План по самообразованию «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_chulkovoy_i.v.docx | 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ЧУЛКОВОЙ ИРИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ
Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»
Учебный год: 2018-2019
Актуальность.
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Многие специалисты (А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец, С.Л. Новосёлова и другие) рекомендуют использовать игровые формы в работе по развитию речи дошкольников, что вполне закономерно, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому работу по развитию связной речи у дошкольников целесообразно проводить в процессе игровой деятельности, чтобы наиболее результативно подготовить ребёнка к школе.
Таким образом, тема актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятия по развитию речи в ожидаемой детьми сфере более эффективно.
Планируемый результат: формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание.
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Составление картотек дидактических игр по теме.
3. Использование дидактических игр по теме при взаимодействии с детьми.
4. Побуждение родителей к участию в образовательном процессе путём создания и оформления «книг» детского речевого творчества
5 Создание «Педагогической копилки» (картотеки дидактических игр, чистоговорок, загадок, пословиц и поговорок, сборник памяток для родителей).
6. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Методы работы
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
- Игровые.
Принципы
• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями.
• Принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса.
• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи.
Методологический раздел
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Дети старшего дошкольного возраста стремятся к достижению заданного игрой результата и умеют следовать логике действий в игре.
ЗАПОВЕДИ
• Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем.
• Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам.
• Умеешь сам – научи других.
• Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное.
• Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию.
• Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями.
• После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню.
• Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня.
• Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении.
ПЛАН
Месяц | Тема | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами | |||||
Сентябрь | Подбор и изучение методик и технологий, подбор и анализ худо-жественной литературы по теме, дидактичес-ких игр, сюжетных картин. | Мониторинг, выявление уровня владения речью у детей. | Памятка для родителей «Роль игры в развитии речи ребёнка» | ||||||
Октябрь | Обогащение и активизация словаря. | Использование дидактических игр направленные на обогащение словаря в ходе формирования и закрепления представлений и знаний об окружающем. Работа над формированием умения называть существенные признаки, качества, свойства и действия точным метким словом; уточнение и закрепление понимания и употребления обобщающих наименований (мебель, транспорт, растения и т.п.); антонимов, синонимов (в играх «Скажи наоборот», «Подбери похожее слово» и др), сравнений. Формирование правильного понимания переносного смысла в загадках, пословицах, словосочетаниях («На всякого Егорку есть поговорка» — на все случаи жизни; многозначность слова: «золотые руки» — умелые руки, «золотая осень» — красивая осень). | Оформление «книги» семейного словесного творчества «Загадки». Привлечение родителей к совместному с детьми словесному творчеству на тему «Придумываем загадки». | Презентация картотек: Картотека игр направленных на обогащение словаря. Картотека чистоговорок. Картотека загадок. | |||||
Ноябрь |
Говорим правильно. | Использование дидактических игр направленных на формирование грамматического строя речи. Знакомство с некоторыми грамматическими нормами (например, «слово «пальто» не изменяется»; «одеть — кого?, надеть — что?» и др.); закрепляет умение правильно изменять и согласовывать слова в предложениях, упражняет детей в образовании трудных грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов (бегу — бежать, машу — махать и т.д.) | Памятка для родителей «Говорим правильно» | Консультация: «Развитие диалогической речи посредством дидактических игр». Презентация картотеки дидактических игр по теме. | |||||
Декабрь | Совершенствование навыков составления описательного рассказа. | Подбор и использование дидактических игр способствующих совершенствованию и закреплению навыков составления связного описательного рассказа по сюжетной картинке (картинкам) на занятиях. | Презентация картотеки дидактических игр способствующих совершенствованию и закреплению навыков составления описания. | ||||||
Январь | «Чему научат любимые герои? « | Просмотр мультфильмов. Работа над дикцией и интонацией с помощью мультфильмов по мотивам сказок и былин. Совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Укрепление и развитие артикуляционного и голосового аппаратов, формирование навыка использовать темп, силу голоса, дикцию, побуждение детей произносить слова согласно нормам литературного языка. | Памятка для родителей «Полезные мультфильмы» | Презентация картотеки «Пословицы и поговорки». | |||||
Февраль | Работа над формированием образной речи. | Подобрать сказки для чтения детям, которые соответствуют интересам детей группы, темам, которые они обсуждают между собой, которые могут послужить источником для развития игровой и продуктивной деятельности Работа над пересказом с помощью Д/И «Собери сказку», «Расскажем сказку по картинке» и др. Побуждение детей к умению выразительной передачи интонацией эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания характеров героев; активизировать в речи фразеологизмы. Развитие выразительной литературной речи. Побуждение к обсуждению прослушанной сказки так, чтобы дети демонстрировали понимание прочитанного, придумывали свои версии происходящего. Приобщение к словотворчеству (сочинение рассказов, сказок, попытки рифмовать слова) через создание «книги» детских произведений. | Оформление «Книги» детских произведений «Если б в сказку я попал» | ||||||
Март | Учимся рассказывать и рассуждать. | Подбор и внедрение в образовательный процесс дидактических игр на формирование навыков рассуждения и повествования. Побуждение детей к рассказыванию различных историй, давая оценку героям своих историй, их поступкам, описанному ими событию, рассуждать на тему альтернативного развития событий в рассказанной истории. | Консультация для родителей: «Сказки учат рассуждать» | Презентация картотеки дидактических игр способствующих развитию образной речи. | |||||
Апрель | Планируем и мечтаем. | Совершенствование навыка использовать в речи простые распространенные предложения, грамматически правильно строить сложные предложения. Формирование умения использовать речь для планирования действий. | Рекомендация помочь детям в составлении рассказов о детских мечтах и планах на будущее, о самостоятельной школьной, взрослой жизни, выборе профессии, какими дети видят себя через 5,10, 15 лет, и какие шаги хотят предпринять для осуществления своих планов. Принять участие в создании «Книги» детского творчества «Прекрасное «Далёко». | Подготовка материала для отчётной презентации. Создание и оформление педагогической копилки (сборник картотек). | |||||
Май | Подведение итогов. | Побуждение к составлению различных рассказов из опыта, совершенствование навыка активного слушания сверстников и анализа услышанного. Активизация в речи сложных (союзных и бессоюзных) предложений; работа над построением предложения разной грамматической структуры (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, с прямой речью) в разнообразных словесных играх. | Книга семейного творчества «До свидания Детский сад» - составление совместно с детьми рассказов-воспоминаний о времени проведённом в Детском саду. | Представление опыта «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста» |
Список использованной литературы
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре [Текст] /А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2012
- Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] /А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2013.
- Ёлкина Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н. В. Елкина. – Ярославль: ЯГПУ
- «ИСТОКИ» примерная образовательная программа дошкольного образования. Издательство «Творческий Центр Сфера» Москва 2014
- Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
- Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
- Нищева Н. В. Обучение дошкольников рассказыванию по картине: методические рекомендации [Текст] /Н. В. Нищева. – М.: Гном и Д, 2013.
- Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2012.
- Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Источник http://dob.1september.ru/article.php?ID=200200414
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
- Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]/ режим доступа: www. konsultant.ru
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/ Г. С. Швайко. – М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....
Дидактическая игра, как средство развития связной речи и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста
В презентации представлены речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...
План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».
Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способн...
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...
Развитие связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники
Работа с мнемотехниками для детей старшего дошкольного возраста...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...