Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
картотека по коррекционной педагогике на тему
Практические упражнения, направленные на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvennye_predstavleniya.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование пространственных представлений. Упражнения
- Веселый человечек
Детям предлагается лист бумаги, на котором изображен овал. Дети должны наклеить на него все части лица (брови, губы, глаза и т.д.)
2. Дорисуй
Детям предлагаются картинки, где не хватает частей лица, туловища. Дети должны определить чего не хватает и показать на себе.
3. Отбей мяч
Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т.д.
1. «Правый – левый».
Ведущий предлагает детям по команде правильно показать: правую руку, левую руку, правую ногу, правое ухо и т.д. За каждое ошибочное действие игрок платит фант.
2. «Моя рука – твоя рука».
Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
3. «Пожалуйста».
Ведущий предлагает внимательно слушать его задания, но только в том случае, если его обращение будет начинаться со слова «Пожалуйста».
- Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку.
- Поверните голову влево
- Пожалуйста, повернитесь направо и т.д.
4. «Зеркало» (развитие тела, коммуникативных навыков).
Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать их, быть его «зеркальным отражением».
5. «Что справа, что слева?»
Ведущий предлагает детям назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала справа, а затем – слева. Выигрывает либо тот, кто правильно назовёт наибольшее число предметов, либо тот, кто последним назовет предмет, расположенный справа /слева/ от игроков.
6. «Отвечай точно!»
Игру следует проводить с небольшой группой детей с тем, чтобы были хорошо слышны правильные и ошибочные реплики каждого из них.
Перед началом игры дети располагаются в одну линию так, чтобы все окружающие предметы по отношению к каждому занимали одно и тоже положение.
От участников требуется продемонстрировать точную и быструю реакцию на слова ведущего, который перечисляет окружающие их предметы и просит определить, где они расположены, только одним словом («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»).
7. «Водители».
Играющие – «водители» сидят за столами. «Милиционер» (учитель) показывает картинки с изображениями различных машин. «Водители» должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево. Лучших водителей следует отметить.
8. «Шеренга».
Дети выстраиваются в шеренгу. Затем ведущий предлагает определить детям свое место: «Я стою справа от Пети, Я стою справа от Саши, … и т.д. Идет отработка понятий (право, лево, правее чем, левее чем, справа от, слева от, впереди, сзади. Затем детям предлагается сесть в круг, предварительно, поменявшись местами («напротив», «между»).
9. «Холодно – горячо».
Ведущий прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведёт игрока к цели. Команды могут быть: шаг направо, два вперед, три налево и т.д.
10. «Разведчики»
Оборудование: стулья (большие и маленькие).
Из числа детей выбирается командир разведгруппы, который должен провести свою группу в тыл врага так, чтобы никто не пострадал и благополучно вернуться обратно.
Стулья расположены в два ряда. Дети двигаются в соответствии со словесными инструкциями взрослого (отрабатываются понятия «над, под, между, справа, слева») Обязательным условием является проговаривание вслух пространственных действий.
11. «Какая рука? Какая нога?»
Взрослый берёт то в правую, то в левую руку различные предметы и просит детей определить, в какой руке находится предмет. Взрослый поднимает то левую, то правую ногу и просит детей определить, какая это нога, и встать в такую же позу.
Ориентировка на горизонтальной плоскости
- Организация пространства листа. Необходимо показать детям, как надо размещать рисунки на альбомном листе, сканировать строчки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать стрелками направления движения глаз.
- Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа». Раскрашивание или рисование по инструкции. Например: Найди маленький круг в левой части листа, раскрась его зеленым цветом; найди самый большой квадрат в правой части листа и заштрихуй его сверху - вниз, и т.д.
3. Ориентировка на листе бумаги.
а) Моделирование историй «О птичке и кошке».
Материал: лист бумаги, дерево, птичка, кошка, домик, солнце.
Во дворе в левой части листа росла береза. В правом нижнем углу стоял красивый домик. Там жил маленький мальчик, у которого была кошка (наложение кошки на домик). Во двор однажды прилетела птичка и села под дерево. День был солнечный и тёплый. На небе в правом верхнем углу светило солнце (накладывают желтый круг, лучики выкладывают счетными палочками). Увидела кошка птичку и побежала влево. Птичка, заметив кошку, взлетела и села на дерево, на самые верхние ветки. Кошка хотела поймать птичку и полезла вверх на дерево. Птичка полетела вправо. Кошка, оставшись с носом, спустилась вниз.
одновременно слева - направо, сверху - вниз.
- «Перестановки».
Ведущий предлагает выполнить ряд перестановок хорошо знакомых предметов, а затем ответить на вопросы.
-Положить карандаш на тетрадь. Где лежит карандаш? Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?
Положите ручку и карандаш под книгу. Где лежит ручка и карандаш? Возьмите их. Откуда взяли ручку и карандаш?
- «Какого слова не хватает?»
Река вышла …. берегов.
Дети бегут … класс.
Зеленый лук … грядке.
5. Расположение фигур.
Положите слева квадрат, посередине листа круг, справа – треугольник. Расскажите, какие фигуры вы положили и где?
6. Рисование по словесному описанию.
- клумба, на левой стороне которой растут голубые цветы, а на правой – желтые;
- домик лесника, справа от которого располагаются три ели, а слева – две березки и т.д.
7. «Строители».
Для игры необходим строительный конструктор. Задача – сделать точную копию постройки. После работы каждая постройка анализируется (соответствует ли она образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).
Вариант игры: образец предлагается не в виде готовой конструкции, а в виде чертежа.
8. «Обведи фигуры, расставь знаки».
Усвоение понятий слева, справа, над, под, внутри, в центре, между. Ребенку предлагается обвести в тетрадях по шаблону три геометрические фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные значки (знак вопроса, равно, плюс, точка) в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отвечают, где находится тот или иной значок по отношению к геометрическим фигурам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пространственной ориентации детей старшего дошкольного возраста посредством якутских сказок
Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...
Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...
Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...
Мастер-класс для родителей на тему "Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"
quot;Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"...
Дидактические игры на развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Д/и для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация "ТИКО-конструирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста" (часть 2)
Презентация разбита на 2 части, т.к. привышает 3 мб....
Презентация "ТИКО-конструирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста" (часть 1)
Презентация разбита на 2 части, т.к. превышает 3 мб....