План по самообразованию " Развитие математических способностей посредством дидактических игр"
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольная группа
« Ляйсан»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа д. Таштимерово муниципального района
Абзелиловский район Республики Башкортостан
План по самообразованию
«Развитие математических способностей посредством
дидактических игр»
(старшая группа)
Воспитатель: Харрасова
Лилия Ирековна
План по самообразованию воспитателя
Тема:
«Развитие математических способностей посредством дидактических игр»
(старшая группа)
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности по данной теме.
создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
- У детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
- У воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика».
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;
Посещение НОД у воспитателей своего ДОО ;
Посещение педсоветов, семинаров, конференций;
Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
Отчет о проделанной работе: сообщение на педсовете;
Перспектива: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
-игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествия во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990. |
2. | Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. |
3. | Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. |
4. | «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. |
5. | Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с. |
6. | Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. |
7. | Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя». |
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми и родителями
Перспективный план мероприятий на 2022-2023 уч. г.
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | С родителями | |||
Сентябрь | 1 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Беседа «Как люди научились считать». | Консультация «Игрушки – развивалки | ||
2 нед Конструирование «Башни для принцесс» | Консультация «Учим ребёнка математике». «Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков». | |||
3 нед Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек». | Рекомендации по созданию игр математического содержания. Дидактическая игра «Укрась рукавичку» | |||
4 нед Математическое развлечение «Игры с лисой | Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке. «Семья из геометрических фигур». | |||
Октябрь | 1 нед Дидактическая игра «Сложи из треугольников». Геометрические фигуры в загадках. | Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. | ||
2 нед Сюжетно ролевая игра «Путешествие на поезде» | Методические рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики». | |||
3 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы». | Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Консультация «Поиграйте в цифры с детьми». | |||
4 нед Игры с крышками от бутылок: «Подбери колеса для машины». | Консультация для родителей «Давай поиграем, мама!» Открытое занятие НОД. | |||
Ноябрь | 1 нед Дидактическая игра «Построй ворота». | Тест с родителями «Что мы знаем о математике». Предложить для чтения детям «Стихотворение про дырки». | ||
2 нед Беседа «Где мы встречаем цифры». | Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Рекомендации по созданию игр математического содержания. | |||
3 нед Дидактическая игра «Красивые узоры». Игровое упражнение «Бабочки и цветы». | Беседа «Что мы видим на прогулке». | |||
4 нед Развлечение «Страна Считалия». Беседа «По дороге в детский сад» | Предложить родителям сделать «Бусы для Машеньки». | |||
Декабрь | 1 нед Дидактическая игра «Считай - не ошибись!». Конструирование из кубиков. | Предложить математические загадки для детей | ||
2 нед Сказка «Лягушка Ляга» | Консультация для родителей «Поиграйте в цифры с детьми». | |||
3 нед Дидактическая игра «Построим башенки». | ||||
4 недСюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Игровое упражнение «Где дорожка длиннее» Дидактическая игра: «Где находится игрушка». | Рисование дома геометрических фигур. Физкультминутка «На болоте». | |||
Январь | 1 нед Сказка С. Иванова «Зайка – незнайка». Веселый счет с Буратино. Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары». | |||
2 нед Рисование геометрических фигур на снегу. Составление из счетных палочек разнообразные фигуры | Консультация «Учим ребёнка математике». | |||
3 нед Беседа «Когда это бывает» - части суток. | Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток. | |||
4 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку» Чтение стихов о цифре. | ||||
Февраль | 1 нед.Сюжетно – ролевая игра «Мы строители». Беседа «По дороге в детский сад». Физкультминутка «На болоте» | |||
2нед.Загадываем математические загадки. | Рисование дома «Обведи по штриховке» Конструирование «Построим башенки». | |||
3 нед Аппликация составление из геометрических фигур «Кораблик для папы». Чтение дома сказки С. Иванова «Зайка – незнайка». Считалки с иллюстрациями |
4 нед Дидактическая игра «Один - много». Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. | ||
Март | 1нед.Аппликация составление из геометрических фигур «Цветок для мамы» Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок». | Игры с крышками от бутылок «Солнечная поляна». |
2 нед Сюжетно ролевая игра «Поедем в гости к Солнышку». Веселый счет с Буратино. Физкультминутка «Аист, аист длинноногий». | ||
3 нед Веселый счет с Буратино. Беседа «По дороге в детский сад». Рассматривание иллюстраций о частях суток. | Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета» | |
4 нед Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту?». Считалки с иллюстрациями Беседа «Сравниваем предметы мебели» | ||
Апрель | 1 нед Подвижная игра «Цветные автомобили». Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. | Рекомендации по созданию игр математического содержания |
2 нед Дидактическая игра «Уголки». Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. Дидактическая игра «Нарядные зверюшки». | ||
3 нед Беседа «Как люди научились считать». Находить предметы в окружающей обстановке. Беседа «Когда это бывает» | Рисование дома «Обведи по штриховке» Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары». | |
4 нед Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы» | ||
Май | 1 нед Игра «Собираем шишки» | Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. «Помоги найти Верблюжонку юрту» |
2 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы». Беседа «Любимая игрушка Верблюжонка» Дидактическая игра «Конструктор». | «Как научить детей определять свойства предметов». | |
3 нед Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики» | Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка конструированием из кубиков» Физкультминутка «Аист, аист длинноногий». | |
4 нед Математическое развлечение «В гостях у бабушки Наташи». Беседа «Сравниваем предметы мебели» | Игры и упражнения для развития мелкой моторики. |
Практические выходы:
1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;
2. Выставка работ. Тема: «Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»;
3. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»;
4. Проект. Тема: ««Дидактические игры и игровые упражненияв обучении количеству и счету старших дошкольников»;
5. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Перспективы на 2023-2024уч. г.
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе).
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки методической литературы.
4. Распространение опыта работы.
5. Публикации на сайте «МААМ» и др. сайтах. Представление своего педагогического опыта.
6. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.
7. Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала 2023-2024 уч. г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - самообразования " Развитие внимания посредством дидактических игр"
В этой работе я проводила самоанализ с детьми посредством дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-577545-1423846572.jpg)
Самообразование по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
повышение качества развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактической игры....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-577545-1423846572.jpg)
Отчет по самообразованию Тема: « Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр».
Моя тема по самообразованию « Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр».Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих младшему дошкольнику в...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/10/picture-1457175-1676005613.jpg)
План по самообразованию «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»
План по самообразованию «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1071828-1547957107.jpg)
План по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие математических способностей посредством дидактических игр» (старшая группа)
План по самообразованию воспитателя Тема:«Развитие математических способностей посредством дидактических игр»(старшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/13/picture-1510627-1707830657.jpg)
Самообразование на тему "Развитие математических способностей посредством дидактических игр"
самообразование на те му"Развитие математических способностей посредством дидактических игр"...
План самообразования «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
План по самообразованию в группе раннего развития...