Консультация для педагогов «Развитие познавательных способностей воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «STEAM –лаборатория. Основы криптографии»
консультация
Консультация для педагогов «Развитие познавательных способностей воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «STEAM –лаборатория. Основы криптографии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г.Надыма»
«Развитие познавательных способностей на занятиях в STEAM – лаборатории по реализации проекта «Основы криптографии»
для детей подготовительной группы».
Подготовила: воспитатель
Хакова Зубаржат Фархатовна
2022 г
Проект подготовлен на основе авторского учебно-методического пособия
«Детская универсальная STEAM-лаборатория» -Беляк Екатерины Александровны.
Актуальность проекта:
Благодаря STEM-подходу дети учатся вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы, которые, в свою очередь, обеспечивает кардинально новый уровень развития ребенка. Данный проект готовит жить дошкольников в постоянно меняющихся условиях: овладевать появляющимися профессиями, справляться с социальными вызовами, использовать технологии в создании познавательно-исследовательских проектов и умению реализовать их в реальности.
Цель проекта:
Создание актуальной предметно-пространственной среды и организация целенаправленной работы по STEAM образованию. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста путем изучения базовых понятий кодирования и шифрования через игры и STEAM- проекты.
Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой, творческий, практико – ориентированный. Проект рассчитан на 5 месяцев. Сентябрь – январь 2022-2023 года.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.
Переходим к проекту «Основы криптографии» и выясним : « Что такое криптография?»
Криптография — это наука о способах и методах шифрования информации
Основные термины:
Открытый текст — исходное, незашифрованное сообщение, которое нужно преобразовать.
Шифр — совокупность способов преобразования исходного сообщения для его защиты.
Зашифрованное сообщение — сообщение, полученное после преобразования с использованием шифра.
Шифрование — преобразование открытого текста в криптограмму.
Ключ — информация, которая необходима для шифрования и расшифрования сообщений.
Как работает шифрование?
Рассмотрим типичную схему обмена сообщениями между абонентами, которые хотят защитить передаваемые данные от посторонних:
1.Абонент передаёт открытое сообщение.
2.Криптографические методы преобразуют данные в шифрованное сообщение.
3.Адресат получает сообщение и расшифровывает его с помощью ключа.
Классификация криптографических методов.
Выделяют следующие виды:
1. Бесключевые методы, в которых не используются ключи;
2. Одноключевые или симметричные методы, в который используется дополнительный ключевой параметр — секретный ключ;
Симметричное шифрование подразумевает, что при передаче зашифрованной информации адресат должен заранее получить ключ для расшифровки информации.
3. Двухключевые или асимметричные методы, в которых используется два ключа — секретный и открытый. Суть ассиметричного метода заключается в том , что зашифрованная при помощи секретного ключа информация может быть расшифрована только при помощи открытого ключа и наоборот. Ключи создаются парами - ключ шифрования и ключ дешифрования. Основная особенность асимметричного шифрования — секретный ключ известен лишь одному человеку.
Реализация проекта «Основы криптографии»
Тема: «Пойми меня»
Знакомимся с детьми понятиями: общение, язык слабослышащих людей, шифрование, ключ. Развиваем навык осознанной передачи информации, совместной деятельности, дружеских отношений.
-Ключ к пониманию (расшифровке) сообщений котов и собак, картинки на которых видно соответствие позы животного и его «сообщение»
-Язык жестов слабослышащих людей.
-Слова записывают определенными значками(Буквы-Алфавит).
- Числа –цифрами.
- Передача своего эмоционального состояния через смайлики (рисование)
Каждое занятие заканчивается практической частью – проектом. Мы проводим различные эксперименты или конструктивно-модельную деятельность.
В следующем слайде видите исследование на тему «Сильная бумага», целью исследования является формирование познавательных интересов и действий в изучении физики. (10 слайд)
На занятиях присутствуют полюбившиеся герои, которые дают задания, попадают в различные ситуации: Алиса, Боб, Ева и робомышь Микибот. Мы решаем их проблемные ситуации, головоломки. Они присутствуют как в практической, так в теоретической части.
Микибот – программируемый робот. У Микибота есть своя история: он робот, созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее жителями и все про них узнать.
Алиса и Боб дружат и пишут друг другу послания, но чтобы Ева не перехватила и не прочитала, они их шифруют. Ева очень коварна и придумывает различные уловки, чтобы перехватить и прочитать. Поэтому ребята шифруют свои послания разными способами.
Тема: «Не верь своим глазам»
Задачи:- Познакомить с понятиями: криптография, перехват информации, шифрование.
- Формировать понимание необходимости создания безопасной передачи информации в повседневной жизни.
- Повышать мотивацию к обучению и исследовательской деятельности
Детям даются карточки со словами перевёртышами и, глядя в зеркало, обучающиеся расшифровывают слово. Во время такой работы у детей происходит сложный мыслительный процесс. Им надо не только увидеть в зеркало первую букву слова, но правильно обозначить её и записать все слово, прочитать вслух.
Тема: « Загадки Цезаря»
Цель: создание условий для овладения навыками шифрования.
Задачи:- Познакомить с шифром Цезаря, симметричным шифрованием, понятием инерция.
- Формировать навыки шифрования сдвигом, навык использования ключа.
- Повышать мотивацию к обучению.
Когда уже овладения навыками шифрования, можно усложнить задачу, дать понятие: шифрования сдвигом – Ключ 3 (симметричное шифрование)
Тема: «Тайная комната»
Цель: Поддержка инициативы детей различных видах деятельности.
Задачи: - Познакомить с понятиями: симпатические чернила т.е чернила которые исчезают (сода, молоко, лимонный сок), тайнопись.
- Формировать навык исследовательской деятельности.
- Способствовать повышению мотивации к обучению.
Тема: « Выдели главное», проект «3D рука»
Цель: поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой , проектной, познавательной деятельности, не директивная помощь воспитателя.
Задачи:- Познакомить с понятиями: решетка Кардано, шифр замены.
- Способствовать развитию креативности, творческого подхода.
- Развивать аналитические способности.
Как работает шифрование с решеткой Кардано? Если наложить решетку на шифрованное послание, то в прорезях решетки появятся буквы, которые можно прочитать. Решетка – это ключ шифрования.
Знакомство с шифром замены – «Пляшущие человечки». Ключом является алфавит с «Пляшущими человечками».
Данные о результативности: в реализации проекта принимало участие 21 воспитанников. Исходя из сравнительного анализа результатов мониторинга на начало и данный период (проект еще продолжается), становится очевидным повышение уровня познавательных процессов. Прослеживается положительная динамика в развитии высших психических функций. 40 % обучающихся продемонстрировали высокий уровень освоении проекта «Основы криптографии». Дети овладели средствами познавательной деятельности; способами действий, обследования объектов; расширили познавательный опыт; сформировали умения самостоятельно «добывать» нужную информацию; сформулировали свой познавательный интерес в вербальной форме с помощью условных символов; используют приобретённые знания, умения и навыки в игровой деятельности, владеют опытом выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Дети стали активнее проявлять способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
«Главное – не переставать задавать вопросы» так говорил Альберт Эйнштейн. Во время занятий нужно постоянно обращаться к вопросам, например, «почему», «а как вы думаете», «какое ваше мнение», «почему так получилось» и т.д. Эти вопросы помогут ребятам развить логическое мышление, будет повышать самооценку детей и уверенность в своих силах.
Ссылки на источники:
1.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) 2013 г.
2.Беляк Е.А. Руководство для воспитателей к учебно-методическому пособию «Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс»,2019.
3.Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс»,2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов « Развитие познавательных способностей у дошкольников старшего возраста
« Развитие познавательных способностейу дошкольников старшего возраста"...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"
Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...
Семинар – практикум «Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу». Доклад на тему: Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы.
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении...
Консультация для педагогов: "Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста".
Консультация для педагогов: "Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста"...
Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы
ВведениеАктуальная проблема проекта Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Н...
Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы Тема мероприятия: «Гордое имя Урал!»
ВведениеАктуальная проблема проекта Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеет знакомство с традициями и опытом предков. Знакомство детей с...
Консультация для воспитателей «Развитие познавательных способностей воспитанников МДОУ по методике Монтессори»
Основная идея Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом п...