Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чудо - валенки» (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
НОД в старшей группе разработан в соответствии с тематической неделей: "Одежда, обувь, головные уборы" в рамках проекта "Русский валенок". Цель работы: активизировать знания детей о русской народной зимней обуви – валенках, истории и этапах их изготовления, вариантах декора. Продуктивная деятельность детей: аппликация на шаблоне валенка с использованием нетрадиционных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_chudo-valenki.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧУДО-ВАЛЕНКИ»
Воспитателя по изобразительной деятельности
Шумковой Натальи Викторовны
п. Сарс 2014г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чудо - валенки» (с использованием ИКТ)
Конспект разработан в соответствии с тематической неделей «Одежда, обувь, головные уборы»
Тема: «Чудо - валенки».
Цель: Активизировать знания детей о русской народной зимней обуви – валенках, истории и этапах их изготовления, вариантах декора.
Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Художественная литература, Социализация, Художественное творчество.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать познавательную активность (ОО «Познание», ОО «Коммуникация»).
- Обогащать знания детей о видах обуви через использование художественного слова (ОО «Чтение художественной литературы»).
- Формировать дружеские взаимоотношения детей через совместную деятельность, игру (ОО «Социализация», ОО «Музыка»).
- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, технологией их изготовления, вариантами украшения (ОО «Познание», ОО «Художественное творчество»).
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес к русским народным традициям и промыслам (ОО «Познание»).
- Развивать коммуникативные навыки (ОО «Коммуникация»).
- Активизировать словарь детей.
- Закрепить умение создавать декоративную композицию по образцу, способствовать развитию чувства цвета (ОО «Художественное творчество»).
- Развивать активное внимание, творческое воображение, самостоятельность (ОО «Художественное творчество»).
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным традициям и промыслам (ОО «Познание»).
Словарная работа: шерсть, валяние, войлок, колодка, помпон.
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.
Формы организации совместной деятельности: «путешествие» по следам , прослушивание аудиозаписи стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево», беседа, музыкальная игра, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, рисование синичек и снегирей, разучивание стихотворения (1 ребенок).
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация Power Point (см. Приложение), сугроб, бумажные следы, валенок, дерево, шаблоны валенок (для украшения). На столах для каждого ребенка: клеёнка, салфетка, фломастер, клей-карандаш, ножницы, поднос с элементами аппликации (большой прямоугольник черного цвета, прямоугольник черного цвета меньшего размера, готовое крыло белого цвета, глаз, клюв). У педагога: корзиночка с готовыми помпончиками, шерсть, иллюстрации с изображением птиц, готовая аппликация на шаблоне валенка. Аудиозапись стихотворения в исполнении автора К.И.Чуковского «Чудо-дерево». Для игры: аудиозапись народной хороводной песенки «Как на тоненький ледок», детский народный костюм для мальчика, лошадка.
Предполагаемые результаты:
- у детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для их изготовления
- дети активно вовлечены в совместную познавательно - творческую деятельность с взрослым.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Организационный момент (2 мин.).
Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
Педагог:
- Ребята, вы любите путешествовать?
(ответы детей)
- На чем можно отправиться в путь?
(ответы детей)
- А пешком можно?
(ответы детей)
- Я предлагаю вам отправиться на волшебную, сказочную полянку…
-Ой, ребята, смотрите: чьи - то следы? Как вы думаете, чьи это следы? А давайте посмотрим, куда они нас приведут?
Дети идут по следам за воспитателем.
Дети проходят в зал, там находят валенок, который лежит в «сугробе».
Педагог:
- Вот и наша волшебная полянка. Ой, ребята, посмотрите, что это такое здесь, в сугробе?
(ответы детей)
- А у кого из вас есть валенки, ребята? Может быть, кто-то из вас потерял его?
(ответы детей)
- Тогда давайте оставим его здесь, вдруг вернется тот, кто его потерял (ответы детей).
2. Основная часть.
Прослушивание стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево» (5-7 мин.).
- Ребята, я вам уже сказала, что вас здесь ждет сказка. Так вот, эта добрая волшебная сказка - стихотворение «Чудо – дерево», а написал его Корней Иванович Чуковский (портрет К. И. Чуковского, слайд 1).
- А теперь, ребята, садитесь удобнее, сейчас мы с вами послушаем это стихотворение в исполнении самого автора Корнея Ивановича Чуковского.
Дети садятся на стульчики, слушают. (Слайд 2, 3)
- Ребята, почему дерево в сказке, которую мы слушали с вами, назвали чудесным, чудо - деревом? (слайд 4)
(ответы детей)
- Ребята, вы знаете, что обувь бывает сезонная. Скажите, как называется обувь, которую мы носим летом? (одним словом) Осенью? Зимой?
(ответы детей)
- Ребята, отгадайте загадку?
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой,
Утром - в садик, днём - домой!
Дети: Валенки (слайд 5).
Педагог:
- Ребята, Даша знает стихотворение про валенки, и сейчас нам его расскажет.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Педагог:
- Ребята, а что вы знаете о валенках?
(ответы детей)
- А вы знаете, как делают валенки? Хотите, я вам расскажу? (Ответы детей)
Показ презентации о валенках, их свойствах, этапах изготовления, вариантах декора (3 мин.).
(слайд 6) Валенки – простое, русское слово. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русской зимы. Простоваты валенки, но и прочны, надёжны, не подведут в трудную минуту! Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках нам не страшны самые лютые морозы.
Валенки – это зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти (слайд 7). Валять валенок – это значит скатывать шерсть в определенную форму – форму валенка.
А производят валенки только в России, и традиция этого промысла передаётся из поколения в поколение.
(слайд 8) Валенки - единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают - валяют.
А валяли так: обрабатывали шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали её в общую массу (слайд 9) – войлок - и катали - сначала на столе (слайд 10), а потом на колодке нужного размера… (слайд 11) Из овечьей шести катали валенки разных цветов: чёрные, серые и белые (слайд 12).
(слайд 13) Сейчас очень часто мастера украшают валенки различными аппликациями, вышивкой, окрашивают валенки в разные цвета. Посмотрите, какие разные валенки, какие они необычные…
А кроме обычных валенок, которые мы с вами носим, мастера валяют декоративные валенки, сувенирные.
- Ребята, а давайте украсим тот валенок, который мы с вами нашли, я думаю, что хозяин этого валенка будет не против.
Сюрпризный момент (3 мин.).
Дети обращают внимание на то, что валенок исчез, а на его месте в сугробе выросло дерево. Педагог сдергивает накидку с кроны дерева. На нем висят валенки (бумажные шаблоны из разноцветного картона).
Педагог:
- Ребята, полянка наша и правда оказалась волшебной! На месте, где валенок лежал, выросло дерево! Посмотрите, на нашем дереве валенки созрели! Ну и дерево, чудесное дерево!!!
- Скажите, кто обычно сидит на веточках деревьев, вместо валенок, зимой?
(ответы детей)
- Ребята, а вы хотите украсить наши валеночки яркими аппликациями?
(ответы детей)
-А давайте валеночки украсим аппликациями - птичками: снегирями и синичками.
Педагог:
- Любят русские зимою
В стужу валенки носить,
Мы ж из валеночек сможем
Чудо - сказку сотворить.
А для этого нам нужно отправиться в мастерскую. Вы поможете мне? Выберите себе один валеночек и возьмите его с собой.
Дети выбирают шаблон для работы.
Выполнение аппликации (15 мин).
Дети проходят к рабочим местам, садятся.
Воспитатель:
-Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, из чего изготавливают валенки?
(Ответы детей).
- Да, правильно, для изготовления валенок нужна овечья шерсть. Есть у меня шерсть обычная, а есть уже окрашенная. Посмотрите, потрогайте, какая она?
- Я сваляла из этой шерсти вот такие маленькие сувенирные валеночки. (Педагог показывает маленькие валеночки, сваляные своими руками).
(Ответы детей).
- Как вы думаете, для чего еще нужна шерсть?
(ответы детей)
- Да, кроме валенок, из шерсти изготавливают пряжу, нитки (ответы детей).
- Вот и для нашей аппликации понадобятся помпончики из шерстяной пряжи. Выберите любой понравившийся помпончик. Возьмите его в руки, потрогайте. Чувствуете тепло?
(ответы детей)
- Скажите, на что похожи эти пушистые шарики? А на птичек похожи?
- Вот такой валеночек должен у вас получиться. (Показ готового образца для выполнения аппликации). У вас на столах лежит все необходимое для работы. ( Давайте подумаем, как из этих деталей нам сделать птичку?) Сейчас я покажу вам последовательность работы. Для начала, нарисуем (фломастером) на нашем валенке веточку, на которой будет сидеть птичка. Те, у кого помпончик желтого цвета, будут делать? (синичку), а те, у кого красный? (снегиря). Чтобы сделать основу нашей птички нам понадобится прямоугольник черного цвета, его мы должны превратить в овал, срезая и закругляя все уголки (педагог показывает процесс закругления уголков, напоминает о том, что ножницы нужно держать правильно). Затем получившийся овал (основу) намазываем клеем и приклеиваем на шаблон валенка. Из маленького прямоугольника, разрезая его по диагонали, получаем хвост и крыло. У треугольника - крыла закругляем два уголка, чтобы получилась капелька. Приклеиваем все недостающие детали (хвост, крыло, клюв и глазик). На крыло наклеиваем готовую деталь белого цвета меньшего размера. Для намазывания клеем деталей используем клеенки, салфетку для удаления лишнего клея. На брюшко получившейся птички наносим клей и прикладываем помпончик. (Можно с помощью ваты наклеить снежок на веточки)
Дети выполняют работу. Педагог подсказывает, подходит к тем, кто затрудняется в выполнении работы, помогает.
- А теперь, для того, чтобы птички наши расправили свои перышки, нужно отогреть их своим теплом, давайте вот так подышим на них, погладим их своими ладошками.
- А прежде чем мы повесим их обратно на дерево, нам с вами нужно найти пару для своего валеночка.
Дети встают и находят пару.
Педагог:
- А теперь давайте повесим каждую пару валеночек на свою веточку.
Дети подходят к дереву, вешают валеночки на дерево.
3. Заключительная часть (5 мин.)
Педагог предлагает отдохнуть после работы.
- Ребята, мы с вами славно потрудились, пора и отдохнуть. Давайте встанем в хоровод. Для вас звучит русская народная песенка «Как на тоненький ледок».
Исполняется хоровод: «Как на тоненький ледок».
Во время хоровода появляется Ванюшка (воспитанник подготовительной группы) на коне и в одном валенке, падает, его поднимают две девочки.
Педагог:
-Ой, Ванюша, ты не ушибся?
Ванюша:
Нет! Я падал понарошку,
Посмешить хотел немножко!
- Ребята, а вы не видели здесь мой валенок, я потерял его?
(ответы детей)
Педагог:
-Ребята, расскажите Иванушке, что же случилось с его валенком?
(Ответы детей)
- На нашей волшебной полянке вместо валенка твоего выросло чудо-дерево, как в сказке Корнея Ивановича Чуковского, а на нем валенки созрели. Посмотри, как украсили их наши ребята.
- Ребята, давайте Ване подарим пару новых валенок?
(ответы детей)
- Выбирай, Иванушка, какие понравились!
Ваня выбирает валенки, благодарит ребят.
Ваня:
- Ой, спасибо, ребята, выручили! И у меня для вас есть гостинцы (достает из мешочка сладкие петушки на палочках и раздает их детям). Когда я к вам скакал, то видел по дороге еще одно чудо-дерево, хотите посмотреть? Тогда все за мной!
Дети отправляются на выставку «Русский валенок 2014».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посиделки у "Чудо-дерева"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посиделки у "Чудо-дерева"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Земля - космическое чудо" для детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий
Тема: "Земля-Космическое чудо"Чуприна Н.Э. воспитатель МАДОУ «Детский сад № 216» г. КраснодарПрограммные задачи: ·...
Цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием современных образовательных технологий для детей подготовительной группы
НАЧИНАЯ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ДЕТИ СТРАДАЮТ ДЕФИЦИТОМ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ, О ЛЮДЯХ, НАСЕЛЯЮЩИХ ЕГО. А ВЕДЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ ИМЕННО С ЛЮБВИ К ТОМУ МЕСТУ, ГДЕ РЕБЁНОК РОДИЛСЯ. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию "Чудо-табунок"
Занкомство детей второй младшей группы с народными прмыслами на примере дымковской игрушки....
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии «ТРИЗ» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Роза»
Конспект по Рисованию непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ. Целью занятия является научить рисовать розу, используя нетрад...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "ЧУДО-ПУГОВКА"
Непосредственно-образовательная деятельность во 2-й младшей группе. Цель: развивать интерес детей младшего дошкольного возраста к познавательной деятельности. Задачи: закрепить названия геометрических...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию "Чудо соль"
НОД по экспериментированию...