Развитие выразительной речи посредством театрализации, для детей дошкольного возраста.
консультация
Предварительный просмотр:
Развитие выразительной речи посредством театрализации, для детей дошкольного возраста.
Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.
Нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием и выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых людей. Необходимо создание условий, в которых ребенок будет проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь посторонних. В этом помогает театрализация. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы заставляют думать, анализировать, делать выводы, обобщения. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
Вся жизнь детей насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребенок получает не только информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения.
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность» (К.С. Станиславский). В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей важно все: музыка, костюмы, декорации и главное – слово. Репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, снимают скованность, ускоряют процесс овладения навыками публичных выступлений.
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям. Предполагается, что если разыгрывать с 1,5-2-летнего возраста народные песенки, сказки, потешки, а с 2-3 летнего использовать игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, то уже в 4 года театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Для этого необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно: создать предметно-пространственную среду, изготовить ширму, приобрести набор кукол, масок. Это даст возможность каждому ребенку принять участие в театральной деятельности.
Интерес детей к театрализованным играм формируется постепенно. Можно привлекать старших детей к показу небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок.
Дети очень любят яркие костюмы и фигурки героев сказок, шапочки, маски. Им очень хочется переодеться, а значит измениться. Игры – имитации позволяют начать знакомство с театральными играми. В игре непроизвольно происходит имитация отдельных действий и эмоций животных, птиц, человека или цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
В дальнейшем дети знакомятся с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театр. Здесь интересно использовать мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
Самыми доступными видами театра для малышей является пальчиковый и кукольный театры. Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Ребенок надевает себе на пальчики фигурки, при этом стимулируя нервные окончания кончиков пальцев, и рассказывает сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует и опыт, и знания многих поколений, и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра, который способствует внесению разнообразия в творческие игры малышей. Такие игры развивают творческие способности и содействуют эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но, если картинки показать в движении, в действии, ребята получат еще большее удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. Театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становится и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Во время игры в кукольный театр расширяются опыт общения в различных ситуациях и словарный запас.
Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. Дети должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей, продолжается знакомство детей с разными видами театров:
– Театр на палочке – вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
– Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
– Конусный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
– Театр – топотушки помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
– Театр на перчатке. Кукла-перчатка способна помочь ребенку избавиться от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой-перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. И, конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста
В современной теории сказкотерапия – это одно из самых новых направлений практической психологии. Оно появилось около 20 лет назад в Санкт-Петербурге. Базовые знания о сказкотерапии были получен...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование р...
«Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способ...
Консультация для родителей «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.Задачи:• создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ...
План по самообразованию «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»
План по самообразованию «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста".
Формирование звуковой культуры речи, т. е. умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки.• Обогащение и активизация словарного запаса.• Обучение рассказыванию, развитие связной речи....