Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы
проект (старшая группа)
Введение
Актуальная проблема проекта
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала для патриотического воспитания. Применение разнообразных образовательных форм и методов при знакомстве ребёнка с народной культурой позволят приобщить воспитанников к народным традициям, погрузить в быт и культуру своих предков. Новые знания позволят дошкольнику сложить целостный образ Родины. В настоящее время возникает необходимость того, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.
Актуальность темы
Проект направлен на развитие художественно – творческих способностей детей, воспитание чувства прекрасного, формирование интереса к самобытной русской культуре, уважение предков и воспитание любви к Отечеству.
Гипотеза
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу.
Создание фундамента базовых знаний о традициях и обычаях для понимания культурно-исторических традиций позволит воспитать у дошкольников гордость за свой великий народ, развить любовь и уважение к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka_narodnoe_tvorchestvo.docx | 53.26 КБ |
matryoshka_2022.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40
Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы
Для городской интеллектуальной игры - конкурса
«Матрёшка»
Тема мероприятия: «Народное творчество»
Направление «Русская традиционная кукла»
Автор составитель:
Учитель-логопед –
Царенко Юлия Александровна
Екатеринбург, 2022 г.
Введение
Актуальная проблема проекта
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала для патриотического воспитания. Применение разнообразных образовательных форм и методов при знакомстве ребёнка с народной культурой позволят приобщить воспитанников к народным традициям, погрузить в быт и культуру своих предков. Новые знания позволят дошкольнику сложить целостный образ Родины. В настоящее время возникает необходимость того, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле.
Актуальность темы
Проект направлен на развитие художественно – творческих способностей детей, воспитание чувства прекрасного, формирование интереса к самобытной русской культуре, уважение предков и воспитание любви к Отечеству.
Гипотеза
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу.
Создание фундамента базовых знаний о традициях и обычаях для понимания культурно-исторических традиций позволит воспитать у дошкольников гордость за свой великий народ, развить любовь и уважение к Родине.
План проекта по теме: «Народное творчество», по направлению «Русская традиционная кукла»
Тип проекта:
По количеству участников – коллективный;
По приоритету метода – развивающий;
По продолжительности – долгосрочный.
Направленность проекта: формирование культурно-исторических ценностей и интереса к народным традициям у воспитанников ДОУ.
Этапы работы над проектом:
-Стартовый;
-Этап реализации;
-Рефлексивный;
-Послепроектный.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание |
Моделирование | Оценка образовательной ситуации, выявление проблем. Тема: «Народное творчество» Цель проекта: За время реализации проекта познакомить воспитанников подготовительной группы с народным творчеством на примере русской традиционной куклы Задачи: 1.Создать предметно-пространственную развивающую среду для детей подготовительной группы. 2. Познакомить детей с народными традициями предков и сформировать представления о видах русской традиционной куклы. 3. Способствовать развитию навыка культурного речевого общения, развитию связной речи, обогащению словарного запаса. 4.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости к своему народу. Участники: Дети подготовительной группы. Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна. Воспитатели подготовительных групп, музыкальный руководитель, администрация детского сада, родители. Продолжительность: с 10 декабря 2021 по 13 февраля 2022. Этапы работы по реализации проекта:
Сбор информации и изучение современных методик по формированию ценности народного творчества. Выбор направления работы.
Ответ на вопросы: 1. Какие исторические факты доступны для восприятия дошкольниками и вызовут интерес. 2. Какие методы и приёмы можно применить для изучения народного творчества предков? 3. Достигли участники процесса основной цели проекта? Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.
Создание видеофильма с кратким описанием проекта. Контроль со стороны педагогов. Ожидаемые результаты: Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и кругозора. Дети:
|
Проектирование | Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:
- развивающие игры; - опытно-экспериментальная деятельность. |
Конструирование | 1. Разработка перспективного плана работы с детьми над проектом. Организация предметно-пространственной среды. 2. Планирование организации проектной деятельности. 3. Методическое обеспечение. |
Этап реализации проекта
Отражен в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.
Рефлексивный этап:
Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в видеофильм.
Послепроектный этап:
Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по формированию культурно-исторических ценностей детей дошкольного возраста и разрабатывать и внедрять новые проекты.
Приложение 1.
Перспективный план работы над проектом
Этап | Неделя | Мероприятие | Задачи | Место проведения |
1 | 1 нед. | Сбор необходимой информации и разработка проекта: «Народное творчество» | Актуализация знаний | ДОУ |
2 | 1-2 нед. | Беседы с детьми старшего возраста о проведении проекта. | Вызвать интерес детей к воспитательно-образовательному процессу | ДОУ |
3 | 2 нед. | Подготовка мини-докладов с детьми. Выступление педагогов и специалистов по вопросам русской традиционной куклы | Расширение кругозора и словарного запаса воспитанников по теме народного творчества. Развитие творческих способностей. Формирование лексико-грамматического строя. | ДОУ |
4 | 3 нед. | Презентация мини-докладов в детском коллективе | Развитие лексико-грамматического строя речи и ораторских способностей. | ДОУ |
5 | 4-5 нед. | Изготовление тряпичной игрушки | Выбор вида русской традиционной куклы. Изготовление игрушки. Презентация игрушки в группе. | ДОУ |
6 | 6-7 нед. | Посещение музея ДОУ | Закрепление полученных навыков, применение их на практических заданиях. | ДОУ |
7 | 7-8 нед. | Создание видеофильма. | Разработка сценария и съёмка сцен для фильма. | ДОУ |
Организация предметно-пространственной среды
- Знакомство с бытом предков и видами русской традиционной куклы.
- Демонстрация мини-докладов участниками образовательного процесса.
- Знакомство с технологией создания традиционной игрушки.
Приложение 2.
Организация проектной деятельности
- Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Знакомство детей подготовительной группы с культурными традициями предков. Педагоги и специалисты предлагают детям просмотреть фото и видео материалы, знакомят с бытом и праздничными традициями, веками, формировавшимися на Руси. Знакомят с видами традиционной куклы и предлагают составить свой мини-доклад. Возникает вопрос: где можно применить новый опыт? Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение о создании музея.
2. Практические действия по реализации проекта.
2.1.Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о культурных традициях своей родины. Совместно выбран материал для мини-докладов. Для детей проводят игры на закрепление новых знаний. С детьми проводится мастер-класс по изготовлению тряпичной игрушки.
2.2.Речевая деятельность.
Учитель-логопед помогает воспитаннику составить мини-доклады о традиционных игрушках, знакомит с планом-схемой.
План-схема:
- Вид игрушки.
- Её назначение.
- Краткий рассказ об игрушке.
3.Социально-коммуникативная деятельность.
Дети самостоятельно представляют свой мини-доклад в группе. Учатся публичному выступлению и передают полученный опыт воспитанникам.
- Рефлексия.
Круглый стол: дети обсуждают и выбирают самые интересные куклы, распределяют их по видам. Лучшие экземпляры выставлены в музее. Педагог создаёт видеофайл для совместного просмотра.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
- Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
- Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
- Русский быт. Н.В. Астахова «Белый город», М.-2006 г.
- Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С.Котова. «Паритет», С.- Петербург. -2006г.
Предварительный просмотр:
Матрёшка 2021-2022
Тема: «Народное творчество»
Команда: «Дети России».
Девиз: Мы дети России, мы дети страны,
Прекраснее Родины нам не найти.
Гордимся и любим чудесный наш край,
Хранить и беречь нам его помогай.
Клянёмся Россию свою защищать,
Традиции помнить, ведь она наша мать.
И корни свои никогда не терять,
А славу о ней всегда умножать.
Взрослый:- Не зная прошлого, не поймёшь настоящего и будущего. Сегодня мы с вами окунёмся в историю народной игрушки.
Репортёр: Добрый день, юные зрители и уважаемое жюри. Только сегодня у нас есть уникальная возможность на площадке детского сада № 144 посетить выставку народной игрушки, где собраны самые разные куклы.
Подходит к столу №1, читает.
Кукла игровая. Её изготавливали для игры и забав малышам. Этих кукол мастерили из природных материалов: травы, шишек, глины, древесного угля, мха и ткани. Было и главное правило - все куклы были безлики.
Девочка поёт колыбельную песню и баюкает куклу-пеленашку. (песня: «Котик-коток»)
Подходит к столу №2, читает.
Кукла-оберег. Оберег – а….., это предмет для защиты. В далёком прошлом человек не мог объяснить явления природы, не было лекарств и больниц. Человек верил, что кукла-оберег способна защитить от напасти. Шили их без ножниц и иглы, из лоскутов старой одежды, а нитками наматывали специальные кресты.
Девочка читает стих:
Кручу, верчу, создать хочу
Куклу красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
В помощь десятиручка – в избах сотни дел.
Куколка на шее – бес был не у дел.
В подорожку клали зерна, уголек,
Что-бы путь обратный был не так далёк.
Молодым дарили куклу-оберег,
Чтоб не разлучались с милыми во век.
На одной основе муж, его жена
С ними пеленашка. Часто не одна.
Подходит к столу №3, читает.
Кукла обрядовая. Все праздничные гуляния на Руси сопровождали специальные обрядовые куклы, их изготавливали из соломы, веток, верёвки, мха и ткани. После обряда куклу сжигали или закапывали в землю.
Заклички:
***
Весна, весна красна.
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом обильным!
***
Масленица, лезь на гору,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку – соловейку
На денёчек, на недельку.
***
Нам везде надо успеть-
И сплясать, и песню спеть!
Съесть корзинку пирогов!
Да три короба блинов.
Танец под песню: «Широкая масленица».
Взрослый: Куклы были неотъемлемой частью жизни русского народа (люда), они сопровождали человека в быту и праздниках.
Увлекательную выставку представили:
Самая обаятельная:_______________________
Самая привлекательная:___________________
Самая нежная: ___________________________
Наш удивительный репортёр:_______________
Любимые педагоги:_______________________
________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей подготовительной группы в художественном творчестве»
презентация опыта работы по развитию творческих способностей детей подготовительной группы...
Развитие творческих способностей детей подготовительной группы средствами конструктивной деятельности (оригами)
Конспект занятия по изготовлению "собачки" в технике оригами...
Семинар – практикум «Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу». Доклад на тему: Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы.
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении...
Проект по развитию творческих способностей воспитанников подготовительной группы Тема мероприятия: «Гордое имя Урал!»
ВведениеАктуальная проблема проекта Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеет знакомство с традициями и опытом предков. Знакомство детей с...
Консультация для педагогов «Развитие познавательных способностей воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «STEAM –лаборатория. Основы криптографии»
Консультация для педагогов «Развитие познавательных способностей воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «STEAM –лаборатория. Основы криптографии»...
Приемы и задания для развития творческих способностей воспитанников старшей и подготовительной групп
Основу настоящего дидактического материала составляют специально разработанные для развития мыслительной активности дошкольников модули творческих заданий. Их назначение – сделать встречу ребенка с за...
- Мне нравится (1)