ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ПОЧЕМУЧКА»
рабочая программа (подготовительная группа)

Коняхина Татьяна Анатольевна

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

 «ПОЧЕМУЧКА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

 «ПОЧЕМУЧКА»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Саранск 2020-2021

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа

«Почемучка»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель Коняхина

Татьяна Анатольевна

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад № 66»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Лихачева д. 13а

Цель программы

обогащение двигательного опыта детей за счет усвоения разнообразных действий с мячом на достаточно высоком уровне.

Направленность программы

физкультурно-спортивная

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

  • овладение названия спортивных игр с мячом; имеет представление об истории и правилах различных игр с мячом;
  • владение приёмами и правилами использования спортивного оборудования; свободно выполняет разнообразные манипуляции с мячом: ведение, держание, передача, ловля, броски в процессе движения, прицеливание, отбивание, подбрасывание, перебрасывание, соединение движений с хлопками, различными поворотами;
  • проявление желания играть в популярные спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

9

4.

Содержание изучаемого курса

12

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

15

6.

Список литературы

21

7

Приложения

23

Приложение 1 Консультация для родителей на тему

34

Приложение 2 Комплекс занятий №1

38

Приложение 3 Комплекс занятий №2

40

Приложение 4 Картотека игр

45


Пояснительная записка

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным.

Мы хотим видеть наших воспитанников самостоятельными,  любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Ребенок дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.

 В предметном окружении  дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет   ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира.  За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков,  К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения.

Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. Несмотря на многие позитивные стороны детское  экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:

- недостаточной теоретической проработанностью вопроса;

          - нехваткой методической литературы.

Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н.Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности».

С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработан кружок «Почемучка».

Направленность программы

Направленность дополнительной образовательной  программы  (научно-техническая,  эколого-биологическая, естественнонаучная).

 Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников

Новизна программы

Новизна введение  изучения  новых образовательных  областей,  новых технологий,  видов  деятельности  (для программ,  претендующих  называться

авторскими).

Новизна программы «Почемучка» заключается: в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем

вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды

.

Актуальность программы

Актуальность программы (ориентация на решение  наиболее значимых  проблем дополнительного образования).

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным

средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми -возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

В процессе экспериментирования идет
обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения.

Отличительные  особенности программы

Отличительные особенности программы:  учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о предметах, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию познавательных  качеств у воспитанников объединения.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.

Педагогическая  целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

При составлении программы учитывались следующие

принципы:
Деятельностного подхода
Индивидуально-дифференцированного подхода
Максимальной опоры на различные анализаторы
Поэтапности и последовательности
Системности и регулярности
Комплексности.

Цель программы

Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

ЦЕЛЬ  

  1. Образовательный  процесс общеразвивающей направленности:

А)  создать  условия  для  формирования  познавательной;

Б) содействовать развитию индивидуальный способностей  ;

В)  содействовать  удовлетворению образовательных  потребностей  детей  в научно-экспериментальной деятельности  .

  1. Образовательный  процесс досугового  типа:  

Содействовать  организации содержательного досуга детей.

  1. Образовательный  процесс обучающей  направленности:  

Цель  может быть:

Способствовать приобретению знаний и навыков.

4) Образовательный  процесс специализированного типа:

Создавать условия для оказания психолого-педагогической,  социально-психологической,  специальной  помощи детям.

Задачи программы

Задачи образовательных программ:

Обучающие:

-развитие познавательного интереса у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

-включение  в  познавательную деятельность, обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

-приобретение определенных навыков и знаний

развитие мотивации к познавательному виду деятельности и.

Развивающие:

-развитие деловых качеств, таких как самостоятельность,  ответственность, активность и т.д.;

-формирование  потребностей  в самопознании, саморазвитии. 

-развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать  последствия);

-развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);

-расширять представления  о физических свойствах окружающего мира:

-учить фиксировать результаты исследований;

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Воспитательные:

-формирование  у  воспитанника социальной активности, гражданской позиции;

-культуры  общения  и  поведения  в социуме;

-навыков  здорового  образа  жизни  и т.д.

        

Возраст детей

        

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6-7 лет.

-  состав  группы  постоянный;

-  особенности  набора  обучающихся свободный;

- базовые знания.

Сроки  реализации

Сроки  реализации дополнительной образовательной  программы:

одноступенчатый  образовательный процесс (с 1.10.2017 по 30.05.2018);

Формы и режим занятий

Форма  детского  образовательного объединения  - кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в год – 32часа 50мин (65 занятия)

- кол-во часов и занятий в неделю – 2 раза в неделю по 30 мин,

- периодичность занятий – вторник, четверг.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают
занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты,
экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации
учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты,
проекты познавательного и исследовательского характера.
Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах
предметов окружающего мира.
Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной
речью.
Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с
взрослым.
Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.
Способы проверки результатов освоения программы кружка «Почемучки»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания.
Заключительным мероприятием является познавательный праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...