Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"
план-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме

Сушина Ирина Владимировна

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошкольников к истокам народной культуры и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия  по познавательному  развитию и изодеятельности в средней группе

«В гости к нам пришла Матрешка»

28.10.2011

С-Петербург  ДОУ №79 Калининский район

Воспитатель Сушина Ирина Владимировна


Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности в средней группе

«В гости к нам пришла Матрешка»

 Цель:  Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

Программное содержание:

Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Методы:

Наглядный, словесный, практический, эвристический.

Приёмы:

Эмоциональный настрой (использование на занятии музыкальных произведений), показ и рассматривание иллюстрации, беседа, загадка, указания, пояснения, сюрпризный и игровой моменты.

Словарная работа

Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Материальное обеспечение:

СD-проигрыватель, иллюстрации  с изображением Матрешки, фигурки народной игрушки, игрушка Зайчика (для сюрпризного момента) шаблон с изображением  фигуры матрешки на пластилиновой основе, доски для работы   (на каждого ребенка), пластилин, природный материал для декорирования (горох, кофейные зерна и Т.Д.)

Музыкальное сопровождение:

СD диск «Русский фольклор для малышей» (Русский сборник 2002 год mp3)

Из содержания диска:

«Шел я полем, шел леском» (праздничная)

«На горе-то калина…» (хороводная)

«Белгородский хоровод», «Ой все кумушки домой» «Именины»

План занятия:

Сюрпризный момент.

Познавательно-развлекательный блок.

Беседа, музыкальная игра «Матрешечка-матрешка»

Продуктивный блок.

Лепка плоскостной матрешки

Итог занятия.

Выставка работ: «Наш вернисаж»

Ход   занятия:

 

  1. Сюрпризный момент

Под звучание фонограммы  народной музыки дети рассаживаются на стульчиках в кружок перед мольбертом  и демонстрационным столом. На мольберте размещены иллюстрации с изображением русской матрешки, на столе под вуалью спрятаны матрешки, в руках у воспитателя игрушка Зайчика.

Воспитатель:

- Посмотрите-ка ребята, к нам сегодня Зайка серый в гости пожаловал. Давайте расспросим его, де же он был, к кому в гости ходил.

Звучит запись народной потешки «Шел я полем, шел леском…» Дети слушают диалог:

« -Шел я полем, шел леском, лежит зайка под кустом. Зайка, серенький, где ты был-побывал?

-Был в городе, да на славной площади.

-Зайка, серенький, кого видал-повидал?

-Видел девочек хороших, видел девочек пригожих, Аннушку, да Марьюшку, да Катеньку, лучше всех.

- Заинька, серенький, они звали ли тебя?

-Звали. Аннушка – на часок, Марьюшка – на денек, Катюшенька-удала на недельку звала.

-Заинька, серенький, кормили ли тебя?

- Аннушка – блинами,  Манечка – пирогами, Катюшенька – удала кашу с маслицем дала.

-Заинька, серенький, уложили ли тебя?

-Аннушка под лавочку, Манечка – на лавочку, Катюшенька –удала подушечку подала»

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, у кого в гостях побывал наш Зайка?

Ответы детей: у подружек, сестричек, девочек.

Воспитатель:

-Вы все, конечно,  правы, но чтобы нам действительно узнать, у кого в гостях побывал наш Зайка, давайте отгадаем  загадку:

« Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

 В деревянные бока.

 А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

 Разрумянилась немножко.

 Это русская...»

Дети:

-Матрешка

  1. Познавательно-развлекательный блок

Беседа «В гости к нам пришла Матрешка»

Воспитатель:

-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

Воспитатель достает из-под вуали расписную фигуру матрешки, показывает детям и говорит от лица героини:

«Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»

Воспитатель:

-А где же они, твои подружки - сестрички?

Ответы детей: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель:

«Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.» Раскроем  Матрешку и посмотрим, что внутри.

Ребята, посмотрите, какие наши сестрички-Матрешки: очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.» Ребята, нравятся вам такие игрушки? Что вам в Матрешке особенно понравилось и запомнилось?

Ответы детей: да, нравятся

Ответы детей: она красивая, яркая, всегда улыбается,  нарядная,  у нее румяные щечки, она веселая,  в руке она держит корзинку с ягодами и т.п.

Воспитатель:

-Ребята, а во что одета  Матрешка?

Ответы детей: платок, фартук, сарафан, кофта

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает, поясняет, что в матрешке особенно понравилось, запомнилось.

Воспитатель:

«Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся»  А еще наши матрешки любят танцевать, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Музыкальная пауза

Танец «Матрешечка-матрешка»

Звучание фольклорной    хороводной композиции «На горе-то калина». Дети встают в кружок и выполняют произвольные ритмичные  движения в такт  музыке. Затем снова садятся на стульчики.

Воспитатель:

-А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева  … художник, мастер.

Воспитатель:

-А как нужно относиться к такой игрушке и труду  народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Воспитатель:

-А теперь я предлагаю вам тоже стать настоящими мастерами и самим изготовить свою красавицу-Матрешку.

  1. Продуктивный блок.

Лепка Матрешки

Воспитатель помогает  детям занять места  за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: пластилин, шаблоны пластилиновой плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (горох, кофейные зерна)  образец.

Детям предлагается картонный шаблон с пластилиновой основой, который они по своему усмотрению декорируют, используя, например, метод  надавливания небольших  пластилиновых шариков и располагая их  в виде цветочков, горошин.  Во время работы звучат народные хороводные мелодии.

  1. Итог занятия.

Воспитатель:

-Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Спасибо нашей гостье, Матрешке.  

Конкурс детских творческих  работ «Моя Матрешечка»

  1. Приложения

(использованная литература и интернет-ресурсы)

1.Аджи А.В.

 Конспекты интегрированных занятий в средней группе. Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2006

2.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

 Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Лыкова, И. А.

 Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.

4. Аникин В.П.

Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957

6.Аполлонова Н.А.

 Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6

7.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.

8. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000

 Интернет-ресурсы

www.forchel.ru

www.maaam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по музыке для детей 3-4 лет. Тема: «В гости к нам пришла Матрешка»

Дети под русскую народную музыку входят в зал и садятся на стульчики.Ведущий.Громче хлопайте в ладошки –В гости к нам идет Матрешка!В зал, под музыку, входит Матрешка, с корзиной в рукахВедущий....

Конспект интегрированной непосредственной образовательнойдеятельности с детьми средней группы по реализации на тему: «Путешествие в зимний лес»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Познание» «Физическая культура». «Музыкальное развитие»: « с иннов...

Конспект непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей Познавательное развитие (ФЭМП) на тему: «В гости к нам пришли матрешки».

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», « Художественно-эстетическое развитие»Виды деятельности: игровая, коммуни...

Конспект НОД по математике с детьми средней группы « В гости к нам пришли матрешки»

Представляю Вашему вниманию конспект НОД по математике для детей средней группы детского сада....

Конспект НОД с детьми средней группы на тему: " В гости к нам пришли матрешки"

Конспект НОД с детьми средней группы по знакомству с русской народной игрушкой на тему: " В гости к нам пришли матрешки"...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми раннего возраста "В гости к нам пришли матрешки"

Цель: Знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: Вызвать интерес к новой игрушке. Учить сравнивать матрёшки. Закрепить название основных цветов: жёлтый, красный, синий, зел...

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы «В гости к нам пришла Матрешка»

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности....


 

Комментарии

хорошее занятие, все продумано, постоянная смена деятельности. И конспект написан очень хорошо
Сушина Ирина Владимировна

Большое спасибо за комментарий, очень приятно.