Познавательно-исследовательский проект в детском саду старшей подгруппы «Термометр и температура»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Марина Васильевна Доможирова

Проектная деятельность даёт возможность развивать у детей умения выявлять проблему, проводить наблюдения, практические работы, эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл termometr_i_temperatura.docx435.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муиципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Перевозский, Нижегородской области «Детский сад «Жемчужинка»

 Познавательно-исследовательский

проект в детском саду старшей подгруппы

«Термометр и температура»

2021 год

Тема проекта «Измерение температуры»

Тип проекта: 

Индивидуальный

Продолжительность проекта: 

Краткосрочный

Срок реализации:

15.04.2021 г.

Участники:

Ребёнок  подготовительной подгруппы Решетов Максим 6 лет, воспитатель Доможирова Марина Васильевна

Предмет исследования: 

Температура

Методы и формы: 

Познавательно-исследовательский, практический, наглядный, словесный

Материал и оборудование:

- Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека;

- 2 тазика с водой разной температуры (холодной  и  горячей);

- презентация с изображением  времен года;

Необходимые условия для реализации проекта:

- Заинтересованность детей;

- Наличие методического материала;

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие»,

- «Речевое развитие»,

- «Социально-коммуникативное развитие»

Введение:

     В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент её познания и осознанно правильного поведения в природной среде.

     Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на повышение познавательной активности детей. Педагоги ищут новые средства воспитания, которые помогают в обучении дошкольников. Одной из таких форм становится проектная деятельность, которая становится привлекательной и интересной для изучения многих тем, в том числе и за наблюдением температуры тела человека, температуры в помещении и на воздухе.

     Проектная деятельность даёт возможность развивать у детей умения выявлять проблему, проводить наблюдения, практические работы, эксперименты, а также делать простейшие выводы от полученных результатов, делиться полученной информацией.

Актуальность проекта:

     Один из самых важных показателей здоровья человека - температура тела. При действии некоторых факторов на организм человека температура тела повышается или наоборот - падает. Такое явление, как изменение температуры происходит и в природе  в разное время года. Долгое время было неясно, как сказывается изменение температуры на общее состоянии организма человека. Всё

это необходимо знать и уметь применить для решения многих практически значимых проблем, особенно в поисках здоровья.

Проблема исследования:

      Недостаточное количество знаний человека о причинах изменения температуры тела, температуры  в помещении и на воздухе, и почему это может отрицательно сказывается на здоровье человека.

Цель: 

     Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Узнать, от чего зависит температура тела человека.

Задачи:

-познакомить детей с понятием  «температура»;

-формировать представление  о приборе для измерения температуры – термометре;

-сравнить разные виды термометров;

-формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;

-систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и не живой природы в зависимости от температуры воздуха;

-пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр»;

-определить, как меняется температура тела человека в течение дня;

-узнать, какие факторы влияют на изменение температуры тела человека.

Гипотеза исследования:

      Допустим, что температура тела меняется из-за воздействия различных факторов окружающей среды.

Этапы реализации проекта, их краткое описание:

Подготовительный этап:

Выбор проблемы проекта, её обоснование;

Анализ предстоящей деятельности; выделение подтем в теме проекта;

Формирование творческих групп, распределение ролей в пределах группы;

Проектировочный этап:

Подготовка материалов к исследовательской работе;

Планирование технологического процесса;

Определение форм выражения итогов проектной деятельности;

Выполнение технологических действий;

Практический  этап:

Оформление результатов;

Защита, презентация результатов;

Оценка результатов и процесса в целом.

Продукт проекта:

    Буклет о влиянии внешних и внутренних факторов на температуру  человека.

Предполагаемые результаты:

   Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.  Дети  приобретут новый опыт поисково-исследовательской

деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники узнают об изменении температур,  как у человека, так и в помещении и на улице. Данный проект   даст   толчок   развитию   творческого   и   интеллектуального   мышления

дошкольников, умению приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно смогут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к своему здоровью.

Ход  эксперимента:

Воспитатель:

   Здравствуй  Максим, как же на улице холодно. Я так замерзла.  А у вас  в группе тепло, можно  погреться?

Ребёнок:  

Конечно,  входите!  А что  вы  принесли?

Воспитатель:

Да вот заходила сейчас в детский сад, и увидела, висит какая-то штучка, беленькая, красивенькая, я и взяла ее себе. На ней даже  какие-то черточки нарисованы, и красненькая полосочка…  Оооо, посмотри-ка, Максим, а полосочка – то длиннее стала.  (показывает  термометр)  Ты не знаешь, что это за прибор?

Ребёнок:  

Знаю – это термометр.

Воспитатель:

Правильно. А  для чего нужен термометр?

Ребёнок:  

Термометр - это такой прибор для измерения температуры.

Воспитатель:

Совершенно верно! У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная  подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.

 

C:\Users\user\Desktop\температура\IMG_20210420_104503.jpg 

      Назначение термометров бывает разным: для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид – разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри, а теперь

есть термометры  электронные, для измерения температуры тела. Максим, а ты знаешь, для измерения какой температуры, предназначен этот термометр?

Ребенок:

Да. Это термометр для группы.            C:\Users\user\Desktop\температура\IMG_20210420_104916.jpg

 Правильно, молодец! Этот термометр показывает температуру воздуха в помещении. Для  более точного определения температуры, его помещают на стену на высоте 1,5 метров от пола.  

Воспитатель:

Как тепло у вас в группе, и я уже согрелась.  А давай теперь проведем с тобой первый опыт?  

Мальчик:  

Давайте.

Воспитатель:

Давайте посмотрим, сколько же у нас в группе градусов?   C:\Users\user\Desktop\температура\IMG_20210420_104932.jpg  +20.

Это нам показала шкала на градуснике.

Воспитатель:

Максим, а скажи мне, какая погода бывает весной, летом?

Мальчик:

Весной бывает тепло, летом – жарко.

Воспитатель:

Хорошо, а  осенью и зимой?

Мальчик:

Осенью и зимой холодно.

Воспитатель:

Когда мы говорим, что тепло, холодно, жарко, то имеем в виду температуру воздуха.  Измерим температуру на улице. Как ты думаешь, Максим, какой градусник покажет нам правильно температуру воздуха на улице? Комнатный?

Ребёнок:         

Нет, вот этот – уличный.       

C:\Users\user\Desktop\температура\IMG_20210420_105447.jpg

Воспитатель:

Скажи, сколько  на термометре градусов?

Ребёнок:

+12

Воспитатель: Сейчас  мы проведем 2-ой опыт. С помощью определённого термометра нам нужно определить,  в каком из двух тазиков холодная вода, а в каком, горячая? Вначале давай решим, какой градусник нам понадобиться?

Ребёнок:

Для измерения температуры воды.

Воспитатель:

Молодец.  Ну, а теперь давай определим,  в каком тазике какая температура воды? Опускай градусник в первый тазик.  C:\Users\user\Desktop\температура\IMG_20210420_104627.jpg   Какая там температура?

Ребёнок:  

+11 градусов.

Воспитатель:

А теперь опускай градусник в другой тазик. C:\Users\user\Desktop\температура\IMG_20210420_104741.jpg Какая там температура?

Ребёнок:

35 градусов

Воспитатель:  

Что мы можем сказать про наш эксперимент?

Ребёнок:

Во  втором  тазике температура воды +35, значит, там горячая вода, а в первом,    где  +12, вода холодная.

Воспитатель:

А теперь Максим давай проведем 3-ий опыт. Для этого нам нужно измерить  свою температуру тела. Ты знаешь,  какая температура должна быть у здорового человека?

Ребёнок:

36,6

Воспитатель:

 Отлично! Именно эта температура тела должна быть у здорового человека. А  если человек заболел, то у него какая температура?

Ребёнок:

Больше 37

Воспитатель:

Правильно. Ну, теперь можно посмотреть на термометр. Максим, давай  

приложим его к руке, и посмотрим твою температуру. C:\Users\user\Desktop\температура\IMG_20210420_104837.jpg  Так 36 и 1, как ты думаешь, ты  здоров!?

Воспитатель:

 Закончились Максим наши с тобой интересные исследования. Тебе  понравилось?

-С каким прибором мы сегодня с тобой знакомились? (термометр)

-Зачем нужен термометр? (для измерения температуры)

-Почему важно знать, и уметь измерять температуру? (правильно одеваться, не обжечься, вовремя лечиться….)

- Какие виды термометров ты запомнил?

Давай теперь сделаем вывод.

     Температура тела человека в группе и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды  может  отличаться в зависимости от места ее измерения.

Используемая  литература:

  1. Бартон А. и  Эдхолм О., Человек в условиях холода, М., 1957
  2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008
  3. Огирко И.В. Рациональное распределение температуры по поверхности термочувствительного тела, 1984
  4. Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006
  5. Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май / 2008
  6. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением-М: 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму”....

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей  в детском саду...

Консультация для родителей и педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка в детском саду"

Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия....

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей  в детском саду для старшего возраста....

Семинар «Формирование умений воспитателей ДОО проектировать и прогнозировать ППРС для познавательно-исследовательской деятельности в группах детского сада»

С данной презентацией я выступала на семинаре педагогов нашего ДОУ.Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ...

Родительское собрание «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников в детском саду и дома»

Родительское собрание  «Познавательно- исследовательская деятельность  дошкольников в детском саду и дома«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что то одно, но открыть ...

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей  в детском саду...