Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
методическая разработка по теме
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ценностей, всесторонней охраны материнства и детства. В Республике Башкортостан реализуется широкий комплекс мер, направленных на поддержку семей, имеющих детей; происходит активизация социальной поддержки семьи, материнства и детства, охраны здоровья и улучшения демографической ситуации. Неслучайно, на заседании Президентского Совета первый Президент Республики Башкортостан М.Г. Рахимов подчеркивал, что "...социальная поддержка семьи, материнства и детства, охрана здоровья всегда будут приоритетными в республике». Деятельность нынешнего руководства республики направлена на улучшение условий жизни людей и социальную поддержку семей. Особое внимание уделяется социальной помощи детям, решению вопросов охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения.
Как отметил Д.А. Медведев, в России надо возродить культ большой семьи, "потому что благополучной является такая семья, которая связывает всех родственников, и именно она дает силы для развития".
Мощным потенциалом для поддержки института семьи обладает система дошкольного образования, признанная сегодня одним из крупнейших центров развития образования в стране.
Одной из форм работы дошкольного образовательного учреждения является социально-психологическая служба.
Основная цель Психолого-медико-педагогического консилиума - создание целостной системы комплексной, всесторонней помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Как показывает опыт работ консилиума, отклонения в развитии у детей происходят в тех семьях, где наблюдается – проблемы здоровья родителей, родовые травмы, а так же алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом. По данным медицины, именно в таких семьях дети подвержены неврозам, заиканию, задержке развития и др. Работа в детском саду с такими семьями должна вестись на всех уровнях, при взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно. Она начинается с выявления группы риска, детей с проблемами в развитии. Эту работу проводят воспитатели и специалисты консилиума, т.е. те сотрудники кто работает непосредственно с детьми. Воспитатели в повседневной жизни знакомятся с родителями воспитанников, проводят анкетирование, наблюдают за поведением детей. Логопеды, психологи, социальные педагоги, медработники выявляют нарушения в развитии.
Предлагаю Вашему вниманию разработанные мною методические разработки к Открытому внеочередному заседанию ПМПк. Мероприятие было проведено по просьбе ГМО соцпедагогов на базе нашего детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальный педагог Файзуллина С.В. «Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк»
«…социальная поддержка семьи, материнства и детства, охрана здоровья всегда будут приоритетными в республике. Деятельность руководства республики направлена на улучшение условий жизни людей…» М.Г. Рахимов
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
Деятельность социального педагога на I этапе работы ПМПк этап подготовительный Социальный педагог проводит изучение социальной среды ребенка, находящегося в кризисной или экстремальной ситуации.
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ • Наблюдения • Опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методы, изучение продуктов детской деятельности и др.) • Посещение семьи • Беседы с родителями и детьми • Наблюдения за их общением • Наблюдения за детьми в сюжетно - ролевой игре «Семья». • Занятия по рисованию на темы «Моя семья», «Мой дом», «Во что я люблю играть дома», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 1. Ф.И.О. ребенка, ________________________________________________________________________. 2. Дата рождения ________________________ 3. Домащний адрес_______________________________________________________________________. 4. Группа, № ДОУ________________________________________________________________________ 5. Цель обследования (социальные, педагогические проблемы, трудности в обучении, в общении, проблемы со здоровьем)_________________________________________________________________. 6. Дата обследования на дому__________________,акт прилагается______________________________ 7. Ф.И.О. родителей, дата рождения, их место работы__________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. С кем еще проживает ребенок _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Какое помещение занимает семья (комната в квартире, отдельная квартира, общежитие, общежитие, времянка, дом и т.д.)_____________________________________________________________________________________________________ 10. Какие удобства имеются (горячая вода, ванна, лифт, телефон)_______________________________________________. 11. Санитарное состояние занимаемого помещения.____________________________________________________________. 12. Имеются условия для занятий_______________, сна_______________, отдыха__________________________________ Имеется библиотека______________, игрушки_____________________ 13. Бюджет семьи_______________________________________на _____________чел. 14. Взаимоотношения в семье________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ 15. Поведение в ДОУ, проблемы у ребенка_____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. Выявлены интересы: любимое занятие___________________________________________________________________ посещение кружков ___________________________________________________________________ 17. Условия для отдыха: в каникулярное время________________________________________________________________ в выходные дни_____________________________________________________________________ летом______________________________________________________________________________. 18.ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 19.РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОБЛЕМАМ_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ “ ____”_____________200___г. Соц.педагог МДОБУ “детский сад № 11” Файзуллина С.В. ____________ чел.
Деятельность социального педагога на II этапе работы ПМПк непосредственно на заседании консилиума - Выступает посредником между семьей и специалистами консилиума; - Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите ребенка.
Деятельность социального педагога на III этапе работы ПМПк
Профилактическая деятельность Проведение индивидуальных и групповых бесед. Работа по пропаганде здорового образа жизни. Контроль за посещаемостью и поведением детей. Подготовка и проведение родительских собраний по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность ДОУ. Проведение индивидуальных бесед с родителями. Выступления по проблемной теме на педсоветах и родительских собраниях.
Социально – защитная и воспитательная деятельность Организация для родителей из семей «группы риска» лекций, бесед с интересными людьми и узкими специалистами. Привлечение родителей к участию в общих мероприятиях ДОУ: выставки, ярмарки, собрания, акции и т.д. Участие в судебных заседаниях: по вопросам лишения родительских прав, по вопросам развода и раздела имущества и др. Направление воспитанников на консультацию к узким специалистам. Организация помощи семьям. Выступления на родительских собраниях.
Проектно- программная деятельность Разработка индивидуальных и групповых программ организации помощи родителям и детям из семей «группы риска». Проведение исследований, социологических опросов и разработка мер по разрешению проблемных жизненных ситуаций в семьях с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 1. Семья: - наблюдение за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации; - координация взаимодействия членов семьи с необходимыми специалистами; - налаживание контактов со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье, в частности к докризисной ситуации. 2. Образование, трудоустройство: - помощь в трудоустройстве родителей, содействие занятости; - восстановление контактов детей в условиях ДОУ. 3. Поведение: - обсуждение поступков, подчеркивающих кризисность ситуации, - выделение и разбор проблем, являющихся следствием этих поступков. 4. Здоровье: - содействие оздоровлению; - помощь в организации лечения; - поддержка интереса к здоровому образу жизни. 5. Личностное развитие: - акцентирование и развитие положительных качеств личности родителей, ребенка; - формирование позитивной мотивации к работе, развитию, решению проблемы. 6. Планы на будущее: - периодическая разработка плана последующей работы; - выяснение эффективности проделанной работы; - регулярные встречи с семьей.
Работа в творческих группах «Планируем играя»
«Взаимодействие ДОУ и родителей»
РЕШЕНИЕ Вся работа в ПМПк ведется с целью обеспечения комплексной специализированной помощи детям с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях в ДОУ. Для этого необходимо: Руководству ДОУ вести профилактическую работу по исключению физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; Воспитателям и специалистам выявлять и своевременно (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностировать отклонения в развитии и/или состояний декомпенсации; Специалистам ПМПк разрабатывать рекомендации воспитателям, родителям для индивидуального подхода в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения детей; Воспитателям применять рекомендации специалистов для своевременного и точного выявления отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; Воспитателям и специалистам вести работу с «неблагополучными» семьями на всех уровнях, при активном взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно; Дошкольному учреждению необходимо сотрудничать с органами опёки и попечительства, комиссией по профилактике пьянства, органами социальной защиты, отделом по охране прав детства, юристом отдела образования, врачами неврологом и наркологом, социальным педагогом и психологом детского поликлинического отделения МУЗЦГБ для активизаций усилий членов семьи по коррекции выявленных отклонений в развитии детей. Воспитателям и специалистам, работающим непосредственно с воспитанниками и их родителями устанавливать доверительные, человеческие отношения, вести диалог на «равных», пробуждать в них материнские и отцовские чувства и желание проводить коррекционную работу в развитии ребенка. Всем специалистам необходимо глубоко разбираться в причинах задержки в развитии. Своевременно понять, поддержать и помочь взрослым членам семьи в воспитании ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I ЭТАП НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
I ЭТАП БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ II ЭТАП ЗАСЕДАНИЕ ПМПК РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ
I ЭТАП НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
I ЭТАП КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ
II ЭТАП ЗАСЕДАНИЕ ПМПк РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ
III ЭТАП ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ
III ЭТАП СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВЫСТАВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В СПОРТИВНОМ УГОЛКЕ»
III ЭТАП КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИСТАМИ
III ЭТАП ВЫСТАВКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ
III ЭТАП АКЦИЯ « МИЛОСЕРДИЕ» ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
III ЭТАП КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объявление повестки и состава ПМПк
Выступление социального педагога
Выступления специалистов ПМПк
Работа в группах
Презентация работ в группах
Итоги работ в группах
ГМО социальных педагогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с педагогами на тему: «Родительское собрание: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»
Представлены материалы проведения семинара для педагогов и родителей...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Семинар-практикум для педагогов "Организация методической работы по речевому развитию детей в детском саду"
основные направления работы детского сада по развитию речи детей...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Особенности организации ознакомления воспитанников с социальной действительностью в современной дошкольной образовательной организации»
Семинар-практикум для педагогов на тему:«Особенности организации ознакомления воспитанников с социальной действительностью в современной дошкольной образовательной организации»...
Семинар-практикум для педагогов « Организация совместной работы педагогов с родителями воспитанников».
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:- актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педа...
Семинар-практикум для педагогов «Особенности организации работы с детьми с ОВЗ в ДОУ».
Материал будет полезен воспитателям и специалистам....
Комментарии
Спасибо все доступно и
Спасибо все доступно и систематизированно.