Программа кружка «Природа и фантазия»
методическая разработка по окружающему миру на тему
Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач
воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста
(хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки
раннего выявления способностей, дарований личности. Работа с
природным материалом таит в себе большие возможности сближения
ребѐнка с родной природой, воспитания бережного заботливого
отношения к ней.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества.
Считаю, что дошкольников необходимо учить использовать его в работе
по изготовлению различных поделок, игрушек. С этой целью создала
кружок «Природа и фантазия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Мценска «Детский сад №6»
Утверждаю:
Зав. МБДОУ №6________________
О. Б. Глазкова
Программа кружка
«Природа и фантазия»
Составила
воспитатель МБДОУ № 6
г. Мценск
1. Актуальность
Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач
воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста
(хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки
раннего выявления способностей, дарований личности. Работа с
природным материалом таит в себе большие возможности сближения
ребѐнка с родной природой, воспитания бережного заботливого
отношения к ней.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества.
Считаю, что дошкольников необходимо учить использовать его в работе
по изготовлению различных поделок, игрушек. С этой целью создала
кружок «Природа и фантазия».
Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют
их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять
целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в
работе глаза и руки, совершенствованию координации движений,
гибкости, точности в выполнении действий.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на
умственное развитие ребѐнка, на развитие его мышления, способствует
развитию внимания – повышается его устойчивость, формируется
произвольное внимание.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют
любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое
искание, возможность добиться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления
поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе
создания красивой игрушки, очень важны для общего развития,
способствует развитию личности, воспитывает характер.
В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у
них контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении
поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать
образец и планировать последовательность действий, но и контролировать
себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть
индивидуальным и коллективным. Коллективный труд формирует у детей
умение планировать свою деятельность с учетом общей цели, умений
распределять операции. Так, работа с природным материалом становится
эффективным средством гармоничного развития детей.
Работая с природным материалом и инструментами, дети приобретают
целый ряд практических умений и навыков. Знакомясь с собственно
природным материалом (плодами, семенами, цветами, травами,
кустарниками, деревьями, минералами), они узнают способы их
обработки, вычленения, скрепления (клей, проволока, нитки, пластилин).
Дети учатся правильно пользоваться материалами и инструментами,
содержать их в порядке, овладевают умением в точной
последовательности выполнять задания, особенно при составлении
тематических декоративных композиций.
Программа рассчитана на два года обучения детей 5 – 7 лет.
Длительность занятия 25 – 30 мину4т один раз в неделю.
Цель программы:
Развивать творческие и конструктивные способности детей, прививать
бережное отношение не только к животному и растительному миру, но и к
неживой природе нашей планеты.
Задачи:
1. Развивать умение работать в точной последовательности.
2. Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительный
контроль движений и твердости руки.
3. Формировать эстетический вкус.
4. Развивать чувство прекрасного, желание самостоятельно
изготавливать поделки и радоваться им.
5. Расширять кругозор, закреплять сознание себя частью природы.
6. Воспитывать трепетное, бережное отношение ко всему живому на
Земле.
7. Познакомить с основами эстетической грамоты
Интеграция образовательных областей в программе кружка «Природа
и фантазия»
Образовательные
области
Образовательные задачи
Физическое развитие
- воспитывать положительные черты характера,
нравственные и волевые качества
(настойчивость, самостоятельность, смелость,
честность, взаимопомощь, трудолюбие)
Социально- коммуникативное развитие
- развивать умение регулировать свое поведение
в соответствии с принятыми нормами и
правилами;
- содействовать самостоятельному и
осознанному выполнению правил личной
гигиены;
- учить проявлять доброжелательность,
эмоциональную отзывчивость в общении с
взрослыми и сверстниками;
- формировать адаптивное поведение в
коллективе.
- учить соблюдать меры безопасности при
обращении с острыми предметами, хрупкими
вещами;
- формировать начальные представления об
экологически грамотном и безопасном
поведении в природе (не бросать мусор, не
разорять птичьи гнѐзда, муравейники, не рвать
траву и т.п.)
- воспитывать трудолюбие и ответственность
(стремление включаться в совместные трудовые
действия, доводить начатое дело до конца);
- обеспечивать право выбора материалов,
возможность самостоятельного принятия
решения.
- продолжать формировать элементарные
способы сотрудничества (договариваться,
действовать согласовано, помогать друг другу,
заботиться о своевременном завершении
совместного задания).
Познавательное развитие
- формировать чувство патриотизма и любви к
природе родного края;
- продолжать формировать основы
экологически грамотного поведения,
экологической культуры, навыки
ресурсосбережения;
- учить бережно относиться к живой и неживой
природе;
- приучать экономно расходовать воду, бумагу,
пластилин;
- помогать видеть красоту и разнообразие
природы.
Предшествующая работа
В начале учебного года беседую с детьми и их родителями о
занятиях в кружке «Природа и фантазия». Объясняю родителям
важность развития эстетических, конструктивных, познавательных
навыков детей для дальнейшего обучения в школе, развития
творчества и художественного вкуса через занятия в кружке.
Показываю поделки детей, которые раньше посещали кружок,
отклики родителей о занятиях их детей в кружке. Затем с
воспитателями старших и подготовительных к школе групп
составляю списки детей, желающих посещать занятия, учитывая их
способности и психологические особенности, а также желание
родителей воспитанников. На собрании знакомлю родителей с
целью, задачами и учебно-тематическим планом кружка,
составляем заявления родителей на посещение занятий кружка их
детьми.
Формы работы
1. Экскурсии в природу.
2. Авторские и коллективные работы детей.
3. Изготовление открыток, сувениров к праздничным датам для
детей и родителей.
4. Изготовление символов, посвященным Всемирным дням Земли,
воды, растительного и животного мира.
5. Использование репродукций картин, иллюстраций книг,
произведений детской художественной литературы (стихов,
сказок, рассказов), фольклорных произведений (пословиц,
поговорок, песенок, потешек) и др.
6. Использование упражнений пальчиковой гимнастики для
развития мелкой моторики.
7. Тесное сотрудничество детей и взрослого.
Ожидаемый результат
Сформировать у детей следующие знания:
1. Что такое природный материал и когда его надо заготавливать.
2. Как правильно засушить листья и цветы.
3. Что такое гербарий и коллекция минералов.
4. Какие растения и минералы можно собрать в нашем регионе.
5. Как через наблюдательность и фантазию можно увидеть
будущую поделку.
6. Как правильно выбрать последовательность еѐ изготовления.
7. Как исправить недостатки.
Результативность
К концу года дети умеют:
1. Составлять замысел и последовательность изготовления
поделки.
2. Работать в точной последовательности.
3. Уметь создавать композиции из различных готовых деталей.
Диагностика
К концу первого года обучения ребенок умеет:
1. Правильно заготавливать растения (листья, цветы, травы),
семена деревьев (желуди, каштаны, крылатки клена, ясеня),
2. семена растений, овощей, фруктов (подсолнуха, арбуза, дыни,
тыквы, хурмы и т.д.).
3. Создавать простейшие поделки по образцу путем соединения
элементов клеем, пластилином, нитками, проволокой.
4. Работать ножницами по бумаге, картону, ткани.
5. Пользоваться трафаретом, шаблоном.
6. Выделять основные цвета и некоторые оттенки цвета (2 – 3),
подбирать теплые и холодные тона.
К концу второго года обучения ребенок умеет:
1. Самостоятельно исследовать предлагаемый природный
материал, смело фантазировать, создавать новые оригинальные
поделки.
2. Использовать разнообразные приемы работы с природным
материалом (прокалывание, нанизывание, скрепление,
вырезывание) под присмотром или с помощью взрослого.
3. Самостоятельно комбинировать различные материалы.
4. Самостоятельно создавать композицию и определять место
своей работы в общей композиции.
5. Видеть прекрасное в своей работе и работе сверстников,
радоваться общим достижениям.
Все задания по выявлению уровня развития ребенка проходят в
игровой форме и проводятся в начале и конце учебного года.
Формы подведения итогов
1. Выставки в ДОУ и других организациях.
2. Участие в конкурсах.
3. Диагностика.
Учебно-тематический план работы кружка «Природа и фантазия»
I год обучения
Месяц | Тема занятий | Количество часов |
Сентябрь | Знакомство с природным материалом | 1 |
Знакомство с приемами работы | 1 | |
Аппликация из засушенных растений «Веселый человечек» | 1 | |
Аппликация из засушенных растений «Домик с садом» | 1 | |
Октябрь | Тихая заводь | 1 |
Лисенок | 1 | |
Пушистая овечка | 1 | |
Белка с орешками | 1 | |
Ноябрь | Кленовая модница | 1 |
Завтрак в гнездышке | 2 | |
Летучая мышь | 1 | |
Декабрь | Поднять паруса! | 1 |
Жук-олень | 1 | |
Кокосовая пальма | 1 | |
Балерина | 1 | |
Январь | Ослик | 1 |
Летающая Буренка | 1 | |
Рыбалка | 2 | |
Февраль | Старый город | 2 |
Жираф | 1 | |
Павлин | 1 | |
Март | Объемная композиция «Вертолет» | 1 |
Гусеница | 1 | |
Индюшка | 1 | |
Цветочный Эльф | 1 | |
Апрель | Олень | 2 |
Колючий скейтбордист | 1 | |
Филин | 1 | |
Май | Пчелиный рой | 1 |
Шоколадный заяц | 1 | |
Русалка | 1 | |
Эх, прокачу! | 1 |
Учебно-тематический план работы кружка «Природа и фантазия»
II год обучения
Месяц | Темы занятий | Количество часов |
Сентябрь | Ведьма (ткань) | 2 |
Пингвиненок | 1 | |
Солнечный человечек | 2 | |
Октябрь | Птенец (скорлупа) | 1 |
Папуас | 1 | |
Цапля | 1 | |
Ноябрь | Композиция «Скалолазы» (желуди) | 2 |
Композиция «Караван в пустыне» | 2 | |
Декабрь | Утка (грецкий орех) | 1 |
Рыба | 1 | |
Жираф | 1 | |
Слон | 1 | |
Январь | Гнездо с птицами и птенчиками (шишки) | 2 |
Рыбак | 2 | |
Февраль | Панно «Мухоморы» (семена) | 2 |
Пьеро (скорлупа) | 2 | |
Март | Вертолет (скорлупа) | 2 |
Домик (скорлупа) | 2 | |
Апрель | Космонавт (шишки) | 2 |
Повозка | 2 | |
Май | Композиция «Ворона и лиса» (орех) | 3 |
Цветы (перья) | 1 |
Литература
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – Просвещение, М.,
1992.
Большая энциклопедия развивающих игр и поделок. –
Издательство «Попурри», Минск, 2005.
Веретенникова С.А. Методика ознакомления детей с природой. –
Издательство «Учпедгиз», М., 1983.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного
материала. – Просвещение, М., 1984.
Конышева Н.М. Мастерим, размышляем, растѐм. – Издательство
«Линка – Пресс», М., 2003.
Куцакова Л.В. конструирование и ручной труд в детском саду. –
Просвещение, М., 1990.
Лубовска К., Згрыхова И. сделаем это сами. – Просвещение, М.,
1983.
Немешаева Е. Фантазии из природных материалов. – Издательство
«Айрис – Пресс», М., 2011.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве. – Издательство «Новая школа», М., 1995.
Перевертень Г.И. самоделки из бумаги. – Издательство
«Просвещение», М., 1983.
Черныш И. Поделки из природных материалов. – Издательство
«АСТ – Пресс», М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творим и размышляем на кружке «Природа и фантазия».
Цели работы кружка.1.Развивать мелкую моторику.2.Формировать предпосылки к трудовой деятельности:-закреплять интерес к результату своего труда и чувство гордости за него, стремление совершенствовать к...
Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"
Пояснительная записка В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...
Перпективный план кружка "Природа и фантазия"
кружок для дошкольников...
Рабочая программа кружка «Природа и фантазия» (старшая группа)
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка «Природа и фантазия» (подготовительная группа)
Рабочая программа...
Образовательная программа кружка «Природа родного края»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического о...
Программа кружка "Природа и фантазии"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 7 «СОЛНЫШКО» Программа кружковой работы«Природа и фантазии...