Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
картотека по коррекционной педагогике на тему

Орлова Наталья Анатольевна

Практические упражнения, направленные на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennye_predstavleniya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пространственных представлений. Упражнения

  1. Веселый человечек

Детям предлагается лист бумаги, на котором изображен овал. Дети должны наклеить на него все части лица (брови, губы, глаза и т.д.)

      2. Дорисуй

Детям предлагаются картинки, где не хватает частей лица, туловища. Дети должны определить чего не хватает и показать на себе.

       3. Отбей мяч

Взрослый  бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т.д.

1. «Правый – левый».

Ведущий предлагает детям по команде правильно показать: правую руку, левую руку, правую ногу, правое ухо и т.д. За каждое ошибочное действие игрок платит фант.

2. «Моя рука – твоя рука».

Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.

3. «Пожалуйста».

Ведущий предлагает внимательно слушать его задания, но только в том случае, если его обращение будет начинаться со слова «Пожалуйста».

  • Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку.
  • Поверните голову влево
  • Пожалуйста, повернитесь направо и т.д.

4. «Зеркало» (развитие тела, коммуникативных навыков).

Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать их, быть его «зеркальным отражением».

5. «Что справа, что слева?»

Ведущий предлагает детям назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала справа, а затем – слева. Выигрывает либо тот, кто правильно назовёт наибольшее число предметов, либо тот, кто последним назовет предмет, расположенный справа /слева/ от игроков.

6. «Отвечай точно!»

Игру следует проводить с небольшой группой детей с тем, чтобы были хорошо слышны правильные и ошибочные реплики каждого из них.

Перед началом игры дети располагаются в одну линию так, чтобы все окружающие предметы по отношению к каждому занимали одно и тоже положение.

От участников требуется продемонстрировать точную и быструю реакцию на слова ведущего, который перечисляет окружающие их предметы и просит определить, где они расположены, только одним словом («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»).

7. «Водители».

Играющие – «водители» сидят за столами. «Милиционер» (учитель) показывает картинки с изображениями различных машин. «Водители» должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево. Лучших водителей следует отметить.

8. «Шеренга».

Дети выстраиваются в шеренгу. Затем ведущий предлагает определить детям свое место: «Я стою справа от Пети, Я стою справа от Саши, … и т.д. Идет отработка понятий (право, лево, правее чем, левее чем, справа от, слева от, впереди, сзади. Затем детям предлагается сесть в круг, предварительно, поменявшись местами («напротив», «между»).

9. «Холодно – горячо».

Ведущий прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведёт игрока к цели. Команды могут быть: шаг направо, два вперед, три налево и т.д.

10. «Разведчики»

Оборудование: стулья (большие и маленькие).

Из числа детей выбирается командир разведгруппы, который должен провести свою группу в тыл врага так, чтобы никто не пострадал и благополучно вернуться обратно.

Стулья расположены в два ряда. Дети двигаются в соответствии со словесными инструкциями взрослого (отрабатываются понятия «над, под, между, справа, слева») Обязательным условием является проговаривание вслух  пространственных действий.

11. «Какая рука? Какая нога?»

Взрослый берёт то в правую, то в левую руку различные предметы и просит детей определить, в какой руке находится предмет. Взрослый поднимает то левую, то правую ногу и просит детей определить, какая это нога, и встать в такую же позу.

Ориентировка на горизонтальной плоскости

  1. Организация пространства листа. Необходимо показать детям, как надо размещать рисунки на альбомном листе, сканировать строчки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать стрелками направления движения глаз.
  2. Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа». Раскрашивание или рисование по инструкции. Например: Найди маленький круг в левой части листа, раскрась его зеленым цветом; найди самый большой квадрат в правой части листа и заштрихуй его сверху - вниз, и т.д.

3.  Ориентировка на листе бумаги.

а) Моделирование историй  «О птичке и кошке».

Материал: лист бумаги, дерево, птичка, кошка, домик, солнце.

Во дворе в левой части листа росла береза. В правом нижнем углу стоял красивый домик. Там жил маленький мальчик, у которого была кошка (наложение кошки на домик). Во двор однажды прилетела птичка и села под дерево. День был солнечный и тёплый. На небе в правом верхнем углу светило солнце (накладывают желтый круг, лучики выкладывают счетными палочками). Увидела кошка птичку и побежала влево. Птичка, заметив кошку, взлетела и села на дерево, на самые верхние ветки. Кошка хотела поймать птичку и полезла вверх на дерево. Птичка полетела вправо. Кошка, оставшись с носом, спустилась вниз.

одновременно слева - направо, сверху - вниз.

  1. «Перестановки».

Ведущий предлагает выполнить ряд перестановок хорошо знакомых предметов, а затем ответить на вопросы.

-Положить карандаш на тетрадь. Где лежит карандаш? Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?

Положите ручку и карандаш под книгу. Где лежит ручка и карандаш? Возьмите их. Откуда взяли ручку и карандаш?

  1. «Какого слова не хватает?»

Река вышла …. берегов.

Дети бегут … класс.

Зеленый лук …  грядке.

5.  Расположение фигур.

Положите слева квадрат, посередине листа круг, справа – треугольник. Расскажите, какие фигуры вы положили и где?

6. Рисование по словесному описанию.

  • клумба, на левой стороне которой растут голубые цветы, а на правой – желтые;
  • домик лесника, справа от которого располагаются три ели, а слева – две березки и т.д.

7. «Строители».

Для игры необходим строительный конструктор. Задача – сделать точную копию постройки. После работы каждая постройка анализируется (соответствует ли она образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).

Вариант игры: образец предлагается не в виде готовой конструкции, а  в виде чертежа.

8. «Обведи фигуры, расставь знаки».

Усвоение понятий слева, справа, над, под, внутри, в центре, между. Ребенку предлагается обвести в тетрадях по шаблону три геометрические фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные значки (знак вопроса, равно, плюс, точка) в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отвечают, где находится тот или иной значок по отношению к геометрическим фигурам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственной ориентации детей старшего дошкольного возраста посредством якутских сказок

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...

Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Мастер-класс для родителей на тему "Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"...