Программа «Природа и фантазия»
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Календарно-тематическое планирование по программе "Природа и фантазия", период реализации - 3 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_fantaziya_biryukova.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Природа — это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и прежде всего ребенка, трудно переоценить.
В экологическом воспитании немаловажную роль играет и работа с природным материалом, который таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Встреча с природой расширяет представления детей, совершенствует их умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовления поделок требует от ребенка ловких действий. И если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Ввиду того, что региональным образовательным стандартом предусмотрено всего 18 занятий по конструированию и ручному труду, считаю целесообразным вынесение занятий по ручному труду с природным материалом в кружковую деятельность.
Преимущество программы
«Природа и фантазия» перед другими готовящими ребенка к школе, развивающими его, является доступность и огромное разнообразие материала в окружающей нас природе. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, каштаны, семена клена, ясеня и других деревьев, с экскурсий к водоему - красивые камушки, ракушки и прочий природный материал. Дети рассматривают собранный материал, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой - это очень увлекательное и приятное занятие. Поделки из различного материала дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту. Развивают воображение детей, учат внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путем составления. Соединения различных частей, при этом используются разнообразные соединительные материалы - проволока, пластилин, нитки и др. Осваивать способы работы различными инструментами: ножницами, иголочками, шилом и т.д.
Общение с природным материалом обогащает ребенка, учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Самодельные игрушки - не только осязаемый результат увлекательных занятий, но и видимый для глаз-развитие нестандартного мышления.
Цель программы
Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
Воспитывать бережное отношение к природе, осмысливание роли человека в сохранении природы.
Задачи
-Развивать основы системных знаний о растительном мире, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.
-Закреплять умения, навыки детей в творческой, практической деятельности.
-Учить самостоятельно находить приемы изображения и передачи задуманной поделки.
Особенность занятий по программе
состоит в создании и возможности максимально реализовать игровые интересы и желания. Дети создают забавные игрушки, фигурки для игры, спектакля, сувениры и подарки для близких людей и пр. Проведение занятий предполагает в игровой форме, с использованием малых фольклорных форм. По итогам занятий оформляются выставки: текущие, сезонные, тематические.
Этапы реализации программы
I год обучения – средняя группа;
II год обучения – старшая группа;
III год обучения - подготовительная к школе группа.
Режим занятий: 1 раз в 2 недели
Определить результативность выполнения программы можно с помощью диагностических заданий, выявляющих уровни усвоения программного материала по разделам:
-воспринимает и эмоционально реагирует на художественный образ и средства выразительности.
-самостоятельно создает индивидуальные художественные образы в различных видах дизайн - деятельности.
-может передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты.
-владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации.
-имеет опыт работы с разным материалом.
Методическое обеспечение
-Схемы
-Рисунки
-Фотографии и образцы различных работ
-Картотека пальчиковых игр
-Картотека дыхательной гимнастики.
Используемая литература:
- И.А.Лыкова Художественный труд в детском саду экопластика, аранжировка и скульптуры из природного материала.-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2009.
- М.Н.Нагибина Природные дары для поделок и игры Ярославль 1998г «Академия развития»
- Г.И.Перевертень Поделки из желудей :издательство \Москва\2006г.
- Г.И.Перевертень Поделки из ракушек: издательство \Москва\2006г.
- Т.М.Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2009.
- С.Гирндт Разноцветные поделки М. «Айрис Пресс» 2003г.
Календарно-тематическое планирование
по программе «Природа и фантазия»
Разработано на основе программы И.А.Лыковой «Художественный труд в детском саду, экопластика, аранжировка и скульптуры из природного материала»
I год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Сентябрь Сбор и засушивание осенних листьев с разных деревьев, цветов и тд | 4 | Знакомство с данным природным материалом. Показ готовых работ выполненных из листьев |
Октябрь | |||
2 | Сбор листьев клена, березы, тополя, их засушивание | 1 | Отметить разнообразие расцветок листьев от желтого до бордового. Рассматривание уже высушенных листьев и цветов. Показать, что они очень хрупкие, ломкие, обращаться осторожно, чтобы не сломать. |
3 | Сбор желудей и разных веточек на участке | 1 | Знакомство с природным материалом; из него можно делать разные поделки. |
Ноябрь | |||
4 | «Наш малыш» из желудя, веточек и шляпки | 1 | Учить детей делать простейшего человечка из желудя, шляпки и веточек. Дети наблюдают, оказывают посильную помощь, подбирают подходящий желудь и шляпку. |
5 | «Мышонок выглянул из норки» желудь и листья | 1 | Продолжать знакомить детей с природным материалом, как можно использовать в поделках и дальнейшей игре. |
Декабрь | |||
6 | «Мышка с мышатами» из грецких орехов Мама мышь из скорлупы, мышата из фисташек | 1 | Знакомство с природным материалом -скорлупа грецкого ореха, фисташки. Из них тоже можно делать разные поделки – игрушки. Из пластилина лапки и закрепляют их на внутренней стороне скорлупы. |
7 | «Елочные игрушки рыбки» из скорлупы грецкого ореха | 1 | Продолжать знакомить детей с разными приемами работы со скорлупой грецкого ореха. Дети следят за работой взрослого, принимают участие в соединении 2-х скорлупок с помощью пластилина. |
Январь | |||
8 | «Старичок -Боровичок» | 1 | Учить детей делать «Старичка-Боровичка»раскатать из пластилина ножку на нее прикрепить шляпку из скорлупы грецкого ореха |
9 | «Корзинка-лукошко» | 1 | Продолжать знакомить детей с разными приемами изготовления игрушек и скорлупы грецкого ореха. |
Февраль | |||
10 | «Цыпленок» | 1 | Закреплять навыки детей при работе со скорлупой грецкого ореха |
11 | «Делаем божью коровку» | 1 | Закреплять навыки детей при работе со скорлупой грецкого ореха |
Март | |||
12 | «Волшебный цветок в подарок маме» из ракушек, гофрированной бумаги, поролона | 1 | Познакомить детей с новым природным материалом – ракушкой. Учить делать цветок из ракушек, путем вдавливания ракушек в основу из пластилина. |
13 | «Черепаха» | 1 | Продолжать учить детей навыкам работы с ракушками. |
Апрель | |||
14 | «Бабочка» из ракушек | 1 | Закреплять навык работы с ракушкой |
15 | «Чтобы я хотел сделать» материал на выбор детей | 1 | Закреплять навык работы с уже знакомым природным материалом. |
Май | |||
16 | «Украшаем галерею детского сада» изготовление поделок из разного природного материала для итоговой выставки | 1 | Закрепление навыков работы с различным материалом, с которым работали в течении года |
Календарно-тематическое планирование
по программе «Природа и фантазия»
II год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Сентябрь Сбор и засушивание листьев разных расцветок и с разных деревьев, цветов. | 2 | Продолжать знакомить детей с различным природным материалом. Воспитывать бережное отношение к природе, знакомство с принципом «Не навреди» |
Октябрь | |||
2 | «Пейзаж из осенних листьев» | 1 | Учить детей составлять образцы из целых листьев или их частей. Развивать творческое воображение, работать с листьями, аккуратно т.к. это хрупкий материал. |
3 | «Овощи и фрукты» | 1 | Учить детей из листочков получать изображения фруктов и овощей, отрезая лишнюю часть большого листочка и добавляя маленький листочек или его часть другого цвета (груша, огурец, помидор, яблоко и д.р.) |
Ноябрь | |||
4 | «Составление коллажа из осенних листьев по замыслу» | 1 | Развивать творческое воображение. Уметь применять полученные знания в самостоятельной работе |
5 | «Узоры и орнаменты из листьев» | 1 | Развивать фантазию, учиться делать выбор и останавливаться на одном варианте, развивать задуманную тему. |
Декабрь | |||
6 | «Цветик - семицветик» (карандашные стружки) | 1 | Учить детей использовать карандашные стружки для передачи задуманной композиции, коллажа. |
7 | «Елочные игрушки» (скорлупа грецкого ореха, тестопластика и др.) | 1 | Продолжать развивать творческие способности детей, фантазию, самостоятельно придумать и изготовить игрушку. |
Январь | |||
8 | «Хоровод снежинок» (тесто, рис, карандашная стружка, конфетти и т.д.) | 1 | Закрепить умение детей создавать декоративный узор. Учитывая ритм, симметрию, цвет |
9 | «Снеговик» (вата пенопласт, веточки) | 1 | Продолжать учить детей делать зимние игрушки, используя разный бросовый и природный материал. |
Февраль | |||
10 | «Зимний вечер» составление композиции из ваты, риса, пенопласта и др. | 1 | Развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. |
11 | «Зимние фантазии» | 1 | Закрепление навыков работы с разным природным и бросовым материалом. |
Март | |||
12 | «Букет на декоративной тарелке» подарок маме к 8 марта | 1 | Учить детей технике папье-маше при изготовлении декоративной тарелки. Уметь составлять и наклеивать на тарелке композицию из засушенных растений. |
13 | «Солнце весело смеется» изготовление из бумажной массы | 1 | Продолжать учить детей создавать объемные формы из бумажной массы, дополняя и сочетая с разным природным материалом. |
Апрель | |||
14 | «Муравьишки в муравейнике» | 1 | Закрепить технику лепки из бумажных массы, уметь составлять сюжетную композицию. |
15 | «Ивовый веночек» ивовые прутья, мох, трава, сухие растения | 1 | Учить детей переплетать тонкие ивовые прутики, учить составлять композицию из засушенных растений. |
Май | |||
16 | «Гусята» панно из перьев | 1 | Учить детей работе с пером, пухом |
17 | «Цветы на поляне» по замыслу | 1 | Совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки и выбирать подходящий материал, развивать воображение |
Календарно-тематическое планирование
по программе «Природа и фантазия»
III год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Сентябрь Сбор природного материала | 2 | Продолжать знакомить детей с различным природным материалом. Воспитывать бережное отношение к природе, знакомство с принципом «Не навреди» |
Октябрь | |||
2 | «Птенчик Петя и утенок Кряк»- скорлупа грецкого ореха и др. | 1 | Учить детей делать поделки из шишек, грецкого ореха и др. Закрепить навыки работы с природным материалом. |
3 | «Бычок смоляной бочок» | 1 | Продолжать закреплять навык работы с природным материалом, развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности. |
Ноябрь | |||
4 | «Оригинальные букеты» | 1 | Расширять представления детей об окружающем мире, формировать умение и навыки работы с засушенными растениями, развивать творчество, эстетическое восприятие, чувство композиции, цвета, художественного вкуса |
5 | «Осенняя композиция в круге» | 1 | Продолжать формировать навыки работы с засушенными растениями, закреплять навыки наклеивания различных деталей, развивать творчество, расширять представление об окружающем мире. |
Декабрь | |||
6 | «Здравствуй Зимушка - зима» | 1 | Продолжать учить детей составлять композиции, панно зимнего содержания, используя разнообразный природный и бросовый материал. |
7 | «Елочные игрушки» | 1 | Продолжать развивать творческие способности детей, фантазию, самостоятельно придумать и изготовить игрушку. |
Январь | |||
8 | «Декоративное панно из семян на квадрате и прямоугольнике» | 1 | Развивать у детей наблюдательность, умение работать по заданной схеме, учить самостоятельно находить приемы изображения. |
9 | «Веселые снеговики» | 1 | Продолжать развивать наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Учить детей работать с ватой и пенопластом. |
Февраль | |||
10 | «Гадкий утенок»мозаика из яичной скорлупы | 1 | Развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. |
11 | «Избушка на курьих ножках» | 1 | Учить детей работать с круглой соломкой, уметь выкладывать контурную картинку, развивать фантазию, творчество. |
Март | |||
12 | «Подарок маме»объемная композиция | 1 | Развивать способность к изобразительной деятельности. Учить создавать оригинальные объемные композиции из различного природного материала, составлять аранжировки - трехмерные композиции. |
13 | «Первые цветы» | 1 | Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, учить создавать красивый образ весеннего цветка. Развивать чувство ритма и композиции. |
Апрель | |||
14 | «Птенчики в гнездышке» | 1 | Учить детей создавать выразительный образ птенчиков из различного природного материала. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве. |
15 | «Филины» | 1 | Продолжать учить детей создавать выразительный образ птиц. Развивать способность к формированию композиции. |
Май | |||
16 | «Мой любимый щенок» | 1 | Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом. |
17 | «Я умею делать все» по замыслу | 1 | Совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки и выбирать подходящий материал, развивать воображение |
Уровни освоения детьми второй младшей группы навыков и умений кружка
« Природа и фантазия».
1.Уметь раскладывать на картоне сушеные листья или семена растений, аккуратно их приклеивать.
2.Уметь выбирать листья или семена растений определенного цвета и наклеивать их.
3.Уметь наклеивать листья или семена растений на полосе, накладывая их на готовые изображения.
4.Уметь наклеивать природный материал, чередуя его по форме или цвету.
5.Уметь создавать изображения предметов из семян тыквы или кабачков, выкладывая и наклеивая их на готовые изображения предметов.
6.Уметь окрашивать семена тыквы и кабачков в разные цвета, соответствующие цвету
предмета.
7.Уметь создавать простейшие игрушки из природного материала.
8.Уметь создавать изображения предметов по собственному желанию ,аккуратно использовать материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Умелые руки. Природа и фантазия"
Программа дополнительного образования детей дошкольгого возраста...
Программа кружка «Природа и фантазия»
Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задачвоспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возрас...
Программа ДО "Природа и фантазия"
Творческая работа ДО...
Рабочая программа кружка «Природа и фантазия» (старшая группа)
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка «Природа и фантазия» (подготовительная группа)
Рабочая программа...
Рабочая программа естественнонаучной направленности "Природа и фантазия"
Рабочая программа...
Программа кружка "Природа и фантазии"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 7 «СОЛНЫШКО» Программа кружковой работы«Природа и фантазии...