Конспект организации интегрированной НОД в средней группе «Татарские национальные головные уборы»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Спиридонова Марина Анатольевна

 

Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная

Интегрируемые показательные области: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическое развитие»

 

 

Программные задачи:

 

Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.

- Учить различать татарские головные уборы- калфак и тюбетейку.

- Учить детей на силуэтах, составлять узор из элементов татарского орнамента: листочки, тюльпан, веточки).

 

Развивающие:

-Развивать интерес к культуре народов своего края.

-Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.

 

Воспитательные:

-Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.

 

Словарная работа: Тюбетейка, калфак, камзол, орнамент, тульпан.

 

Материалы и оборудование: Куклы в татарской национальной одежде, тюбетейка, калфак, образец работы, силуэты тюбетеек, калфаков, готовые элементы, тарелочки для клея, клеенки, салфетки, кисточки, иллюстрации.

 

Предварительная работа с детьми:

-Беседа о праздниках, костюмах.

-Рассматривание кукол в татарских национальных костюмах, иллюстраций.

-Чтение стихов, загадок о посуде, одежде и обуви.

-Аппликация «Татарские сапожки»

 

 

Ход занятия:

 

Дети сидят полукругом на стульях.

В-ль: Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло!

Дети: Здравствуйте!

Это еще не все гости! Стук в дверь( звучит татарская медленная музыка) внести 2 куклы в тат. Национальных костюмах мальчик и девочка, но без головных уборов.

В-ль: Это Адель и Аделина, мы будем рассматривать их костюмы.

 

Татарская земля родная,

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края

Где б так же почитали их.

 

В-ль: Ребятки, о чем стихотворение?

Дети: О республике Татарстан, родине.

В-ль: Это стихотворение  написал Алексей Анисимов.Мы с вами живем в Реаспублике Татарстан, изучаем татарский язык. Сегодня мы с вами поговорим об одежде, которую носили наши прабабушки и прадедушки, об элементах тат. национального костюма. Ребята, можно ли сей час встретить людей в таких тат. национальных костюмах.

Дети:  да, на празднике Сабантуй.

В-ль, а еще на концертах, спектаклях, в музее!

Ребятки, давайте рассмотрим получше, костюмы наших кукол- помощников.

Татарский женский национальный костюм состоит из платья, затем одевают камзол или фартук, сапоги- ичеги.(помните мы с вами такие украшали). Все расшито орнаментом, который включает элементы узора(цветы-тюльпаны, листья, веточки)

Какой, ребятки это орнамент?

Дети: Растительный!

В-ль: Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаровары- штаны, сапоги-ичеги. Ребята, чего же не хватает?

В-ль: Головных уборов. Женщины одевали калфак, мужчины тюбетейку.

 

Дети подходят рассматривают тюбетейки, и калфаки, примеряют.

Дети садятся на свои места.

В-ль: Ребята, а теперь слушайте и смотрите на меня внимательно, девочки будут украшать калфаки, а мальчики- тюбетейки.

 

Показать образец. Вот такие головные уборы у нас должны получиться. Перед вами на тарелочках вырезанные элементы узора, вам надо расположить на вашей тюбетейке или кафаке, расположить элементы так как вы будете их наклеивать.

В-ль: Прежде чем начнем наклеивать узоры, мы немного отдохнем:

Вснем все возле стульчиков.

Физминутка

Поднимает кукла руки

Вверх-вниз, вверх-вниз!

А потом она танцует

Покружись, покружись

После танца всем ребятам поклонись, поклонись.

 

В-ль: А теперь, мы будем украшать головные уборы!

 

Включается татарская мелодия, дети наклеивают элементы на образцы,

вос-ль, подсказывает, подбадривает, обращает внимание на осанку.Готовые работы собирают на стол.

В-ль: Ребята, молодцы, какие красивые получились головные уборы. Девочки старались над калфаками, мальчики над тюбетейками, у всех работы получились разные и интересные! Мы их с вами унесем в наш мини- музей татарского народа.

В-ль: Ребята, что нового узнали сегодня?

Ответы детей

В-ль: Все молодцы старались, аккуратно работали.

Давайте мы с вами поиграем в тат. национальную игру «Тюбетейка»

 

Дети под быструю татарскую мелодию, одевают на голову тюбетейку и передают ее следующему, на ком музыка остановиться, то должен будет станцевать, или рассказать стишок!

Ребятки а теперь мы попрощаемся с гостями  и пойдем пить чай, с нашими куклами, с  татарским национальным блюдом, которое называется баурсак!

 

 

 

 

 

             

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексно-интегрированного занятия в средней группе "Путешествие к дедушке Лесовичку"

Воспитатель с детьми отправляется в волшебный лес к старичку Лесовичку. Помочь отыскать дорогу к Лесовичку помогают лесные жители. Дети отгадывают загадки, выполняют различные задания и оказываются в ...

Конспект НОД по лепке в средней группе Тема: «Головные уборы»

Совершенствовать умение разделять утилитарную и эстетическую функции головных уборов, формулировать суждения. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужны разные головные уборы (в холодную и...

26.01.2021 ООД Развитие речи в средней группе. Тема: "Головные уборы"

26.01.2021 ООД Развитие речи в средней группе. Тема: "Головные уборы"...

Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе «По дороге в старшую группу»

Цель: Закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года.Материалы и оборудование: кубик с картинками заданий на гранях; мячик; мнемотаблица «Вес...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мордовский головной убор — Панго»

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи:Обучающие:• расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;• вызвать интерес к оформл...

Конспект Нод по аппликации в средней группе Тема: «Головной убор»

Конспект Нод по аппликации в средней группеТема: «Головной убор»Цель: Создать условия для выполнения аппликационной композиции из готовых частей.Задачи:Способствовать закреплению умений де...