Проекты в детском саду познавательно-исследовательские, экологические, здоровьесберегающие, информационные, творческие
проект
Соответствует ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Формирование основ финансовой грамотности | 84.82 КБ |
Проект "Моя любимая книга" | 919.99 КБ |
Проект "Скоро в школу" | 53.42 КБ |
Проект "Чудеса водички" | 573.2 КБ |
Проект "Покормите птиц зимой" | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД БЕРЕЗКА»
Педагогический проект
по формированию основ финансовой грамотности
у старших дошкольников
«Юный финансист»
Выполнила:
воспитатель
Зорькина Н.Н
2021 - 2022
учебный год
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности
у старших дошкольников
- Тема проекта: «Юный финансист»
- Актуальность
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и прочее. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
- Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.
- Задачи проекта:
Образовательные: познакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий; учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции; развивать позитивные установки и уважительное отношение к разным видам рабочих профессий; актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.
Воспитательные: воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики, любознательности в процессе познавательно-игровой деятельности.
- Вид проекта: информационно – познавательно – творческий.
- Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023)
- Участники: воспитатель, дети, родители.
- Формы работы:
- деловые и сюжетно-ролевые игры;
- тематические занятия;
- беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора);
- экскурсии;
- ИКТ презентации;
- просмотр мультфильмов;
- обсуждение;
- дискуссия;
- коллекционирование;
- чтение художественной литературы;
- игровые ситуации;
- решение проблемных ситуаций;
- продуктивная деятельность.
- Предварительная работа:
- прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок;
- рассматривание иллюстраций, рисунков, книг;
- решение ситуативных задач по финансовой грамотности;
- просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»;
- чтение художественной литературы: Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом;
- обсуждение пословиц и поговорок о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
- Материально-техническое обеспечение:
- методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры»;
- компьютер, проектор, теле/видео аппаратура;
- презентации;
- обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»);
- книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»).
- Ожидаемые результаты:
- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- видят красоту человеческого творения;
- признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки);
- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.
- Продукт проектной деятельности:
- Конкурс детского рисунка «Нарисуй купюру будущего»;
- Квест-игра для детей «Финансовая школа»;
- Выставка «Ярмарка поделок»;
- Экономические кроссворды;
- Экономический словарик для детей;
- Пословицы и поговорки;
- Викторина «Путешествие в денежную страну»;
- Лепбук «Уроки финансовой грамотности».
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Презентация проекта
- Литература
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». http://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami
Этапы работы по проекту
1 этап – подготовительный
Направления | Мероприятия | Срок |
1. Повышение своей профессиональной компетентности | Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. Анализ состояния воспитательно –образовательного процесса детского сада по экономическому воспитанию. Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Разработать перспективный план. | Сентябрь - май |
2. Изучение уровня детей. | Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта. | сентябрь |
3. Взаимодействия с родителями. | Выявить интересы, потребности, запросы родителей. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков по экономическому развитию. Повышать уровень знаний у родителей по финансовой грамотности. Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе. | сентябрь - май |
4. Пополнение материально – технической базы. | Распределение развивающей среды по зонам. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности. | сентябрь - май |
II этап – основной
Направления | Мероприятия | Срок |
Работа с детьми. | Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности ведется во всех воспитательно–образовательных блоках: - в непосредственно образовательной деятельности, - в совместной деятельности воспитателя с детьми, - в самостоятельной деятельности детей. | Сентябрь-май |
2. Работа с родителями. | Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах» Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой» Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте. Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников». Консультация «Советы родителям по финансовому воспитанию», «Дидактические игры по экономическому воспитанию, в которые можно играть дома», Принципы финансового воспитания в семье. Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе. | Сентябрь-май |
3. Работа с педагогами | Консультации «Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников» Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме. | январь-март |
III этап –заключительный
Направления | Мероприятия | Срок |
1. Работа с детьми | Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений. | апрель |
2. Работа с родителями. | Подведение итогов совместной работы Показ занятия по развитию финансовой грамотности детей. Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей | март |
3. Работа с педагогами. | Выступление на методических семинарах. Ознакомление с результатами работы и данными диагностики. Проведение открытого мероприятия | апрель |
План проекта
Месяц | Неделя | Тема, цель | Программное содержание |
с е н т я б р ь | 1 |
Просмотр видеофильма «Деньги разных стран» | Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран. |
2 |
| Закрепить знания детей о деньгах разных стран. | |
3 | «Нарисуй купюру будущего» | Способствовать развитию творческих способностей, фантазии. | |
4 |
| Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. | |
Работа с родителями | Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах» | ||
о к т я б р ь | 1 | Беседа «Бюджет семьи» | Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) |
2 | Дидактическая игра «Какие бывают доходы» | Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие. | |
3 | Сюжетно - ролевая игра «Семья. Все зарабатывают деньги» | Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. | |
4 | Раскраски по теме «Кто долго спит, тот денег не скопит» с обсуждением и пояснением пословицы. | Пояснить, что надо уметь распоряжаться своим временем и не лениться, тогда ты научишься зарабатывать и грамотно распоряжаться своими деньгами. | |
Работа с родителями |
| ||
н о я б р ь | 1 |
«Что такое экономика» «Семейная экономика» | Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве); научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. |
2 |
| Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей. | |
3 |
| Продолжать знакомить с профессиями людей нашего города, воспитывать уважение к людям разных профессий. | |
4 | Аппликация «Друзья Гнома Эконома» | Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. | |
Работа с родителями |
| ||
д е к а б р ь | 1 | Беседа «Это что за магазин?» | Расширять и обобщать представления о магазинах, их классификации и назначении. |
2 |
| Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. | |
3 | Игра «Купи подарок другу» | Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. | |
4 |
| Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. | |
Работа с родителями | Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей) | ||
я н в а р ь | Лего-конструирование «Зоопарк нашей мечты» | - Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка. - Развивать речь, внимание. | |
2 |
Игра в лабиринт «Дом для зайчика» | Воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них. Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье. | |
3 |
| Закрепить знания детей о потребностях растений. | |
4 | Путешествие в мир экономики со сказочными героями. «Телефон» К. И. Чуковский | Расширение представлений о разнообразии потребностей; привитие доброго отношения к живому миру. | |
Работа с родителями | Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат. | ||
ф е в р а л ь | 1 | Практическое упражнение «Собираемся путешествовать» | Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных) Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека. |
2 | Дидактическая игра «Наши потребности» | Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. | |
3 |
| Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности. | |
4 | Дидактическая игра «Хочу и надо» | Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». | |
Работа с родителями | Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность» | ||
м а р т | 1 | Беседа «В мире современных профессий» | Закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. |
2 | «Кто работает в банке?» Создание проблемной ситуации в результате просмотра видеоролика. | Формировать представления детей о профессиях банковских служащих. | |
3 | Сюжетно-ролевая игра «Банк» | Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. | |
4 | Игра «Кому что нужно» | Закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий. | |
Работа с родителями | |||
а п р е л ь | 1 |
| Дать воспитанникам понятие «Спрос зависит от качества товара». |
2 | Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин» | Закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам. | |
3 | Дидактическая игра «Что быстрее купят?» | Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. | |
4 | Показ сказки К.И Чуковского: «Федорино горе» Проблемная ситуация: « О чем говорят вещи?» | Закрепить знания о том, почему нужно беречь товар. Воспитывать бережное отношение к вещам, материалу, орудиям труда, которыми пользуемся. | |
Работа с родителями | Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
| ||
м а й | 1 |
| Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда (товары, услуги). Развивать творческие способности. |
2 | Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара». «В мире рекламы» (рисование детьми) | Научить осуществлять процесс рекламирования | |
3 | «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. | Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность. | |
4 |
| Закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.; дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности. | |
Работа с родителями | Итоговое мероприятие «Детско-родительские финансовые соревнования «Монополия» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Снежинка»
«Моя любимая книга».
Проект для детей старшей группы
Разработала и провела:
Воспитатель Зорькина Н.Н.
Игрим 2018
Книга – окно в мир. Откроешь страницу –
станет видно далеко-далеко, услышишь голоса тех,
кто жил давно.
Перелистаешь страницы, и поведает книга
обо всем на свете. Протяни руку, и книга заговорит, она радуется и
печалится вместе с тобой –
она надежный верный товарищ.
К сожалению, в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По исследованиям, которые провели в группе, мы выяснили что, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.
Проблема: низкая культура чтения.
Цель проекта: прививать интерес и любовь к книге, чтению. Создать условия для литературно- творческого опыта детей.
Задачи:
1. Развивать умения анализировать художественные произведения;
2. Познакомить с историей создания книги;
Расширить знания детей о профессиях людей, которые трудятся над созданием книги (книгопечатание); библиотекарь;
Воспитывать интерес к совместной работе детей и родителей: инсценировки, экскурсии, создание книги, семейное чтение; создание книжного уголка.
План реализации проекта:
Мероприятия:
Беседа «Моя любимая книга»
1 неделя
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «История появления книги»
Экскурсия в библиотеку
2 неделя
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Правила пользования книгой»
Организация сюжетной игры «Книжкина больничка»
3 неделя
Занятие по рисованию «Мы рисуем волшебную сказку»
Изготовление книжки из рисунков детей
4 неделя
Занятие по лепке «Герои русских народных сказок»
Занятие по развитию речи «Придумаем сказку из природного материала»
5 неделя
Показ мини-спектакля для детей младшей группы
Составление схемы «Оформим книжный уголок»
6 неделя
Конкурс в группе «Макет сказки»
Проведение акции «Книга на память»
7 неделя
Выставка результатов творчества детей по теме данного проекта, отзывы от родителей
8 неделя
НАШ ДНЕВНИК
Вместе с детьми путешествовали в библиотеку.
Здесь в библиотеке живут наши друзья и помощники-книги. Молчаливые книгитихонько стоят на книжных полочках и ждут своих читателей. Но стоит только взять их в руки они тут же расскажут много нового и интересного: какие животные живут в разных странах; откуда появляется дождь; где зимуют насекомые; какие бывают планеты….С книгой можно путешествовать в разные страны, узнать о профессиях разных людей.
На занятиях дети получают знания об истории возникновения книги.
Чтение книги одно из самых увлекательных занятий в жизни ребенка. Вглядываясь в нее дошкольник получает истинную радость и удовольствие от творческих рассказов писателей, художников, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Не надо думать, что книги всегда были такими, какими мы их видим теперь перед собой. В старину много лет назад книги писались от руки, и на изготовление одной книги уходило 5-7 лет. К ним очень бережно относились и даже передавали другим по наследству.
Познакомились с правилами пользования книгой.
Книга очень ценная вещь. Много труда затратили люди на ее изготовление, поэтому необходимо обращаться с ней бережно.
Книга предназначена только для чтения.
Нельзя рисовать в ней и подчеркивать понравившиеся места.
На нее нельзя ставить утюг или сковородку, подкладывать ее под ножку качающегося стула.
Книга очень хрупкая она боится воды и грязных рук.
Бережно хранимая книга живет до ста лет.
В группе организовывали больницу для книг.
Может ли книга заболеть? Конечно, может. Нам нужно обязательно о ней позаботиться, чтобы она служила долго и рассказывала свои интересные истории.
Для ребят младшей группы показывали спектакль. В группе придумали сказку из природного материала.
Рекомендации для родителей и педагогов.
Любой дошкольник является читателем и зрителем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем.
Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя и зрителя, чтение и просмотр телепередач могут принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.
Поэтому воспитание дошкольника как читателя и зрителя является актуальной задачей, как для педагогов, так и родителей.
Для ее решения необходимо: расширить круг читательских и зрительских интересов дошкольников; формировать готовность к полноценному восприятию прочитанного, увиденного; воспитывать вдумчивого, заинтересованного читателя.
Детям совместно с родителями регулярно посещать библиотеку, развивая их творчество, фантазию на основе прочитанного, увиденного.
Публикации по теме:
«Книга мастеров» или «Ларец летних сказок».«Сундучок, сундучок! Открывай нам свой бочок» Цель: обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организация здоровьесберегающего.
Подбор загадок о книге. Хочу предложить всем подбор загадок о книге Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться.
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Снежинка»
Проект познавательно-информационный «Скоро в школу»
Подготовила: Зорькина Н.Н.
Игрим-2021 год
1.Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный (февраль – май).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Условия реализации: ДОУ, семья.
2.Актуальность проекта:
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
3. Программа проекта
3.1. Цель, задачи
Цель: Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни.
Задачи:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
4.Познакомить детей с понятием "школа", профессией-учитель;
5. Способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятию чувства тревоги перед встречей со школой.
6. Повысить уровень родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки
3.2. Предполагаемый результат.
- Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- Накопление большого багажа знаний о школе;
- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
- Подготовка руки к письму;
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения
4.Этапы реализации проекта.
I Этап. Подготовительный (февраль)
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап. Основной (март - апрель)
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап. Итоговый (май)
Цель: подведение итогов реализации проекта.
- Оформление выставки в книжном уголке по теме «Школа. Школьные принадлежности»
- 2. Выпускной бал «До свиданья детский сад».
План реализации проекта
Подготовительный этап:
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
- сотрудничество с учителями начальных классов;
- диагностика детей в конце года;
- индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической готовности детей к школе.
Основной этап
Познавательное развитие | Беседа "Зачем надо учиться?"; Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе. Беседа "Мы будущие школьники"; Просмотр мультфильма "Козленок, который умел считать до10"; |
Речевое развитие | Чтение стихотворения А. Барто "Первоклассница» Пальчиковая гимнастика "Семь вещей у нас в портфеле"; Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Филлипок Чтение и рассказывание стихотворений о школе Знакомство с пословицами и поговорками об учении Чтение Э. Мошковской «Мы играем в школу» Чтение « Три звонка» А.Барто Составление рассказа по картине «В школу» |
Социально –коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра "Школа" (сюжет "Семья"); Сюжетно-ролевая игра "Магазин канцтовары"; Дидактическая игра "Третий лишний"; Дидактическая игра "Собери портфель в школу". Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики», «Сложи цифры из палочек», «Составь предложение» |
Художественно – эстетическое развитие | Аппликация "Закладка для букваря» Рисование "Букет для учительницы» Лепка "Буквы», «Цифры» Конструирование «Моя школа» - строит. материал ( по представлению)"; «Дважды два четыре», «Первоклашка» |
Работа с родителями.
1.Размещение наглядной информации в родительском уголке.
2.Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
3.Родительское собрание «А ваш ребенок готов к школе?».
4. Оформление памятки «Мудрые советы», «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».
5. Консультация «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».
Используемая литература.
1.Т.А.Шорнина Профессии. Какие они? Москва 2010г.
2. В.Г.Дмитриева 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок.
3. П.П.Печко, В.И.Рубин Что такое? Кто такой? москва просвещение 1968г.
4. Развивающие игры в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста. Разработчик: Кравченко Л.А.
5. З.А.Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников. Москва просвещение 1985г.
6.Интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Снежинка»
Познавательно-исследовательский проект
на тему: «Чудесница вода»
Провела: Зорькина Н.Н
Игрим
Исследовательский проект в средней группе
Тема: «Вода чудесница»
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий
По содержанию: естественнонаучный.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 4-5 лет, родители
Сроки реализации: февраль, март
Содержание:
- Актуальность выбранной темы
- Проблема, цель и задачи проекта
- Предполагаемые результаты
- Взаимодействие с родителями
- Взаимодействие с педагогами
- Модель трех вопросов
- Этапы проекта (подготовительный, основной, заключительный)
- Формы работы
- Конечный продукт проекта
- Результат проекта
- 11. Литература
12 Приложение:
- Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности во всех блоках.
- Дидактические игры.
- Сценарий развлечения для детей разновозрастной младшей группы группы «Матрёшка».
- Стихи и загадки о воде.
- Опыты-эксперименты с водой.
1. Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
2.Проблема проекта:
«Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников среднего возраста в изучении неживой природы. Вода»
Цель проекта:
Разработать систему работы по организации опытно - экспериментальной деятельности дошкольников в изучении неживой природы (воды).
Задачи:
- Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
- Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
- Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
- Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
- Разработать систему работы по организации опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды.
4. Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительные процессы, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
- Предполагаемые результаты:
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
- Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
- Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
- Взаимодействие с родителями:
- Изготовление книжек – малышек.
- Создание альбома «Вода чудесница»
- Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
- Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
- Составление описания игр-экспериментов с водой
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
5. Взаимодействие с педагогами:
- Методические рекомендации по теме.
- Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».
- Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
- Составление конспектов для работы с детьми среднего возраста по данной теме.
- Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Где можем узнать? |
Вода белая. Вода нужна для супа. Вода нужна чтобы помыть руки, лицо, помыться. | Какая вода? Где есть вода? Кому нужна вода? | Спросить у мамы, папы. Позвонить бабушке. Спросить у воспитателя. |
В воде можно плавать. В воде плавают рыбы. Вода может замѐрзнуть. | Посмотреть по телевизору. Узнать в компьютере. Взрослые прочитают в книге. |
- Этапы проекта:
Подготовительный:
— выбор темы;
-постановка проблемы;
-определение цели и задач исследовательской работы;
-изучение методической литературы;
-обследования уровня развития познавательного интереса у детей; -разработка плана мероприятий проекта.
Основной:
-занятия;
-наблюдения на прогулках;
-беседы;
-игры-эксперименты;
-чтение художественной литературы; -работа с родителями.
Заключительный:
-повторное обследование детей;
- итоговое занятие по теме «Чудесница — вода»;
-создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;
-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.
8. Формы работы:
— оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
— оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
— проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка,
Рисование, Аппликация по теме проекта;
— дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);
— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
— чтение художественной литературы: «Путешествие Капельки»,
«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой
— беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»
— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»).
9. Конечный продукт проекта:
- Методические разработки занятий
- Методические рекомендации
10. Результат проекта:
- У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
- Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
- Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника. • У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
- Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
11. Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие.
– СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж.
2006
- Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.
2005
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005
- Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005
12. Приложение:
Сценарий развлечения для детей средней группы «Капелька»
«Вода- чудесница»
Цель: закрепление знаний и представлений о свойствах воды, развитие речи детей, создание эмоционально приподнятого настроения, ощущение радости от праздника.
Оборудование: вода, напитки, соки, тазик с водой, ложки, музыкальное сопровождение для игр.
Действующие лица: Незнайка
Предварительная работа: заучивание стихотворений о воде. Ведущий. – Ребята сегодня у нас праздник и на наш праздник мы пригласили гостя, он спешит к нам.
Звучит музыка вбегает Незнайка с книгой
Незнайка:- Здравствуйте ребята! Я Незнайка, спешил к вам из Солнечного города. Мне подарили книгу с загадками, а я не могу отгадать загадки.
Помогите мне, пожалуйста!
Дети отгадывают загадки о воде.
Незнайка. – Молодцы! Загадки вы знаете, а знаете ли вы стихи о воде?
Дети читают для Незнайки стихи о воде.
Ведущий приглашает Незнайку и ребят поиграть в игру.
Подвижная игра «Солнце и снежинки»
Ведущий. - Незнайка, а ты хотел бы принять участие в викторине? Незнайка. - Да, очень хочу! С вашей помощью ребята, я много узнал о воде.
Ведущий. – Незнайка, тогда помоги оценить правильные ответы детей при нашей викторине «Вопрос – ответ»
Викторина «Вопрос – ответ»
Дети делятся на две команды «Капелька» и «Снежинка». Команда
«Капелька» отвечает на вопрос «Кому нужна вода?», а команда
«Снежинка» на вопрос «Зачем нужна вода?»
За правильный ответ ребята получают от Незнайки фишки. Чья команда наберёт больше фишек, та команда выиграла.
Ведущий. – Незнайка, ты много слышал о воде, но сможешь ли ты узнать воду закрытыми глазами?
Незнайка. – Не знаю, я еще не пробовал так узнавать воду?
Ведущий приглашает Незнайку и детей поиграть в игру «Угадай на вкус и сравни с водой»
Игра «Угадай на вкус и сравни с водой»
Дети закрытыми глазами должны угадать какой напиток они выпили и сказать чем отличается напиток от воды (вода прозрачная, а молоко белое; вода не имеет запаха, а сок пахнет; вода не умеет вкуса, а компот сладкий и т.д.)
Ведущий. – Незнайка ты уже знаешь, что вода нужна всем. Без воды всѐ живое погибнет. Поэтому воду надо беречь.
Стихотворение «Берегите воду»
Ведущий: - Мы приглашаем тебя поиграть с нами, и ты увидишь какие наши ребята бережливые. Они умеют переносить воду, не проронив ни капли.
Подвижная игра «Донеси не проливая»
Дети делятся на две команды и переносят воду в мерный стаканчик деревянными ложками.
Незнайка. – Спасибо большое ребята, я много узнал о воде. Какая она, как вода всем помогает, я узнал от вас, что воду надо беречь. Спасибо Вам, а мне пора обратно в Солнечный город. Там меня ждѐт Знайка. Побегу и расскажу ему, какие умные, ловкие, бережливые дети ходят в детский сад «Брусничка». До свидания!
Дети прощаются с Незнайкой дарят ему чистую
Опыты –эксперименты с водой
Опыт 1.
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 2
«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт 3
«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт 4
«Лед - твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Опыт 5
«Пар - это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт 6
«Вода - жидкая, может течь»
Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 7
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт 8
«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.
В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт 9
«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт 10
«Вода нужна всем»
Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Опыт 11
«Растения «пьют» воду»
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду.
Опыт 12
«У растения внутри есть вода»
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.
Опыт 13
«Лед легче воды»
Опусти кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт 14
«Друзья - враги»
Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.
Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой.
Опыт 15
«Спичка-пленница»
Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли, и ты увидишь, как спичка вмерзнет в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут, же замерзает.
Опыт 16
«Двухцветный цветок»
Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.
Опыт 17
«Спичечные бега»
Положи четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.
Положи кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички. Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Опыт 18
«Как выйти сухим из воды»
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт 19
«Животворное свойство воды»
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажете их детям в теме «Деревья».
Опыт 20
«Поверхностное натяжение воды»
Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.
Опыт 21
«Кораблик плывет по воде»
Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.
Опыт 22
Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю - шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.
Опыт 23
«Радуга»
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода исполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «Радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «Ра-круг».
Опыт 24
«Вода защищает растения от низких температур»
Сверните фольгу так, чтобы она смогла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите за показанием термометров каждые 2 минуты в течение 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.
Опыт 25
«Замерзшая вода двигает камни»
Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника, то увидите, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лед. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины.
Опыт 26
«Встреча с ручейком»
Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на I литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.
Опыт 27
«Капельки»
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт 28
«Вода способна смачивать и очищать предметы» Она без запаха, вкуса и цвета.
Но всеми учеными признано это: С любого грязнули всю грязь без следа Смоет обычная наша вода.
Возьмите сухую марлевую или бумажную салфетку и осторожно положите ее на поверхность воды в широком сосуде. Через некоторое время салфетка промокнет. Вода проникает в волокна ткани и смачивает ее. Точно так же вода будет питать те веточки, которые вы поставили в сосуд с «живой водой».
Опыт 29
«Превращение в воду»
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Опыт 30
«Иней»
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно-исследовательского, творческо-игрового, проекта в детском саду, младшей группы: «Тайна дождика»
ТТема нашей разработки достаточно актуальна для данного возраста,так как она подразумевает под собой общение с природой,познание тайн явлений природы.Участие детей в проекте позволит сформироват...
Экологический, познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова!»
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хл...
Отчет о реализации экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста"Хлеб всему голова"
Отчет о реализации проекта экологического, познавательно-исследовательского проекта в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»В группе &l...
Познавательно-исследовательский проект в детском саду старшей подгруппы «Термометр и температура»
Проектная деятельность даёт возможность развивать у детей умения выявлять проблему, проводить наблюдения, практические работы, эксперименты....
Информационная карта экологического дизайн-проекта в детском саду «Мир джунглей»
Название проекта: Дизайн-проект экологической комнаты «Мир джунглей»Период и этапы реализации проекта 1 этап – организационный: обсуждение темы проекта, проектирование эскиза э...
Проект «Мой любимый питомец» Познавательно-исследовательский, краткосрочный, творчески –информационный для 1 младшей группы
Цель проекта : Создание условий для обогащения и углубления представлений у детей о домашних животных, проживающих в квартире, способа ухода и общения с ними....
Паспорт информационно-творческого проекта в детском саду: «Чему учат сказки»
Вид проекта: информационно-творческий, групповой.Цель проекта: ознакомление с русскими народными сказками, воспитание в детском сознании правильного восприятия борьбы положительных и отрицательных гер...