КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое творчество» для детей средней группы по рисованию «Филимоновская игрушка – козлик»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Казакова Елена Ивановна

Цель:  осуществление преемственной работы с семьей в развитии интереса к художественному творчеству средствами рисования

 

Задачи:

1. Знакомить детей с народным промыслом – филимоновской игрушкой, с

    последовательностью ее изготовления, росписью.

2. Учить детей рисовать элементы узора филимоновской росписи.

3. Воспитывать желание знакомиться с русской культурной традицией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_filimonovskiy_kozlik.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 1

городского округа Орехово-Зуево

Московская область

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое творчество»

 для детей средней группы по рисованию

«Филимоновская игрушка – козлик»

Конспект составила  и провела

воспитатель

КАЗАКОВА Елена Ивановна

Орехово-Зуево

апрель, 2014г.

Цель:  осуществление преемственной работы с семьей в развитии интереса к художественному творчеству средствами рисования

Задачи: 

1. Знакомить детей с народным промыслом – филимоновской игрушкой, с

    последовательностью ее изготовления, росписью.

2. Учить детей рисовать элементы узора филимоновской росписи.

3. Воспитывать желание знакомиться с русской культурной традицией.

Материал: образцы росписи филимоновской игрушки, презентация о происхождении игрушки, силуэты козлика на каждого ребенка, кисти, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель:  Я вам сегодня расскажу про старинную игрушку-свистульку. Эти игрушки получили название - филимоновские, по названию деревни, где их изготавливают.  Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново, а игрушки филимоновскими. Делали их в основном зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

(Рассказ сопровождается презентацией).

По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.

Как вы думаете из чего делают эти игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель:  Правильно. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по выполнению.

Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек.

У филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая?

Может, кто из вас догадался?

Дети: Длинные шеи.

Воспитатель:   Молодцы. Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки, во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. (рассказ сопровождается презентацией)

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», « звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

А теперь давайте рассмотрим филимоновского козлика. У него длинная вытянутая шея с маленькой головой, короткие ноги, рожки.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Воспитатель:  А мы с вами сейчас превратимся в филимоновских художников и будем расписывать козликов красками.

Какие цвета  преобладают в росписи данной игрушки?

Дети: Желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета.

Воспитатель:  Из каких элементов состоят узоры?

Дети: Полосы, дуги, точки, солнышки.

Показ воспитателя.

Воспитатель:  Полюбуйтесь: роспись на них яркая, цветными полосками: малиновыми, желтыми, зелеными. Вот какая веселая радуга получается!  Обратите внимание, головка у козлика окрашена одним цветом, белым.

А теперь попробуйте раскрасить своих козликов разноцветными полосками, и они станут похожими на своих глиняных друзей.

     
Самостоятельная работа под музыкальное сопровождение «Деревенька».

     

Физминутка:

Эй, козлики, все за мной,

Поспешим на водопой!

Вот река широка и глубока,

Не достанешь до дна.

А водица-то вкусна!

Эй, козлики, все за мной,

Поскакали все домой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое творчество» для детей средней группы по аппликации

Цель: осуществление преемственной работы с семьей в развитии интереса у детей к художественному творчеству средствами аппликации...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» с детьми выпускной группы с нарушением интеллекта Вид: продуктивная деятельность (рисование) тема: «Мишка в лесу»

Программное содержание: продолжать формировать у детей положительное отношение к рисованию. Учить детей закрашивать изображение животного (медведя) по контуру, методом «тычка» (нетрадиционная техника...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей средней группы по теме «День рождения куклы Илемби».

Конспектобразовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»для детей средней группы на неделю чувашской культурыпо теме «День рождения куклы ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ВЕСЕЛЫЕ ЗАЙЧАТА »

Конспект занятия по ИЗО на тему: "Веселые зайчата" (рисование пальчиком)  с применением нетрадиционной методики: криотерапия...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ “Добрые праздники среди зимы”

Аннотация к интегрированному  занятию по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Добрые сказки среди зимы» с применением ИКТ.Данное зан...