Паспорт информационно-творческого проекта в детском саду: «Чему учат сказки»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Вид проекта: информационно-творческий, групповой.
Цель проекта: ознакомление с русскими народными сказками, воспитание в детском сознании правильного восприятия борьбы положительных и отрицательных героев сказки, помочь осознать, чему нас учат русские народные сказки и для чего они создавались нашими предками, познакомить с историей главных злодеев русских народных сказок.
Задачи проекта:
- учить анализировать сказку, понимать скрытые мотивы поступков героев, активизировать словарь;
- учить отвечать на вопросы по содержанию, развивать интонацию в речи;
- формировать умение придумывать сказку; упражнять в словообразовании и подборе слов; обучать передачи интонации. - развивать речевую активность, эмоциональную сферу, интеллектуальную инициативу;
- познакомить с основными злодеями русских народных сказок и их местом обитания;
- учить детей самостоятельно решать соответствующие их возрасту жизненные задачи. Помочь понять детям как надо относится к тем, кто их любит и дорожит ими;
- показать важность сказок в процессе взросления, привить детям моральные ценности и основы поведения;
- воспитывать любовь и бережное отношение к книгам, интерес к русским народным сказкам, желание их читать;
- стимулировать развитие творческих способностей, развивать творческое мышление и воображение по средством придумывания сказок;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_informatsionno-tvorcheskogo_proekta_v_detskom_sadu.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ №5 Елочка г. Инза
Паспорт информационно-творческого проекта в детском саду:
«Чему учат сказки»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-нравственное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Воспитатели: Калашникова Д.В.
Участники: дети старше - подготовительной группы, педагог группы, родители.
Продолжительность: краткосрочный
2023 год
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смеху кручу я ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов,
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
«У чудищ» К.Д. Бальмонт
Вид проекта: информационно-творческий, групповой.
Цель проекта: ознакомление с русскими народными сказками, воспитание в детском сознании правильного восприятия борьбы положительных и отрицательных героев сказки, помочь осознать, чему нас учат русские народные сказки и для чего они создавались нашими предками, познакомить с историей главных злодеев русских народных сказок.
Задачи проекта:
- учить анализировать сказку, понимать скрытые мотивы поступков героев, активизировать словарь;
- учить отвечать на вопросы по содержанию, развивать интонацию в речи;
- формировать умение придумывать сказку; упражнять в словообразовании и подборе слов; обучать передачи интонации. - развивать речевую активность, эмоциональную сферу, интеллектуальную инициативу;
- познакомить с основными злодеями русских народных сказок и их местом обитания;
- учить детей самостоятельно решать соответствующие их возрасту жизненные задачи. Помочь понять детям как надо относится к тем, кто их любит и дорожит ими;
- показать важность сказок в процессе взросления, привить детям моральные ценности и основы поведения;
- воспитывать любовь и бережное отношение к книгам, интерес к русским народным сказкам, желание их читать;
- стимулировать развитие творческих способностей, развивать творческое мышление и воображение по средством придумывания сказок;
Участники проекта: дети старше-подготовительной группы (5-7), родители, воспитатель.
Срок реализации: 27.03 по 07.04.2023 г.
Объект исследования: являются русские народные сказки.
Предмет исследования: являются сказочные злодеи (Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга).
Гипотеза исследования: Предположим, что русские народные сказки являются обучающим пособием наших предков. Какие знания для реальной жизни мы можем из них почерпнуть, какие тайны скрывают главные злодеи русских народных сказок.
Актуальность темы:
С давних времён литература являлась одним из средств воспитания человека. Книги расширяют представление об окружающем мире, развивают логическое и творческое мышление, эмоциональный интеллект.
Пока ребёнок еще не умеет читать сам, книги ему читают родители. Основную массу детской литературы составляют сказки. Персонажи сказок просты и типичны, они не имеют сложных характеров, поэтому понятны детскому мышлению. Как правило, герои повествований имеют ярко выраженные черты характера – они невероятно смелые, удивительно добрые или же, наоборот, до безобразия коварные. Это облегчает их восприятие ребёнком.
Наши предки передавали свои накопленные знания, опыт и традиции через народные мудрости. Проще говоря, они сочиняли мифы и рассказывали сказки. В них за кажущейся простотой языка скрывался глубинный смысл.
В нашем воображении сказка — это нечто доброе, светлое, волшебное. Да, добро всегда побеждает зло, но, согласитесь, ни одна уважающая себя сказка не обходится без яркого образа антагониста: Кощей Бессмертный, Баба Яга, кикимора болотная — все эти страшные персонажи хорошо знакомы нам с детства. Но так ли однозначна их «тёмная сторона»?
Наши предки придумывали себе много существ, обитающих в разных местах: в домах, банях, водоёмах, лесах и т. п. Многие из них были связаны с разными природными стихиями и явлениями. Зачастую существа вредили людям лишь тогда, когда те вторгались в их мир, нарушали установленный порядок или традиции рода. Они защищали свою территорию от чужаков, наказывали за трусость, глупость, неумение. Но если видели перед собой героев, наделённых силой, мудростью, знаниями, то могли одарить или стать помощниками.
Какие-то из представителей тёмных сил были более злые, какие-то менее, но именно благодаря им настоящие герои становились крепче, умнее и закалённые.
Русские народные сказки, знакомя детей с отрицательными персонажами, давали представления о реальном мире, в котором существовали зло и жестокость, боль и страх. Ограждать от таких знаний — значит подвергать ребёнка опасностям взрослой жизни, в которую он придёт неподготовленным и, следовательно, слабым и незащищённым.
Если бы дети не встречались в сказках с представителями тёмных сил, они бы не получили представления, что существует смерть, болезнь и прочие неприятности. Они бы не научились бороться со своими страхами, развивать ум и смекалку.
В наше время эти знания и навыки не потеряли своей актуальности. Детей стоит знакомить с такими героями сказок, объясняя их настоящую роль. Но не стоит ими пугать. Хоть наши предки и создавали эти образы, чтобы, порой, через страх научить детей не нарушать определённые запреты и соблюдать правила (осторожнее в лесу, на воде, в бане, у печи и т .п.), в современной жизни эти навыки можно привить другим путём, не опираясь на страх.
А ещё до детей важно донести идею, что любому человеку в жизни, как и добрым сказочным героям, приходится преодолевать трудности, крепнуть, набираться сил, знаний и опыта, чтобы побеждать. Русские народные сказки показывали, что добро всегда сражается с чем-то тёмным, злым. А если приложить усилия, то добро обязательно победит зло!
Мы собрали образы популярных страшных героев из русских традиционных сказок, которые скрывают в себе тайную мудрость. Через этих персонажей наши предки помогали детям постигать мир. Главной задачей «страшилок» было не запугать ребёнка, а научить его жить по правилам, в гармонии с природой и в мире с другими людьми.
Сказки, особенно народные – это культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение. В них собрана жизненная мудрость и опыт, которые простым и понятным языком доносятся до малыша. Вот почему воспитание ребёнка посредством сказки считается одним из наиболее эффективных.
Предполагаемый результат: дети осознают, что сказки нас тоже учат быть мудрыми и добрыми, помогают понять, как бороться с проблемами и конфликтами в жизни. Показывают на своем примере хорошее поведение и плохое, рассказывая к чему может привести обида, жадность, злость и т.д. и именно злодеи сказок дают нам такие знания. Научаться самостоятельно решать соответствующие их возрасту жизненные задачи.
В процессе знакомства со сказками у детей пополниться словарный запас, они станут более грамотно изъяснятся, с большим удовольствием учувствовать в коллективном разговоре и отвечать на вопросы педагога.
Так же появится понимание, что о книгах так же необходимо заботиться: относиться бережно, правильно хранить, реставрировать. Смогут попробовать себя в роли авторов, составляя собственные рассказы и изготавливая, книжки-малышки.
Это все поспособствует развитию эстетического сознания детей, развитию речевой активности, эмоциональной сферы, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей, творческого мышления и воображения.
Этапы реализации проекта:
1.Этап – Организационный
- Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом;
- Формулирование проблемы;
- Выбор способа решения.
2 Этап - планирование деятельности
- Реализация проекта;
- Провести мероприятия согласно плану;
- НОД. Совместная и самостоятельная деятельность;
- Сотрудничество с родителями.
3 Этап – Заключительный
- Подведение итогов.
- Оценить результативность проделанной работы.
Содержание деятельности по этапам реализации проекта:
Этапы проекта:
Организационный
Введение в тему:
- Что дети знают о сказках?
- Что хотят узнать?
- Где можно найти материал по теме?
- Информирование родителей о проекте.
- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, бесед;
- Подбор художественной литературы
- Подбор иллюстраций.
- Приготовление материалов для художественного творчества.
Планирование деятельности
Самостоятельная и совместная творческая деятельность.
Работа над проектом по плану
Проведение совместной деятельности по плану.
Заключительный
Создание книжек- малышек коротких рассказов с героями русских народных сказок : книжки - малышки.
Видео презентация по проекту: «Чему учат сказки».
План осуществления проекта:
Беседы с детьми:
- «Откуда взялась Баба Яга и Кощей Бессмертный в русских народных сказках»;
- «Чему нас учат русские народные сказки».
Непосредственно – образовательная деятельность
- занятие по познавательному развитию: «Книга лучший друг»
- занятие по познавательному развитию» Как появилась книга»;
- занятие по речевому развитию: «Придумывание сказки на предложенную тему»;
- конструирование на тему: «Книжки- малышки».
Совместная деятельность
- д/и «Расскажи сказку»;
- д/и «Собери сказку» (пазл);
- с/р игра «Сказки в шляпке»;
- просмотр кукольного театра, сказка: «Лисичка-сестричка и серый волк»;
- пальчиковая игра: «Любимые сказки»;
- п/и эстафета «Молодильное яблочко»;
- конструирование: «Транспорт для Бабы Яги»;
- п/и эстафета «Баба Яга»;
- работа в уголке книги: «Книжная больница».
Самостоятельна/ Свободная творческая деятельность
- раскрашивание изображений сказочных героев;
- вырезание героев сказки для создания книжек-малышек;
- лепка на тему: «Мой сказочный герой».
Совместная работа родителей с детьми
- чтение русских народных сказок: «Гуси-Лебеди», Царевна-Лягушка»;
- беседа: «Сундучок сказок».
Образовательная деятельность в режимные моменты
- д/и «Расскажи сказку»;
- беседа: «Правила пользования книгой»;
- д/и Сказка наизнанку»;
- ситуативный разговор: «Как бы жили мы без книг?»;
- просмотр видеоролика: «История это интересно. Кощей бессмертный, неожиданные факты»;
- просмотр мультфильма: «Бабка Ежка и другие»;
- чтение х/л: «Кощей Бессмертный», «Финист-Ясный сокол».
Итоги проекта:
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление читать русские народные сказки, желание выяснить, на само ли деле Баба Яга отрицательный герой.
В процессе знакомства со сказками у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре и отвечать на вопросы педагога.
Дети ознакомились русско-народными сказками, научились анализировать сказки, понимать скрытые мотивы поступков героев. Они научились получать эстетическое удовольствие от прочтения русско-народных произведений. Познакомились с основными злодеями русских народных сказок их историей и местом обитания. Узнали о важности сказок в процессе взросления, что они помогают понять детям моральные ценности и основы поведения. Осознали, что сказки нас тоже учат быть мудрыми и добрыми, помогают понять, как бороться с проблемами и конфликтами в жизни. Показывают на своем примере хорошее поведение и плохое рассказывая к чему может привести обида, жадность, злость и т.д.. Учат остерегаться странных и подозрительных людей и ситуаций. И именно злодеи сказок дают нам такие знания.
Научились любить и бережно относиться к книгам. Так же научились самостоятельно решать соответствующие их возрасту жизненные задачи. Появилось желание самостоятельно заняться творчеством- сочинять небольшие рассказы.
Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, развитию речевой активности, эмоциональной сферы, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей, творческого мышления и воображения.
Реализация данного проекта научила детей с огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности. Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами. Результат проекта принес детям удовлетворенность и радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"
Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....
Паспорт краткосрочного творческого проекта в детском саду «НОВАЯ КНИЖКА ДЛЯ ПЕТУШКА»
Паспорт краткосрочного творческого прокта "новая книжка для петушка"...
Викторина игра с родителями "ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ?"
Уважаемые родители тему "Чему учат сказки?" мы рассмотрим в необычной обстановке, хотим предложить вам поиграть....
Проект информационно-творческий «Царство природы в детском саду»
Постановка проблемы Экологическое воспитание актуально всегда, как в формировании, так и в развитии экологической культуры. Уже с детства очень важно сформировать у ребенка ответст...
Паспорт познавательно-творческого проекта в детском саду: «Весна - красна»
Вид проекта:познавательно-творческий, игровой. Цель проекта: Создание необходимых условий для: развития у детей познавательного интереса, желания наблюдать исследовать, сравнивать, сопоставлять п...
Паспорт познавательно - оздоровительного проекта в детском саду: «Быть здоровым»
Вид проекта: познавательно - оздоровительныйЦель проекта: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении и воспитании осознанного от...
Паспорт информационно-творческого проекта в старшей группе детского сада «Праздник Пасха»
Паспорт информационно-творческого проекта в старшей группе детского сада «Праздник Пасха» Тип проекта:По доминирующей в проекте деятельности: информационный.По содержанию: обуча...