Конспект НОД по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово» для детей 6-7 лет
план-конспект занятия (старшая группа)

Старыгина Елена Витальевна

Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного фольклора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_sotsiokulturnym_istokam.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово» для детей 6-7 лет

Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного фольклора.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний в социокультурной категории «Сказочное слово»;
  • обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
  • мотивация на совместную деятельность.

Развивающие:

  • развивать навык совместной деятельности в группе.
  • совершенствовать умение работать в паре.
  • развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
  • развитие самооценки у детей.

Воспитательные:

-формирование        у        участвующих,        способности        договариваться, приходить к единому мнению.

  • учить слушать своих сверстников, взрослых и воспитателя.
  • создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания в группе.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Царевна Лягушка», произведение А.С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Морозко» и прослушивание пьесы «Февраль» (аудиозапись) из альбома П.И. Чайковского «Времена года», заучивание отрывков из сказок А.С. Пушкина. Работа в альбоме «Мои истоки» - «Моя любимая сказка».

Оборудование: ИКТ, презентация с рекомендациями по организации душеполезного чтения и иллюстрации к сказкам «Морозко», «Царевна Лягушка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Зимовье зверей», пьеса «Февраль» из альбома П.И. Чайковского «Времена года», аудиозапись сказки «Зимовье зверей», книга для развития детей «сказочное слово», книги со сказками для выставки, карточки с иллюстрациями, названия на бумажном носителе, изучаемых социокультурных категорий

Ход занятия:

1.Работа в круге «Сказочное слово».

Дети заходят под музыку в группу встают в круг.

- Доброе утро, гости желанные!

Милости просим на наше мероприятие, давайте возьмемся с вами за руки и поприветствуем друг друга.

Гости присоединяются.

Приветствие «Ладошки»:

Воспитатель: Мы ладошку к ладошке сложили,

И друг другу дружить предложили. Будем мы веселиться, играть,

Чтобы умными, дружными стать.

Ребята, какие вы все веселые, у вас хорошее настроение? И у нас хорошее настроение. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. А куда – секрет. Выполнив задания, вы сумеете угадать, куда мы направимся.

Отгадайте загадку:

Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшито,

Не человек, а рассказывает.

(книга)

Воспитатель: О чем может рассказать книга?

Дети:

  1. Книги        как        добрые,        мудрые        друзья        вводят        нас        в        удивительный        и прекрасный мир знаний.
  2. Читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.
  3. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия по сказкам.

Гости дополняют к сказанному.

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на выставку книг, какие сказки вы узнали? (в середине круга стоит стол на нем книги со сказками)

Педагог обращает внимание на выставку книг. Приглашает их подойти поближе и рассмотреть их.

Воспитатель. Какие сказки вы узнали? (Дети называют знакомые сказки.)

Воспитатель. Молодцы. Мы с вами ребята отправляемся в путешествие по сказкам.

В: А вы любите сказки?

Д: Да.

В: Для чего нужны чудеса в сказках?

Д: Чтоб все хорошо заканчивалось, чтоб добро побеждало зло.

В: Какие виды сказок вам известны?

Д: Волшебные, сказки о животных, веселые, грустные, страшные и смешные. Они рассказывают нам о добре и зле, о мире и справедливости.

В: За что мы любим сказки?

Д: Они рассказывают нам о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят не только дети, и взрослые. По сказкам ставятся спектакли и кино.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Обобщение        воспитателя:        Действительно,        сказки        все        разные,        в        них происходят удивительные события и превращения. В каждой сказке скрыт

глубокий смысл, передан опыт старших поколений. Сказки учат добру, терпению, согласию, побуждают следовать лучшим качествам героев.

Ребенок:

Сказки стародавние Грустные, забавные, Добрые, серьёзные, Лунные и звёздные. Мы любим их слушать Любим их читать

С ними можно даже Просто поиграть!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.

Гости отвечают.

Девушка - … красна девица Парень - …добрый молодец

Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать Губы-…уста сахарные

Глаза-…очи ясные

Печаль-…голову повесил, закручинился, пригорюнился Идти далеко – за тридевять земель, за тридевять морей.

Воспитатель. Ребята, а кто придумывает сказки?

(народ, сказочник)

Воспитатель. Ребята, а теперь покажите, как хорошо вы знаете сказки.

Проводится викторина «Угадай сказку»

  1. Читается отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Ребенок:

Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?

Ребенок:

Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее.

Зеркальце в ответ:

Присутствующие называют сказку: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написал эту сказку А.С. Пушкин. (показ слайда)

Ребенок.

Сказки Пушкина мы знаем, Любим их мы, и читаем, Учим сказки наизусть.

В них живёт наш русский дух.

Воспитатель. Сказки        А.С.        Пушкина        –        это        всегда        торжество        добра        и справедливости.

  1. Чтение отрывка из сказки «Царевна-Лягушка»

В: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

В:        Царь сыновей боготворил, Безмерно их любил.

Но время в сказке быстро мчится, И им пришла пора жениться.

Царь луки в руки им дает, И в чисто поле их ведет.

Там отдал им такой приказ:

Стреляет каждый только раз, И где стрела чья приземлится

Там брать девицу, чтоб жениться.

Дети        называют        сказку:        «Русская        народная        сказка        «Царевна-лягушка». (показ слайда)

Воспитатель: 1. Как в сказке «Царевна-лягушка» проявилось уважение сыновей к родительскому слову?

Дети: Сыновья сдержали данное слово (отец велел - а сын не сбежал - пошел выполнять). Сыновья проявили ПОСЛУШАНИЕ к родительскому слову.

Воспитатель:        Кто        помог        Ивану        –        царевичу        освободить        Василису Премудрую?

Дети: Старичок, Баба Яга, медведь, заяц, селезень, щука.

Гости дополняют ответы.

  1. Прослушивание пьесы «Февраль» из альбома П.И. Чайковского

«Времена года».

Воспитатель. Как вы думаете, к какой сказке подходит эта музыка?

Дети. Русская народная сказка «Морозко»

Педагог показывает иллюстрацию. (показ слайда)

  1. Прослушивание        аудиосказки        «Зимовье        зверей»        (включается отрывок сказки)

Воспитатель. Как называется сказка?

Дети. Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Воспитатель хвалит детей.

Вывод: Таким образом, чему учат нас сказки?

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - трудолюбие, любовь

«Царевна – лягушка» - послушанию, добру, терпению

«Зимовье»- дружбе

«Морозко»- уважению к старшим

  1. А теперь мы зададим вопрос нашим гостям. В: В каких сказках упоминается о камне малахит? Гости: «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» В: Кто автор?

Гости: Бажов Павел Петрович

Физкультминутка

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» (для снятия общего переутомления) Как на утренней заре,

(Потягивание, вставание на цыпочки),

На широком на дворе

(Широко развести руки в стороны) Три царевича разминалися,

Своей удалью похвалялися. (Разминочные упражнения). Лук тугой спешили натянуть И стрелу отправить в путь, Чтобы верная стрела

Каждому жену нашла.

(Имитация стрельбы из лука в разные стороны). Эх, присядем, отдохнем

И стрелу искать пойдем. (Садятся на места).

2. Активное занятие. Работа в паре.

«Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок»

Воспитатель приглашает детей сесть за столы.

  1. Подготовительный этап

В каждой сказке скрыт глубокий смысл, передан опыт старших поколений. Сказки учат добру, терпению, согласию, послушанию, трудолюбию.

  1. Основной этап.

Воспитатель. Следующее задание, возьмите иллюстрации, которые лежат перед вами, и выполните задание в паре, договоритесь и придите к согласию выбрав сказку и отвечая на следующие вопросы: «Какая сказка изображена на иллюстрации?» «Кто автор этой сказки?» «Чему учат эти сказки?».

Работа в паре: педагог предлагает детям сообщить друг другу свое решение и прийти к единому мнению.

Схема общения: первый ребенок сообщает партнеру свой выбор, второй внимательно слушает и выражает свое согласие или несогласие, знакомит со своим решением. Далее все пытаются прийти к единому решению.

Время работы – 5 минуты. За 30 секунд до окончания данного времени следует предупредить о необходимости своевременного завершения диалога.

  1. Обсуждение в группе, экспертная оценка.

Заслушивается мнение любой пары, и выявляются те, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание на начальную фразу выступления: «Мы решили…», «Мы думаем…», так как это общее решение пары. Затем заслушиваются объяснения детей, сделавших иной выбор.

«Репка» - согласие.

«Зимовье зверей» - дружба

«Крошечка - Хаврошечка» - трудолюбие

«Морозко» - уважение к старшим

«Гуси - лебеди» - послушание

  1. Рефлексия.

Воспитатель. Легко ли было прийти к согласию? (Ответы детей)

Воспитатель. Сказка не только развлекает, но и учит. В сказке сберегается житейская мудрость. Сказочное слово – мудрое слово. Какие качества вам близки благодаря нашему путешествию по сказкам, чему учат сказки?

(Ответы детей: учит терпению, послушанию, трудолюбию, согласию, уважению к старшим, дружбе.)

Воспитатель. Да, верно. Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру. Не зря в народе говорят: «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок».

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в сказочном мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Вы все хорошо поработали, большое вам спасибо!

Под музыку уходят.

Обсуждение с педагогами (гостями) вопросов. Подведение итогов.

Уважаемые педагоги, я благодарю вас за активную работу. Впереди нас ждет непростой путь по дальнейшему изучению и реализации программы

«Социокультурные Истоки», но я уверена, что он будет интересным. Я предлагаю пожелать друг другу добра, здоровья, счастья, удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной децентрации – способности чувствовать внутренне состояние другого человека и понимать его. Первоначальное прочувствованное воспри...

Конспект итогового занятия по программе "Социокультурные истоки"на тему «Мудрые слова»

Программное содержание:1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».2. Формировать потребность в социальном соответствии.3. Приобщать родителей и детей к традициям ...

Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»

Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему  «Сказочное слово»...

Презентация по социокультурным истокам на тему: «Напутственное слово» (ресурсный круг с родителями)

Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду? Родительское благословение....

Конспект НОД по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»

развивать духовно-нравственные качества детей....