Конспект НОД по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово» для детей 6-7 лет
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_sotsiokulturnym_istokam.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово» для детей 6-7 лет
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством народного фольклора.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний в социокультурной категории «Сказочное слово»;
- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
- мотивация на совместную деятельность.
Развивающие:
- развивать навык совместной деятельности в группе.
- совершенствовать умение работать в паре.
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие самооценки у детей.
Воспитательные:
-формирование у участвующих, способности договариваться, приходить к единому мнению.
- учить слушать своих сверстников, взрослых и воспитателя.
- создание атмосферы доверия, взаимоуважения, взаимопонимания в группе.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Царевна Лягушка», произведение А.С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Морозко» и прослушивание пьесы «Февраль» (аудиозапись) из альбома П.И. Чайковского «Времена года», заучивание отрывков из сказок А.С. Пушкина. Работа в альбоме «Мои истоки» - «Моя любимая сказка».
Оборудование: ИКТ, презентация с рекомендациями по организации душеполезного чтения и иллюстрации к сказкам «Морозко», «Царевна Лягушка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Зимовье зверей», пьеса «Февраль» из альбома П.И. Чайковского «Времена года», аудиозапись сказки «Зимовье зверей», книга для развития детей «сказочное слово», книги со сказками для выставки, карточки с иллюстрациями, названия на бумажном носителе, изучаемых социокультурных категорий
Ход занятия:
1.Работа в круге «Сказочное слово».
Дети заходят под музыку в группу встают в круг.
- Доброе утро, гости желанные!
Милости просим на наше мероприятие, давайте возьмемся с вами за руки и поприветствуем друг друга.
Гости присоединяются.
Приветствие «Ладошки»:
Воспитатель: Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили. Будем мы веселиться, играть,
Чтобы умными, дружными стать.
Ребята, какие вы все веселые, у вас хорошее настроение? И у нас хорошее настроение. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир. А куда – секрет. Выполнив задания, вы сумеете угадать, куда мы направимся.
Отгадайте загадку:
Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшито,
Не человек, а рассказывает.
(книга)
Воспитатель: О чем может рассказать книга?
Дети:
- Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир знаний.
- Читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.
- С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия по сказкам.
Гости дополняют к сказанному.
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на выставку книг, какие сказки вы узнали? (в середине круга стоит стол на нем книги со сказками)
Педагог обращает внимание на выставку книг. Приглашает их подойти поближе и рассмотреть их.
Воспитатель. Какие сказки вы узнали? (Дети называют знакомые сказки.)
Воспитатель. Молодцы. Мы с вами ребята отправляемся в путешествие по сказкам.
В: А вы любите сказки?
Д: Да.
В: Для чего нужны чудеса в сказках?
Д: Чтоб все хорошо заканчивалось, чтоб добро побеждало зло.
В: Какие виды сказок вам известны?
Д: Волшебные, сказки о животных, веселые, грустные, страшные и смешные. Они рассказывают нам о добре и зле, о мире и справедливости.
В: За что мы любим сказки?
Д: Они рассказывают нам о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят не только дети, и взрослые. По сказкам ставятся спектакли и кино.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Обобщение воспитателя: Действительно, сказки все разные, в них происходят удивительные события и превращения. В каждой сказке скрыт
глубокий смысл, передан опыт старших поколений. Сказки учат добру, терпению, согласию, побуждают следовать лучшим качествам героев.
Ребенок:
Сказки стародавние Грустные, забавные, Добрые, серьёзные, Лунные и звёздные. Мы любим их слушать Любим их читать
С ними можно даже Просто поиграть!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Нас привлекают сказки и своим особенным сказочным языком. Попробуйте перевести наши обычные слова и выражения на сказочный язык.
Гости отвечают.
Девушка - … красна девица Парень - …добрый молодец
Красивая -…ни в сказке сказать, ни пером описать Губы-…уста сахарные
Глаза-…очи ясные
Печаль-…голову повесил, закручинился, пригорюнился Идти далеко – за тридевять земель, за тридевять морей.
Воспитатель. Ребята, а кто придумывает сказки?
(народ, сказочник)
Воспитатель. Ребята, а теперь покажите, как хорошо вы знаете сказки.
Проводится викторина «Угадай сказку»
Читается отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Ребенок:
Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?
Ребенок:
Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее.
Зеркальце в ответ:
Присутствующие называют сказку: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написал эту сказку А.С. Пушкин. (показ слайда)
Ребенок.
Сказки Пушкина мы знаем, Любим их мы, и читаем, Учим сказки наизусть.
В них живёт наш русский дух.
Воспитатель. Сказки А.С. Пушкина – это всегда торжество добра и справедливости.
- Чтение отрывка из сказки «Царевна-Лягушка»
В: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
В: Царь сыновей боготворил, Безмерно их любил.
Но время в сказке быстро мчится, И им пришла пора жениться.
Царь луки в руки им дает, И в чисто поле их ведет.
Там отдал им такой приказ:
Стреляет каждый только раз, И где стрела чья приземлится
Там брать девицу, чтоб жениться.
Дети называют сказку: «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». (показ слайда)
Воспитатель: 1. Как в сказке «Царевна-лягушка» проявилось уважение сыновей к родительскому слову?
Дети: Сыновья сдержали данное слово (отец велел - а сын не сбежал - пошел выполнять). Сыновья проявили ПОСЛУШАНИЕ к родительскому слову.
Воспитатель: Кто помог Ивану – царевичу освободить Василису Премудрую?
Дети: Старичок, Баба Яга, медведь, заяц, селезень, щука.
Гости дополняют ответы.
Прослушивание пьесы «Февраль» из альбома П.И. Чайковского
«Времена года».
Воспитатель. Как вы думаете, к какой сказке подходит эта музыка?
Дети. Русская народная сказка «Морозко»
Педагог показывает иллюстрацию. (показ слайда)
- Прослушивание аудиосказки «Зимовье зверей» (включается отрывок сказки)
Воспитатель. Как называется сказка?
Дети. Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Воспитатель хвалит детей.
Вывод: Таким образом, чему учат нас сказки?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - трудолюбие, любовь
«Царевна – лягушка» - послушанию, добру, терпению
«Зимовье»- дружбе
«Морозко»- уважению к старшим
- А теперь мы зададим вопрос нашим гостям. В: В каких сказках упоминается о камне малахит? Гости: «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» В: Кто автор?
Гости: Бажов Павел Петрович
Физкультминутка
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» (для снятия общего переутомления) Как на утренней заре,
(Потягивание, вставание на цыпочки),
На широком на дворе
(Широко развести руки в стороны) Три царевича разминалися,
Своей удалью похвалялися. (Разминочные упражнения). Лук тугой спешили натянуть И стрелу отправить в путь, Чтобы верная стрела
Каждому жену нашла.
(Имитация стрельбы из лука в разные стороны). Эх, присядем, отдохнем
И стрелу искать пойдем. (Садятся на места).
2. Активное занятие. Работа в паре.
«Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок»
Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
Подготовительный этап
В каждой сказке скрыт глубокий смысл, передан опыт старших поколений. Сказки учат добру, терпению, согласию, послушанию, трудолюбию.
Основной этап.
Воспитатель. Следующее задание, возьмите иллюстрации, которые лежат перед вами, и выполните задание в паре, договоритесь и придите к согласию выбрав сказку и отвечая на следующие вопросы: «Какая сказка изображена на иллюстрации?» «Кто автор этой сказки?» «Чему учат эти сказки?».
Работа в паре: педагог предлагает детям сообщить друг другу свое решение и прийти к единому мнению.
Схема общения: первый ребенок сообщает партнеру свой выбор, второй внимательно слушает и выражает свое согласие или несогласие, знакомит со своим решением. Далее все пытаются прийти к единому решению.
Время работы – 5 минуты. За 30 секунд до окончания данного времени следует предупредить о необходимости своевременного завершения диалога.
Обсуждение в группе, экспертная оценка.
Заслушивается мнение любой пары, и выявляются те, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание на начальную фразу выступления: «Мы решили…», «Мы думаем…», так как это общее решение пары. Затем заслушиваются объяснения детей, сделавших иной выбор.
«Репка» - согласие.
«Зимовье зверей» - дружба
«Крошечка - Хаврошечка» - трудолюбие
«Морозко» - уважение к старшим
«Гуси - лебеди» - послушание
Рефлексия.
Воспитатель. Легко ли было прийти к согласию? (Ответы детей)
Воспитатель. Сказка не только развлекает, но и учит. В сказке сберегается житейская мудрость. Сказочное слово – мудрое слово. Какие качества вам близки благодаря нашему путешествию по сказкам, чему учат сказки?
(Ответы детей: учит терпению, послушанию, трудолюбию, согласию, уважению к старшим, дружбе.)
Воспитатель. Да, верно. Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру. Не зря в народе говорят: «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок».
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в сказочном мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Вы все хорошо поработали, большое вам спасибо!
Под музыку уходят.
Обсуждение с педагогами (гостями) вопросов. Подведение итогов.
Уважаемые педагоги, я благодарю вас за активную работу. Впереди нас ждет непростой путь по дальнейшему изучению и реализации программы
«Социокультурные Истоки», но я уверена, что он будет интересным. Я предлагаю пожелать друг другу добра, здоровья, счастья, удачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной децентрации – способности чувствовать внутренне состояние другого человека и понимать его. Первоначальное прочувствованное воспри...
Конспект итогового занятия по программе "Социокультурные истоки"на тему «Мудрые слова»
Программное содержание:1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».2. Формировать потребность в социальном соответствии.3. Приобщать родителей и детей к традициям ...
Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»
Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»...
Презентация по социокультурным истокам на тему: «Напутственное слово» (ресурсный круг с родителями)
Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду? Родительское благословение....
Конспект НОД по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»
развивать духовно-нравственные качества детей....
НОД по социокультурным истокам на тему "Доброе слово"
Социокультурные истоки...