ООД по основы грамотности в старшей группе на тему « Дружные ребята»
план-конспект занятия (старшая группа)

Обучающая задача: Освоение умения осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять  звуки в слове, отличать гласные звуки от согласных, определять мягкие и твердые  согласные звуки;  подбирать слова с заданным количеством звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_gramotnosti_1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по основы грамотности в старшей группе

на тему « Дружные ребята»

Цель: Упражнять в проведении звукового анализа слова, определении основных качественных характеристик звуков в слове (гласный – согласный), места звука в слове.

Задачи:  

Обучающая задача: Освоение умения осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять  звуки в слове, отличать гласные звуки от согласных, определять мягкие и твердые  согласные звуки;  подбирать слова с заданным количеством звуков;

Определять  количество и последовательность слов в предложении;

Развивающая задача: Развивать внимание, умение замечать и исправлять ошибки при ответах у сверстников;

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к письменным формам речи.

Словарная работа: «звук», «гласный звук», «согласный звук». «предложение».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие». «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материал и оборудование: игрушки – Кот, Мышка; рабочая тетрадь с нарисованной схемой звукового анализа слова, цветные карандаши; картинки - карточки с изображенными предметами ( трехзвуковые слова + один рисунок с 4-мя и более звуками – по выбору воспитателя);

Предшествующая работа:

1.Изучение методической литературы:

  • «Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования»/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева  (и др.).-СПб.; ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2016.-352с.
  • Драгунова О.В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника».-Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995.-232с.
  • Ельцова О.М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте».- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 320с.
  • Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте».- М.: Школьная Пресса, 2002.- 144с.

2. Изготовление материала, подготовка слайдов;

3. Проведение словесных и дидактических игр «Доскажи словечко», «Отгадай загадку», «Живые слова», «Четвертый лишний»;

4.Работа в тетрадях: звуковой анализ слова, предложения;

Методы и методические приемы:

Вводная часть: 1.Сюрпризный момент: «Угадай, кто к нам пришел»

2. Словесная игра «Отгадай загадку»

3 Игровая мотивация: «Познакомим гостей со звуками русского языка»

Основная часть: 4. Игра «Знакомьтесь, это я» (физкультпауза);

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

6.Составление звукового анализа слова «Придумай и раскрась».

7. Подвижная игра «Живые слова».

Заключительная часть: 8.Обобщение. Итог.

 

Ход ООД: Организационный момент – дети сидят полукругом. Игрушки – гости – прикрытые платочком, сидят на стуле напротив детей. На столах у детей предметные картинки – трехзвуковые слова (по выбору воспитателя).

Вводная часть: Ой, ребята, кто это здесь? Прикрылся, сидит. Кто бы это мог быть, как вы думаете? (предположения детей). Тут и письмецо лежит. Почитаем? (открываю, удивляясь, читаю) «Здравствуйте, дорогие ребята. Нам очень хочется учиться. Но мы не знаем, где можно научиться читать, писать, а еще очень хочется научиться дружить. А чтобы вы догадались: кто мы, мы предлагаем вам отгадать наши загадки. Их нам наша бабушка дала. Ваши…». А вот и загадки (достаю маленькие открытки). Почитаем, ребята, отгадаем? Вы готовы? Тогда слушайте.

Словесная  игра « Отгадай загадку».

  1. Отворилась тихо дверь –
    И вошел усатый зверь.
    Сел у печки, жмурясь сладко,
    И умылся мягкой лапкой (кот).
  2. Эта маленькая крошка
    Рада даже хлебной крошке,
    Потому что дотемна,
    В норке прячется она (мышь).

-Посмотрим? Правильно ли мы отгадали? (открываю платочек, а там сидят кот и мышка). Ребята, а ничего удивительного вы не замечаете? (ответы детей). И все – таки смотрите внимательнее, разве так бывает – кот вместе с мышкой сидят! ( гости здороваются с детьми и просят их не прогонять).

-Гости дорогие, будьте как дома. Присаживайтесь, пожалуйста (дети подают стульчики). О чем же нас просили, наши гости? ( Ответы детей. Если затрудняются , можно прочитать письмо еще раз). Да, верно, они нас просили научить читать, писать и главное, научить дружить! Научим? Постараемся? Тогда, вперед!

Основная часть:

 -Чтобы научиться читать и писать, нам сначала нужно научиться слышать звуки. Верно? Мы также знаем, что звуков вокруг нас очень много. Можете назвать нашим друзьям, какие звуки вы каждый день слышите? (ответы детей: шум улицы, автомашин, музыка, шелест листьев, шум ветра и т.д.) Все правильно. А если я скажу слово, вы опять услышите его, то есть слышите звуки. Например: слово «дом». Какие звуки в слове вы слышите? Правильно. Первый звук в слове (д) , второй – (о) , ну а последний, третий звук в слове - (м) звук  (слово проговаривается протяжно, каждый раз выделяя тот звук, который дети должны определить).

-Пришла пора поиграть. Встали все в круг, взялись за руки, гостей посадим в середину круга на стульчик и слушаем меня внимательно. Игра называется «Знакомьтесь, это я». Начнем с меня. Меня зовут Маша. Первый звук моего имени (м) (каждый ребенок аналогично представляет себя). Так как наши гости не умеют называть себя, мы им поможем. Правда? (звуковой анализ слов: кот, мышь). А сколько звуков в этих словах? Давайте назовем их. В слове «кот» - три звука: (к), (о), (т); а в слове «мышь»? Тоже три звука (м), (ы), (шь) (ответы хоровые и индивидуальные). Вот мы и познакомились. А мы все знаем, что дружба начинается со знакомства. Сейчас мы все сядем на свои места и рассмотрим картинки, которые лежат на ваших столах (даю паузу, чтобы дети сели, рассмотрели картинку и успокоились).

- Игра называется «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно на свои карточки: как вы думаете, почему игру назвали так, разве может быть там что-то лишнее? (Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, то применяю подсказку: что нарисовано, сколько звуков в данном слове, а сколько же звуков в остальных словах? В итоге  четвертый лишний:  рисунок, в названии которого 4 и более звуков). Все слова, которые мы сейчас с вами назвали, состоят из скольких звуков? Правильно, из трех звуков. Сейчас нам Коля назовет свое слово из трех звуков. Не забудьте, надо назвать первый, второй и третий звуки слова и сказать,  который из них гласный звук.

Что это за звуки – гласные? Правильно, это звуки, которые мы можем петь, и нам не мешают при этом ни язык, ни зубы, ни губы. Например: (ооо; аааа) (спрашиваю индивидуально у 3-4 детей; остальные дети проверяют ответы сверстников).

-Молодцы! С заданием справились и гости заулыбались. Посмотрите на их лица, довольные, они рады, что  таких хороших детей они встретили!  

-Ну а мы продолжаем нашу игру дальше. Откройте все свои тетради. Открыли? Посмотрите, что нового вы там видите? Да, кружочки. И они у вас разные: у кого – то синие, а у кого – то зеленые. А всего их сколько? Правильно, три. Так что же это такое? (Ответы детей. Если не смогут ответить, помогает воспитатель). Да, это схемы слов и не просто схемы, а звуковой анализ слова. Если кружочков три, то значит в данном слове звуков всего три, не больше, и не меньше. А вот что обозначает синий круг? Конечно, это согласный звук, и не просто согласный, а твердый согласный звук. Например: сссом, ссани, сслон. Ну а зеленый круг – это мягкий согласный звук: мммел, ммиска. Вспомнили? И в слове обязательно есть гласный звук, его мы обозначаем красным цветом. Правильно? И вот перед вами задача непростая. Вам надо придумать слово из трех звуков: у кого – то оно начинается с мягкой согласной, у кого – то с твердой согласной, но обязательно в слове один гласный звук. Подумайте. И не только придумать, но и закрасить остальные два звука. Если кто – то затруднится, поднимите руку, я к вам подойду (сначала дети называют слова, затем закрашивают). Давайте покажем выполненные задания нашим гостям. Что скажут они? (от имени персонажей говорит воспитатель и положительно отзывается о работах). Гости оценили вашу работу. А я свою оценку скажу после игры.

-Есть еще одна интересная игра. Мы с вами уже играли и называется она «Живые слова». Почему живые, потому что в этой игре слово – это ребенок и он будет двигаться: шагать, бегать. Вспомнили?  Сегодня нам нужны будут трое. Кто желает? (по желанию детей выбираются три ребенка). А слова сегодня такие: «одевать», «мальчик», «рубашка». Таня, ты слово «одевать». Напомним, что слова могут меняться. Например: «девочка», это может быть «девочки», «девочке», «девочку», то есть меняется окончание (еще раз с интонацией повторяю эти слова). Таня, ты какое слово? (воспитатель дает установку на то, чтобы каждый ребенок запомнил свое слово и не забывал. Каждый ребенок  повторяет и запоминает свое слово). А теперь самое простое. Вам нужно из этих слов составить предложение. Что мы составляем? (слово «предложение» повторяется хором и 2-3 детьми индивидуально). Важно запомнить, что в предложении каждое слово занимает свое место. Пока играет бубен «слова» двигаются, а как только бубен перестает играть, вам надо встать так, чтобы получилось правильно построенное предложение (дается образец предложения, если дети затрудняются. Предложения «читают» и индивидуально, и хором после того, как его прочитают сами дети - «слова». Игра повторяется 2-3 раза).

Заключительная часть: Вот и подошло к концу наше с вами время. И гости, наверное, тоже устали немножко: ведь все, что они сегодня слышали, видели было для них новое, незнакомое. Ну а мы надеемся, что они к нам еще придут. Да, ребята? Ведь читать и писать – это очень сложное дело, и его долго надо учить, а вот дружить – подружились мы уже сегодня. Все задания выполняли вместе, дружно, и ни разу не поссорились. Правда, мальчики и девочки? И гостей мы с вами, может, пригласим на прогулку? Приглашаем вас, гости дорогие, с нами на улицу, поиграть.

-А перед этим хочу сказать, что с заданиями справились сегодня в основном все. Кому-то было труднее, кому-то легче. Какие задания на ваш взгляд было труднее всех выполнить? (ответы детей).  А какое оказалось для вас самым легким? (ответы детей). Значит, есть еще над чем поработать. Согласны?  (Далее выделяю самых внимательных, детей, которые были очень активными при ответах. А тем, кто воздержался от ответов, пожелание быть более активными, внимательными).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг в старшей группе "Все мы-дружные ребята!"

Спортивный досуг в старшей группе "Все мы-дружные ребята!"...

Сценарий развлечения для детей старшей группы на тему: « Как ребята учили зайку правилам дорожного движения».

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора....

Комплексное занятие в старшей группе детского сада «Дружные ребята»

Комплексное занятие в старшей группе детского сада«Дружные ребята» Программное содержание:Учить детей доброжелательно относится друг к другу.Формировать доброжелательные чувства, поло...

Планирование в старшей группе по теме "Всем ребятам надо знать, как по улице шагать"

Тематическая неделя в старшей группе по теме "Праила дорожного движения"...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...