Рабочая программа кружка «Природа и фантазия» (подготовительная группа)
рабочая программа по окружающему миру

Борисова Елена Сергеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_priroda_i_fantaziya_2015-2016.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Природа и фантазия»

 (подготовительная группа)

Воспитатель

Борисова Елена Сергеевна

Пояснительная записка.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

На сегодняшний день развитие творческих способностей детей является важным направлением в образовании детей дошкольного возраста.

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой формой облаков, красотой цветов, плодами различных растений, осенних листьев, морских ракушек и т. д.

Программа «Природа и фантазия» носит развивающий характер, направлена на воспитание художественного вкуса, любознательности, развитию поисковой активности, стремлению к новизне, развитию речи и творческого воображения.

Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление игрушек и разных поделок - труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематических занятий с природным материалом детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе.

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, сравнивают. Большой интерес у детей вызывает изготовление игрушек - забав, что способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении поделок дети учатся анализировать, планировать последовательность действий, контролировать себя по ходу работы.

При изготовлении коллективных композиций у детей формируются дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества.

Цель программы: способствовать формированию творческих способностей, передавать и накапливать опыт эстетического отношения к миру, формировать экологическую культуру ребёнка, воспитывать духовно богатую личность развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое чувство, воспитывать трудолюбие, умение любоваться своими работами.

Задачи программы:

развивать ощущение, восприятие, обогащать сенсорный опыт детей;

развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

формировать эстетические чувства: чувства цвета, формы, композиции;

осваивать технологические приёмы и способы обработки природных материалов;

передавать выразительность образа;

использовать материал аккуратно и экономно;

формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

побуждать к творчеству и самостоятельности.

Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения.  1 раз в неделю – 30 мин.

Методы, используемые для реализации программы:

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Формы организации работы дошкольников:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе детей. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу дошкольников. Оказывается помощь каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Ожидаемый результат:

– научатся различным приемам работы с природным материалом;

– научатся следовать устным инструкциям, создавать поделки из природного материала;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, творческое воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы

• Проведение выставок детских работ.

Методы оценки результативности программы:

• Отслеживание результата (наблюдение, диагностика, беседа) ;

• Результаты продуктивной деятельности детей.

Возраст обучающихся – 6 – 7 лет.

Тематический план.

1. Открытие кружка «Природа и фантазия» -  1 занятие

2. Сбор природных материалов  - 2 занятия

3. Объемная композиция из соломы -  8 занятий

3. 1 «Солнечный человечек»  - 2 занятия

3. 2 «Матрена из соломы» -  3 занятия

3. 3 «Соломенный конь" -  3 занятия

4. Аппликация из листьев  - 5 занятий

4. 1 «Кленовая модница»  - 2 занятия

4. 2 «Завтрак в гнездышке» -  2 занятия

4. 3 «Ослик» 1

5. Объемная композиция. – 9 занятий

5. 1 «Черепаха» -  1 занятие

5. 2 «Паучки»  - 1 занятие

5. 3 «Козлик» -  2 занятия

5. 4 «Бабочка»  - 1 занятие

5. 5 «Стрекоза»  - 1 занятие

5. 6 «Котенок» -  1 занятие

5. 7 «Гномики»  - 2 занятия

6. Поделки из семян  - 8 занятий

6. 1 «Ежик»  - 1 занятие

6. 2 «Подсолнух»  - 1 занятие

6. 3 Панно из семян «Цветы» - 2 занятия

6. 4 Панно из семян «Бабочка» -  2 занятия

6. 5 Панно из семян «Лодочка»   - 2 занятия

7. «Природа и фантазия» (выставка) 1

Приложение 1.

Тема 1. Открытие кружка «Природа и фантазия»

Программное содержание: Познакомить детей с особенностями работы кружка «Природа и фантазия». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными природными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Тема 2. Сбор природных материалов

Программное содержание:Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «Угадай дерево по картинке». Сбор природных материалов, подготовка их к хранению. Подготовка листьев для засушивания.

Тема 3. Объемная композиция из соломы

«Солнечный человечек»

Программное содержание: Рассматривание колосков ржи и пшеницы. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с игрушкой из соломы (почему она названа «солнечный человечек»). Пальчиковая гимнастика «Колосок». Учить работать с соломой.

Материалы и инструменты: солома, тонкая тесьма, клей «Момент», нитки, ножницы, кисть.

Ход работы:

1. Согните пучок соломы пополам. Сформируйте голову (свяжите нитками) .

2. Вставьте пучок соломы и сформируйте руки (свяжите нитками) .

3. Из нижней части соломы сформируйте ноги (свяжите нитками) .

4. Из небольшого пучка соломы сделайте прическу, приклейте клеем.

5. Выполните из тесьмы глаза, рот, нос. Приклейте их.

«Матрена из соломы»

Программное содержание: Беседа о том, какой ребята представляют себе Матрену. Дидактическая игра «Да-нет». Пальчиковая гимнастика «Колосок». Отрабатывать навыки работы с соломой.

Материалы и инструменты: солома, тонкая тесьма, клей «Момент», нитки, ножницы, кисть, кусочки ткани, игла.

Ход работы:

1. Согните пучок соломы пополам. Сформируйте голову (свяжите нитками) .

2. Вставьте пучок соломы и сформируйте руки (свяжите нитками) .

3. Из нижней части соломы сформируйте ноги (свяжите нитками) .

4. Из небольшого пучка соломы сделайте прическу, приклейте клеем.

5. Выполните из тесьмы глаза, рот, нос. Приклейте их.

6. Сшить одежду для матрены.

«Соломенный конь"

Программное содержание: Загадка о коне. Чтение стихотворений о лошадях. Чтение произведения Ю. Дмитриев «ЖЕРЕБЯТА И ЩЕНЯТА» (отрывок). Отрабатывать навыки работы с соломой.

Материалы и инструменты: солома, тонкая тесьма, клей «Момент», нитки, ножницы, кисть, игла, 2 бусины.

Ход работы:

1. Согните пучок соломы пополам.

2. Верхнюю часть перевяжите нитками.

3. Далее согните верхнюю часть и перевяжите нитками – получилась голова коня.

4. Затем соломку разделите на 2 части и перевяжите каждую, получились ноги коня.

5. Затем возьмите еще пучок соломы и привяжите его посредине передней части туловища лошади.

6. Согните пучок соломы пополам.

7. Верхнюю часть перевяжите нитками.

8. Затем соломку разделите на 2 части и перевяжите каждую, получились задние ноги коня.

9. Для того чтобы выполнить гриву, возьмите небольшие пучки соломы, пополам и привяжите их к шее.

10. Затем выполните глаза.

Тема 4. Аппликация из листьев

«Кленовая модница»

Программное содержание: Беседа с детьми «Что такое мода? ». Сюжетно-ролевая игра «Показ мод». Вспомнить правила работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, сухой цветок, черешки, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, черный фломастер, иллюстрации.

Ход работы:

1. Разрежьте лист овальной формы пополам: из половинки листа получится юбка.

2. Кленовый лист намажьте клеем и расположите в центре картонного листа. Черешок листа – это шея, а сам лист – лиф платья.

3. На лиф наклейте юбку, на шею – кленовый лист-голову.

4. Из пятнистого листа вырежьте полукруглую сумочку и наклейте ее ниже рукава.

5. Подберите черешки для рук, ног и ручки сумки. Приклейте их в нужные места.

6. Вырежьте из бумаги лицо и приклейте его поверх прически.

7. Наклейте сухой цветок-брошь и глазки, нарисуйте фломастером улыбающийся ротик.

«Завтрак в гнездышке»

Программное содержание: Чтение потешек о птицах. Загадки о птицах. Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери». Чтение рассказа «ПТИЧЬЯ КЛАДОВАЯ» (В. Сухомлинский). Отработка навыков работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, толстая палочка, тонкие ветки, березовая сережка, двусторонний скотч, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, черный фломастер, иллюстрации птиц.

Ход работы:

1. Для изображения лапок птицы потребуется растение с тройчатыми листьями (трилистник) .

2. Приклейте большой овальный лист-туловище, лист-крыло и лапки на лист-основу. Положите картину под пресс.

3. Намажьте толстую палочку клеем и расположите под лапками.

4. Когда палочка надежно приклеится к картону, над ее выступающим концом приклейте двусторонний скотч. На верхний клеящийся слой уложите тонкие сухие ветки.

5. Из листьев вырежьте круглые птичьи головы (1 большую и 3 поменьше) и 4 клюва, по форме напоминающих флажки. Наклейте детали на картон.

6. Намажьте клеем березовую сережку и поместите ее в клюв большой птицы.

7. Наклейте птичкам глазки.

«Ослик»

Программное содержание: Загадка. Чтение стихотворения «Ослик».

Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Отработка навыков работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, самоклеящиеся глазки, иллюстрации.

Ход работы:

1. Разрежьте кленовый лист, как показано на иллюстрации. Центральная часть потребуется для изображения ушей.

2. На лист-основу наклейте большой овальный лист-морду, а на него приклейте уши.

3. Из бумаги вырежьте деталь, по форме напоминающую треугольник с закругленными углами, и наклейте ее в нижнюю часть морды.

4. Из темных сухих листьев вырежьте 2 кружка-ноздри.

5. Подберите небольшой листик, который изобразит прическу, намажьте его клеем и расположите у основания ушей. Положите картину под пресс.

6. Наклейте глазки.

Тема 5. Объемная композиция

«Черепаха»

Программное содержание: Чтение стихотворения о черепахе. Загадка.

Дидактическая игра «Воздух, земля, вода». Пальчиковая игра «Черепаха». Вспомнить правила работы с шишками, желудями, каштанами, грецкими орехами и др. природными материалами.

Материалы и инструменты: грецкий орех, пластилин, цветной картон, ножницы.

Ход работы:

1. На скорлупе с помощью пластилина сделайте пятна разных оттенков коричневого цвета.

2. Далее из зеленого пластилина выполните туловище, лапы, хвост и голову черепахи.

3. После чего прикрепите все детали туловища к скорлупе.

4. Из пластилина выполните глаза и рот черепахи.

«Паучки»

Программное содержание: Загадка. Пальчиковая игра «Паучок».

Дидактическая игра «Да-нет». Отрабатывать умение работать с шишками, желудями, каштанами, грецкими орехами и др. природными материалами.

Материалы и инструменты: 2 крупных каштана, 1 плюска, маленькие веточки, пластилин, клей, шило.

Ход работы:

1. В каштане с боковых сторон сделайте 6 отверстий для ножек.

2. Смазав отверстия клеем, вставьте в них веточки.

3. Прикрепить ножки можно и с помощью пластилина.

4. Из плюски желудя выполните шляпку для паучка и оформите ее цветным пластилином.

5. Из пластилина сделайте глаза и рот для паучка.

«Козлик»

Программное содержание: Чтение стихотворения про козлика. Загадка. Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери». Пальчиковая игра «Два козленка». Отрабатывать умение работать с шишками, желудями, каштанами, грецкими орехами и др. природными материалами.

Материалы и инструменты: грецкие орехи, пластилин, шило, спички, ножницы.

Ход работы:

1. Для головы козлика возьмите небольшой грецкий орех, а для туловища – орех покрупнее.

2. Выполните в каждом орехе по 1 отверстию.

3. Соедините туловище и голову с помощью спички и пластилина.

4. Для ног сделайте 4 отверстия в орехе-туловище.

5. Вставьте в подготовленные отверстия спички с помощью пластилина.

6. Затем из пластилина выполните мордочку, рога и глаза.

«Бабочка»

Программное содержание: Чтение стихотворения про бабочку. Пальчиковая игра «Бабочка». Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает». Все поделки объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек».

Материалы и инструменты: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы, листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка, салфетка.

Ход работы:

1. На боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) нанесите тонкий слой пластилина или клея.

2. Листья-крылья плотно сожмите у основания и присоедините к туловищу.

3. Головку бабочки сделайте из свежего плода шиповника.

4. В него вставьте усики из веточек или тонкой проволоки и соедините с туловищем.

«Стрекоза»

Программное содержание: Чтение стихотворения про стрекозу. Загадка. Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает». Выставка детских работ.

Материалы и инструменты: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин.

Ход работы:

1. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову.

2. Из семян яблока или зорянки сделать глаза и расположить их в верхней части головы.

3. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади.

4. Крылья стрекозы — крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка.

5. Усы и лапки сделать из тонкой проволоки.

«Котенок»

Программное содержание:Чтение стихотворения «Котенок». Дидактическая игра «Четвертый лишний». Пальчиковая игра «Котята».

Материалы и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.

Ход работы:

1. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы.

2. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои.

3. Из двух острых чешуек еловой шишки сделать уши.

4. Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички.

5. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.

«Гномики»

Программное содержание: Беседа с детьми о том, кто такие гномики. Какими они себе представляют их. Дидактическая игра «Бывает-не бывает». Придумать с ребятами сказку про гномиков.

Материалы и инструменты: шишки, желуди, маленькие веточки, цветная бумага, пластилин, ножницы, карандаш.

Ход работы:

1. Аккуратно склейте 2 шишки с помощью пластилина – получилась голова и туловище.

2. К нижней шишке (туловищу) с помощью пластилина приклейте половинки желудя – получились ноги.

3. С помощью пластилина приклейте веточки-ручки.

4. Затем из цветного пластилина выполните глаза и рот.

5. Украсить гномиков можно, вырезав из цветной бумаги забавный колпак или бусы.

Тема 6. Поделки из семян (8 часов) .

«Ежик»

Программное содержание: Загадка про ежика. Чтение стихотворения про ежика. Пальчиковая игра «Еж». Учить ребятам навыкам работы с семенами.

Материалы и инструменты: семена подсолнечника, пластилин, основа-туловище из картона.

Ход работы:

1. Взять основу-туловище ежика.

2. Аккуратно на всю основу нанести пластилин тонким слоем.

3. Аккуратно на всю основу прикрепить семена-иголки.

4. Из другого цвета пластилина сделать глазки.

«Подсолнух»

Программное содержание: Загадка. Дегустация продукции из семян подсолнуха (козинаки, халва). Беседа о том, что изготавливают из семян подсолнечника. Пальчиковая игра «Солнышко».

Материалы и инструменты: семена подсолнечника, пластилин, основа из картона, сухие листья.

Ход работы:

1. Взять основу подсолнуха (круг из картона) .

2. Аккуратно на всю основу нанести пластилин тонким слоем.

3. Аккуратно на всю основу прикрепить семена.

4. По краям основы прикрепить небольшие сухие листья – лепестки подсолнуха.

Панно из семян «Цветы»

Программное содержание: Загадки про цветы. Дидактическая игра «Цветочный магазин».Отрабатывать навыки работы с семенами.

Материалы и инструменты: картон, семена тыквы, семена арбуза, пластилин, семена дыни, кофейные зерна, фасоль, семена крылатки, клей.

Ход работы:

1. Из пластилина вылепите серединки цветов, прикрепите их к бумаге.

2. Лепестки сделайте из семян тыквы, арбуза и дыни, воткнув их в пластилин.

3. Фасоль и семена крылатки прикрепите к бумаге с помощью клея.

4. Из кофейных зерен сделайте жучков, закрепив их на лепестках цветов с помощью пластилина или клея.

Панно из семян «Бабочка»

Программное содержание: Чтение стихотворения про бабочку. Пальчиковая игра «Бабочка». Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает».

Материалы и инструменты: картон, семена тыквы, клей, цветная бумага, ножницы, акварельные краски.

Ход работы:

1. Тело и головку бабочки вырежьте из цветной бумаги и наклейте на картон.

2. Положите картину под пресс.

3. Наметьте карандашом контуры крыльев.

4. Крылья выложите из семян тыквы, приклеивая их близко друг к другу.

5. Из тыквенных семян выполните рамку панно.

6. Акварельными красками дорисуйте детали панно (глазки и усики бабочки, узоры на крыльях) .

Панно из семян «Лодочка»

Программное содержание: Беседа с детьми о том, что если бы они были мореплавателями куда бы они хотели отправиться. Дидактическая игра «Да-нет». Отрабатывать навыки работы с семенами.

Материалы и инструменты: семена подсолнечника и арбуза, зерна кукурузы, пшено, картон, карандаш, клей.

Ход работы:

1. Наметьте на листе картона контуры будущего парусника.

2. Смазывая отдельные участки клеем, посыпайте их зернами, семенами и пшеном.

3. Вы можете сделать парус из пшена, а корпус – из зерен кукурузы.

4. Красивые волны получатся из семян арбуза и подсолнечника.

Тема 7.«Природа и фантазия» - выставка

Программное содержание: подвести итоги работы кружка. Организовать выставку всех детских работ. Пригласить на выставку родителей. Вручить ребятам награды (самый аккуратный, самый трудолюбивый, самый активный и т. д.) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Родничок".Подготовительная к школе группа

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Родничок" предназначена для детей дошкольного возраста  6 - 7лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НОДА ДЦП.

Детский  церебральный  паралич (ДЦП) - заболевание,  которое  возникает  с  рождения. В  основе  этого  заболевания лежит,  прежде всего, нарушение дв...

Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» в средней группе

Рабочая программа в которой описана работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.Происходит не только сенсо...

Рабочая программа кружка «Мастерилка» во второй младшей группе

Программа «Мастерилка» нацелена на развитие мелкой моторики рук и формирование мотивации трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе

Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...

Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)

Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области....