «Там волшебство! Там живут сказки! Там все красивое и волшебное!» (Саша, 5 лет); «Можно встретить красивую принцессу и злую Бабу-Ягу! Здесь бывает зеленое солнце и синее, и фиолетовое, а еще здесь живут сказочные звери: зайцы, тигры, медведи и даже такие, какие захотим!» (Лиза, 5,5 лет); «Страна сказочная, потому что мы можем сделать все, что захотим, даже то, чего в жизни не бывает. Мы это можем придумать сами!» (Леша, 5 лет).
Эмоциональное введение в тему и формулирование изобразительной задачи
«Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. Они разделены пополам. Когда я их разделила, они превратились в волшебную книжку с двумя страничками. Сегодня на одной страничке мы с вами увидим холодный снег. В какое время года бывает снег? (Зимой.) А на другой страничке — дождь, но не простой, а теплый. В какое время года бывает теплый дождь? (Летом, ранней осенью.) Не забывайте, что страна у нас сказочная. Для снега и дождя вы можете подбирать детали любых форм, размеров и цветов, даже не таких, как в жизни. Самое главное, чтобы снег получился холодным, а дождь — теплым. Чтобы они отличались друг от друга».
Ход занятия
Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь взрослого (при необходимости) каждому ребенку.
Подведение итогов
С каждым ребенком обсуждается его работа в режиме диалога.
«У тебя очень хорошая работа. А с какой стороны у тебя холодный дождь? Где у тебя получилось самое холодное место? А где самое теплое?» «Как ты назовешь свою работу? Каждый мастер обязательно придумывает название своей работе». Взрослый подписывает на работе имя автора и название.
Обсуждение всех работ, выполненных на занятии
«Все прекрасно справились с заданием: у всех получился очень холодный снег и теплый дождь. Молодцы!»
Второй блок направлен на развитие модельной формы опосредствования. На этом этапе дети продолжают работу с сенсорными эталонами, однако основной акцент ставится на изображении предмета.
Здесь решающее значение приобретает соотнесение внешних свойств объектов изображения со свойствами используемого материала (цветам, формой и размером деталей и др.).
Овладение действиями по применению усваиваемых сенсорных эталонов происходит от простой идентификации свойства объекта с соответствующими эталонами к действию, состоящему в соотнесении с эталонами свойств, отличающихся от них по тем или иным параметрам. Дальнейшее развитие данных действий позволяет ребенку при воссоздании сложных свойств объекта опираться на комбинацию двух или нескольких эталонов. Примерные темы занятий: «Кошка», «Домик для сказочного героя».
Примерный план занятия
Тема: «Кошка».
Цель: освоение модельной формы опосредствования.
Задачи
1. Овладение способами передачи ребенком предметного изображения.
2. Выявление и уточнение уровня представлений детей о структуре животного.
Оборудование: лист белой бумаги, клей, вырезанные из цветной бумаги сенсорные эталоны (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) различного размера и цвета.
Введение в пространство изобразительного искусства
Аналогично предыдущему занятию.
Эмоциональное введение в тему и формулирование изобразительной задачи
«Сегодня у нас будет очень интересное задание. Мы с вами будем изображать животное. А вот какое, попробуйте догадаться сами! Загадка: «Мягкие лапки, а на лапках — царапки?!» Правильно, это кошка».
Ход занятия
Давайте вспомним, какая она и из каких частей состоит (голова и что на голове (глаза, рот, нос, уши, усы), туловище, четыре лапы, хвост). А теперь скажите, какая часть тела кошки самая большая? Правильно, туловище. С него мы и будем начинать. Выберите для туловища самую большую деталь. Теперь подберите деталь поменьше для головы. Найдите четыре детали для лап и одну — для хвоста. Не забудьте про детали для глаз, рта, носа и ушей. Дети раскладывают детали на листе бумаги так, чтобы получилась кошка (не приклеивая). Педагог проверяет заготовки детей, смотрит, чтобы все детали находились на нужном месте и были соединены (например, чтобы лапы росли из туловища, а не из воздуха). После этого дети самостоятельно приклеивают детали на лист бумаги.
Подведение итогов
С каждым ребенком обсуждается его работа в режиме диалога.
Например, «Очень красивая кошка получилась, как настоящая. Покажи где у нее лапы? А где уши? Откуда у нее растут уши? Все очень хорошо».
Для каждой работы обязательно придумывается название.
Обсуждение всех работ, выполненных на занятии «Сегодня все молодцы! Очень хорошие работы получились. Все кошки просто замечательные, как живые, но в то же время сказочные!»
Примечание. Мы не требуем от детей точного совпадения по форме и цвету детали и части животного, т.к. в сказочной стране может быть все! Даже кошка с квадратной синей головой.
Третий блок совмещает в себе задания на «модель» и «художественно-выразительный символ». На этом этапе мы постепенно вводим самостоятельное вырезывание ножницами и составление эскиза будущей работы. Примерные темы занятий: «Ветка на северном и южном ветру», «Избушка Бабы-Яги и домик Феи», «Золотая рыбка», «Грустная и веселая волна», «Храброе и трусливое облако».
Примерный план занятия (старший дошкольный возраст)
Тема: «Замок Снежной королевы и замок Повелителя страны Солнца».
Цель: освоение символической и модельной форм опосредствования.
Задачи:
1. Овладение способами передачи ребенком относительных, качественных ценностных ориентировок доброты и злости через средства аппликации.
2. Овладение способами передачи художественного образа.
3. Внесение предмета в эмоционально-художественное пространство.
Оборудование: лист белой бумаги, разделенный пополам, клей, вырезанные из цветной бумаги сенсорные эталоны (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) различного размера и цвета.
Введение в пространство изобразительного искусства
Аналогично предыдущему занятию.
Эмоциональное введение в тему и формулирование изобразительной задачи
«Сегодня мы побываем там, где живут герои сказок. Мы с вами встретимся со сказочными, волшебными замками.
Сейчас на одной половине вашего волшебного листа вы увидите замок Снежной королевы. Кто знает, какая была Снежная королева? А по характеру? (Злая, жестокая, бессердечная и т.д.) А, на второй половине листа вы увидите замок Повелителя страны Солнца. Это очень добрый Повелитель, он каждый день дает людям солнце, тепло и свет.
Итак, с одной стороны листочка у вас будет злой замок Снежной королевы, а с другой - добрый замок Повелителя страны Солнца».
Ход занятия
Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку.
Подведение итогов
С каждым ребенком обсуждается его работа в режиме диалога.
Например, «У тебя очень хорошо получилось! А с какой стороны твоего волшебного листочка живет Снежная королева? Ты помнишь, какая была Снежная королева? (Холодная, злая, плохая.) А где в ее замке самое холодное место? Теперь покажи, пожалуйста, самое злое место. Молодец! Ты все правильно сделал. Если посмотреть на твою работу, то сразу видно, где живет добрый, а где злой сказочный герой». Для каждой работы обязательно придумывается название.
Обсуждение всех работ, выполненных на занятии
«Все сегодня очень старались. У вас получились прекрасные работы: разные, непохожие друг на друга и очень красивые. Молодцы!»
После работы по трем основным блокам методики мы вводим дополнительные разделы.
В разделе А детям предлагается выполнить аппликации по технике коллаж (от лат.collage — приклеивание, наклейка). Это «техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.)».
В отличие от обычной аппликации, коллаж может включать в себя объемные элементы в композиции, причем как целые объекты, так и их фрагменты (посуда, спортивный инвентарь, часы, монеты, пластинки, обувь, перчатки, веера, шляпы и др.). Причем художник может комбинировать различные художественные техники, сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж «в красочный слой живописного полотна» и др. Все это делается для того, чтобы найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника, для того, чтобы создать неповторимый художественный образ.
Основной целью этих занятий является развитие умения создавать новые образы путем синтеза готовых предметов и (или) их элементов. Примерные темы занятий: «Несуществующее животное», «Я в городе будущего».
В разделе Б - «Дизайн-студия» - мы предлагаем детям роль модельера-дизайнера, который предварительно конструирует на бумаге (составляет эскиз), а потом выполняет из цветной бумаги модели одежды. В процессе этой работы детям необходимо не только моделировать предметы одежды, но и соотносить их с размерами моделей. Примерные темы занятий: «Вечерние наряды», «Одежда инопланетян», «Карнавальные костюмы», «Коллекция будущего».
В разделе С дети учатся создавать композицию (лат.compositio — составление, сочинение) - «построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно».
Главное в композиции — создание художественного образа. Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. В композиции важно все: масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования пятен, способы передачи пространства, цвети колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое. Однако особое внимание мы уделяли передаче взаимоотношений между персонажами.
Практическая часть работы над композицией называется компоновкой. Она включает в себя смысловое размещение фигур, предметов, знаков, выражаемое посредством пространственных отношений. Во время компоновки мы обязательно составляем эскиз. Примерные темы занятий: «Иллюстрации к сказке "Три поросенка"», «Иллюстрации к любимому произведению».
В разделе Д детям предлагается работа по созданию рекламы (например, «Реклама волшебной палочки», «Реклама метлы для Бабы-Яги»).
Аппликации обязательно предшествует эскиз, а по окончании работы придумывается рекламная строка. В процессе таких занятий у Детей развивается умение не только создавать уникальный, неординарный образ, причем в условиях конкуренции, но и способность предложить свое творение окружающим, доказав, что оно - лучшее; Умение отстаивать свое авторское право и свои интересы.
Вся работа по художественной аппликации завершается коллективной работой (например, «Тридевятое царство», «Праздник в сказочной стране», «Межгалактический карнавал»).
Уважаемые коллеги! Используя элементы нашей методики, вы сможете не только разнообразить свои занятия, но и эффективно развивать познавательную, творческую и эмоциональную сферы ребенка, мелкую моторику руки, формировать эстетическое чувство, развивать воображение, а также умение организовывать совместно распределенную деятельность и работать в условиях конкуренции.
Желаю вам творческих успехов!
Литература:
1. Брофман В.В. Изобразительное искусство дошкольников (в печати).
2. Брофман В.В. Планы занятий по изобразительному искусству (младшая группа) (в печати).
3. Брофман В.В. Работа над «ошибками» (в печати).
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. — 3-е изд. — М., 1991.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996.
6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.
7. Климакова А.В. Особенности опосредованного решения познавательных и творческих задач старшими дошкольниками: на материале аппликации. Дипл. раб. - М.: МГПУ, 1999.
8. Программа «Развитие» (основные положения). — М., 1994.
9. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986.
10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов. — Обнинск, 1996.Психолог в детском саду 2005, № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...
Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"
Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....
Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через интегрированные подходы к экологическому и художественно-эстетическому образованию ________________________________________
Как показывает практика работы, дети глубже усваивают полезную информацию, при условии ее проникновения во все виды деятельности: игровую, практическую, театрализованную, музыкальную, изобразительную....
Рабочая программа по курсу Развитие познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская"
Предлагаю рабочую программу по развитию познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская". Работа кружка "Творческая мастерская" нацелена на общее развитие ребе...
Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Cистема работы по художественному конструированию будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей...
Статья "Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"
ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способност...
Консультация "Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"
Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятны...