План по самообразованию «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»
методическая разработка
План по самообразованию «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»
Цель:
повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития .
Задачи
: 1. изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность.
3. Обобщить и расширить опыты работы в данном направлении.
Методы организации театрализованной деятельности:
Практические- игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика),инсценировки, драматизации.
Словесные- рассказ, чтение педагога, рассказ детей. Беседа ,подбор синонимов, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу помочь детям освоить навыки и умения, развить речь, внимание, память, творческое воображение.
Гипотеза:
Развитие речи детей дошкольного возраста возможно при условии, если :
Создана предметно-развивающая среда для деятельности детей.
Осуществляется контроль за нервно-психическим развитием детей,контроль за развитием речи воспитанников.
Проводится работа в период адаптации детей.
Наличие системы работы с родителями.
Перечень вопросов по самообразованию:
1.изучение психолого-педагогической литературы;
2.разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
3.проектная и исследовательская деятельность;
4.анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
5.продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
6.планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемые трудности
в процессе развития речи по средствам дидактических игр:
1.неумение представлять ребенком самого себя;
2.снижена речевая память;
3.не выразительная речь;
4.трудности диалоговой речи;
5. частичная или полная закрепощенность;
6. снижена эмоционально-волевая сфера.
Пути преодоления трудностей :
более активное вовлечение детей в дидактическую игру ,индивидуальная работа по развитию речи.
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Форма отчета по проделанной работе:
(мастер класс, презентации, открытый показ мероприятий.)
Отчет о проделанной работе.
Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Развитие речи у детей дошкольного возраста».
2018-2019 г.г. средняя группа
Месяц | Название темы |
Сентябрь | 1. Изучение необходимой литературы, подбор методического материала. |
2. Диагностика детей по развитию речи. | |
2. Игры - занятия в адаптационный период. Цель: Цели: знакомство детей со свойствами различных материалов; развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь. | |
Д/И « Что как плавает?» Д/И «Постираем кукле платье» | |
Октябрь | Занятия с сюжетными игрушками. Занятие с куклой. «Кукла Катя поёт и пляшет». Д/и « Волшебный мешочек»(мячики) Консультация для родителей «Игры для развития детей от года до трех лет» |
Ноябрь | Занятие по развитию речи . Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». Д/И «Спрячем мышку» Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста» |
Декабрь | Игровая ситуация « Что нам заинька принёс?» Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли» |
Январь | Д/И «Разноцветная посуда» Д/И «Подбери заплатку к одежде» |
Февраль | Диагностика детей по развитию речи Д/И «Подбери колеса к машине» Д/И «Подбери пару варежек» Консультация для родителей «Поговорим об агрессии» |
Март | Д/И «Цветные корзинки» Консультация для родителей «Речевое |
Апрель | Д/И «Ловись рыбка». Д/И «Достань шарик» (игры с водой) Консультация для родителей ««Я играю целый день, мне играть совсем не лень». |
Май | Диагностика детей по развит ию речи Д/И Сборные мат рёшки. |
2019-2020 г.г. старшая группа
Месяц | Название темы |
Сентябрь | |
Консультация для родителей Дидактическая игра . «Цепочка слов» | |
Октябрь | Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста» «Дни недели»; «Почтальон», «Зоопарк» |
Ноябрь | «Пальчиковый театр «Репка» своими руками» |
Декабрь | Дидактические игры Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др. |
Январь | Разучивание скороговорок «Сорока», «Катенька коток». |
Февраль | Картотека потешек |
Март | Разучивание стихотворений о весне |
Апрель | Составление рассказа по картинке |
Май | Постановка сказки «Три поросенка» |
2020-2021 г.г. подготовительная группа
Месяц | Название темы |
Сентябрь | Работа с детьми Изучение научно-методической литературы, методик и технологий педагогов в Интернете |
Октябрь | Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания. «Живое слово». «Узнай что звучит». |
Ноябрь | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала |
Декабрь | Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом». |
Январь | Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа |
Февраль | Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания |
Март | Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.) «Назови, какой звук первый / последний в слове» «Путаница» «Длиннее - короче» «Слова в предложении перепутались» |
Апрель | Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения. «Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи» |
Май | Оформление выставки «Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста». |
2021-2022 г.г. средняя группа
Месяц | Название темы |
Сентябрь | |
.«Игры для развития речи». Лото,домино, мемо. | |
Октябрь | Дидактическая игра .«Ветерок», «Отгадай, что звучит», «У кого –кто?» |
Ноябрь | .«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников» Консультация для воспитателей |
Декабрь | Буклеты для родителей «Как развивать речь ребенка дома» |
Январь | Дидактическая игра «Измени слово» или придумай похожие слова. Игра «Один –много». |
Февраль | Консультация для родителей, мнемотаблица как средство развития речи детей дошкольного возраста |
Март | Беседа с детьми о русских народах и обычаях. |
Апрель | Постановка сказки «Колобок» |
Май | Экскурсия в библиотеку |
2022-2023 г.г. старшая группа
Месяц | Название темы |
Сентябрь | Консультация для родителей «Развитие речи через моторику рук» |
Октябрь | Активизацию словаря и развитие грамматического строя речи. Игра «Подскажи слово» Игра «Угадай предмет» Игра «Магазин посуды» |
Ноябрь | словесные игры «Зачем нужны игрушки», «Кто у нас в гостях?»,»Подбери слово», «Какие мы?» |
Декабрь | Беседа «Праздник новый год» ,разучивание стихотворений. |
Январь | Дидактическая игра «Угадай электроприборы» |
Февраль | Сюжетная игра «Профессия учитель» |
Март | Беседа с детьми о перелетных птицах |
Апрель | Игра «Лимиик» |
Май | Диагностика грамматическая речь дошкольника |
Месяц | Название темы |
Сентябрь | Работа с детьми Изучение научно-методической литературы, методик и технологий педагогов в Интернете |
Октябрь | Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания. «Живое слово». «Узнай что звучит». |
Ноябрь | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала |
Декабрь | Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом». |
Январь | Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа |
Февраль | Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания |
Март | Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.) «Назови, какой звук первый / последний в слове» «Путаница» «Длиннее - короче» «Слова в предложении перепутались» |
Апрель | Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения. «Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи» |
Май | Оформление выставки «Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»...
«Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Развитие выразительной речи посредством театрализации, для детей дошкольного возраста.
Развитие выразительной речи!...
Календарный план работы по теме самообразования «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
В календарном плане представлено содержание работы, проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, педагогами, родителями, а также изготовление пос...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование р...
«Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способ...
План по самообразованию " Развитие математических способностей посредством дидактических игр"
для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. ...