Конспект по риторике "Где больше двух, там говорят вслух"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Главной целью является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях. Так, знакомимся с правилами поведения во время разговора (беседа - диалог), обогоцаеем и активизируем словарный запас детей, развиваем образное мышление, побуждаем к творчеству. Учимся с детьми распознавать по мимике и жестам поступок человека. Моделирование речевых ситуаций, отрабатываем упражнения на фонационное дыхание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Где больше двух – там говорят вслух»

Назарова О.Ю.

Учитель – логопед

МАДОУ Детского сада №7

пгт Серышево

2012г

Цель: обучение детей общению в речевых ситуациях или обучению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

Задачи: 1. Познакомить детей с нормами русского литературного языка;

                2.  Добиваться при произнесении скороговорки большей                 дикционной чистоты; проговаривать скороговорку с увеличением темпа, с интонационной окраской.

               3. Отрабатывать упражнения на фонационное дыхание;

               4. Знакомить детей с правилами поведения во время разговора;

                5. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать образное мышление;

               6. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

Оборудование: раздаточный материал (картинки «Свеча»), сюжетные картинки с изображением взрослых людей, мальчика с пирожком, предметные картинки, игрушки.

План:

1. Объявление темы.

2. Разучивание скороговорки, используя упражнение на дыхание.

3.Упражнения на отработку фонационного дыхания.

4. Беседа- диалог. «Как себя вести во время разговора».

5. Моделирование речевых ситуаций.

6. Упражнение «Запомни и повтори правила».

7. Физкультминутка. «Мы ногами топ- топ…».

8. Дидактическая игра «Какие бывают слова».

9. Итог занятия.

Ход образовательной деятельности:

Логопед: Дети, сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно дышать, будем придумывать красивые, громкие, теплые , светлые слова; выучим правила хорошего поведения в различных ситуациях.

Логопед: Сейчас мы с вами разучим скороговорку, которая называется «Два щенка», используя упражнения на дыхание: делаем глубокий вдох, а на выдохе произносим «Два щенка щека к щеке, щиплют щётку в уголке». Повторили ещё раз. Молодцы!

Логопед: А теперь сделали глубокий вдох, задержали дыхание, и на выдохе проговорили «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке». Ещё раз. Молодцы! Давайте попробуем теперь быстрее её произнести. Хорошо, детки.

Логопед: Ребята, а давайте попробуем проговорить скороговорку так, будто вы возмущены. (Дети проговаривают).

Логопед: Возьмите свечки, сейчас мы будем дуть на них, ровно, медленно выдыхаем.

Логопед: Хорошо, а теперь, погасим свечу, выдыхать будем толчками. Молодцы. Все справились с заданием.

Логопед: Дети, я сейчас прочитаю вам стихотворение, которое называется «Советы непослушным детям».

Если к маме или к папе

Тётя взрослая пришла

И ведёт какой – то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой, сдавайся, руки вверх!»

И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать

И, гордясь своим ребёнком,

Папа руку вам пожмёт.

Логопед: Ребята, как вы думаете, шутливый или серьёзный даётся совет в этом стихотворении?

Ребёнок: Я думаю, что в этом стихотворении даётся шутливый совет.

Логопед: А ты как считаешь?

Ребёнок: Я тоже думаю, что это шутливый совет.

Логопед: Скажите, пожалуйста, стали бы гордиться вами родители, если бы вы так поступили?

Ребёнок: Я думаю, что родители не гордились бы мной.

Логопед: Почему?

Ребёнок: Потому, что нельзя себя так вести, когда взрослые разговаривают.

Логопед: А ты как думаешь?

Ребёнок: Я думаю, что нельзя вмешиваться в чужой разговор, не сказав «простите».

Логопед: Молодцы, ребята.

Дети, давайте с вами обсудим следующие ситуации.

Логопед: Представьте себе, что разговаривают двое взрослых людей, а вам нужно срочно что- то маме сказать. Как вы поступите в этом случае?

Ребёнок: Я подойду к взрослым «извинюсь» и спрошу тихо у мамы, что нужно мне.

Логопед: Молодец, правильно. У вас в руке вкусный пирожок, так хочется его съесть! Но вот подошли к вам друзья и стали о чём- то спрашивать. Будете ли вы, есть во время разговора?

Ребёнок: Я не буду есть во время разговора.

Логопед: А ты как поступишь?

Ребёнок: Я тоже не буду есть во время разговора.

Логопед: Мальчик сидя разговаривает со стоящим рядом взрослым. Что вы посоветуете этому мальчику?

Ребёнок: Я посоветую мальчику встать, а потом уже разговаривать.

Логопед: Правильно, молодцы. Давайте попробуем вспомнить и запомнить следующие правила:

  1. Не разговаривай во время еды.
  2. Не перебивай говорящего.
  3. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
  4. Не размахивай руками во время разговора.
  5. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  6. Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините».
  7. Не держи руки в карманах, разговаривая с кем- либо. (проговаривают вместе с детьми)

Логопед: Давайте сделаем с вами вывод, вспомним стихотворение. (логопед вместе с детьми проговаривает стихотворение Маршака С.Я.)

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы,

То есть сами.

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы

Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Логопед: Дети, давайте немного отдохнём. Вставайте, будем играть с вами. Повторяете за мной движения и слова:

Мы ногами топ- топ,                  топают ногами

Мы руками хлоп- хлоп!                хлопают руками

Мы глазами миг- миг,                  быстро закрывают и открывают глаза    

Мы плечами чик- чик,                  поднимают то одно, то другое плечо

Раз- сюда, два- туда,                   повороты в стороны

Повернись вокруг себя.         

Раз- присели, два- привстали.     приседания

Руки кверху все подняли.              поднять руки кверху, а затем приставлять их

Раз- два, раз- два,                          к плечам       

Заниматься нам пора.

(одновременно с произнесением текста дети выполняют соответствующие движения).

Логопед: Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Какие бывают слова».

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какие бывают на свете слова?

Ребёнок: Я думаю, что есть слова красивые.

Ребёнок: А я думаю, что есть слова некрасивые.

Логопед: Правильно, дети, а ещё бывают слова громкие, тихие, легкие, теплые, страшные, смешные, светлые и т.п.

Логопед: Ребята, назовите «громкие» слова.

Ребёнок: Гром, стук, барабан, крик, взрыв.

Логопед: Молодцы! А теперь назовите «красивые» слова.

Ребёнок: Цветок, узоры, природа, драгоценности.

Логопед: Ребята, а сейчас нарисуйте «теплые» (печь, огонь, шуба) или «сладкие» слова (конфеты, сахар, торт)

Логопед: Молодцы! Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили, что делали.

Дети: Мы сегодня говорили о том, как надо себя вести в различных ситуациях.

Дети: Мы проводили физкультминутку.

Дети: Мы говорили о том, какие бывают слова на свете.

Логопед: Молодцы! Вы сегодня все хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы и поэтому заслужили сладкий сюрприз. Занятие окончено. До свидание.

Список используемой литературы

  1. Ельцова О.М. «Риторика для дошкольников»
  2. Курцева З.И. Пособие по риторике для дошкольников «Ты-словечко, я-словечко». Издательство: Ювента
  3. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина «Детская риторика».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Большие права маленького человека"

Цель: знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей....

конспект НОД "Знаки больше , меньше"

Цель:Сформировать представления о знаках < и  >, умение использовать их для записи  результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение...

Конспект НОД ФЭМП "Сравнение двух групп предметов" (младшая группа)

Конспект НОД ФЭМП "Сравнение двух групп предметов"(младшая группа) Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»      ...

Конспект "Собери картинку из двух половинок"

Развивать зрительную координацию....

Конспект открытого занятия из двух частей "Россия- Родина моя"

Занятие по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя"Общая длительность 45 минут. Разбито на две части. Первая - познавательно-ознакомительная. Затем перерыв 20 минут.Вторая часть - иг...