Конспект по риторике "Где больше двух, там говорят вслух"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Главной целью является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях. Так, знакомимся с правилами поведения во время разговора (беседа - диалог), обогоцаеем и активизируем словарный запас детей, развиваем образное мышление, побуждаем к творчеству. Учимся с детьми распознавать по мимике и жестам поступок человека. Моделирование речевых ситуаций, отрабатываем упражнения на фонационное дыхание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа - диалог "Как себя вести во время разговора" | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Где больше двух – там говорят вслух»
Назарова О.Ю.
Учитель – логопед
МАДОУ Детского сада №7
пгт Серышево
2012г
Цель: обучение детей общению в речевых ситуациях или обучению вести себя в конкретных речевых ситуациях.
Задачи: 1. Познакомить детей с нормами русского литературного языка;
2. Добиваться при произнесении скороговорки большей дикционной чистоты; проговаривать скороговорку с увеличением темпа, с интонационной окраской.
3. Отрабатывать упражнения на фонационное дыхание;
4. Знакомить детей с правилами поведения во время разговора;
5. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать образное мышление;
6. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Оборудование: раздаточный материал (картинки «Свеча»), сюжетные картинки с изображением взрослых людей, мальчика с пирожком, предметные картинки, игрушки.
План:
1. Объявление темы.
2. Разучивание скороговорки, используя упражнение на дыхание.
3.Упражнения на отработку фонационного дыхания.
4. Беседа- диалог. «Как себя вести во время разговора».
5. Моделирование речевых ситуаций.
6. Упражнение «Запомни и повтори правила».
7. Физкультминутка. «Мы ногами топ- топ…».
8. Дидактическая игра «Какие бывают слова».
9. Итог занятия.
Ход образовательной деятельности:
Логопед: Дети, сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно дышать, будем придумывать красивые, громкие, теплые , светлые слова; выучим правила хорошего поведения в различных ситуациях.
Логопед: Сейчас мы с вами разучим скороговорку, которая называется «Два щенка», используя упражнения на дыхание: делаем глубокий вдох, а на выдохе произносим «Два щенка щека к щеке, щиплют щётку в уголке». Повторили ещё раз. Молодцы!
Логопед: А теперь сделали глубокий вдох, задержали дыхание, и на выдохе проговорили «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке». Ещё раз. Молодцы! Давайте попробуем теперь быстрее её произнести. Хорошо, детки.
Логопед: Ребята, а давайте попробуем проговорить скороговорку так, будто вы возмущены. (Дети проговаривают).
Логопед: Возьмите свечки, сейчас мы будем дуть на них, ровно, медленно выдыхаем.
Логопед: Хорошо, а теперь, погасим свечу, выдыхать будем толчками. Молодцы. Все справились с заданием.
Логопед: Дети, я сейчас прочитаю вам стихотворение, которое называется «Советы непослушным детям».
Если к маме или к папе
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой – то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся, руки вверх!»
И когда со стула тётя
С перепугу упадёт
И прольёт себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать
И, гордясь своим ребёнком,
Папа руку вам пожмёт.
Логопед: Ребята, как вы думаете, шутливый или серьёзный даётся совет в этом стихотворении?
Ребёнок: Я думаю, что в этом стихотворении даётся шутливый совет.
Логопед: А ты как считаешь?
Ребёнок: Я тоже думаю, что это шутливый совет.
Логопед: Скажите, пожалуйста, стали бы гордиться вами родители, если бы вы так поступили?
Ребёнок: Я думаю, что родители не гордились бы мной.
Логопед: Почему?
Ребёнок: Потому, что нельзя себя так вести, когда взрослые разговаривают.
Логопед: А ты как думаешь?
Ребёнок: Я думаю, что нельзя вмешиваться в чужой разговор, не сказав «простите».
Логопед: Молодцы, ребята.
Дети, давайте с вами обсудим следующие ситуации.
Логопед: Представьте себе, что разговаривают двое взрослых людей, а вам нужно срочно что- то маме сказать. Как вы поступите в этом случае?
Ребёнок: Я подойду к взрослым «извинюсь» и спрошу тихо у мамы, что нужно мне.
Логопед: Молодец, правильно. У вас в руке вкусный пирожок, так хочется его съесть! Но вот подошли к вам друзья и стали о чём- то спрашивать. Будете ли вы, есть во время разговора?
Ребёнок: Я не буду есть во время разговора.
Логопед: А ты как поступишь?
Ребёнок: Я тоже не буду есть во время разговора.
Логопед: Мальчик сидя разговаривает со стоящим рядом взрослым. Что вы посоветуете этому мальчику?
Ребёнок: Я посоветую мальчику встать, а потом уже разговаривать.
Логопед: Правильно, молодцы. Давайте попробуем вспомнить и запомнить следующие правила:
- Не разговаривай во время еды.
- Не перебивай говорящего.
- Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
- Не размахивай руками во время разговора.
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините».
- Не держи руки в карманах, разговаривая с кем- либо. (проговаривают вместе с детьми)
Логопед: Давайте сделаем с вами вывод, вспомним стихотворение. (логопед вместе с детьми проговаривает стихотворение Маршака С.Я.)
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы,
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Логопед: Дети, давайте немного отдохнём. Вставайте, будем играть с вами. Повторяете за мной движения и слова:
Мы ногами топ- топ, топают ногами
Мы руками хлоп- хлоп! хлопают руками
Мы глазами миг- миг, быстро закрывают и открывают глаза
Мы плечами чик- чик, поднимают то одно, то другое плечо
Раз- сюда, два- туда, повороты в стороны
Повернись вокруг себя.
Раз- присели, два- привстали. приседания
Руки кверху все подняли. поднять руки кверху, а затем приставлять их
Раз- два, раз- два, к плечам
Заниматься нам пора.
(одновременно с произнесением текста дети выполняют соответствующие движения).
Логопед: Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Какие бывают слова».
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какие бывают на свете слова?
Ребёнок: Я думаю, что есть слова красивые.
Ребёнок: А я думаю, что есть слова некрасивые.
Логопед: Правильно, дети, а ещё бывают слова громкие, тихие, легкие, теплые, страшные, смешные, светлые и т.п.
Логопед: Ребята, назовите «громкие» слова.
Ребёнок: Гром, стук, барабан, крик, взрыв.
Логопед: Молодцы! А теперь назовите «красивые» слова.
Ребёнок: Цветок, узоры, природа, драгоценности.
Логопед: Ребята, а сейчас нарисуйте «теплые» (печь, огонь, шуба) или «сладкие» слова (конфеты, сахар, торт)
Логопед: Молодцы! Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили, что делали.
Дети: Мы сегодня говорили о том, как надо себя вести в различных ситуациях.
Дети: Мы проводили физкультминутку.
Дети: Мы говорили о том, какие бывают слова на свете.
Логопед: Молодцы! Вы сегодня все хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы и поэтому заслужили сладкий сюрприз. Занятие окончено. До свидание.
Список используемой литературы
- Ельцова О.М. «Риторика для дошкольников»
- Курцева З.И. Пособие по риторике для дошкольников «Ты-словечко, я-словечко». Издательство: Ювента
- Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина «Детская риторика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Большие права маленького человека"
Цель: знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей....
конспект НОД "Знаки больше , меньше"
Цель:Сформировать представления о знаках < и >, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение...
Читайте с детьми больше, а главное говорите.
Памятка для родителей....
Конспект НОД ФЭМП "Сравнение двух групп предметов" (младшая группа)
Конспект НОД ФЭМП "Сравнение двух групп предметов"(младшая группа) Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки» ...
Конспект экскурсии к перекрёстку двух дорог с детьми подготовительной группы
Конспект экскурсиии к перекрёстку двух дорог...
Конспект "Собери картинку из двух половинок"
Развивать зрительную координацию....
Конспект открытого занятия из двух частей "Россия- Родина моя"
Занятие по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя"Общая длительность 45 минут. Разбито на две части. Первая - познавательно-ознакомительная. Затем перерыв 20 минут.Вторая часть - иг...