ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ПОЧЕМУЧКА»
рабочая программа (подготовительная группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ПОЧЕМУЧКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_4.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ПОЧЕМУЧКА»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Саранск 2020-2021
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Почемучка» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель Коняхина Татьяна Анатольевна |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад № 66» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Лихачева д. 13а |
Цель программы | обогащение двигательного опыта детей за счет усвоения разнообразных действий с мячом на достаточно высоком уровне. |
Направленность программы | физкультурно-спортивная |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 9 |
4. | Содержание изучаемого курса | 12 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 15 |
6. | Список литературы | 21 |
7 | Приложения | 23 |
Приложение 1 Консультация для родителей на тему | 34 | |
Приложение 2 Комплекс занятий №1 | 38 | |
Приложение 3 Комплекс занятий №2 | 40 | |
Приложение 4 Картотека игр | 45 |
Пояснительная записка
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным.
Мы хотим видеть наших воспитанников самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Ребенок дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.
В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения.
Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:
- недостаточной теоретической проработанностью вопроса;
- нехваткой методической литературы.
Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н.Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности».
С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработан кружок «Почемучка».
Направленность программы
Направленность дополнительной образовательной программы (научно-техническая, эколого-биологическая, естественнонаучная).
Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников
Новизна программы
Новизна введение изучения новых образовательных областей, новых технологий, видов деятельности (для программ, претендующих называться
авторскими).
Новизна программы «Почемучка» заключается: в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем
вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды
.
Актуальность программы
Актуальность программы (ориентация на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования).
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным
средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми -возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
В процессе экспериментирования идет
обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы: учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о предметах, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию познавательных качеств у воспитанников объединения.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
При составлении программы учитывались следующие
принципы:
Деятельностного подхода
Индивидуально-дифференцированного подхода
Максимальной опоры на различные анализаторы
Поэтапности и последовательности
Системности и регулярности
Комплексности.
Цель программы
Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
ЦЕЛЬ
- Образовательный процесс общеразвивающей направленности:
А) создать условия для формирования познавательной;
Б) содействовать развитию индивидуальный способностей ;
В) содействовать удовлетворению образовательных потребностей детей в научно-экспериментальной деятельности .
- Образовательный процесс досугового типа:
Содействовать организации содержательного досуга детей.
- Образовательный процесс обучающей направленности:
Цель может быть:
Способствовать приобретению знаний и навыков.
4) Образовательный процесс специализированного типа:
Создавать условия для оказания психолого-педагогической, социально-психологической, специальной помощи детям.
Задачи программы
Задачи образовательных программ:
Обучающие:
-развитие познавательного интереса у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
-включение в познавательную деятельность, обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
-приобретение определенных навыков и знаний
развитие мотивации к познавательному виду деятельности и.
Развивающие:
-развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность и т.д.;
-формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.
-развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
-развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);
-расширять представления о физических свойствах окружающего мира:
-учить фиксировать результаты исследований;
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Воспитательные:
-формирование у воспитанника социальной активности, гражданской позиции;
-культуры общения и поведения в социуме;
-навыков здорового образа жизни и т.д.
Возраст детей
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6-7 лет.
- состав группы постоянный;
- особенности набора обучающихся свободный;
- базовые знания.
Сроки реализации
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
одноступенчатый образовательный процесс (с 1.10.2017 по 30.05.2018);
Формы и режим занятий
Форма детского образовательного объединения - кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в год – 32часа 50мин (65 занятия)
- кол-во часов и занятий в неделю – 2 раза в неделю по 30 мин,
- периодичность занятий – вторник, четверг.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают
занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты,
экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации
учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты,
проекты познавательного и исследовательского характера.
Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах
предметов окружающего мира.
Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной
речью.
Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с
взрослым.
Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.
Способы проверки результатов освоения программы кружка «Почемучки»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания.
Заключительным мероприятием является познавательный праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...