Программа ДО "Природа и фантазия"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ДОБРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Добровского муниципального района
«Согласовано» «Утверждаю»
на педагогическом Совете Директор МАУ ДО «ЦДО»
____________ Г. В. Трунов
Протокол №______ Приказ №__________
От «____»________2018г. «____» ___________2018г.
Общеразвивающая дополнительная
программа
«Природа и фантазия»
Социально – педагогической направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст детей - 4 - 6 лет
Составитель: Бортникова Тамара Васильевна,
педагог дополнительно образования
Программа реализуется в МБДОУ
детский сад «БЕРЕЗКА» с. Каликино
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………………3
1.1 Актуальность……………………………………………………………… 4
1.2. Новизна программы………………………………………………………..4
1.3. Общие сведения о программе…………………………………………… 5
1.4. Цели и задачи программы…………………………………………………5
1.5. Возрастные особенности дошкольников 4 -6 лет ……………………… 5-6
1.6. Содержание программы ………………………………………………… 6 -12
1.7. Формы проведения занятий………………………………………………12- 14
1.8. Педагогическая целесообразность программы …………………………14
1.9 Исследовательская деятельность ………………………………………..15
2. Учебно - тематический план …………………………………………. 16
3. Календарно - тематическое планирование кружка…………………… 17 - 20
5. Требования к уровню подготовки обучающихся……………………….…21
6. Формы и методы контроля …………………………………………………21
7. Методическое обеспечение…………………………………………………22
8. Список литературы………………………………………………………… 23
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли».
(В.А. Сухомлинский)
Природа — это удивительный феномен воспитательного воздействия на духовный мир человека и прежде всего ребенка.
Природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много чудесного и необычного.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Через общение детей с природой можно сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество.
Работа с природным материалом способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовление поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Ребята учатся анализировать образец и планировать последовательность действий.
Работа по изготовлению изделий из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, формирует такие качества как настойчивость, целеустремленность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, помогает воспитывать гармонически развитую личность. Природа подсказывает темы занятий и сюжеты для изготовления изделий. Особенность этой программы заключается в том, что содержание разделов и тем включает многообразие видов используемого природного материала, что позволяет создавать максимально разнообразные изделия и предоставляет простор для детской фантазии и творчества. Содержание тем подобрано по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет обучающимся последовательно осваивать более сложные способы и приемы изготовления изделий, не испытывая трудностей, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, каштаны, семена клена, ясеня и других деревьев. Дети рассматривают собранный материал, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой - это очень увлекательное и приятное занятие. Общение с природным материалом обогащает ребенка, учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им.
Актуальность
Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Природа - замечательная мастерская. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом (поделки из шишек, орехов, семян) - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы
Новизна программы
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Работа с разными природными материалами, бумагой, нитками, пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Общие сведения о программе
Возраст обучающихся – 4 - 6 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.
В группу обучения принимаются все желающие без предварительного отбора и конкурса. Состав группы постоянный.
Занятия проводятся с сентября по май. Режим занятий: две группы по 25 минут 2 раза в неделю.
Наполняемость групп – 2 группы по 10 человек.
Программа рассчитана на один год обучения с данными группами детей.
Общее количество занятий 1 год обучения - 72 часа.
Цель программы:
раскрытие и развитие творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе;
развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
воспитание бережного отношения к природе, осмысление роли человека в сохранении природы.
Задачи:
Образовательные:
развивать экологическую культуру дошкольника через художественное творчество;
развивать основы системных знаний о растительном мире;
познакомить с особенностями разных видов природного материала;
научить технологии изготовления поделок с использованием природных материалов;
расширять представления детей об окружающем мире;
пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру растений;
развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости;
развивать и формировать трудовые навыки и
практические умения.
Воспитательные:
формировать и воспитывать личностные качества: аккуратность, терпение, усидчивость, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручку;
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к русской культуре и традициям;
воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
прививать навыки культуры здорового образа жизни.
Возрастные особенности дошкольников 4 -6 лет
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы. Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Данная программа предназначена для детей 5-6 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 4-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 4-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому на данном этапе развития дошкольников необходимо приучать их к более сложными техниками и приёмами работы, которые ребёнок уже в силах запомнить.
Что касается лепки, то в её процессе больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.
В возрасте 4-6 лет дети уже имеют определённые знания относительно лепки и аппликации, приобретённые раньше, поэтому воспитатель имеет возможность творчески выбрать тему занятия, учитывая интересы детей, наличие знаний и умений, ранее приобретённых. Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа.
Содержание программы
Данная программа «Природа и фантазия» предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и навыков. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения).
Программное содержание разделов
Работа с бумагой, салфетками (аппликация, обрывная аппликация, оригами)
Программное содержание: продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции. Учить вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями. Учить делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. Закреплять умение: вырезать части овальной формы; вырезывать на глаз мелкие детали. Учить подбирать цвета, правильно передавать соотношение по величине. Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику. Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Оригами
Закреплять умения, создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.). Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка». Учить находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей. Вызывать желание создавать сюжетные композиции, дополнять предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображения. Продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.
Аппликация с использованием природного материала
Пробуждать интерес воспитанников к природному материалу, желание действовать с ним, учить видеть в знакомых ему формах новые сочетания. Развивать умение детей сортировать природный материал по виду, размеру, цвету, помещая его в коробки. Активно воспринимать форму, цвет, запахи. Развивать воображение, фантазию детей, умение замечать в готовой поделке материал, из которого эта поделка изготовлена. Учить детей делать по образцу, использовать для соединения частей пластилин; формировать интерес к данному виду труда. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать умение детей договариваться, обсуждать возможные варианты создания коллективной работы; распределять между собой виды практической деятельности для создания общей поделки. Формировать умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей. Развивать у детей умение самостоятельно выбирать природный материал для изготовления задуманной поделки. Познакомить с природными материалами – крылатками, ракушками, шиповником, со скорлупой грецкого ореха, шишкой. Продолжить знакомство детей с рабочим инструментом – шилом, с особенностями его использования и техникой безопасности; формировать интерес к данному виду труда. Развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек; использовать оценку детских работ, как средство обучения. Я стараюсь развивать у детей природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, моторику рук и глазомер, поэтому: направлением кружка является развитие художественно-эстетических способностей детей через работу с природными материалами. Он ориентирован на развитие детского творчества как первоначальную ступень художественной деятельности, которая позволяет ребенку познавать новое. Здесь собрано разнообразные коллекции природных материалов, дети используют его для создания оригинальных скульптур, аранжировок, рельефных картин и композиций, а также игрушек. Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление игрушек и разных поделок - труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематических занятий с природным материалом детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, сравнивают. Большой интерес у детей вызывает изготовление игрушек - забав, что способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Красота и разнообразие природного материала, изготовленные игрушки и поделки собственными руками вызывает яркие эмоции у детей, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка. Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении поделок дети учатся анализировать, планировать последовательность действий, контролировать себя по ходу работы. При изготовлении коллективных композиций у детей формируются дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества. Занятия с природным материалом несут живую энергетику, благотворно влияющую на здоровье и психику ребенка. Ожидаемый результат я хочу научить детей, как соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе, выполнять работу самостоятельно, используя знания, умения, навыки, сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь. Привить любовь к природе, чтоб дети научились беречь и ценить природу.
Нетрадиционное рисование
Программное содержание: учить рисовать пальчиками очень полезно для развития мелкой моторики рук. Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, лебедя используя разные элементы украшения. Развивать композиционные умения. Рисование по мятой бумаге даёт самые неожиданные эффекты и объемность. Ознакомить с нетрадиционной изобразительной техникой монотипии. С помощью техники рисования «монотипия» обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки. Детей обучить приёмам работы зубной щеткой и линейкой, в ходе которой демонстрировать технику «набрызг». Развивать образное представление и воображение; воспитывать любовь к природе. Вызвать интерес к зимней тематике. Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит, Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок для стволов (темно-коричневую, темно-серую, черную, зеленовато-серую) и различные приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-cepый), использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Учить детей рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности: строение, расположение почек, листочков, их цвет. Учить детей готовить на палитре оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять технические навыки рисования кистью и красками. Закреплять умение передавать картину природы, характерные признаки весны. Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить детей приему размывки, рисовать по сырому слою бумаги.
Лепка
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей, затем соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Этот способ применяется во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический - способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.
Комбинированный - способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина, и из отдельных деталей или частей. Например, из куска лепим часть: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы. Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать комбинированный способ лепки, а рабочим материалом, как правило является пластилин или солёное тесто.
С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно: делить пластилин на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко); создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец); раскатывать пластилин прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша; заострять и закруглять предметы; раскатывать пластилин круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать пластилин пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники; делить пластилин на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем.
С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи: делить пластилин на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички); лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка); лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой. Учить чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях).Развивать творчество и инициативу. Продолжать формировать умение передавать мелкие детали, работая пальцами. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор и с Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности, экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста кладки на одежде людей и т.п. Формировать умение раскатывать шар и сплющивать его, вырезать с помощью шаблона и стеки. Развивать мелкую моторику рук. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус. Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение. Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт; Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания. Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки. Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. Продолжать освоение рельефной лепки; учить вырезать по шаблону. Продолжать учить лепить цветы из соленого теста и украшать разными кружочками с помощью теста, использовать стеку, для четких лепестков цветка.
Экскурсии, наблюдения, опыты.
Экскурсии по экологической тропе. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с природой, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.
Необходимо: воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия; формировать знаний о природе; показать детям многообразие растительного мира окружающей среды; развивать сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение; развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них; воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе; вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; развитие первоначальных географических представлений, знакомство со способами ориентирования на местности; активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка. Вспомнить с детьми, как выглядят деревья в осеннем уборе, какие разные деревья, кусты они видели. Предложить изобразить картину «Золотая осень». Ознакомление с растительным миром. Особенности строения, внешнего вида, окраски деревьев и кустарников. Способы изображения хвойных и лиственных деревьев. Вспомнить, задавая вопросы детям, что характерно для поздней осени (идет дождь, иногда снег, листья почти облетели, деревья потемнели, гнутся от сильного ветра, по небу часто движутся темные тучи). Поговорить об использовании разных материалов для рисунка. На прогулках обращать внимание на то, какие развесистые большие деревья, какими кажутся толстые и тонкие ветви по цвету, рассматривать иллюстрации, peпродукции с изображением деревьев. Уточнить впечатления детей, полученные во время наблюдений на прогулках, при рассматривании иллюстраций. Сказать детям, что надо рисовать развесистое дерево. Спросить детей, все ли ветки дерева одинакового цвета, какие веточки кажутся светлее. Уточнить, как это передать в рисунке. Рассматривание веток деревьев, кустов. Заранее поставить разные ветки в группе, чтобы на них рас пустились листья. Обследовать веточку, выбранную для изображения. Уточнить характерные детали. Беседа о весеннем пейзаже наблюдения на прогулках, экскурсиях. Вспомнить с детьми характерные особенности весны, предложить нарисовать разные картины о весне (по желанию детей). Рассматривание весенних цветов. Предложить определить характерные особенности растений.
Формы проведения занятий
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Применяем - словесно-описательный; репродуктивный; занятия под руководством преподавателя; автономная активность; словесные: диалоги, развивающие игры, экскурсии; наглядные просмотр произведений искусства, работа с литературой, экземпляры поделок; практические: изготовление иллюстративных моделей, образцов.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные навыки ручной работы с природными материалами, в дополнении с разными материалами бумагой, картоном¸ нитками, клеенкой и другой материал.. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования новых поделок.
Ни для кого не секрет, что дети любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественной деятельности, художественного творчества, в котором их пластического материала создаются объемные образы.
Техника лепки богата и разнообразна, и при этом доступна каждому ребенку. Ребенок не только видит, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет ее. Основным инструментом является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с материалом. Самым интересным, доступным и популярным становится лепка из соленого теста. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий, безвредный. Работа с тестом доставляет ребенку удовольствие и радость. При изготовлении поделок из теста, салфеток, бумаги у детей развивается художественный вкус, воображение, мышление, внимание, память, мелкая моторика, у детей обогащается речь, расширяется словарный запас. Работа с бумагой, с салфетками, с зерном весьма трудоемкий процесс и долгий, требующий большого терпения и работоспособности, но результат приносит радость и удовлетворение. Приобщая ребенка к миру прекрасного, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки и сборки изделий, не испытывая особых трудностей. Такой метод обучения помогает обучающимся найти уверенность в своих силах, пробуждает интерес к занятиям.
Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для этого возраста характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность, желание сделать своими руками что-нибудь красивое. Темы занятий позволяют использовать эту эмоциональную отзывчивость детей, любовь ко всему живому для создания интересных и оригинальных работ из природного материала, одновременно углубляя познания детей об окружающем мире, расширяя их кругозор.
Основные принципы организации занятий: наглядность, доступность, системность, последовательность, преемственность, научность.
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые будут проходить 1 раз в полугодие и позволит провести мониторинг образовательного процесса, т.е. проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям:
- качество исполнения;
- соответствие работы возрасту ребенка;
- оригинальность идеи.
Формы работы:
- Беседы – диалоги.
- Индивидуальные и коллективные творческие работы.
- Оформление выставки.
- Рассказы воспитателя.
- Рассматривание иллюстраций.
- Изготовление поделок.
- Детская исследовательская работа.
- Экскурсии.
- Игры на фланелеграфе.
Материал:
- Бумага с рисунком или раскраски для малышей.
- Клей ПВА, лак, ножницы.
- Шерстяные нитки различной расцветки.
- Бумажные салфетки.
- Всевозможные природные материалы.
- Зернышки различных круп.
- Цветная бумага, разноцветный картон.
- Пуговицы.
- Основа для изготовления ДВП, ДСП.
Педагогическая целесообразность программы
Основная идея программы – развитие у детей старшего дошкольного возраста мотивации к творчеству. В процессе творческой деятельности, изменяется сам человек, т.е. форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его творческому развитию, формированию гармонически развитой личности. А формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития.
В процессе работы обучающиеся знакомятся с правилами подбора цветовых сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных материалов, учатся выполнять коллективные работы, поделки - сувениры.
В план работы включены темы:
«Работа с разными видами бумаги». Материал для этих поделок не является непосредственно взятым из природы, но детям объясняется, что нитки бывают животного и растительного происхождения, а цветная и газетная бумага и картон, используемые при изготовлении аппликаций получается из отходов древесной промышленности.
Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию. Природные дары собираются вместе с детьми во время экскурсий и затем используются на занятиях. На экскурсиях большое внимание уделяется правилам поведения в природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило.
Труд по изготовлению поделок может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Исследовательская деятельность
Содержание программы предполагает исследовательскую деятельность. Для организации этой деятельности большое значение имеют практические работы во время экскурсии
Такие экскурсии дают возможность не только изучить родной край, развить положительное отношение к окружающему миру, но и выявить и проследить отдельные связи в экосистемах, освоить методику исследовательской работы, понять причинно-следственные связи, развить оценочные суждения.
Наблюдения за неживой природой – проводим опыты «Изучаем воздух», опыты с водой «Ой, как интересно».
«Изучаем воздух» и делаем выводы:
Воздух есть повсюду, он нас окружает. Воздух невидимый, через него все видно. Чистый воздух не имеет запаха. Изучаем воду и воздух и делаем выводы. Одним из существенных слагаемых динамики образовательного процесса является дидактические игры, которые позволяют реализовать все ведущие функции обучения (образовательную, развивающую, воспитательную), способствуют активизации мыслительной деятельности и формированию широких познавательных интересов.
Рекомендуются проводить следующие игры:
Игры-упражнения. Игры-путешествия. Игры-расследования.
Основной метод – практическая работа. Изготовление поделок из природного материала имеет большое значение для гармонического развития детей. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение, воспитывают художественный вкус. Словесные методы используются для объяснения и инструктажа по ТБ при изготовлении изделий.
Применяются и другие методы и приёмы обучения.
При объяснении теоретической части занятия используются иллюстрации, фотографии, карточки, диафильмы, готовые поделки.
При проведении практических работ сначала производится инструктаж по ТБ, проведению занятий, а затем дети самостоятельно под наблюдением педагога выполняют задание.
Учебно - тематический план ДО «Природа и фантазия»
2018 - 2019 год обучения
№ | Наименование раздела и тем программы | Всего часов | Кол-во часов по теории | Кол-во часов практических занятий |
1 | Беседы | 2 | 1 | 1 |
2 | Экскурсии | 3 | 1 | 2 |
3 | Аппликация | 5 | 1 | 4 |
4 | Нетрадиционная техника рисование | 22 | 5 | 17 |
5 | Лепка | 9 | 2 | 7 |
6 | Рельефная лепка | 1 | 0 | 1 |
7 | Рисование под музыку | 5 | 1 | 4 |
8 | Рисование цветными мелками | 2 | 1 | 1 |
9 | Работа с природным материалом. | 11 | 3 | 8 |
10 | Поделки из соленого теста | 2 | 1 | 1 |
11 | Работа с бумагой | 8 | 1 | 7 |
12 | Квилинг | 2 | 1 | 1 |
Всего | 72 | 18 | 54 |
Календарно - тематическое планирование ДО
«Природа и фантазия» 2018 - 2019 год обучения
№ | Наименование раздела программы | Темы занятий |
Сентябрь | ||
1 | Беседа | Познакомить детей с работой кружка «Природа и фантазия». Рассматривание иллюстраций поделок. |
2 | Экскурсия | Экологическая тропа «Березки», «Горка» |
3 | Лепка | Лепка овощей по желанию детей |
4 | Лепка | Лепка фруктов по желанию детей |
5 | Лепка | Композиция «Овощи, фрукты – отличные продукты» |
6 | Работа с природным материалом (ракушки) | Использование пластилина, ракушек для изготовления животных. |
7 | Работа с природным материалом (ракушки) | Работа над композицией. |
8 | Работа с природным материалом (ракушки) | Композиция «Мои любимые животные» |
Октябрь | ||
9 | Беседа | Рассматривание иллюстраций, картин об осени, знакомство с художниками. |
10 | Нетрадиционная техника рисования | Рисование ватными палочками. «Осень золотая» |
11 | Работа с бумагой | Вырезать детали из бумаги для изготовления цветов. |
12 | Работа с бумагой | Склеивание лепестков. |
13 | Работа с бумагой | Композиция «Мои любимые цветы» |
14 | Объемная лепка | Композиция на диске |
15 | Объемная лепка | Композиция на диске |
16 | Нетрадиционная техника рисования | Техника ФРОТТАЖ |
Ноябрь | ||
17 | Нетрадиционная техника рисования | Техника ФРОТТАЖ |
18 | Нетрадиционная техника рисования | Рисование ВИЛКАМИ. |
19 | Нетрадиционная техника рисования | Рисование ВИЛКАМИ |
20 | Поделки из солёного теста. | Лепка по желанию детей |
21 | Поделки из солёного теста. | Лепка по желанию детей |
22 | Нетрадиционная техника рисования | Рисование свечой. |
23 | Нетрадиционная техника рисования | Рисование свечой. |
24 | Рисование (раскраски) | «Что за чудо эти сказки» |
Декабрь | ||
25 | Экскурсия | «Природа зимой» |
26 | Рисование под музыку | «Зимушка - зима» |
27 | Нетрадиционная техника рисования | Техника «Диапития» |
28 | Нетрадиционная техника рисования | Техника «Диапития» |
29 | Работа с бумагой | Вырезаем снежинки |
30 | Работа с бумагой | Вырезаем снежинки |
31 | Нетрадиционная техника рисования | Техника «Ниткопись» |
32 | Нетрадиционная техника рисования | Техника «Ниткопись» |
Январь | ||
33 | Экскурсия | Зимние забавы «Давайте поиграем» |
34 | Лепка на дисках | «Зимние фантазии» |
35 | Лепка на дисках | «Зимние узоры» |
36 | Нетрадиционная техника рисования | Техника рисования "Пуантилизм» |
37 | Нетрадиционная техника рисования | Техника рисования "Пуантилизм» |
38 | Нетрадиционная техника рисования | Техника рисования "Пуантилизм» |
39 | Объемная аппликация. | Зимний лес |
40 | Объемная аппликация. | Зимний лес |
Февраль | ||
41 | Рельефная лепка. | Зима |
42 | Аппликация «Подарок папе» | Рассматривание рисунков и подбор материала для изготовления подарка папе |
43 | Аппликация «Подарок папе» | Подготовка открытки или панно |
44 | Аппликация «Подарок папе» | Продолжаем изготовление подарка папе |
45 | Нетрадиционная техника рисования | Рисование солью. |
46 | Работа с бумагой | Рассматривание с детьми картинок и выбор композиции Подготовка материала для композиции «8 Марта» |
47 | Работа с бумагой | Изготовление цветов для композиции «8 Марта». |
48 | Работа с бумагой | Продолжаем работу над композицией «8 Марта». |
Март | ||
49 | Рисование под музыку | «К нам весна шагает» |
50 | Нетрадиционная техника рисования | Техника Эбру |
51 | Нетрадиционная техника рисования | Техника Эбру |
52 | Нетрадиционная техника рисования | Техника Эбру |
53 | Лепка | По желанию детей |
54 | Работа с природным материалом | Работа над композицией «Космические дали» |
55 | Работа с природным материалом | Изготовление поделок «Звезды» |
56 | Работа с природным материалом | Изготовление поделок «Ракеты» |
Апрель | ||
57 | Нетрадиционное рисование | Пухлыми красками. |
58 | Нетрадиционное рисование | Пухлыми красками. |
59 | Лепка на диске | Композиция «Волшебные цветы» |
60 | Квиллинг коллективная работа | Букет в вазе |
61 | Квиллинг коллективная работа | Букет в вазе |
62 | Работа с природным материалом. Топиарий коллективная работа | Работа над изготовлением топиария «Салют Победы». |
63 | Работа с природным материалом. Топиарий коллективная работа | Работа над изготовлением топиария «Салют Победы». |
64 | Работа с природным материалом. Топиарий коллективная работа | Работа над изготовлением топиария «Салют Победы». |
Май | ||
65 | Нетрадиционное рисование | Ватной палочкой |
66 | Нетрадиционное рисование | Ватной палочкой |
67 | Рисование | Свободное рисование на тему: «Красавица природа – и мы ее друзья» |
68 | Рисование | Оформление выставки «Красавица природа – и мы ее друзья» |
69 | Работа с природным материалом. Пуговицы | Выбор композиции с использованием пуговиц |
70 | Работа с природным материалом | Работа над элементами композиции |
71 | Рисование цветными мелками | По желанию детей |
72 | Рисование цветными мелками | Свободное рисование |
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы, и объединять их в коллективные композиции; улучшатся творческие показатели: фантазия, воображение.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
5. Дети будут обладать знаниями в области «Познание» (окружающий мир, экология).
6. Научатся различным приемам работы с природным материалом.
7. Познакомятся с искусством оригами, будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
8 Познакомятся с чудесами монотипии
9 Научатся рельефной лепке
10 Познают аппликацию в технике обрыва
11.Освоят приемы аппликации в технике скатывания
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Форма и методы контроля
Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков объединения «Природа и фантазия».
Качество выполнения работы.
- соблюдает последовательность и аккуратность при изготовлении изделия;
- выполняет работу быстро и четко, в соответствии с указанием педагога;
- помогает отстающим правильно сделать необходимую работу;
- оценка качества выполненной работы в целом.
Знание особенностей разных видов природного материала.
- знает названия и особенности разных видов изученных природных материалов;
- умеет объяснять правила работы с разными видами природного материала.
Творчество, фантазия.
- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;
- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении поделок;
- проявляет самостоятельность при изготовлении изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид.
Знание техники безопасности и правил поведения в природе.
- знает и соблюдает технику безопасности при работе с острыми и режущими инструментами;
- правильно выбирает нужные инструменты, пользуется ими четко и правильно;
- знает правила поведения в природе, на экскурсиях.
Проведение выставок детских работ. Составление альбома лучших работ. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. Тематические выставки в ДОУ. Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.
Диагностика усвоения детьми содержания программы «Природа и фантазия».
Фамилия, имя ребенка
Критерии оценки
Знает основные названия природных материалов.
Знает правила сбора природных материалов.
Знает основные правила подготовки природных материалов для дальнейшей работы с ними.
Знает названия инструментов и правила работы с ними.
Умеет провести анализ изделия; называет природные материалы, из которых выполнено изделие.
Степень усвоения детьми содержания программы кружка.
Усвоил
Частично усвоил
Не усвоил
Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации программы имеется хорошо освещенное помещение, достаточное для расположения 10 человек, включающее: специально оборудованные рабочие места; оборудование: компьютер, проектор;
инструменты и приспособления: ножницы, набор булавок, карандаши, ручки, линейки, циркули.
Используемый материал:
Рисование: различные предметы для рисования (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.
Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал (ракушки, цветы, семена, крупы и др.), различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.
Лепка: пластилин, солёное тесто (соль, мука, вода, клеёнки для работы с пластилином.
Для освоения всех разделов программы имеется следующее методическое обеспечение:
пакет методических разработок;
фотографии изделий;
чертежи различных изделий;
готовые образцы изделий;
подборка материалов из сети Интернет на электронных носителях;
презентации педагога;
альбом с фотоматериалами достижений учащихся.
Схемы.
Рисунки.
Фотографии и образцы различных работ.
Картотека дидактических игр.
Картотека пальчиковых игр.
Картотека дыхательной гимнастики.
Данная программа не требует больших финансовых вложений
Список литературы и интернет-ресурсы (при подготовке к занятию)
- ФГОС Л. В. Куцакова. «Трудовое воспитание в детском саду» 3-7 лет Мозаика-Синтез. Москва. 2015г.
- ФГОС О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Мозаика-Синтез. Москва. 2015г
- ФГОС Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» А.Дорофеева «Рассказы по картинкам» «Родная природа» 3-7 лет Мозаика-Синтез Москва. 2015г
- ФГОС Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» А.Дорофеева «Рассказы по картинкам» «Времена года» 3-7 лет Мозаика-Синтез Москва. 2014г
- ФГОС Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» А.Дорофеева «Рассказы по картинкам» «Осень» 3-7 лет Мозаика-Синтез Москва. 2015г
- ФГОС Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» А.Дорофеева «Рассказы по картинкам» «Зима» 3-7 лет Мозаика-Синтез Москва. 2015г
- ФГОС Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» А.Дорофеева «Рассказы по картинкам» «Весна» 3-7 лет Мозаика-Синтез Москва. 2015г
- ФГОС Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Мозаика-Синтез Москва. 2015г.
- Лесовская С.А. «Зверушки из пластилина» Москва «Эксмо» 2013г.
- Силивон В.А. «Лепилка» Минск «Попурри» 2010г.
- Кожохина С.К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» «Луч» г. Ярославль 2007г.
- Шалда В.В. «Цветы из ткани для любимой мамы» Москва «АСТ» 2007г.
- Деревянко Т.В. «Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ» 2010г
- Дорогов Ю.И. «Оригами шаг за шагом» Москва «АСТ» 2007г.
- Салмина Н.Г. «Учимся рисовать» Санкт-Петербург «Вентана –Граф» 2005г.
- Таришняя О.А. «Я рисую ладошками» Санкт-Петербург 2011г.
- Дубровская Н.В. «Украшения ручной работы» Санкт-Петербург «Сова» 2008г.
- Немешаева Е. «Зернышко к зернышку» Москва «Айрис-Пресс» 2010г.
- Кулакова Л. «Цветы из бумаги» Москва «Аст-Пресс» 2010г.
- Полозова Е.В. «Продуктивная деятельность» Воронеж 2007г.
- Журнал «Мистер Самоделкин» Изд. «Арбуз» Нижний Новгород 2011-2015г.
- Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
- Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.
- Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М. : Мозаика-Синтез, 2010. 1.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
- Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М. ТЦ «Сфера» 2006 год — (Серия «Вместе с детьми»).
- Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Природа и фантазия»
Календарно-тематическое планирование по программе "Природа и фантазия", период реализации - 3 года обучения....
Программа кружка "Детская фантазия" для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием - и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Зада...
Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...
Программа кружка "Пластилиновая фантазия" для детей старшей группы
Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результ...
авторская программа кружка "Бумажная фантазия" квиллинг
программа кружка по квиллингу, расчитана для детей средней, старшей, подготовительной групп....
Рабочая программа кружка "Цветная фантазия"
- укрепить чувство уверенности в своих творческих способностях, преодолеть робость, чувство страха перед чистым листом бумаги; - совершенствование техники владения кистью в пределах традици...
Программа кружка "Страна фантазий" для подготовительной группы
Программа кружка "Страна фантазий" для подготовительной группы...