Проект: Использование мультимедийных презентаций
проект (старшая группа)
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispolzovanie_multimediynyh_prezentatsiy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»
Паспорт методического проекта
Параметры информации | Содержание информации |
1. Общие сведения об авторе | |
Ф.И.О. автора проекта, должность | Венькова Татьяна Анатольевна, воспитатель |
2.Содержание методического проекта | |
Цель проекта | Создание единого информационного пространства ДОУ на основе использования электронных образовательных и информационных ресурсов |
Задачи: | - Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми; - Создание мультимедийных презентаций; - Подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности: - Использование ИКТ в работе: родителями, коллегами. |
Актуальность проблемы | Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Использования игрового занимательного материала на занятиях у дошкольников, мультимедийных презентаций, я заметила, что интерес детей возрос, т.к. занятия стали намного информативней, красочней. Легкая и интересная подача материала на мультимедийных занятиях помогает детям быстрее и лучше запоминать изучаемую информацию. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически. Реализация проекта осуществляется через создание модели информационной образовательной среды, через обучение педагогов ИКТ, формирование информационно – коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса, через активизацию сайта и сообщества ДОУ для родителей с целью оптимизации воспитательно - образовательного процесса. |
Ожидаемые результаты проекта | Использование современных информационно-коммуникационных технологии в образовательной деятельности ДОУ. Разработана система информирования родителей о воспитанниках, его достижениях и преимуществах. Сформирован банк компьютерных дидактических и методических материалов. Систематическое обновление о сайта . |
Основные этапы реализации проекта.
Этапы проекта | Сроки проекта | Пути реализации проекта | |
1 | Проектировочно- организационный | 2021/ 2022 учебный год | Изучение нормативно- правовой базы и педагогической литературы по проблеме. |
Разработка проекта. | |||
2. | Технологический | Введение и реализация проекта | |
3 | Рефлексивный | Анализ реализации целей, задач и результатов проекта. - Подготовка публикаций по результатам деятельности ДОУ по проекту. |
Прогноз возможных негативных последствий
Негативные последствия | Способы устранения | |
1 | Недостаточное материально – техническое обеспечение. | Пополнение, обновление материально – технической базы. |
2 | Недостаточно высокая квалификация | Организация семинаров - практикумов. Курсы повышения квалификации. |
3 | Формирование чувства неуверенности в связи с не владением определенными навыками проблеме использования современных информационно- коммуникационных технологий может вызвать защитные реакции типа отрицания, снижения значимости проекта. | Обеспечение условий для взаимодействия участников проекта, обмен опытом, сотрудничества в творческих группах. |
Поэтапный план реализации проекта
1 этап -проектировочно- организационный:
- разработка нормативно- правовой базы;
- создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
- разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.
2 этап -технологический:
- апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
- подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
- выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
- обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.
3 этап -рефлексивный:
- анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
- обобщение опыта работы;
- трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.
ВЫВОД:
Вначале своей работы использовала только готовые презентации, а потом стала и сама создавать презентации и на основе их целые проекты. У меня уже собралась небольшая коллекция проектов с презентациями:
- «День космонавтики»,
- «С.Я. Маршак»,
- «Скоро в школу»,
- «Чтоб здоровым быть сполна, физкультура всем нужна»,
- «Птицы прилетели»,
- «Родной город» и т.д.
Условно, все презентации, которые мною используются на занятиях, можно разделить на несколько групп это:
Обучающие презентации
Обучающие презентации я использую на начальном этапе, когда необходимо «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, раскрыть богатство животного и растительного мира за счет ярких иллюстраций, завораживающей музыки и видео зарисовок. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Эти презентации, за счёт высокой динамики, эффективно помогают детям более углублённо усвоить материал, активно пополнить словарный запас, развивают их воображение и творческие способности.
В обучающих презентациях есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Презентации-тренинги.
Ко второму типу разработанных презентаций относятся презентации-тренинги. Эти презентации для дошкольников направлены на развитие у детей познавательной, часто математической активности, умение классифицировать геометрические фигуры, предметы окружающего мира. Они развивают воображение детей, зрительную память, логическое мышление. В них дети закрепляют полученные знания. Дети самостоятельно, выполняя веселые красочные задания, получают оценку «молодец! «попробуй еще!», музыкальный фон, звуковые эффекты, а ещё это может быть и весёлая музыка с улыбающимся лицом на экране при правильном решении игровых задач, либо печальное лицо, если задача неправильно решена. Всё это создаёт приятную атмосферу. Во время занятия дошкольникам постоянно предоставляется возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу
Игры-тренинги
Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я разработала ряд презентаций–тренингов, объединенных под общим названием. Это:
- «Подбери знак»
- «Математические цепочки»
- «Знайка»
- «Домашние и дикие звери»
Презентации-загадки: «Угадай, чей голос»; «Отгадай-ка»; «Угадай птицу», «Угадай цветок» и т.д..
Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. Значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышает уровень познавательных способностей.
Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность.
Например, в старшей группе по математическим представлениям при изучении темы «Повторение числа и цифры 5», можно предложить детям посмотреть презентацию «Сосчитай-ка». На слайдах дан иллюстративный материал в виде ряда фруктов и звукового сопровождения счета.
Например, при ознакомлении с художественной литературой по теме «Гуси-лебеди», показывается презентация, в которой рассказывается сказка, а потом задаются вопросы по содержанию данного произведения.
При познании окружающего мира в старшей группе по теме: «Деревья, кусты», можно использовать следующие варианты работ: детям предлагается отгадать загадку: «Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки».(Дерево). Далее проводится беседа о деревьях. Хорошо зарекомендовали себя дидактические игры, например «С какого дерева лист?», «Угадай дерево».
На занятиях по развитию речи, в работе по словообразованию образовываем относительные прилагательные от названий листьев деревьев: лист берёзы – берёзовый лист, лист клёна – кленовый и т. д.; ветка ели – еловая ветка, ветка сосны – сосновая ветка, ветка рябины – рябиновая ветка и т. д. Для закрепления материала предлагается просмотр презентации «Деревья в стихах».
Детей привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Дети очень любят физкультминутки, разминки, с использованием презентаций: под музыку, со сменой слайдов, движущихся человечков, цыплят, гномов и т. д. Они помогают ребятам отвлечься от образовательного процесса и сделать зарядку.
Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Весь мультимедийный презентационный материал для работы с детьми можно структурировать в соответствии с ФГОС по пяти областям
Познание математики: «Цифры», «Фигуры», «Устный счёт», «Счёт со смешариками», «Сравнения», «Сосчитай-ка», «Логика», «Математический поезд», «Время суток», «В мире цветов», Десять обезьянок»;
познание окружающего мира, природа: «Чудеса света», «Чей ребёнок», «Урок вежливости», «У кого какие мамы», «Природные явления», «Насекомые», «Лес и его голоса». «Капелька», «Как растёт вермишелька?», «Как развивается цветок?», «Как развивается лягушка?», «Как говорят животные?», «Цветы-игра», «Жители планеты», «Животные, живущие у воды», «Домашние животные», «Дикие животные», Деревья», «Деревья в стихах», «Вода», «Большой - маленький», «Скотный двор»;
Речевое: «Что едят звери?», «Что делают дети?», «Что взяла, клади на место», «Транспорт», «Теремок», «Сказка о веселом язычке», «Разные загадки», «Пушистые стихи», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Кто как говорит», «Кошка и мышка», «Колобок», Звук Ж», «Жужжащие стихи», «Город Киров», «Буквы и звуки», «Три медведя»;
социально- коммуникативное развитие: беседы «Ребенок один дома», «Уроки безопасности», «Мы дежурим»
Физическое: физкультминутки «Цыплятки», «Кошки-мышки», «Колобок», «Зарядка», «Дорогою добра», «Гномики»; гимнастика для глаз: «Лунтик», Цветик-семицветик».
Художественно-эстетическое: «Как нарисовать маму», «Методика изображения», «Мы лепим из пластилина», «Аппликация из цветной бумаги», «Виды аппликаций», «Слушаем музыку осени» «Времена года» ,дидактическая музыкальная игра «Поющая гусеница»
Мы понимаем, что использование только одного направления информационно-коммуникационных технологий не решит всех проблем в обучении и воспитании, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование информационно-коммуникационных технологий требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к непосредственно-образовательной деятельности. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Литература:
- Мириманова М.С., «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды», 2010.
- Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.
- Компьютер в детском саду. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. //Дошкольное воспитание. – 1990 № 1
- Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. Зворыгина Е.В.// Информатика и образование – 1989 № 6.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Полат Е.С.М.: Академия, 1999.
- Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
- Занимательный компьютер. Симонович С., Евсеев Е. – М., 2004.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. //Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
- Макасер И.Л. «Игра как элемент обучения». //Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 – 73.
- Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр».// Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 – 57
- Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: «Гелиос АРВ», 2000г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину» для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии. (с использованием мультимедийной презентации)
Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину»для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии.( с использованием муль...
Использование мультимедийной презентации в реализации проекта «Книга в детский сад»
1 слайд Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию доклад на теку: Использование мультимедийной презентации в реализации проекта «Книга в детский сад».2 слайд В соответствии с Указом През...
Презентация выступления на педагогическом совете "Использование мультимедийных презентаций в организованной деятельности по музыкальному воспитанию дошкольников"
Выступление на педагогическом совете...
Методическая разработка. Проект по окружающему миру на тему: «Птицы зимой» (с использованием мультимедийной презентации). Вторая младшая группа
Природа и человек неразрывно связаны между собой. Человек во все времена пользовался дарами природы. Будущее живых существ, обитающих в природе, зависит от поступков человека: будет ли человек беречь ...
Презентация "Использование мультимедийных презентаций и дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста "
Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям с...
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Проект Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Применение мультимедийных презентаций является необходимым условием для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих спо...