Семинар – практикум для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».
презентация урока для интерактивной доски (младшая группа)

Плахова Елена Николаевна

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах.
Х. К. Андерсен

В данной презентации я описываю особенности работы со сказками с детьми в разном возрасте, как ценно и важно воспитание нравственных качеств через сказкотерапию и привожу наглядные примеры дидактических игр с детьми второй младшей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_skazkoterapiya.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Росинка» Семинар – практикум для педагогов Тема: «Сказкотерапия в работе с дошкольниками» Выполнила: Плахова Е. Н.

Слайд 2

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах. Х. К. Андерсен Ценность сказок в становлении личности трудно переоценить: прекрасное средство для развития памяти, мышления, воображения; речи - монологической и диалогической; активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи; развивается творческий потенциал, способность к словотворчеству ; формируется интерес к книгам и чтению; прививается любовь к поэзии, природе, родной земле ; а самое главное - дети получают уроки нравственности и морали: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Слайд 3

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром . Цели и задачи сказкотерапии: 1) активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания; 2) создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления; 3) снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; 4) развитие умения преодолевать трудности и страхи; 5) выявление и поддержка творческих способностей; 6) формирование навыков конструктивного выражения эмоций; 7) развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации; 8) оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики; 9) решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.

Слайд 4

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем: Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Неопределенность места действия главного героя. Образность языка. Кладезь мудрости. Победа Добра. Психологическая защищенность. Наличие Тайны и Волшебства.

Слайд 5

Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Художественные сказки а) народные б ) авторские 2. Дидактические 3. Медитативные 4. Психотерапевтические 5. Психокоррекционные

Слайд 6

Возрастные особенности сказкотерапии Три-четыре года: 1. Ребёнок наблюдает за мимикой, жестами взрослого во время индивидуальных или коллективных занятий и учится передавать чувства и эмоции героев сказки. 2. Проблема, вокруг которой выстраивается сказочный сюжет, должна быть интересна и актуальна для малыша, вопросы формулируются так, чтобы помочь увидеть и осознать причинно-следственные связи. 3. Сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребёнка, стоит помнить, что отделять сказочный мир от реального малыши смогут только в четыре года. 4. Малышам трёх–четырёх лет близки и понятны сказки, повествующие о взаимодействии людей и животных. Маленькие фантазёры без труда перевоплощаются в образ животного, с лёгкостью и врождённым артистизмом подражают их повадкам.

Слайд 7

Пять лет: 1. Совместное с ребёнком моделирование сюжетов, прорабатывающих его реальные жизненные ситуации, проблемы, страхи. Такая история может начинаться, например, такими словами: «Жил-был мальчик (девочка), который был очень похож на тебя». 2. Вся работа происходит на глубинном, подсознательном уровне, обсуждение и анализ в этом возрасте малоэффективны. 3. Задания, связанные с продолжением сказки, круговая методика совместного развития сюжетной линии, когда каждый ребёнок по очереди придумывает свой небольшой фрагмент, вплетая его в сюжет, создаваемый общими усилиями. 4. Пятилетние дети отдают предпочтение волшебным сказкам, видят себя в образе благородного принца, очаровательной принцессы, храброго солдата и т. д.

Слайд 8

Шесть–семь лет: 1. Сказкотерапия начинается с обсуждения и постановки проблемных вопросов. 2. Снять психологическое напряжение помогут сказки-страшилки, финал которых будет смешным и непредсказуемым. 3. Активно применяются дидактические сказки, например, математические задания, вплетённые в сказочный сюжет о преодолении испытания или сказка «Две лягушки», символически иллюстрирующая истину о том, что бороться нужно до конца. 4. Детям этого возраста интересны философские и бытовые сказки. Метод сказкотерапии можно применять в работе с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева считает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Слайд 9

Основные принципы работы со сказками. 1. Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях . Наша задача - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки. 2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача -показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. 3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.

Слайд 10

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками (каждый этап - одно занятие): I этап – познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки с помощью языковых средств выразительности, выразительное интонирование реплик героев и выразительное исполнение сказочного образа. (Игровые приёмы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения). II этап – словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Игровые приёмы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию). III этап – выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова . (Игровые приёмы: совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети, театрализация, словесное рисование, пантомимические упражнения).

Слайд 11

Структура сказкотерапевтического занятия 1.Ритуал «входа» в сказку 2.Повторение 3.Расширение 4.Закрепление 5.Интеграция 6.Резюмирование 7.Ритуал «выхода» из сказки

Слайд 12

Приёмы сказкотерапии: чтение или рассказывание; пересказ по опорному плану; обсуждение и словесный анализ; рисование сказки; артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия; дидактическая , ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию); сочинение собственных сказочных сюжетов; решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов); эмоциональные и актёрские тренинги; подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д.

Слайд 13

Дидактические игры «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки. «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей. «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных. «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка. «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами. «Собери картинку»- формирует умение составлять целостную картинку из нескольких частей по образцу, развивает логическое мышление, память.

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ " «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».

Цель проведения: повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов дошкольного учреждения по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошколь...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации

Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации...

Практикум для педагогов "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.Джанни Родар...

Презентация. Семинар – практикум для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах.Х. К. АндерсенВ данной презентации я описываю особенности работы со сказками с детьми в разном возрасте, как ценно и важно воспитани...

Семинар-практикум для педагогов «Организация совместной работы с родителями по формированию ЗОЖ у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Организация совместной работы с родителями по формированию ЗОЖ у дошкольников»...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».

Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края»....