прграмма "Занимательная риторика"
рабочая программа (старшая группа)
Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему?
Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.
Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 106.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю заведующий МАДОУ «Детский сад №1»
Максимова Ю.А
Приказ №_____ от________________
Примерная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
«Занимательная риторика для дошкольников»
Составила: воспитатель
О.Г. Тамулина.
г. Сорочинск, 2022
I. | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 3 | ||
1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.1. | Актуальность программы | 3 | |
1.2. | Направленность программы | 4 | |
1.3. | Педагогическая целесообразность | 5 | |
1.4. | Отличительные особенности программы | 5 | |
1.5. | Адресат программы | 5 | |
1.6. | Объем и сроки усвоения программы | 5 | |
1.7. | Формы обучения и виды занятий | 5 | |
1.8. | Режим занятий | 7 | |
2. Цель и задачи программы |
Содержание 8
3.Содержание программы 8
3.1 Учебный план 9 |
3.2 Содержание учебного плана 10 |
4.Планируемые результаты 30 |
II.Комплекс организационно-педагогических условий 31 |
1.Календарный учебный график 31 |
2.Условия реализации программы 31 |
3.Оценочные диагностические материалы 32 |
4.Методические материалы 32 |
III.Список литературы 33 |
1. | Пояснительная записка |
Риторика - одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи - устной прежде всего. Риторика - это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи. Первые учебники по риторике в России появились в 18-19 веках, но в середине 19 века риторика подверглась резкой критике и была вытеснена другими предметами. Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что людям нужны не только знания о языке, но и общение.
Риторика – «наука о хорошей речи». Обучение риторике направлено на развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и не речевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов). За основу при составлении Программы использованы материалы программы О.М. Ельцовой «Риторика для дошкольников»: М. :ТЦ Сфера 2018. 128 с. Данная программа направлена на формирование и развитие речи, тембра, интонации голоса, расширению интереса к развитию речи ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно у ребенка обогащается и активизируется словарь, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй, формируется умение выступать перед публикой, самостоятельно импровизировать на заданные темы. Дети открывают для себя удивительный мир слов и задумываются над их значением.
1.1 Актуальность программы
Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему?
Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.
Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка.
Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.
Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.
Педагогический коллектив детского сада считает, что «Риторика для дошкольников» окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.
1.2 Направленность.
Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения. Направленность программы- социально- педагогическая. Назначение – создание условий для создания социально- коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка , которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками) в тесном взаимодействии педагогов и родителей. В основе разработанной программе лежит технология активного обучения. Она заключается в особой организации воспитательного процесса.
- Развитие открытых доверительных отношений в условиях учебного процесса.
- Умение давать оценку поступкам действующим героям сказки.
- Свободно чувствовать себя на сцене, пытаться изобразить любой заданный текст выразительной интонации , мимикой, жестами и тд.
- Знать основы театрального мастерства(имитировать характерные движения сказочных героев, сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки героев)
- Знать и уметь объяснять театральные термины (мизансцена, пантомима, бутафория и дт)
- Владеет способностью слышать не только себя , но и других.
1.3 Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью обучения дошкольников риторики, через увлекательные и познавательные формы учебной и творческой деятельности. Данная программа способствует формированию толерантного отношения к людям, прививает навыки исследовательской, поисковой и литературоведческой деятельности.
1.4 Отличительные особенности программы
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная риторика» в том, что ни один из образовательных областей специально не учит грамотной речи. А программа «Занимательная риторика» восполняет очень важную область образования, а ее отсутствие приводит к тому, что многие дошкольники затрудняются общаться в разных ситуациях.
1.5 Адресат программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 5-6 лет (старшая группа), 6-7лет (подготовительная к школе группа)
Программой предусматривается 70 занятий в год, 2 занятия в неделю во вторую половину дня по 25 мин, 30 мин Проведение занятий по данной программе предполагает работу с подгруппами из 10 детей. Группа, делится на 2 подгруппы, в зависимости от пройденного материала.
1.6 Объем и сроки условия программа
Программа рассчитана на 8 месяцев обучения дошкольников
1.7. Формы обучения и виды занятий
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все обучающие подгрупповые занятия насыщены разнообразными речевыми, логопедическими играми и развивающими игровыми упражнениями, скороговорками, чисто говорками. Обязательный элемент занятий - дыхательная гимнастика, артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения для развития диапазона голоса, его силы, интонационные упражнения, упражнения на развитие мимики и жестов, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Таким образом, программа «Занимательная риторика» поможет ребёнку:
- Развивает уверенность в себе;
- Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
- Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
- Поможет освоить формулы речевого этикета;
- Познать природу живого слова;
- Преодолеть застенчивость.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.
- беседа с объяснением материала и показом дидактического материала;
- просмотр презентаций и мультфильмов;
- дидактические игры, занимательные задания дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.),
- упражнения на развитие фонационного (речевого) дыхания,
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.):
- импровизации;
- чтение художественных произведений;
- сочинение историй;
- мини-конкурсы, игры – соревнования
- пальчиковая гимнастика;
- сказочная театрализация. Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр;
- игровые обучающие ситуации (ИОС);
- игры-соревнования;
- моделирование речевых ситуаций;
- анализ речевых ситуаций;
- уроки вежливости;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.
- игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры;
- игры и упражнения по развитию сценической речи;
- ораторское мастерство: игры, мастер-классы, соревнования, выступления, интервью;
- творческая продуктивная речевая деятельность;
- коммуникативно-лингвистические игры,
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.8 Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю: вторник, среда. Продолжительность занятия: 25мин. (Старшая группа), с 16.25-16.55 Продолжительность занятия: 30 мин (подготовительная к школе группа)
с 16.30-17.00. Помещение: групповая комната.
2. Цель и задачи программы
Цель программы - обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать нравственный аспект речевого поведения дошкольников;
-обогатить и расширить речевой этикет детей, используемый в разных ситуациях общения;
- выявить и развить речевые способности детей;
-дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
- совершенствовать навыкам театральной деятельности;
- совершенствовать навыкам ораторского мастерства;
-научить владеть основными элементами правильной точной речи;
- познакомить детей с нормами русского литературного языка;
- дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;
-формировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;
-помочь детям усвоить формулы речевого общения;
- привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка;
Развивающие:
- развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
-развивать качество голоса (тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание);
-развивать навыки вербального и невербального общения (мимика, жесты, телодвижения) - воспитывать культуру слушания;
- развивать связную речь, творческое мышление и фантазию;
-развитие коммуникативных качеств ребенка.
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Воспитательные:
- воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
-выполнение правил речевого этикета в процессе общения;
-воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Ожидаемые результаты:
-умеет свободно общаться с близкими взрослыми и детьми, в диалоге инициативно высказывается, выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов
- умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами;
- умеет излагать свои мысли, свободно высказывает свою точку зрения;
-владеет навыкам театрализованной деятельности
- умеет управлять своим голосом (тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание). Б
3.Содержание программы
Основное направление:
Программа направлена на приобщение подрастающего поколения к ораторскому искусству посредством дидактических игр. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в образовании. Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
Программа состоит из четырех смысловых блоков:
- «Азбука общения»;
- «Речевой этикет»;
- «Техника речи»;
- «Речевые жанры».
Структура занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:
- Ритуал приветствие педагога с детьми.
- Вхождение в тему.
- Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, чистоговорки, скороговорки.
- Погружение в тему.
- Проведение риторических речевых игр.
- Физкультминутка
- Дополнительные задания, так называемые сквозные виды работ.
- Закрепление изученного.
- Итог занятия.
- Ритуал ПРОЩАНИЯ с детьми.
3.1 Учебный план
Группа | Количество ООД | Продолжительность занятий | |
В неделю | Предусмотренных программой | ||
Старшая | 2 | 70 | 25-30 минут |
Подготовительная | 2 | 70 | 30-35 минут |
Всего по группам | 4 | 140 |
Календарный учебный график
Программа реализуется с сентября по май, проводится 70 занятия в год, 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю.
Месяц | всего | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апредь | Май | |
8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 70 |
3.2 Содержание учебного плана
№ | Дата ООД | ООД, тема | Страница учебного пособия | Цели задачи | Элементы содержания | |
1 | Сентябрь | "Красную речь любо слушать»" | Стр. 9-12 | Формировать представление о значении красивой речи в жизни, объяснять, что голос необходимо беречь, заботиться о нем; продолжать работу над постановкой речевого дыхания; учить детей извиняться и отвечать на извинения; пробуждать интерес к живому слову; воспитывать у детей внимание, усидчивость, умение слушать и понимать собеседника. | Артикуляционная гимнастика; скороговорки в речи; беседа-диалог «Наш голос-это музыкальный инструмент; Физкультминутка «Буратино»; дидактическая игра «Разговор сказок»; игра «Азбука общения». | |
2 | "Красно поле пшеном, а беседа умом" | Стр. 7-9 | Объяснение детям, что речь – это важнейшее средство общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; выучить комплекс упражнений для отработки фонационного дыхания; развивать артикуляцию упражняя в произношении скороговорок; вовлекать детей в активный разговор по заданной теме, учить, внимательно слушать друг друга | Рассказ «Невидимка»; речевая разминка; игра с мячом «Наоборот»; Игровая ситуация «В детский сад пришло письмо от Буратино»; дыхательная гимнастика; разминка с пословицами | ||
3 | "Доброе слово лечит, а худое калечит»" | Стр. 12-14 | Формирование представлений о том, что речь-средство воздействия на мысли, чувства и поведения людей; добиваться большей дикционной чистоты, учить правильно реагировать на то, что говорит собеседник; развивать культуру речевого общения через создание проблемной ситуации; учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. | Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика; беседа-диалог «Слово утешает, предостерегает, заставляет задуматься…»; физкультминутка «Кузнечики»; знакомство с рассказом «Мячик» С.Летова; беседа-диалог «А можно ли говорить без слов?». | ||
4 | "В добрый час молвить, а в дурной промолчать" | Стр.14-16 | Расширение представлений детей о неязыковых средствах в речи (мимика, жесты); обучать грациозной и «легкой речевой ходьбе» с помощью скороговорок; подводить к пониманию того, что речь является средством воздействия; упражнять детей в умении достойно выходить из различных речевых ситуаций. | Минутка скороговорок, дыхательная гимнастика, чтение стихотворения В Берестова «Прощание с другом»; физкультминутка «Хомка»; чтение стихотворения-небылицы «Перевертыш»; игра «Изобрази радость». | ||
5 | "Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться..." | Стр.17-18 | Формирование первичных представлений о роли неязыковых средств в речи, в процессе общения; развитие правильного речевого дыхания; учить употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации; помогать детям овладеть коммуникативными умениями, столь необходимыми в жизни каждого человеку; воспитывать у детей уважительное отношение к людям, желание контактировать, сотрудничать. | Артикуляционная гимнастика; игровая обучающая ситуация «Путешествие в страну Вежливости»; игра-соревнование «Кто теплее, сердечнее произнесет слова приветствия; игра без слов «Попробуй изобрази»; моделирование конкретных речевых ситуаций. | ||
6 | "Здравствуйте!- что особенного тем мы друг другу сказали?" | Стр. 18-21 | Обучение правильному использованию интонаций, совмещению их с жестами; закрепить потребление форм приветствия на примере повседневных ситуаций; развивать умение ориентироваться в ситуациях общения, определять коммуникативное намерение партнера; учить детей выражать собственную точку зрения. | Дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; беседа-диалог по теме «Приветствие»; анализ речевых ситуаций; игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»; игра-упражнение со словом «Здравствуйте». | ||
788 | "Если виновен-проси извинения..." | Стр. 21-24. | Обучение правильной реакции на слова собеседника; учить осознанно задавать вопросы и отвечать на них; учить употреблять различные формы выражения извинения; учить детей вступать в этикетный диалог и поддерживать его; учить строить логически завершенное предложение; продолжать учить детей общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства | Артикуляционная гимнастика; беседа-диалог «Простое слово «Извините»; физкультминутка «Если нравится тебе»; дидактическая игра «здравствуйте»; речевая ситуация. | ||
8 8 | «Сколько способ начинается с «будьте добры» | Стр. 24-27 | Обучить правильному употреблению различных словесных форм обращения с просьбой (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны) | Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорки; беседа – диалог «волшебные слова» , моделирование речевых ситуаций, физминутка, дидактическая игра «сказку вспомнить нужно» | ||
9 | Октябрь | "Сколько просьб начинается с «будьте добры»!" | Стр. 24-27 | Обучение правильному употреблению различных словесных форм обращения с просьбой; обогащать речь синонимами; учить детей делать комплименты окружающим людям, сказочным героям; развивать фантазию, воображение детей; продолжать учить детей общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. | Фонопедическое упражнение; беседа-диалог «Волшебное слово»; моделирование речевых ситуаций; физкультминутка «Спасибо»; дидактическая игра «Сказку вспомнить нужно»; Сюжетно-ролевая игра «Я-интервьюер» | |
10 | "Спеси боятся, а вежливость чтут" | Стр. 27-29 | Учить детей бережному отношению к чужой речи, высказыванию; воспитывать чуткое отношение к собеседнику, желание слушать и быть услышанным; учить детей ясно, четко выражать свои мысли, правильно ставить вопросы, аргументировать свои суждения; воспитывать желание помочь, подбодрит собеседника, создать у него хорошее настроение; воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого. | Чтение скороговорок; выразительное прочтение стихотворения; рассказывание узбекской сказки «Аист и соловей»; презентация «Просим прощенье»; мнемо-таблицы к сказке «Вежливый кролик»; физкультминутка «Мельница»; дидактическая игра «Кто больше назовет?»; Упражнение «Нарисуй свое настроение!» | ||
11 | "На всякие приметы надобно иметь ответы» | Стр. 29-32 | Знакомить с правилами вежливости у разных народов; Упражнять в соотнесении названий действий с названиями предметов; воспитывать самостоятельность, творческую активность детей во время выполнения речевой разминки; привлекать внимание детей к живому слову, заинтересовать русским языком. | Речевые игры с чистоговорками; беседа-диалог «Формы вежливости у разных народов»; физкультминутка «Цыпленок»; моделирование речевой ситуации; дидактическая игра «Кто что делает?»; игра «В библиотеке». | ||
12 | Октябрь | «Не дорого ничего – дорого вежество» | Стр. 33-36 | Привлечь внимание к живому слову. Отработать правильную дикцию. Закрепить умение употреблять различные формы словесной вежливости. Использование художественного слова и создание стандартных ситуаций | Речевые игры с чистоговорками. Чтение стихотворения .физминутка. пословица «Слово не воробей, вылетит не поймаешь! Д/и «Уневермаг» | |
13 | "Где больше двух, там говорят вслух" | . Стр. 36-38 | Знакомство с правилами поведения во время разговора; отрабатывать упражнения на фонационное дыхание; обогащать и развивать словарный запас; учить детей правильно начинать разговор по телефону, быстро ориентируясь в различных ситуациях; прививать ребенку интерес к слову, истории родного языка; продолжать учить детей рассуждать, корректно отстаивать свою точку зрения; учить детей договариваться, принимать совместное решение | Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорки; дыхательная гимнастика; беседа-диалог «Как себя вести во время разговора»; моделирование речевых ситуаций; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». | ||
14 | "Клади крест по-писанному, поклон веди по-ученому" | Стр. 38-40 | Знакомство с правилами речевого поведения во время телефонного разговора; развивать фонематический слух и восприятие; упражнять детей в четком и быстром произношении скороговорки; учить детей вежливо отвечать на телефонные звонки; совершенствовать навыки устной речи через употребление фразеологизмов. | Развитие речевого дыхание; артикуляционная гимнастика; дидактическая игра «Угадай кто?»; беседа-диалог «Разговор по телефону»; моделирование речевых ситуаций; чтение и анализ отрывка стихотворения К.И.Чуковского «Телефон». | ||
15 | "Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив!" Стр. 40-43 | скороговорок; продолжать З работу над артикуляцией; н учить детей делать бесшумно а вдох - выдох; упражнять в к планом, энергичном, не о ослабевающем к концу м выдохе; учить детей активно с запоминать тот или иной т фразеологизм путем в обыгрывания его прямого или переносного значенияо с правилами поведения в театре, в гостях; отрабатывать правильную дикцию с помощью . | Артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок; игра «Уроки вежливости»; физкультминутка «Что сказать?»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «Ждем гостей». | |||
16 | "Петь хорошо вместе, а говорить порознь" Стр. 43-46 | Развитие умения изменять громкость в зависимости от ситуации и от содержания высказывания; воспитывать уважение к собеседнику: внимательно выслушивать, не перебивая, вежливо отвечать на вопросы; добиваться качественного выполнения упражнений на дыхание, самостоятельно контролируя осанку; развивать мышление, фантазию детей, подбирая какие-нибудь подходящие ситуации из жизни к устойчивому сочетанию слов типа фразеологизмов; развивать слуховое восприятие. | Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; выразительное чтение стихотворения А.Шлыгина «Гром и тишина»; игра «Эхо»; физкультминутка «Мельница»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «В больнице». | |||
17 | "За твоим языком не поспеешь босиком" | Стр.46-50 | Формирование представлений о такой особенности речи, как темп; упражнять в умении изменять темп речи в зависимости от ситуации общения; расширять словарный запас, развивать наблюдательность, сосредоточенность; учить вести рассказ перевоплощаться, мыслить логически. | Речевая гимнастика, чтение скороговорок; беседа-диалог о темпе речи; игра «Воробьи –вороны»; анализ речевых ситуаций; разучивание скороговорок; игра «Скажи кто твой друг»; Музыкальная игра «Хоровод дружбы» | ||
18 | «Приятная для слуха речь - своего рода музыка» | 3, стр. 71 | Учить детей правильно делать вдох и выдох, согласуя их с движением руки; развивать умение изменять громкость и темп речи в зависимости от содержания высказывания; учить изменять тембр голоса в зависимости от речевой ситуации. | Речевая гимнастика, чтение скороговорок; беседа-диалог о темпе речи; игра «Воробьи –вороны»; анализ речевых ситуаций; разучивание скороговорок; игра «Скажи кто твой друг»; Музыкальная игра «Хоровод дружбы» | ||
19 | «Секреты волшебницы Речи» | Стр. 50-52 | Активизировать словарь: громкость, темп, тембр голоса, устная речь, мимика, жесты | Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. | ||
20 | "Для чего у нас два уха, а язык один?" | Стр.52-54 | Создание условий для овладения творческой продуктивной речевой деятельностью; учить внимательно слушать собеседника; воспитывать сознательное намерение говорить выразительно, эмоционально, образно; учить детей правильно, вежливо реагировать на обращение к ним; воспитывать верную реакцию на привлечение внимание; формировать желание общаться и достойно выходить из нестандартных ситуаций | Выразительное прочтение стихотворения С Михалкова «Сашина каша»; речевая гимнастика; игра-соревнование «Кто произнесет знакомую скороговорку в быстром темпе?»; беседа-диалог «Секреты устной речи»; игра «Спаси птенца». | ||
21 | "Хорошее слово-половина дела" | Стр.54-56 | Учить детей при составлении сказки выбирать в родном языке красивые, точные слова; совершенствовать речевые умения детей, познакомить с понятием "слово- сорняк"; учить детей говорить чисто, правильно, интонационно выразительно, пользоваться "языком внешнего вида": мимикой, жестами, пантомимикой; воспитывать интерес к русскому языку и внимательное отношение к своей речи. | Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; творческая продуктивная речевая деятельность; анализ речевой ситуации «Поздравь своего друга с днем рождения»; игра «Вопросы-шутки»; игра «Кто красивей всех на свете?» | ||
22 | «Доброе слово лучше пирога» | Стр. 57-58 | Обучить умение правильно формировать вопросы, учить говорить ярко, образно, выразительно, привлекая внимание слушателей | Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; творческая продуктивная речевая деятельность; анализ речевой ситуации , чтение рассказа В.Н. Сухомлинского , творческая продуктивная деятельность | ||
23 | "Речь любит течь, фраза - идти потихонечку, а слово – бежать да играть!" | Стр.59-60 | Закреплять умение «окрашивать» произносимый звук; учить пересказывать рассказ близко к тексту; упражнять детей в подборе слов - синонимов, активизировать и обогащать детский словарь; формировать у детей представление о правилах знакомства, об этикетных выражениях; продолжать работу с детьми по осознанию необходимости выполнять правила этикета; учить перефразировать сказанное (сохранив главный смысл). | упражнение со смысловым заданием; игра «Сундучок»; презентация « Слова благодарности»; творческая продуктивная деятельность в парах; моделирование ситуации «Судья». | ||
24 | «Верный тон и речь красит, и успех делу сулит» | стр.60- 62 | Развивать мышечные ощущения, способствовать произношению протяжных звуков; продолжать учить детей говорить выразительно, пересказывать текст от третьего лица. | Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. | ||
25 | «Бином фантазии» | Стр. 62- 64 | Активизировать образное восприятие , обучить созданию целостного изображения на основе уже имеющихся деталей. | Речевая гимнастика. Игра «Подскажи слово». Придумывание историй «Бином фантазии»(круги луллия) чтение стихотворения Лунина. | ||
26 | «Богатство русского языка» | Стр. 64- 66 | Развивать воображение , умение представить то, о чем говорится. Формировать правильное четкое произношение, учить точно и четко передавать мысли автора | Дыхательное упражнение «Свеча», игра на расширение диапазона голоса «Чудо – лесенка». Физминутка, упражнение на пополнение словарного запаса. Составление творческих рассказов. | ||
27 | "Риторика есть наука....красиво говорить и писать" | Стр.67-69 | Давать детям представление о риторике, как науке; Обогащать словарь детей (риторика, ритор, "красно говорить"); Выучить комплекс упражнений для отработки фонационного дыхания; Развивать артикуляцию, упражняя в произношении скороговорок; вовлекать детей в активный разговор по заданной теме, учить внимательно слушать друг друга. | Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; выразительное чтение стихотворения А.Шлыгина «Гром и тишина»; игра «Эхо»; физкультминутка «Мельница»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «В больнице». | ||
28 | «Речь как средство воздействия на мысли, чувство и поведение людей» | Стр.50-52 | Дать представление о регулирующей функции речи. Упражнять в воздействии словом в различных ситуациях. | Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. | ||
29 | «Невозможно без внимания получить образование» | 3, стр. 82 | Учить детей говорить выразительно; изменять громкость, темп речи, тон высказывания в зависимости от его содержания и основной мысли, использовать жесты, мимику | Чтение скороговорок; выразительное прочтение стихотворения; рассказывание узбекской сказки «Аист и соловей»; презентация «Просим прощенье»; мнемо-таблицы к сказке «Вежливый кролик»; физкультминутка «Мельница»; дидактическая игра «Кто больше назовет?»; Упражнение «Нарисуй свое настроение!» | ||
30 | декабрь | «Как адресовать высказывание» | Стр. 40-43 | Знакомство с понятием «диалог», способами вступления в диалог. Познакомить с комплектом раздаточного материала. | Артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок; игра «Уроки вежливости»; физкультминутка «Что сказать?»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «Ждем гостей». | |
31 | «Благодарность и ответ на нее» | 3стр.115 | Продолжать работу над развитием фонационного дыхания; учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства | Разучивание скороговорки; чтение стихотворения Г.Остера «Если ты пришел к кому-то…»; моделирование речевых ситуаций; мексиканская сказка «Вежливый кролик»; пословица «Слово-не воробей, вылетит – не поймаешь» | ||
32 | Разучивание стихотворения «Приветствие» | Учить детей говорить выразительно; изменять громкость, темп речи, тон высказывания в зависимости от его содержания и основной мысли, использовать жесты, мимику | Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. | |||
33 | «В страну звуков и шумов» | 2, стр. 60 | Учить умению рассказывать, фантазировать, сочинять; учить детей сочетать движение и речь, интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказки | Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога. | ||
34 | «Зачем нужна речь» | Стр.57-58 | Обучение ораторскому искусству. Знакомство с функциями речи. -развивать качество голоса (тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание) | Упражнение «Врасти в землю»; артикуляционная гимнастика; разучивание считалки; игра «Как тебя зовут?»; творческая продуктивная речевая деятельность «Сочинения –миниатюры по теме»; дидактическая игра «Для чего нужны эти предметы?» | ||
35 | «Слушаем и слышим собеседника» | Стр. 36-38 | Сформировать представление о «слушателе», особенностями этой роли в диалоге, правилах ведения диалога. | Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорки; дыхательная гимнастика; беседа-диалог «Как себя вести во время разговора»; моделирование речевых ситуаций; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». | ||
36 | «Правила речевого поведения во время телефонного разговора» | Стр. 38-40 | Отработать правила речевого поведения во время телефонного разговора на материале дидактической игры в парах «Телефон». | Развитие речевого дыхание; артикуляционная гимнастика; дидактическая игра «Угадай кто?»; беседа-диалог «Разговор по телефону»; моделирование речевых ситуаций; чтение и анализ отрывка стихотворения К.И.Чуковского «Телефон». | ||
37 | Инсценировка басни Крылова «Ворона и лисица» | 3, стр. 96 | Разбор, ответы на вопросы. Ласковый тон Давать детям представление о риторике, как науке; Обогащать словарь детей (риторика, ритор, "красно говорить"); Выучить комплекс упражнений для отработки фонационного дыхания; Развивать артикуляцию, упражняя в произношении скороговорок; вовлекать детей в активный разговор по заданной теме, учить внимательно слушать друг друга. | Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; ; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». | ||
38 | «Путешествие в Страну Сочиняйку» (использование кругов луллия) | 3, стр. 194. | Учить детей придумывать свои сказки, изменяя сюжеты известных сказок путем введения новых сказочных героев; воспитывать творческую инициативу | Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; ; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». | ||
| январь | «Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо.» | . 3, стр. 185 | Учить произносить скороговорку в разном темпе, с разной силой голоса, изменять интонацию; играть звуками и рифмами; развивать слуховое восприятие; учить детей образовывать названия детенышей животных, чувствовать рифму, играть звуками | Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; ; упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»; дидактическая игра « Какие бывают слова?». | |
40 | «Кто говорит тот, сеет, кто случает собирает» | Стр. 69-71 | Обогатить речь меткими образными выражениями- фразеологизмами. | Речевая гимнастика. Разучивание скороговорки. игра «ливина». Беседа- диалог. Физминутка. Знакомство с новым фразеологизмом | ||
41 | Беседа- инсценировка по стихотворению С. Маршака «Усатый- полосатый» | 5, стр. 67 | Формировать умение правильно строить ответ на поставленный вопрос; развивать логическую речь; привлекать детей к обсуждению правильных и неправильных поступков; вызывать интерес к стихотворению. | Речевая гимнастика, чтение скороговорок; беседа-диалог о темпе речи; с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания ; беседа-диалог «Секреты устной речи»; | ||
42 | «Благодарность» | Стр. 28-29 | Познакомить детей с речевыми формулами, которые употребляют, выражая свою благодарность; обратить внимание, что слова благодарности говорят вежливым, доброжелательным тоном; напомнить, что никогда не надо стесняться произносить слово благодарности. Рисование на тему «Благородное сердце» | Дыхательная гимнастика, игра-соревнование « Кто быстрее проговорит скороговорку?», беседа-диалог «Комплимент и ответ на него», моделирование речевой ситуации по стихотворению В.Орловой «Портниха», игра «Зеркало». | ||
43 | «Каким тоном?» | Стр.26-27 | Учить детей использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра; воспитывать чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику. | Упражнение «Каким тоном?», артикуляционная гимнастика, упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия, чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром», игра с мячом « Сделай комплимент». | ||
44 | «Тихо или громко?» | Стр.20-21 | Обратить внимание детей на то, что уровень громкости всегда соотносится с конкретной речевой ситуацией и видом общения; учить детей управлять своим голосом; воспитывать у детей такие качества, как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника. Д.И. «Тише - громче» | Речевая гимнастика, пальчиковая гимнастика, скороговорка «Стеша спешила…», чтение стихотворения с установкой на заучивание А.Шибаев «В день солнечный июльский…», беседа-диалог «Прощание, пожелание при прощании». | ||
45 | «Устное общение» | Стр.6-7 | Показать детям значимость устного общения. Знакомить с дыхательными упражнениями, с чистоговорками. Придумывание чистоговорок. | Упражнение «Цветочный магазин», дыхательная гимнастика, беседа-диалог на тему «Звонок по телефону», лингвистическое упражнение «Доскажи словечко», игра «Тайный смысл», совместная продуктивная деятельность «Рисунок к рассказу А.Н.Носова «Живая шляпа». | ||
46 | «Путешествие по сказкам» (Использование кругов луллия) | 5, стр. 88 | Учить придумывать новую сказку по представленным картинкам; формировать художественно-речевые исполнительские способности; учить выразительно передавать диалоги сказочных персонажей, их характеры. | Речевая разминка «Путешествие язычка»; моделирование речевых ситуаций; »; мнемо-таблицы к сказке беседа – диалог «Подготовка к путешествию в сказочную страну Сочиняйку», коммуникативная игра « Бывает-не бывает», игра – соревнование «Лучший выдумщик – фантазер», продуктивная творческая деятельность «Если б был бы я волшебником…». | ||
47 | Февраль | «Говорит она беззвучно» | Стр.8-9 | Показать роль книги в жизни человека; доказать, что чтение книги – это тоже общение; прививать любовь к книге, бережное отношение к ней. Экскурсия в книжный магазин. | Проговаривание чистоговорок в разном темпе, с разной громкостью; беседа-диалог на тему «Звонок раздается в доме…», игра «Слово на ладошке». | |
48 | «Письменное общение» | Стр.10-11 | Показать детям, что письменное общение может осуществляться по-разному; знакомить детей с техникой разгадывания ребусов; развивать логическое мышление. Сюжетно – ролевая игра «Почта» | Упражнение «Письмо», артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа-диалог на тему «Разговор о звонках на работу», обыгрывание речевых ситуаций, лингвистическое упражнение «Узнай по голосу». | ||
49 | «Для чего люди общаются?» | Стр. 3 | Знакомить детей с основными коммуникативными целями; объяснить разницу в целях: поделиться радостью и похвастаться. Инсценировка сказки «Заяц-хваста» | Упражнение «Здравствуй, друг!», артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа о риторике, разучивание скороговорки, коммуникативная игра «Колобок», проигрывание проблемной речевой ситуации «Не мед, а ко всему льнет». | ||
50 | «Зачем быть вежливым?» | Стр. 12 | Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником; вежливым нужно быть всегда; вежливость должна быть искренней. Чтение В.Осеевой «Волшебное слово», заучивание стихотворения В.Лунина «Вежливый слон» | Упражнение на развитие фонематического восприятия, артикуляционная гимнастика, обыгрывание речевой ситуаций «Звонок в больницу», беседа- диалог на тему «Звонки в другие города или страны», Игра «Вежливый персонаж». | ||
51 | «Здравствуйте!» | Стр . 12-13 | Знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации приветствия; объяснить детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата. А.Барто «Вовка -добрая душа» | Дидактическая игра «Только…слова», речевая разминка, фонопедическое упражнение, обыгрывание речевой ситуации: позвонить в книжный магазин, позвонить в театральную кассу; словесная игра «Автобиография». | ||
52 | «До свидания!» | Стр.13-14 | Продолжать работу по речевому этикету; знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации прощания; объяснить детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата. | Речевая разминка, проговорить чистоговорки, беседа-диалог на тему «Извинения и ответ на него», моделирование речевой ситуации: что посоветуете мальчику, который дернул девочку за косичку; Творческая продуктивная деятельность «Нарисуй свое любимое слово». | ||
53 | март | «Кто? Кому? Зачем? Как?» | Стр 16-17 | Знакомить дошкольников с такими основными компонентами речевой ситуации, как: кто говорит, к кому говорящий обращается с речью, зачем, с какой целью он говорит, как говорит; обратить внимание на разную интонацию в зависимости от цели говорящего. С-Р и «К нам гости» | Дыхательная гимнастика, проговори скороговорку «Дед Додон ….», беседа-диалог на тему «Благодарность и ответ на нее», игра «Руки-ноги», решение ситуаций в форме диалога, игра «Аргументация», этюд на выражение гнева, досады «Король Боровик». | |
54 | «От улыбки стало всем светлей» | Стр.30-31 | Показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу. Дидактическая игра «Какое настроение?» | Речевая разминка «Путешествие язычка»; упражнение со смысловым заданием; игра «Сундучок»; презентация « Слова благодарности»; творческая продуктивная деятельность в парах; моделирование ситуации «Судья». | ||
55 | «Твой голос!» | Стр.18-19 | Учить детей управлять своим голосом. Развивать просодическую сторону речи. Игра «Кто позвал?» | Речевая гимнастика, выразительное прочтение стихотворения «В день солнечный июльский…!» А.Шибаев, Игра «Выполни фигуру», беседа-диалог на тему «Приветствие и ответна него», моделирование речевой ситуации. | ||
56 | «Жить в соседях — быть в беседах» | Стр.60 | Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора. Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения. | Моделирование речевой ситуации «Если сосед обижает?», речевая разминка, дыхательная гимнастика, игровое упражнение «Менялки», игра «Зеркало», упражнение «Автопортрет». | ||
57 | «Говорить не думая, что стрелять не целясь» | 3, стр. 162 | Совершенствовать речевые умения детей, познакомить с понятием «слово-сорняк»; учить детей говорить чисто, правильно, интонационно выразительно. | Фонопедичекое упражнение, речевая гимнастика, беседа об этикете, Игра «Король!», речевая ситуация « знакомство», игра «Что общего?», речевая ситуация «Как обратиться к другу за помощью?». | ||
58 | «Поспешишь – людей насмешишь!» | Стр.22-23 | Учить детей управлять своим поведением, обдумывать свои поступки; воспитывать такие качества как сдержанность, рассудительность, целенаправленность. Просмотр мультфильма «Итак бывает» | Дыхательная гимнастика, фонопедическое упражнение, игра «Любопытный», чтение стихотворения с правильно выбранной интонацией, игра «Попробуй изобрази», беседа –диалог на тему «Согласие – несогласие- частичное согласие с мнением собеседника». | ||
59 | «Отгадай, что я сказал!» | Стр. 34-35 | Продолжить знакомить детей с невербальными средствами общения, учить отгадывать настроение близких по их выражению лица, жестам, позе, передавать с помощью жестов, мимике своё настроение. Дидактическая игра «Найди друзей» | Этюд «Семейные обязанности мамы», дидактическая игра «Только …слова», беседа – диалог на тему «Реакция на привлечение внимания собеседника», практическое упражнение «Как обратиться к собеседнику?». | ||
60 | «Как обратиться к собеседнику?» | Стр.36-37 | Учить вежливо обращаться к собеседнику; объяснить, что обращение должно быть целенаправленным. Игра «Школа вежливости» | Фонопедичекое упражнение, речевая гимнастика, беседа об этикете, Игра «Король!», речевая ситуация « знакомство», игра «Что общего?», речевая ситуация «Как обратиться к другу за помощью?». | ||
61 | апрель | «Как обратиться с просьбой?» | Стр. 38-39 | Учить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику; объяснить, что просьба должна быть мотивированной. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» | Разучивание скороговорки «Чики-чики, чики-чок!», беседа-диалог «Как обратиться за помощью к воспитателю, маме, учителю, продавцу?», упражнение «Путаница», игра «ПУМ-ПУМ-ПУМ» | |
62 | «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь!» | Стр.56-57 | Объяснить детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить и т.п.; предупредить детей: прежде, чем сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник; убедить детей, что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание. Н.Дурова «Две подружки» | Дыхательная гимнастика, проговори скороговорку «Дед Додон ….», беседа-диалог на тему «Благодарность и ответ на нее», игра «Руки-ноги», решение ситуаций в форме диалога, игра «Аргументация», этюд на выражение гнева, досады «Король Боровик». | ||
63 | «Ты – зритель!» Пересказ текста от третьего лица. | Стр.54-55 | Знакомить детей с правилами поведения в театре; объяснить детям, что значит зрительская культура. Рисование «Портрет друга» Сформировать представление о понятии «пересказ от третьего лица» на примере русской народной сказки «Заюшкина избушка». | Речевая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа – диалог «Подготовка к путешествию в сказочную страну Сочиняйку», коммуникативная игра « Бывает-не бывает», игра – соревнование «Лучший выдумщик – фантазер», продуктивная творческая деятельность «Заюшкина избушка».…». | ||
64 | «Можно ли общаться без слов?» | Стр.32-33 | Знакомить дошкольников с невербальными средствами общения, телодвижениями; формировать умение адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника. Игра «Где мы были не скажем, а что делали покажем» | Игра «Письмо», игра «Что я показываю?», пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа – диалог на тему «Давайте общаться жестами!», игра «Волшебный стул». | ||
65 | «Какой ты слушатель?» | Стр.48-49 | Объяснить суть нерефлексивного слушания; формировать умение адекватно воспринимать информацию; учить оценивать себя как слушателя. Сюжетно-ролевая игра «Театр». | Дыхательная гимнастика, речевая разминка, беседа-диалог на тему «Какой ты слушатель?», игра «Зеркало», моделирование речевой ситуации. | ||
66 | «Человек без друзей, что дерево без корней!» | Стр.58-60 | Объяснить детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения | Проговаривание чистоговорок, речевая разминка, викторина «Знаете ли вы сказочную географию?», игра «Вежливость в каждой стране», составление коллективного расказа о путешествии по сказочной стране с соблюдение правил этикета. | ||
67 | «Сказка - ложь, да в ней намек.» | 3, стр. 199 | Учить детей рассказывать скороговорку, используя сказочную интонацию: неторопливость, загадочность тона, игривость; пользуясь жестами, мимикой, как умелый сказатель. Познакомить детей с методом «бином фантазии» Упражнять в составлении небольших сказок, используя этот метод. | Речевая разминка «Путешествие язычка»; упражнение со смысловым заданием; игра «Сундучок»; презентация « Слова благодарности»; творческая продуктивная деятельность в парах; моделирование ситуации | ||
6869 | «В магазине!» | Стр.40-41 | Познакомить детей с правилами речевого обращения в магазине, научить их вежливо беседовать с продавцами, кассирами, покупателями. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, моделирование речевой ситуации « В магазине», упражнение «Сочиняем шутки-скороговорки», беседа-диалог «О громкости речи», игра «Доскажи словечко». | ||
69 | Май | «День рождения только раз в году!» | Стр 52-53 | Соотнести представление о праздничном дне и праздничных словах; ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания. | Артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок о праздниках, беседа-диалог на тему «Я пригласил гостей на свой праздник», игра «Комплименты», игра «Вежливый гость», моделирование речевой ситуации. | |
70 | «По части учтивости лучше пересолить» | Стр. 82- 85 | Обучать детей, как правильно извиниться и отвечать на извинения | Речевая гимнастика, беседа- диалог, моделирование речевых ситуаций, игра «Слово на ладошке», продуктивная деятельность |
Перспективное планирование работы
Месяц, | Количество занятий | ООД, тема |
Сентябрь | 8 | "Красную речь любо слушать»" |
«Риторика есть наука. красно говорить и писать» | ||
"Красно поле пшеном, а беседа умом" | ||
"Доброе слово лечит, а худое калечит»" | ||
«Зачем нужна речь» | ||
"В добрый час молвить, а в дурной промолчать" | ||
«Приятная для слуха речь - своего рода музыка» | ||
«Слушаем и слышим собеседника» | ||
Октябрь | 8 | Как адресовать высказывание |
«Благодарность и ответ на нее» | ||
"Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться..." | ||
"Здравствуйте!" | ||
"Если виновен-проси извинения..." | ||
«В страну звуков и шумов» | ||
«Речь как средство воздействия на мысли, чувство и поведение людей» | ||
«Невозможно без внимания получить образование» | ||
ноябрь | 8 | "Сколько просьб начинается с «будьте добры»!" |
Разучивание стихотворения «Приветствие» | ||
"Хорошее слово-половина дела" | ||
"Спеси боятся, а вежливость чтут" | ||
"На всякие приметы надобно иметь ответы» | ||
"Где больше двух, там говорят вслух" | ||
«Правила речевого поведения во время телефонного разговора» | ||
"Клади крест по-писанному, поклон веди по-ученому" | ||
Декабрь | 8 | "Клади крест по-писанному, поклон веди по-ученому" |
Инсценировка басни Крылова «Ворона и лисица» | ||
"Риторика есть наука....красиво говорить и писать" | ||
«Верный тон и речь красит, и успех делу сулит» | ||
«Путешествие в Страну Сочиняйку» (использование кругов луллия) | ||
«Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо.» | ||
«Секреты волшебницы Речи» | ||
Пересказ рассказа «Волшебный колпак» | ||
январь | 6 | "Для чего у нас два уха, а язык один?" |
"Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив!" | ||
"Петь хорошо вместе, а говорить порознь" | ||
"За твоим языком не поспеешь босиком" | ||
Беседа- инсцинировка по стихотворению С. Маршака «Усатый- полосатый» | ||
«Благодарность» | ||
Февраль | 8 | «Не сломай язык» |
«Каким тоном?» | ||
«Тихо или громко?» | ||
«Устное общение» | ||
«Путешествие по сказкам» (Использование кругов луллия) | ||
"Речь любит течь, фраза - идти потихонечку, а слово – бежать да играть!" | ||
«Говорит она беззвучно» | ||
«Письменное общение» | ||
Март | 8 | «Для чего люди общаются?» |
«Общение бывает разным» | ||
«Зачем быть вежливым?» | ||
«Здравствуйте!» | ||
«До свидания!» | ||
«Кто? Кому? Зачем? Как?» | ||
«От улыбки стало всем светлей» | ||
«Твой голос!» | ||
Апрель | 8 | «Жить в соседях — быть в беседах» |
«Говорить не думая, что стрелять не целясь» | ||
«Поспешишь – людей насмешишь!» | ||
«Отгадай, что я сказал!» | ||
«Как обратиться к собеседнику?» | ||
«Как обратиться с просьбой?» | ||
«В магазине!» | ||
«Не забудь извиниться!» | ||
Май | 8 | «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь!» |
«Ты – зритель!» Пересказ текста от третьего лица. | ||
«Можно ли общаться без слов?» | ||
«Ты – слушатель» | ||
«Какой ты слушатель?» | ||
«День рождения только раз в году!» | ||
«Человек без друзей, что дерево без корней!» | ||
«Сказка - ложь, да в ней намек.» Бином фантазии |
4. Планируемые результаты освоения программы
Контроль за освоением программы « Занимательная Риторика» осуществляется по результатам педагогических наблюдений при наборе или на начальном этапе формирования коллектива (водный мониторинг), при окончании изучения темы (промежуточный мониторинг) в конце учебного года и заносится в протокол мониторинга освоения программы.
Ожидаемые результаты: К концу курса ребенок
Педагогическое наблюдение осуществляется по следующим параметрам:
- Владеет ораторским искусством;
- владеет разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;
- знает названий «инструментов речи»;
- проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
- умеет ориентироваться в ситуации и правильно подбирать лексические способы выражения своих потребностей;
- умеет управлять силой и высотой голоса;
- умеет эмоционально пересказывать и составлять диалоги героев сказок;
- расставляет логическое ударение;
- владеет темпом речи как средством выразительности.
- в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
- проявляет активный интерес к процессу словотворчества;
- ориентируется в разных ситуациях общения;
- владеет своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко, когда тихо, когда быстро, а когда медленно, с какой интонацией и т.п.;
- умеет внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
- знает правил речевого этикета;
- соотносит вербальные и невербальные средства общения; адекватно оценивает собственное речевое поведение и речевое поведение другого (сверстника или взрослого).
II. Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график (разрабатывается педагогом самостоятельно на основании учебного плана программы и содержания занятий).
- Условия реализации программы
Программа «Занимательная риторика» может быть реализована в любой образовательной организации.
Для образовательной деятельности необходимы следующие условия:
- материально-технические: учебный кабинет, оснащенный мебелью,соответствующей возрасту учащихся; дидактические пособия и материалы;
- кадровые: педагог , обладающий профессиональными знаниями и компетенциями по профилю обучения.
Санитарно-гигиенические условия в учебном кабинете должны соответствовать предъявляемым требованиям СанПиН.
- Оценочные диагностические материалы
- Методические материалы
Кабинет должен отвечать всем стандартным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, должен быть обеспечен нормальным освещением и вентиляцией. Также он должен отвечать требованиям техники безопасности. Оборудование для занятий в кабинете:
- столы для воспитанников;
- стулья для педагога и воспитанников;
- дидактические игры, комплекты демонстрационного материала;
- наглядные пособия-
- Мольберт
- Крупные буквы на магнитиках
- Зеркало с лампой дополнительного освещения.
- демонстрационные пособия; Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажёры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, пособия из природного материала). Картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам.
- - Серии сюжетных картинок. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах»
- - Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков и аффрикат.
- - Картотека речевого материала для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков.
- 7.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза
- предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т.п.).
- 8.Дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
- 9.Дидактические игры для формирования грамматического строя речи («Один и много», «Бабочка и цветок», «Найди маму», «У кого кто», «Кто за деревом?», «Кто за забором?», «Собери скамейку» и т.п.).
- 10.Картотека коммуникативных игр, картотека словесных игр.
- 11.Лото и домино по изучаемым лексическим темам.
- 12.Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.
- 13. Экран, картотека презентаций и методических пособий по изучаемым лексическим темам.
- 14. Методическая разработка «Чемодан для Вани и Тани»: куклы в разных костюмах.
- 15.Инновационные игры с фонариками: «Что в шкафу?», «Какой пирожок?», «Кто в клетке?»
- 16. Картотека по Ритм-праксису.
- 17.Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре» («Собери матрёшек», «Раньше и сейчас» и т.п.).
- обучающие видеоуроки, мультфильмы, диафильмы;
- стимуляторы игр;
- диски с русскими народными сказками, логоритмическими занятиями (Е. и С. Железновы), детскими песенками;
- -библиотека детских сказок и рассказов для детей старшего дошкольного возраста;
- альбомы, карандаши, краски, пластилин, тетради;
- проектор, акустическая система,
- 3.Картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам.
- 4.Серии сюжетных картинок. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах»
- 5.Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков и аффрикат.
- 6.Картотека речевого материала для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков.
- 7.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза
- предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т.п.).
- 8.Дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
- 9.Дидактические игры для формирования грамматического строя речи («Один и много», «Бабочка и цветок», «Найди маму», «У кого кто», «Кто за деревом?», «Кто за забором?», «Собери скамейку» и т.п.).
- 10.Картотека коммуникативных игр, картотека словесных игр.
- 11.Лото и домино по изучаемым лексическим темам.
- 12.Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.
- 13. Экран, картотека презентаций и методических пособий по изучаемым лексическим темам.
- 14. Методическая разработка «Чемодан для Вани и Тани»: куклы в разных костюмах.
- 15.Инновационные игры с фонариками: «Что в шкафу?», «Какой пирожок?», «Кто в клетке?»
- 16. Картотека по Ритм-праксису.
- 17.Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре» («Собери матрёшек», «Раньше и сейчас» и т.п.).
- - Стеллаж или открытая витрина для книг.
- - Большая ширма, маленькая ширма
- - Стойка-вешалка для костюмов.
- - Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания сказок.
- -Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания этих же сказок.
- -Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.
- -Грим, зеркало, парики.
Список литературы
Учебная и научная литература, схемы, плакаты, карточки, материал, портреты ораторов.
Список литературы:
- Ельцова О.М. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. С.Пб.; Детство - Пресс, 2009.- 208с.
- Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.НиловаАзбука общения (методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста)
- Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко. Учебное пособие./ З.И. Курцева; под ред.
- Н.Курочкина Путешествие в страну хороших манер М., Просвещение, 2007
- Галина Шалаева Правила поведения и этикет за столом. М.: АСТ: СЛОВО,2010. - 36 с.
- Ольга Александрова Уроки вежливости для малышей М., ЭКСМО, 2012.
- Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. - М.: Просвещение, 2010
- Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М., 1992.
- Вербитская Л. А. Давайте говорить правильно. М., 1993, с. 143.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический кружок "Риторика"-2 класс
Пояснительная записка логопедического кружка "риторика"Планирование логопедического кружка...

Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"
Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Составитель: Ладилова О.В. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИТОРИКЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ»
Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на дет...
Конспект по риторике "Где больше двух, там говорят вслух"
Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Главной целью является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение у...
Конспект по риторике «Сколько просьб начинается с «будьте здоровы»!»
Учимся дикционно проговаривать текст чистоговорки, правильно интонируя, придавая голосу окраску, правильно дышать, чтобы обеспечить «опору» своему голосу; употребление различных слов...

Конспект занятия по риторике в старшей группе по теме «Благодарность»
Цели и задачи:Работа над фонационным дыханиемРазвитие силы голосаРабота над интонационной выразительностью речиЗнакомить детей с этимологией слов «спасибо», «благодарю»Развитие общей и мелкой мо...