Практикум для педагогов "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Джанни Родари
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_pedagogov_skazkoterapiya_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 49.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов
«Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками»
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Джанни Родари
Цель сказкотерапии - активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания
Задачи:
- Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
- Стимулировать творческое самовыражение.
- Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах и притчах.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования навыки связной речи, фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.
В рамках сказкотерапии выделяют пять видов сказок:
К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
- Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
- Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
- Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
- Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
- Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные.
Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.
Алгоритм дидактической сказки-задания:
- Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
- Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
- Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.
Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
- Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
- Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.
- Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
- Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
- Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.
Работу с детьми по сказкотерапии проводят
как индивидуально, так и с группой:
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитатель – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка.
Для того чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания или подбора истории. Использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть эффективность выхода из сложившейся ситуации.
- РАБОТА В ГРУППЕ
1) Прослушивание сказок и анализ (интерпретация). Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, появлением новых героев, конструкцией сюжета. Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем. Но как это, осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки? Давайте попробуем вместе. Возьмем, к примеру, известную всем сказку “Колобок”. ( Приложение. Анализ сказки «Колобок»)
2) Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.
3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
4) Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.
5) Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать и распределяют персонажи между собой. В группах дошкольного возраста интересно будет инсценирование сказок.
6) Рисование сказки. Сказку желательно нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Для побуждения интереса детей к литературному творчеству могут быть использованы следующие приемы:
1. Игра «Перевирание» сказок»
«Переставленная на другие рельсы», знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие: не бояться волка и т. п. Второй серьезный аспект игры состоит в том, что участники ее должны интуитивно провести самый настоящий анализ сказки.
2. Игра «Сказки «наизнанку»
Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например, сказка, в которой Красная Шапочка злая, а волк добрый.
3. Игра «А что было потом? »
Детям предлагается послушать, как читает сказку воспитатель и затем всем вместе придумать продолжение сказки.
4. Игра «Салат из сказок»
Детьми, конечно, с помощью воспитателя, придумывается сказка, в которой взаимодействуют герои многих известных сказок.
5. Игра «Придумай рассказ»
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего одну минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Советую и вам поступать так почаще!!!
Практическая часть
Анализ сказки «КОЛОБОК»
Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.
Но как это, осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки? Давайте попробуем вместе.
Возьмем, к примеру, известную всем сказку “Колобок”. Уверены, что содержание ее всем знакомо, поэтому текст не приводим. Мы прочитали сказку с ребенком, но сказкотерапевтический процесс только начался.
— Знаешь ли ты, что в сказке между строк хранятся для нас важные послания? Сказка хочет нас научить жизни, но чтобы это не было скучным, предлагает интересные истории. В истории Колобка много посланий для нас. Давай мы их тобой разгадаем.
— Помнишь, как начиналась сказка? Жили-были дед да баба. Бедно жили, ели не до сыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука для колобка. Как ты думаешь, что же нам этим хотела сказать сказка?
— Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Летом мы ходим за ягодами, а бабушка варит варенье. Мы ходим за грибами, а потом солим их и сушим. Как ты думаешь, зачем мы сажаем весной и выкапываем осенью картошку? Конечно, чтобы были запасы. Делать запасы принято и в животном мире. Кто самый запасливый из лесных зверушек? И белочка, и ежик. Итак, первый сказочный урок – чтобы не быть голодным, запасай впрок. Давай его запомним.
— Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, получился он румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем бабушка положила колобок на окошко? Ведь они так хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит?
— Может быть тому, что слишком горячая пища вредна для нас? Представляешь, что было бы с дедом, если бы он сразу положил в рот горяченный кусок колобка? Конечно, он обжег бы язык, и долго потом ничего им не чувствовал. Поэтому второй сказочной урок – не ешь слишком горячее, не торопись, даже когда сильно хочется попробовать.
— А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим событием? Может, совет не оставлять колобок без присмотра? Колобок ожил, заскучал в одиночестве и покатился по дорожке. Кто же так себя может вести? Конечно, ребенок! Похоже, сказка намекает на детский характер – так скучно находится в одиночестве, и так хочется узнать что-то новое, пойти куда-то одному, без папы, без мамы, показать всем, какой я взрослый и самостоятельный! Бывает такое желание у тебя? Конечно, поэтому тебе нетрудно понять Колобка. Наверное, третий сказочный урок нужен больше взрослым. Сказка учит, с одной стороны не оставлять детей без присмотра. С другой стороны, сказка как будто просит взрослых вспомнить себя маленькими: когда так хотелось казаться большими и самостоятельными. Когда вырывали мы свою ладошку из маминых рук и говорили: “Я сам!”. Может, третий сказочный урок заключается в том, чтобы мы, взрослые, не забывали детства?..
— Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала зайца, потом волка и медведя. Все они сразу хотят его съесть, а он поет им свою песенку: “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…” Чему же нас учит сказка? Конечно, в первую очередь, не пугаться сразу, если кто-то тебе угрожает. В жизни встречаются разные люди: есть доброжелательные, но есть и опасные. И если судьба свела тебя с опасным животным или человеком, это значит, что случилась ситуация, которая требует “преодолеть трудность”.
— Давай вспомним, как нас учат сказки преодолевать трудности. Бывает, что нужно сразу дать обидчику сдачи. В сказках герой выхватывает свой острый меч и наносит удар. Это хороший способ, но он не всегда “работает”. Что нужно для того, чтобы дать обидчику сдачи? По меньшей мере, необходимо иметь достаточно силы, потом необходим чудесный меч. Было ли все это у Колобка? Мог ли он тягаться силой с зайцем, волком, а тем более, с медведем? Конечно нет! Поэтому такой способ преодоления трудности не привел бы ни к чему хорошему.
— Какие еще есть способы преодоления трудностей в сказках? Да, можно позвать на помощь друзей. Но были ли у Колобка друзья? В сказке об этом ничего не известно. Кроме того, пока Колобок звал на помощь, даже быстрый заяц успел бы его схватить и съесть. Похоже, этот способ в ситуации Колобка тоже не подходит.
— Есть еще чудесный способ преодоления трудностей – хитрость. Помнишь Кота - в – сапогах? Как он ловко сказал людоеду: “Никогда не поверю, что ты сможешь превратиться в маленькую мышку!” Великан и попался. А мог ли Колобок применить хитрость? Как бы это выглядело? Например, встретив зайца, Колобок говорит ему: “Заяц, а заяц, про тебя все говорят, что ты быстрее всех в лесу бегаешь. А я вот не верю. Точно, тебе слабо добежать до опушки и обратно, пока я делаю три вдоха и выдоха! Да ты, наверное, не такой и быстрый, если такой голодный, что меня съесть хочешь”. Может быть, Колобку и удалось бы перехитрить зайца, а может и нет.
— Какой же способ преодоления трудности выбирает Колобок в сказке? Да, он поет песенку и убегает. Бывают ситуации, когда лучше всего убежать от опасности.
— Но о чем же он поет? “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волка, и подавно уйду…” Что же Колобок делает, когда поет песенку? Конечно, он хвастается, а потом убегает.
— В чем же состоит четвертый сказочный урок – Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как справиться с трудностью.
— Мы с тобой поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И дальше из сказки мы узнаем, к чему это привело. Хитрая лиса съела Колобка. Давай подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации.
— Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выручали раньше, до добра не доведут. Всегда находится кто-то, кто будет слушать хвастливые песни, выжидая удобного случая. Хвастун расслабится, почувствует, что ему ничего не угрожает. Вот в этот момент и приходит беда. Поэтому пятый сказочный урок может звучать так, – находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будь на чеку: не всегда опасные люди или животные прямо сообщают о своих намерениях (“Я тебя съем”), бывает, что они прячут истинное желание, говоря сладкие ласковые речи. И мы должны быть очень внимательными, для того чтобы вовремя разгадать замыслы таких, как лиса. Это очень важный жизненный урок. Он нужен и детям, и взрослым.
— Вот сказка закончилась. Как ты думаешь, у сказки хороший конец или нет? Тебе кажется, что у этой сказки плохой конец, потому что лиса съела Колобка? А давай с тобой подумаем, что было бы, если бы Колобок укатился от лисы.
— Катался бы он по лесу неделю или две. Прикатился домой к бабушке с дедом. А дальше – стали жить поживать и добра наживать? Этот конец хороший? А помнишь ли ты, зачем дед попросил испечь колобок? Да, он хотел есть. Теперь представь, что сразу сделал бы дед, если бы увидел колобок? Наверное, съел бы. А теперь представь: колобок неделю путешествовал по лесу, в каком состоянии он прикатился бы домой, насколько он был бы вкусен? Согласись, кушать черствый и грязный колобок не очень-то приятно. Но, “голод – не тетка”. Поэтому, скорей всего, колобок, действительно, съели.
— А, собственно, для чего он был испечен? Для того, чтобы утолить голод, принести радость. Просто лисе повезло больше.
— Каков же шестой сказочный урок? Сказка учит, у каждого из нас есть свое предназначение. Что это такое? Каждый из нас имеет способности и таланты. Когда мы вырастаем, то выбираем профессию и ходим на работу. Мы не просто так выбираем профессию и работу. Мы выбираем их в соответствии со своим предназначением. Мы знаем, что именно на этой работе мы принесем больше всего пользы себе, своим близким и другим людям. И если человек много сделал для других, про него говорят: “Он выполнил свое предназначение”.
— Видишь, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки? Сколько жизненных советов мы с тобой получили. Тебе интересно разгадывать сказочные уроки? Тогда выбирай следующую сказку…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...
Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...
Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».
Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»
В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...
Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"...
Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»
В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...
Семинар-практикум «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24180131","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста....