Консультация для воспитателей «Развитие познавательных способностей воспитанников МДОУ по методике Монтессори»
консультация по математике
Основная идея Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом предметно-пространственной среде. Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_pedagogika_montessori.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕСТКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»)
Выступление на методическом объединении для воспитателей и специалистов МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
по теме:
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ МДОУ
ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ»
Выполнила: Носова О.А, воспитатель
МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Надыма»
Г. Надым, 2022г.
Монтессори-педагогика является целостной образовательной системой, эффективность которой подтверждена многолетним опытом успешной практической работы с детьми. Создателем этой системы стала выдающийся итальянский педагог-гуманист, врач и общественный деятель Мария Монтессори.
Основная идея Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом предметно-пространственной среде. Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе.
Задачей педагога является прежде всего предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ними обращаются. Такими средствами являются самообучающие монтессори-материалы, с которыми ребенок работает сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим, упражнения. Работа с детьми производится преимущественно индивидуально или с небольшими группами, в то время как остальные дети занимаются самостоятельно с теми материалами, которые им известны.
Учебных планов на короткие промежутки времени в Монтессори-педагогике не существует, однако имеются методы наблюдения за развитием детей. Основываясь на данных наблюдений и учитывая общие требования к уровню развития детей соответствующего возраста, педагог строит свою дальнейшую работу
«Помощь, которую должна оказать учительница, — пишет Мария Монтессори, — состоит в том, чтобы представить ребенку материал, для того чтобы показать, как его используют, и при этом самой один раз или дважды сделать упражнение...»
Подобный показ в Монтессори-педагогике традиционно называется презентацией материала. Демонстрируя ход работы с материалом, или, другими словами, основной алгоритм действия с ним, учитель проявляет живую заинтересованность, способствуя тем самым поддержанию интереса и внимания ребенка.
Если ребенок так обращается с материалом, что заложенное в нем содержание не может быть воспринято ребенком, т.е. применяет материал не по назначению — делает из длинных штанг «ружья», строит «башню» из цилиндрических коробочек, издающих шумы различной громкости, бросает кубы из «золотого материала», надевает на голову рамку с застежкой и т.д., учителю следует вмешаться и прекратить подобные действия, проявляя при этом достаточно такта и в то же время настойчивости. «Если учительница видит, что материал используется так, что он теряет свою цель, т.е. не приносит никакой пользы для развития детского ума, она должна предотвратить его дальнейшее употребление, разумеется с величайшей кротостью, если ребенок спокоен и находится в хорошем расположении духа; если же он проявляет наклонность к беспорядку, то учительница спокойно и энергично предотвращает последний, но не так, чтобы это выглядело как наказание за шум или беспорядок, а так, что она одерживает убедительную победу по отношению к ребенку»
В других случаях работу ребенка не прерывают ни для исправления его «мелких ошибок», ни из боязни, что он будет утомлен, способствуя тем самым его сосредоточению на целесообразной деятельности и не снижая мотивации к ней. При этом учитель сначала находится в непосредственной близости от ребенка, затем, как только понимает, что его присутствие является излишним, отходит от него, предоставляя ему возможность самостоятельной деятельности. Он должен по возможности держать в поле зрения всех детей группы и быть готовым в нужный момент оказать им помощь, но лишь необходимую. Любая ненужная помощь является, по выражению Монтессори, «препятствием при развитии естественных сил» ребенка. Важен процесс завершения работы: «Если же ребенок спонтанно прекращает работу ... учительница может, а вернее должна настоять, чтобы ребенок убрал материал на место, причем так, чтобы каждый предмет снова был аккуратно положен»].
Мария Монтессори: «Мы предоставляем ребенку во всех этих случаях совершенно свободный выбор, так как мы поняли, что и при выборе занятия ребенком руководят сильные внутренние мотивы. Ребенок, который сам выбирает себе занятие, может при этом выразить и удовлетворить внутреннюю потребность. Проблема выбора и проблемы, связанные с выбором. Что же делать в том случае, если ребенок затрудняется в выборе или же если выбранный материал еще слишком сложен для него? У педагогов-практиков разных стран существуют различные точки зрения. Некоторые считают, что ребенку все же следует показать способ работы с этим материалом, иначе принцип свободы выбора будет нарушен и мотивация ребенка снижена. Ребенок учится делать выбор, он имеет право на ошибку и должен постепенно сам научиться осознавать уровень своих возможностей. Другие полагают, что нет смысла попусту тратить время и показывать то, что ребенок все равно не в состоянии понять или повторить, и гораздо полезнее предложить ему другие материалы, соответствующие его ступени развития. Мы придерживаемся промежуточной позиции и полагаем, что здесь необходимы известная гибкость и ориентация на конкретного ребенка. Так, например, в некоторых случаях, если материал допускает подобную возможность, можно показать ребенку только часть процесса работы или такой вид деятельности, который ему уже доступен. Например, маленькому ребенку можно лишь показать, как встряхивают Шумящие коробочки, и обратить его внимание на шум. С целым рядом продвинутых материалов, например, с Биномиальным и Триномиальным кубами или с Набором кругов, предназначенных для выполнения арифметических операций с дробями, первоначально можно работать на сенсорном уровне, вводя и используя такие понятия, как «часть», «целое», «разделить пополам» или же вообще не давая своим действиям математической интерпретации. Иногда разумно просто оставить ребенка наедине с материалом. Опыт показывает, что манипулировать с непонятными предметами ему быстро надоедает. Если вы все же решили продемонстрировать ход работы полностью, обратите внимание на реакцию ребенка при попытке повторить ваши действия. Понял ли ребенок, что у него не все получилось? Может ли он в принципе это оценить? Старался ли он сделать работу хорошо? Испытал ли он удовольствие от нее? В любом случае не стоит снижать самооценку ребенка и критиковать его за неудачу в том деле.
Похвалите его за старание, за ту часть работы, которая ему удалась, и предложите убрать материал на место. Проанализируйте, чем обусловлены те или иные ошибки ребенка, и в дальнейшем обратите особое внимание на деятельность с теми материалами, которые способствовали бы развитию недостающих качеств и навыков. Иногда полезно задать ребенку вопрос, предполагающий некоторую рефлексию. Например, если ребенок взял материал, требующий знания многозначных чисел, спросите его, умеет ли он считать. При положительном ответе предложите ему сосчитать некоторое количество бусин или других предметов, и вы легко сможете оценить пределы его возможностей в этой области. Если вы поняли, что ребенок в действительности считает неуверенно или же совсем не умеет это делать, скажите ему тактично, но честно: «Мне кажется, этот материал для тебя еще сложноват. Давай попробуем взять вот тот: он такой интересный! С его помощью тоже можно учиться считать. А к этому материалу ты сможешь вернуться через некоторое время». При этом предложите ему подходящий материал (или материалы на выбор) и постарайтесь заинтересовать его.
Если ребенок научится примерно представлять себе ближайшую перспективу, основываясь на своих потребностях, интересах и реальных знаниях, это поможет ему в дальнейшем осознанно распоряжаться своим временем и повысит ответственность за работу. Во-вторых, ребенок всегда имеет возможность вернуться к тем материалам, которые он уже освоил. Детям нравится повторение.
Контроль и коррекция ошибок. Монтессори подробно освещает эту проблему и свой подход к ее решению в книге «Креативный ребенок». Она считает, что исправление ошибок учителем не приносит желаемой пользы, поскольку ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности и, самое главное, не дает ему возможности научиться замечать их самому. Между тем ошибки — частое явление в жизни любого человека, и исправление их возможно лишь в ходе совершенствования и обогащения его опыта: «Только опыт и упражнение корректируют ошибку...» Монтессори подчеркивает: Особенность материалов Монтессори состоит в том, что они допускают возможность самоконтроля. Можно выделить ряд способов самоконтроля. Простейший из них — механический, доступный уже для самых маленьких детей. Например, цилиндры-вкладыши имеют разные размеры, и каждый цилиндр подходит только для одного отверстия. Еще один способ самоконтроля, особенно актуальный при изучении математики, — посредством контрольных карт. Математика по методу Монтессори точкам с примерами и заданиями прилагаются карточки с ответами. Возможен и контроль с помощью специальных меток, таких как цветные точки, наклеенные на дно Коробочек с запахами по правилу: одинаковый запах — одинаковый цвет. Имеются также другие способы самоконтроля. Так, например, педагог обращает внимание ребенка на пролитые капли воды и показывает, как их удалить посредством губки. Губка или тряпочка обязательно входит в комплект. В дальнейшем ребенок сам заметит подобную ошибку и исправит ее.
Особенность организации педагогического процесса в системе Монтессори состоит в том, что центр тяжести активности смещается с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога, но активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной созидательной деятельности, сообразуясь с индивидуальными интересами и побуждениями. Он занимается с материалами, которые сам выбирает, и сам определяет место и длительность работы с ними. Большинство материалов позволяют ребенку работать как одному, так и вдвоем или же вместе с несколькими детьми. Материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребенку в процессе самообучения.
Какова же роль педагога в монтессори-педагогике? Он становится коллегой, партнером ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Образно говоря, педагог не просто следует «на поводу» у ребенка, а находится рядом с ним, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство, или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.
Функции педагога.
1. Посредническая функция. Педагог создает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой — подготовленной средой. Он показывает, как работают с материалом. «Учительница должна объяснить обращение с материалом. Она служит, главным образом, посредником между материалом (предметами) и детьми»
2. Руководящая функция. Педагог внимательно наблюдает за ребенком и в нужный момент предоставляет ему помощь: помогает сделать выбор, проводит презентацию материала, демонстрирует способ контроля и коррекции ошибок. Педагог должен уметь предложить ребенку материалы, относящиеся к его зоне ближайшего развития. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка. Он внешне пассивен, внутренне — высоко активен. Монтессори подчеркивает важность тактичного руководства: «Учительнице необходимо вести ребенка, не давая ему слишком сильно почувствовать ее присутствие, так чтобы она была всегда готова предоставить желаемую помощь, но никогда не становилась бы препятствием между ребенком и его опытом»
3. Обучающая функция. Педагог дает урок в тот момент, когда он показывает образец работы с материалом. Его действия и его поведение служат примером, которому ребенок подражает. Научение через подражание — один из главных способов овладения знаниями, умениями и навыками в системе Монтессори. педагог дает также устный урок. Его пояснения должны быть краткими, ясными и точными, без излишних подробностей и длиннот. «В нашем методе одна из самых деликатных задач должна состоять в том, чтобы произнести точные слова, соответствующие представлению, которое должен зафиксировать материал в сознании ребенка». «Учительница закрепляет каждое приобретение ребенка в форме словесного обозначения». Одним из наиболее часто применяемых способов введения новых понятий является так называемый трехступенчатый урок.
4. Организующая функция. Педагог создает подготовленную среду, которая «должна содержать средства для самовоспитания» и предоставлять детям возможность свободы движений , свободы выбора материала, места и длительности работы с ним, а также право заниматься какой-либо полезной деятельностью индивидуально или с партнером (партнерами). Педагог заботится также о порядке в организованной им пространственно предметной среде.
Правила сформулированы ясно и в позитивной форме, а не в виде запретов, например: «Мы обходим коврик», «Мы берем материал только с полки» и т.д. Педагог следит за тем, чтобы материалы на полках всегда находились в порядке. Возвращение материала на свое место по окончании работы является правилом, обязательным для всех детей. Необходимо также соблюдать порядок в процессе работы: выполнять действия в определенной последовательности, доводить дело до конца, по завершении упражнений привести материал в первоначальное состояние.
5. Диагностическая функция. Одним из основных требований, предъявляемых к Монтессори-педагогу, является умение наблюдать за поведением ребенка и оценивать уровень его физического и психического развития, владение техникой наблюдения. Мария Монтессори отмечала: «Эта сложная программа наблюдений должна включать и физические стороны ребенка, потому что как раз подготовкой для более сложных задач должно служить знание физических нужд ребенка.... Учитель с определенной периодичностью, например, раз в месяц, с помощью некоторых обозначений или системы баллов отмечает в индивидуальном Дневнике наблюдений за ребенком степень овладения ими. Другие дневники, применяемые главным образом в начальной школе, являются расчерченными бланками, в графы которых каждый день вносится текущая информация о работе детей. Добавим, что на практике, особенно при работе с детьми 3–6 лет, трудно совершенно точно помнить, с каким материалом ребенок умеет работать, а с каким — еще нет. В этом случае перед началом презентации учителю полезно задать пару вопросов ребенку или дать ему задания, позволяющие быстро оценить его знания. Например, перед работой с Буквами из шершавой бумаги или с Геометрическими телами ребенку показывают буквы или тела и просят их назвать. Буквы или тела, которые он называет правильно, откладывают в одну сторону, неправильно — в другую. Далее для работы используют те буквы или тела, которые ребенок еще не знает
6. Защитная функция. Учитель следит, чтобы дети не мешали друг другу.
Примерные правила группы
Мы вежливы и внимательны друг к другу.
По группе ходим спокойно.
В группе разговариваем негромко.
Убираем каждый материал или игру на место.
Бережно относимся к материалам, игрушкам, вещам в группе.
Коврик обходим — это рабочее место.
Особые формы движения
• Умение ходить красиво, грациозно, вырабатывать чувство равновесия.
• Ходьба по линии, ношение предметов.
• Умение сохранять тишину и неподвижность (упражнение в тишине).
"Свободная работа детей в предметно-пространственной развивающей образовательной среде по системе Марии Монтессори"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей дошкольников"
В консультации предложены задания, которые помогают воспитателю в организации детских исследований....
консультация для воспитателей «Развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность»
Рекомендации для воспитателей из опыта работы...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...
Методическая разработка. Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей воспитанников".
Цель разработки: повышение профессиональной компетентности по развитию творческих способностей воспитанников....
Консультация для воспитателей «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста»
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами....
Консультация для воспитателей « Развитие познавательных способностей дошкольников средствами трудовой деятельности»
Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей дошкольников средствами трудовой деятельности"...
Консультация для педагогов «Развитие познавательных способностей воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «STEAM –лаборатория. Основы криптографии»
Консультация для педагогов «Развитие познавательных способностей воспитанников подготовительной группы в рамках проекта «STEAM –лаборатория. Основы криптографии»...