Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чудо - валенки» (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Шумкова Наталья Викторовна

НОД в старшей группе разработан в соответствии с тематической неделей: "Одежда, обувь, головные уборы" в рамках проекта "Русский валенок". Цель работы:  активизировать знания детей о  русской народной зимней обуви – валенках,  истории  и этапах их  изготовления, вариантах декора. Продуктивная деятельность детей: аппликация на шаблоне валенка с использованием нетрадиционных материалов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_starshey_gruppe_chudo-valenki.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                Детский сад «Солнышко»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЧУДО-ВАЛЕНКИ»

                                       

                   

Воспитателя по изобразительной  деятельности

Шумковой Натальи Викторовны


п. Сарс   2014г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей  группе «Чудо - валенки» (с использованием ИКТ)

Конспект разработан в соответствии с тематической неделей «Одежда, обувь, головные уборы»

Тема: «Чудо - валенки».

Цель:  Активизировать знания детей о  русской народной зимней обуви – валенках,  истории  и этапах их  изготовления, вариантах декора.  

Интеграция областей: Познание, Коммуникация,  Музыка, Художественная литература, Социализация, Художественное творчество.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать познавательную активность (ОО «Познание», ОО «Коммуникация»).

- Обогащать знания детей о видах обуви  через использование художественного слова  (ОО «Чтение художественной литературы»).

- Формировать дружеские взаимоотношения детей через совместную деятельность, игру (ОО «Социализация», ОО «Музыка»).

- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, технологией их изготовления, вариантами украшения (ОО «Познание», ОО «Художественное творчество»).

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес к русским народным традициям и промыслам (ОО «Познание»).        

- Развивать коммуникативные навыки (ОО «Коммуникация»).

- Активизировать словарь детей.

- Закрепить умение создавать декоративную композицию по образцу, способствовать развитию чувства цвета  (ОО «Художественное творчество»).

- Развивать  активное  внимание, творческое  воображение, самостоятельность (ОО «Художественное творчество»).

Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное  отношение к русским народным  традициям и  промыслам (ОО «Познание»).

Словарная работа: шерсть, валяние, войлок, колодка, помпон.

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.

Формы организации совместной деятельности: «путешествие» по следам , прослушивание аудиозаписи стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево», беседа, музыкальная игра, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, рисование синичек и снегирей, разучивание стихотворения (1 ребенок).

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация  Power Point (см. Приложение), сугроб, бумажные следы, валенок, дерево, шаблоны валенок (для украшения).  На столах для каждого ребенка: клеёнка, салфетка, фломастер, клей-карандаш, ножницы, поднос с элементами аппликации (большой прямоугольник черного цвета, прямоугольник черного цвета меньшего размера, готовое крыло белого цвета, глаз, клюв).  У педагога: корзиночка с готовыми помпончиками, шерсть, иллюстрации с изображением птиц, готовая аппликация на шаблоне валенка. Аудиозапись стихотворения в исполнении автора К.И.Чуковского «Чудо-дерево». Для игры:  аудиозапись народной хороводной песенки «Как на тоненький ледок», детский народный костюм для мальчика, лошадка.  

Предполагаемые результаты:

- у детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для их изготовления

- дети  активно вовлечены в совместную познавательно - творческую деятельность с взрослым.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Организационный момент (2 мин.).

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.

Педагог:

- Ребята, вы любите путешествовать?

(ответы детей)

- На чем можно отправиться в путь?

(ответы детей)

- А пешком можно?

(ответы детей)

- Я предлагаю вам отправиться на волшебную, сказочную полянку…

-Ой, ребята, смотрите: чьи - то следы? Как вы думаете, чьи это следы? А давайте посмотрим, куда они нас приведут?

Дети идут по следам за воспитателем.

Дети проходят в зал, там находят валенок, который лежит в «сугробе».

Педагог:

- Вот и наша волшебная полянка. Ой, ребята, посмотрите, что это такое здесь, в сугробе?

(ответы детей)

- А у кого из вас есть валенки, ребята? Может быть, кто-то из вас потерял его?

(ответы детей)

- Тогда давайте оставим его здесь, вдруг вернется тот, кто его потерял (ответы детей).

2. Основная часть.

Прослушивание  стихотворения  К. И. Чуковского «Чудо-дерево» (5-7 мин.).

- Ребята, я вам уже сказала, что вас здесь ждет сказка. Так вот, эта  добрая волшебная  сказка -  стихотворение  «Чудо – дерево», а написал его Корней Иванович Чуковский (портрет К. И. Чуковского, слайд 1).

- А теперь, ребята, садитесь удобнее, сейчас мы с вами послушаем это стихотворение   в исполнении самого  автора Корнея Ивановича Чуковского.

Дети садятся на стульчики, слушают.  (Слайд 2, 3)

- Ребята,  почему дерево в сказке, которую мы слушали с вами, назвали чудесным, чудо - деревом? (слайд 4)

(ответы детей)

- Ребята, вы знаете, что обувь бывает сезонная. Скажите,  как называется обувь, которую  мы носим летом? (одним словом) Осенью? Зимой?

(ответы детей)

- Ребята, отгадайте загадку?

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки,

В них мы бегаем зимой,

Утром - в садик, днём - домой!

Дети: Валенки (слайд 5).

Педагог:

- Ребята,  Даша знает  стихотворение про валенки, и сейчас нам его расскажет.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Педагог:

- Ребята, а что вы знаете о валенках?

(ответы детей)

- А вы знаете, как делают валенки?  Хотите, я вам расскажу? (Ответы детей)

Показ презентации о валенках, их свойствах,  этапах изготовления, вариантах декора (3 мин.).

(слайд 6) Валенки –  простое,  русское слово. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русской зимы. Простоваты валенки, но и прочны, надёжны, не подведут в трудную минуту! Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках нам не страшны самые лютые морозы.

Валенки – это зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти (слайд 7).  Валять валенок – это значит скатывать шерсть в определенную форму – форму валенка.

А производят валенки только в России, и традиция этого промысла передаётся из поколения в поколение.

(слайд 8) Валенки - единственная обувь, полностью  сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают - валяют.

  А валяли так: обрабатывали шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали её в общую массу (слайд 9) – войлок - и катали - сначала на столе (слайд 10), а потом на колодке нужного размера… (слайд 11)  Из овечьей шести катали валенки разных цветов: чёрные, серые и белые (слайд 12).

(слайд 13) Сейчас очень часто мастера украшают валенки различными аппликациями, вышивкой, окрашивают валенки в разные цвета. Посмотрите, какие разные валенки, какие они необычные…  

  А кроме обычных валенок, которые мы с вами носим, мастера валяют  декоративные валенки, сувенирные.

- Ребята, а давайте украсим тот валенок, который мы с вами нашли, я думаю, что хозяин этого валенка  будет  не против.

Сюрпризный момент (3 мин.).

Дети обращают внимание на то, что валенок исчез, а на его месте в сугробе выросло дерево. Педагог сдергивает накидку с кроны дерева. На нем висят валенки (бумажные шаблоны из разноцветного картона).

Педагог:

- Ребята, полянка наша и правда оказалась волшебной! На месте, где валенок лежал, выросло дерево!  Посмотрите, на нашем дереве валенки созрели! Ну и дерево, чудесное дерево!!!

- Скажите, кто обычно сидит  на веточках деревьев, вместо  валенок, зимой?

(ответы детей)

- Ребята, а вы хотите украсить наши валеночки яркими аппликациями?

(ответы детей)

-А давайте валеночки украсим аппликациями - птичками: снегирями и  синичками.

Педагог:

- Любят русские зимою

 В стужу валенки носить,

 Мы ж из валеночек сможем

 Чудо - сказку сотворить.

А для этого нам нужно отправиться в мастерскую. Вы поможете мне? Выберите себе один валеночек и возьмите его с собой.

Дети выбирают шаблон для работы.

Выполнение аппликации (15 мин).

Дети проходят к рабочим местам, садятся.

Воспитатель:

 -Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, из чего изготавливают валенки?

(Ответы детей).

- Да, правильно,  для изготовления валенок нужна овечья шерсть. Есть у меня шерсть обычная, а есть уже окрашенная. Посмотрите, потрогайте, какая она?

- Я сваляла из этой шерсти  вот такие маленькие сувенирные валеночки. (Педагог показывает маленькие валеночки, сваляные своими руками).

 (Ответы детей).

- Как вы думаете, для чего еще нужна шерсть?

(ответы детей)

- Да, кроме валенок, из шерсти изготавливают пряжу, нитки (ответы детей).

- Вот и для нашей аппликации понадобятся  помпончики из шерстяной пряжи. Выберите любой понравившийся помпончик. Возьмите его в руки, потрогайте. Чувствуете тепло?

(ответы детей)

- Скажите, на что похожи эти пушистые шарики?  А на птичек похожи?

-  Вот такой валеночек должен у вас получиться. (Показ готового образца для выполнения аппликации). У вас на столах лежит все необходимое для работы. ( Давайте подумаем, как из этих деталей нам сделать птичку?) Сейчас я покажу вам последовательность работы. Для начала, нарисуем (фломастером) на нашем валенке веточку, на которой будет сидеть птичка. Те, у кого помпончик желтого цвета, будут делать? (синичку), а те, у кого красный? (снегиря). Чтобы сделать основу нашей птички нам понадобится прямоугольник черного цвета, его мы должны превратить в овал, срезая и закругляя все уголки (педагог показывает процесс закругления уголков, напоминает о том, что ножницы нужно держать правильно). Затем получившийся овал (основу) намазываем клеем и приклеиваем на шаблон валенка.  Из маленького прямоугольника, разрезая его по диагонали, получаем хвост и крыло.  У треугольника - крыла закругляем два уголка, чтобы получилась капелька. Приклеиваем все недостающие детали (хвост, крыло, клюв и глазик). На крыло наклеиваем готовую деталь белого цвета меньшего размера.  Для намазывания клеем деталей используем клеенки, салфетку для удаления лишнего клея. На брюшко получившейся птички наносим клей и прикладываем помпончик. (Можно с помощью ваты наклеить снежок на веточки)

Дети выполняют работу. Педагог подсказывает, подходит к тем, кто затрудняется в выполнении работы, помогает.

- А теперь, для того, чтобы птички наши расправили свои перышки,  нужно отогреть их своим теплом, давайте вот так подышим на них, погладим их своими ладошками.

- А прежде чем мы повесим их обратно на дерево, нам с вами нужно найти пару для своего валеночка.

Дети встают и находят пару.

Педагог:

- А теперь давайте повесим каждую пару валеночек на свою веточку.

Дети  подходят к дереву, вешают валеночки на дерево.

3. Заключительная часть (5 мин.)

Педагог предлагает  отдохнуть после работы.

- Ребята, мы с вами славно потрудились, пора и отдохнуть. Давайте встанем в хоровод. Для вас звучит русская народная  песенка «Как на тоненький ледок».

Исполняется хоровод: «Как на тоненький ледок».

Во время хоровода появляется Ванюшка (воспитанник подготовительной группы) на коне и в одном валенке, падает, его поднимают две девочки.

Педагог:

-Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ванюша:

Нет! Я падал понарошку,

Посмешить хотел немножко!

- Ребята, а вы не видели здесь мой валенок, я потерял его?  

(ответы детей)

Педагог:

-Ребята, расскажите Иванушке, что же случилось с его валенком?

(Ответы детей)

- На нашей волшебной полянке вместо валенка твоего выросло чудо-дерево, как в сказке Корнея Ивановича Чуковского, а на нем валенки созрели. Посмотри,  как украсили их наши ребята.

- Ребята, давайте Ване подарим пару новых валенок?

(ответы детей)

- Выбирай, Иванушка, какие понравились!

Ваня выбирает валенки, благодарит ребят.

Ваня:

- Ой, спасибо, ребята, выручили! И у меня для вас есть гостинцы (достает из мешочка сладкие петушки на палочках и раздает их детям). Когда я к вам скакал, то видел по дороге еще одно чудо-дерево, хотите посмотреть? Тогда все за мной!

Дети отправляются на выставку «Русский валенок 2014».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посиделки у "Чудо-дерева"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посиделки у "Чудо-дерева"...

Цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием современных образовательных технологий для детей подготовительной группы

НАЧИНАЯ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,  ДЕТИ СТРАДАЮТ ДЕФИЦИТОМ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ, О ЛЮДЯХ, НАСЕЛЯЮЩИХ ЕГО. А ВЕДЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ ИМЕННО С ЛЮБВИ К ТОМУ МЕСТУ, ГДЕ РЕБЁНОК РОДИЛСЯ. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию "Чудо-табунок"

Занкомство детей второй младшей группы с народными прмыслами на примере дымковской игрушки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии «ТРИЗ» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Роза»

Конспект по Рисованию  непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ.  Целью занятия является научить рисовать розу, используя нетрад...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "ЧУДО-ПУГОВКА"

Непосредственно-образовательная деятельность во 2-й младшей группе. Цель: развивать интерес детей младшего дошкольного возраста к познавательной деятельности. Задачи: закрепить названия геометрических...